Государственное и муниципальное имущество
Согласно действующему законодательству имущество может принадлежать на праве собственности различным публично-правовым образованиям - Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (ст.ст. 214, 215 ГК РФ).
Имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ), является государственной собственностью (п. 1 ст. 214 ГК РФ). В свою очередь, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Такое имущество:
- числится в составе казны публично-правового образования;
- закрепляется за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;
- закрепляется за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с действующим гражданским законодательством имущество не может принадлежать государственному (муниципальному) учреждению на праве собственности (ст.ст. 123.21, 296, 299 ГК РФ; определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2015 N 303-ЭС15-3678). Собственником имущества, учитываемого в балансовом учете организаций государственного сектора, является публично-правовое образование.
Данное правило в полной мере распространяется на имущество:
1) закрепленное за учреждениями собственником (учредителем);
2) приобретенное за счет средств, выделенных собственником (учредителем) на приобретение этого имущества;
3) приобретенное учреждением по договору или иным основаниям;
4) относящееся к плодам, продукции и доходам от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.
Права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять уполномоченные органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
При принятии решения о закреплении имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), об изъятии такого имущества должна проводиться работа по сопоставлению назначения и характеристик объектов имущества*(1):
- с функциями соответствующих органов власти (местного самоуправления);
- с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, за которыми закрепляется (закреплено) имущество.
Более того, по отдельным объектам имущества при их закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) может определяться целевая функция (целевое назначение).
Собственники имущества государственных (муниципальных) учреждений (публично-правовые образования) реализуют свои права с учетом ряда специальных положений, предусмотренных, в частности, ст.ст. 123.21, 123.22, 296, 298 ГК РФ, ст. 9.2 Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. ст. 2 - 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Так, субсидиарная ответственность собственников предусмотрена в отношении всех обязательств казенных учреждений, а также в отношении обязательств бюджетных и автономных учреждений, связанных с причинением вреда гражданам (п.п. 4-6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ). Распоряжаться по своему усмотрению собственник может только тем имуществом, которое изъято им в установленном порядке у государственного (муниципального) учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ; п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).
Имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям на праве собственности, подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих Реестрах на основании информации, предоставляемой правообладателями (балансодержателями) данного имущества, в том числе и государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок ведения Реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно (смотрите, например, Положение об учете федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447).
Кроме того, в рамках публично-правового образования может устанавливаться общий порядок списания имущества, принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности (см., например, Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).
Особенности правового режима отдельных категорий имущества государственных (муниципальных) учреждений различных типов представлены в таблице:
Правовой режим имущества, учитываемого на балансе госучреждения | Денежные средства | Прочее имущество | |||||
Закрепленное собственником / приобретенное за счет средств собственника | Поступившее в рамках приносящей доход деятельности | ||||||
Движимое | Недвижимое | Движимое | Недвижимое | ||||
Особо ценное | Иное | Особо ценное | Иное | ||||
Казенное учреждение | |||||||
Вправе распоряжаться самостоятельно | НЕТ*(2) | Х | НЕТ | Х | |||
Отвечает по своим обязательствам | ДА | НЕТ | |||||
Получает от собственника финансовое обеспечение на содержание имущества | Х | ДА | |||||
Бюджетное учреждение | |||||||
Вправе распоряжаться самостоятельно | ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | ДА | ДА | НЕТ |
Отвечает по своим обязательствам | ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | ДА | ДА | НЕТ |
Получает от собственника финансовое обеспечение на содержание имущества | Х | ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | НЕТ | НЕТ |
Автономное учреждение | |||||||
Вправе распоряжаться самостоятельно | ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | ДА | ДА | ДА |
Отвечает по своим обязательствам | ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | ДА | ДА | ДА |
Получает от собственника финансовое обеспечение на содержание имущества | Х | ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | НЕТ | НЕТ |
______________________________
*(1) На федеральном уровне работа по сопоставлению объектов имущества с функциями органов власти ведется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (см. также "Методические рекомендации по определению целевого назначения федерального имущества...", утв. приказом Минэкономразвития России от 26.12.2013 N 784).
*(2) Расходование денежных средств осуществляется в рамках исполнения бюджетной сметы.
Темы
Правовые и финансовые аспекты деятельности организаций госсектора
Нефинансовые активы. Счет 100 00 (для госсектора)
Финансовые активы. Счет 200 00 (для госсектора)
См. также
Снабжение учреждений имуществом (для госсектора)
Содержание имущества учреждения (для госсектора)
Особо ценное движимое имущество
Согласование сделок с использованием отдельных видов имущества госучреждений
Продажа государственного и муниципального имущества, приватизация
Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении
Операции по реализации бюджетными (автономными) учреждениями имущества
Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества
Группа 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ
Списание государственного и муниципального имущества
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru