Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Колесник Н.Н. (доверенность от 20.01.2012 N 071-13/1030), Рягузовой М.В. (доверенность от 11.01.2012 N 071-13/100), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Карат" (ИНН 2337039619 ОГРН 1092337000546), направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2012 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-10499/2011, установил следующее.
ООО "Карат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения N 10309000/240311/26 от 24.03.2011 об отмене в порядке ведомственного контроля принятых решений Крымского таможенного поста о принятии таможенной стоимости товара.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012, заявленные обществом требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что при определении срока, в течение которого таможенный орган имел право на осуществление проверочных действий по отношению к товарам, задекларированным обществом до введения в действие Таможенного кодекса таможенного союза, необходимо руководствоваться положениями Таможенного кодекса Российской Федерации. Поскольку оспариваемое решение принято 24.03.2011, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения в отношении части ГТД, по которым товар выпущен в свободное обращение по 23.03.2010 включительно. Суд указал на возможность осуществления таможенным органом проверочных действий лишь в отношении ГТД N 10309090/240310/П000457, 10309090/240310/П000459, 10309090/290310/0000497, 10309090/300310/0000505. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что в силу соответствия произведенной корректировки требованиям законодательства Российской Федерации у Краснодарской таможни отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения об отмене утвержденной Крымским таможенным постом корректировки таможенной стоимости товара, задекларированного по спорным ГТД.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась таможня с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что поскольку на дату вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза не истек годичный срок проверки достоверности сведений после выпуска товаров, применяются положения статьи 370 и 99 Таможенного кодекса таможенного союза.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу таможни - без удовлетворения.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей таможни, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и фирма "VITEKS TEKSTIL SAN.TURISM IS VE DIS.TIC.LTD.STI" (Турция) заключили внешнеторговый контракт от 27.03.2009 N 1 на поставку товара - трикотажное полотно поперечно-вязанное машинного вязания, производство - Турция.
Во исполнение названного контракта обществом на таможенную территорию Российской Федерации в период с 18.01.2010 по 30.03.2010 ввезены товары, которые оформлены по ГТД N 10309090/180110/П000030, 10309090/180110/П000031 10309090/180110/П000033, 10309090/180110/П000035, 10309090/180110/П000036, 10309090/220110/0000071, 10309090/250110/П000087, 10309090/020210/0000130, 10309090/020210/0000131, 0309090/050210/П000156, 10309090/050210/П000157, 10309090/090210/0000165, 10309090/160210/0000207, 10309090/180210/0000227, 10309090/190210/0000233, 10309090/010310/0000290, 10309090/260210/0000273, 10309090/090310/0000336, 10309090/090310/0000337, 10309090/110310/0000357, 10309090/110310/0000358, 10309090/120310/0000371, 10309090/160310/0000402, 10309090/230310/0000446, 10309090/230310/0000444, 10309090/290310/0000497 и 10309090/300310/000050.
Для целей таможенного оформления и подтверждения таможенной стоимости ввозимых товаров общество представило в таможенный орган необходимый пакет документов согласно описи к каждой таможенной декларации, в том числе: договор (контракт) на поставку товаров от 27.03.2009 N 1, дополнительное соглашение к нему, паспорт сделки, инвойс на каждую партию товаров, декларацию таможенной стоимости и другие документы, необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, таможенная стоимость товаров была определена декларантом по третьему методу определения таможенной оценки "по стоимости сделки с однородными товарами". Для расчета определения таможенной стоимости товаров в качестве основы использована ценовая информация о таможенной стоимости "однородных" товаров, оформленных по ГТД N10317090/281009/0005142 на таможенном посту "Новороссийский"; оформлен товар-"полотно шириной 150 см, поперечно-вязанное, трикотажное, плательно-костюмное, машинного вязания из хлопчато-бумажной пряжи, напечатанное, для швейного производства, производство-Турция".
Товары по ГТД общества выпущены таможенным постом "Крымский" в свободное обращение в период с 21.01.2010 по 31.03.2010.
В период с 19.01.2010 по 24.03.2010 по ГТД N 10309090/010310/0000295, 10309090/040310/0000319, 10309090/090310/0000335, 10309090/150310/0000381, 10309090/150310/0000384, 10309090/150310/0000387, 0309090/170310/0000415, 10309090/240310/П000457, 10309090/240310/П000459, 10309090/010210/0000113, 10309090/090210/П000159, 10309090/100210/0000169, 10309090/110210/0000179, 10309090/120210/П000200, 10309090/170210/0000215, 10309090/170210/0000216, 10309090/180210/0000223, 10309090/190210/0000229, 10309090/190210/0000230, 10309090/180210/0000287, 10309090/190110/П000044, 10309090/190110/П000045, 10309090/200110/П000048, 10309090/200110/П000049, 10309090/210110/0000062, 10309090/210110/0000065, 10309090/260110/0000092, 10309090/290110/П000111, 10309090/290110/П000112, обществом были ввезены товары - трикотажное полотно поперечно-вязанное машинного вязания, производство Турция, в рамках исполнения контракта от 27.03.2009 N 2, заключенного между обществом и фирмой "MURAT TEKSTIL SAN.TIC. LTD STI", Турция.
Для целей таможенного оформления и подтверждения таможенной стоимости ввозимых товаров общество представило в таможенный орган необходимый пакет документов согласно описи к каждой таможенной декларации, в том числе: договор (контракт) на поставку товаров от 27.03.2009 N 2, с дополнительным соглашением к контракту, паспорт сделки, счет (инвойс) на каждую партию товаров, декларация таможенной стоимости и другие документы, необходимых для таможенного оформления товаров. Таможенная стоимость товаров была определена декларантом по третьему методу определения таможенной оценки "по стоимости сделки с однородными товарами". Для расчета определения таможенной стоимости товаров в качестве основы использована ценовая информация о таможенной стоимости "однородных" товаров по ГТД N 10317090/281009/0005142, 10317020/051009/0001714, 10113020/201109/0007297, 10317090/121009/0004688 и 10126120/281209/0008519 на таможенном посту "Новороссийский", а именно: "полотно шириной 150 см, поперечно-вязанное, трикотажное, плательно-костюмное, машинного вязания из хлопчато-бумажной пряжи, напечатанное, для швейного производства, производство - Турция".
Товары по ГТД общества выпущены таможенным постом "Крымский" в свободное обращение в период с 21.01.2010. по 29.03.2010.
В рамках исполнения контракта от 24.02.2010 N 1/24/02 заключенного между обществом и фирмой "BAKSANLI TEKSTIL MAKINA SAN DIS.LTD STI", Турция, общество ввезло товар - трикотажное полотно поперечно-вязанное машинного вязания, производство - Турция, который оформлен по ГТД N 10309090/110310/0000350.
Для целей таможенного оформления и подтверждения таможенной стоимости ввозимого товара общество представило в таможенный орган все необходимые документы согласно описи, а именно: договор (контракт) на поставку товара от 24.02.2010 N 1/24/02 с дополнительным соглашением к контракту, паспорт сделки, счет (инвойс) на каждую партию поставляемого товара, декларация таможенной стоимости и другие документы, необходимых для таможенного оформления товаров. Таможенная стоимость товара была определена декларантом по третьему методу определения таможенной оценки "по стоимости сделки с однородными товарами". Товар по указанной ГТД выпущен таможенным постом "Крымский" в свободное обращение 11.03.2010.
В рамках исполнения контракта от 20.07.2009 N 4, заключенного между обществом и фирмой "DOGAN TEKSTIL LTD. STI", Турция, общество ввезло товар - трикотажное полотно поперечно-вязанное машинного вязания, производство - Турция, который оформлен по ГТД N 10309090/170310/0000414, 10309090/090210/0000161. Для целей таможенного оформления и подтверждения таможенной стоимости ввозимого товара общество представило в таможенный орган все необходимые документы согласно описи, а именно: договор (контракт) на поставку товара от 20.07.2009 N 4, с дополнительным соглашением к контракту, паспорт сделки, счет (инвойс) на каждую партию поставляемого товара, декларация таможенной стоимости и другие документы, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом. Таможенная стоимость товара определена декларантом по третьему методу определения таможенной оценки "по стоимости сделки с однородными товарами". Товар по ГТД общества выпущен таможенным постом "Крымский" в свободное обращение: по ГТД N 10309090/170310/0000414 - 18.03.2010, по ГТД N 10309090/090210/0000161 - 09.02.2010.
Краснодарской таможней в порядке ведомственного контроля проведена проверка решения таможенного поста "Крымский" о принятии таможенной стоимости товаров, оформленных обществом в 59 ГТД, по результатам которой решением от 24.03.2011 N 10309000/240311/26 названные решения Крымского таможенного поста признаны не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и отменены; ОКТС Краснодарской таможни предписано принять меры по корректировке таможенной стоимости товаров - трикотажного полотна, оформленного по названным ГТД.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций установили все фактические обстоятельства дела, в совокупности оценили представленные в материалы дела доказательства, правильно применил нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты, которые не подлежат отмене или изменению.
Суды установили, что ввезенные обществом товары выпущены в свободное обращение на территории Российской Федерации в период с 20.01.2010 по 09.02.2010, то есть в период действия Таможенного кодекса Российской Федерации; таможенное оформление и выпуск товаров также состоялись и завершены в период действия норм Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, в том числе меры по уплате таможенных платежей и по соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 360 Таможенного кодекса Российской Федерации товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при прибытии их на таможенную территорию Российской Федерации и до момента выпуска для свободного обращения.
Согласно пункта 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
По смыслу приведенных норм указанный годичный срок является пресекательным, обеспечивающим стабильность внешнеторгового оборота и определенность таможенных правоотношений и не может быть продлен ни при каких обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 366 Таможенного кодекса таможенного союза положения Таможенного кодекса таможенного союза применяются к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу. Пунктом 2 данной статьи прямо предусмотрено, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 названного Кодекса.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды обоснованно указали что по истечении годичного срока, установленного статьей 361 Таможенного кодекса Российской Федерации, в отношении лица неправомерно не только проведение таможенного контроля, но и применение к нему каких-либо принудительных мер, в том числе мер по принудительному взысканию таможенных платежей в связи с корректировкой заявленной таможенной стоимости.
В силу пункта 9 статьи 370 Таможенного кодекса таможенного союза положения данной статьи применяются к товарам, помещенным под таможенные режимы в соответствии с пунктом 4 статьи 368 Кодекса, только после вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза.
Согласно пункта 4 статьи 368 Таможенного кодекса таможенного союза товары, таможенная декларация на которые принята (зарегистрирована) таможенным органом до вступления в силу Кодекса, подлежат помещению под заявленный таможенный режим в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов таможенного союза, на день принятия (регистрации) таможенным органом этой таможенной декларации.
Обоснованным является вывод судов, о том, что из содержания норм Таможенного кодекса таможенного союза прямо не следует о придании некоторым нормам обратной силы в отношении правоотношений, связанных с изменением прав и обязанностей, возникших до вступления в силу положений Таможенного кодекса таможенного союза.
Необходимость наличия прямого указания на обратную силу закона также регламентирована пунктом 3 статьи 3 Таможенного кодекса таможенного союза, согласно которому при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24.10.1996 N 17-П указал на абсолютный характер правила об отсутствии обратной силы закона, ухудшающего положение граждан. Так, суд указал, что по смыслу Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 14.06.1994 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в гражданском, таможенном, уголовном законодательстве.
Распространение трехгодичного срока на правоотношения, возникшие до введения в действие Таможенного кодекса таможенного союза, является ухудшением положения заявителя.
С учетом того, что оспариваемое в рамках настоящего дела решение N 10309000/240311/26 принято 24.03.2011, суды правомерно сделали вывод о том, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения в отношении части ГТД, по которым товары выпущены в свободное обращение до 23.03.2010. Таким образом, таможенный орган был вправе проводить проверочные действия лишь в отношении ГТД N 10309090/240310/П000457, 10309090/240310/П000459, 10309090/290310/0000497 и 10309090/300310/0000505.
Из материалов дела следует, что общество определило таможенную стоимость ввезенных товаров по некоторым ГТД по третьему методу определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с однородными товарами), а по остальной части ГТД - по шестому методу на базе третьего метода определения таможенной стоимости.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды правомерно признали корректировку таможенной стоимости, произведенную Крымским таможенным постом, обоснованной и достоверной. Согласно выпискам из ГТД, полученным из ИАС "Мониторинг-Анализ", корректировка таможенной стоимости осуществлялась на основе использования данных о стоимости сделки с однородными товарами на основе товаров, условия которых сопоставимы с описанием товаров, поставляемых в адрес общества.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что у Краснодарской таможни отсутствовали основания для отмены утвержденной Крымским таможенным постом корректировки таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорным 59 грузовым таможенным декларациям является правильным.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по делу N А32-10499/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.