С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый КоАП РФ.
За какие нарушения в области ведения кассовых операций (в т.ч. с применением ККМ) установлены санкции новым административным законодательством?
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее по тексту - Закон РФ о применении ККМ) при осуществлении денежных расчетов с покупателями за реализованные им товары (работы, услуги) организации должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовые машины (ККМ).
Следовательно, основным видом нарушения в данной области является отсутствие ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Исключение составляют лица, определенные специальным Перечнем отдельных предприятий, осуществляющих денежные расчеты с населением без применения ККМ.
Ранее действовавшим законодательством (а именно, статьей 7 Закона РФ о применении ККМ) за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин, налагался штраф в размере 350 МРОТ.
Однако в части размера штрафных санкций за указанное выше нарушение, данное положение было признано незаконным постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Решением Конституционного Суда РФ определено, что до урегулирования Федеральным Собранием данного вопроса в соответствии с Конституцией РФ за совершение правонарушения, выразившегося в ведении денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины, на предприятия и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штраф налагается в размере, предусмотренном действующим административным законодательством. Приведенный пример наглядно иллюстрирует разночтения в части применения санкций в административном и иного рода законодательствах. Причем, преимущественная компетенция административного законодательства (КоАП РФ) подтверждена в данном случае решением Конституционного суда РФ. Таким образом, и другие санкции за нарушение порядка ведения кассовых операций также устанавливаются исключительно КоАП РФ.
Попутно следует заметить, что пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 7 Закона РФ о применении ККМ приведена в соответствие с новым КоАП РФ (изложена в новой редакции).
Таким образом, к организациям в части нарушения порядка ведения кассовых операций (в т.ч. с применением ККМ) могут быть применены только санкции, установленные административным законодательством.
В этой связи необходимо заметить, что с 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа:
- на граждан (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) - в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ;
- на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ;
- на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ.
Причем, штрафные санкции могут быть применены независимо от того, по каким причинам торговая организация (индивидуальный предприниматель) производила денежные расчеты с населением без применения ККМ. В этом отношении показательно постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 1996 г. N 1251/96, признавшего правильность взыскания штрафа с индивидуального предпринимателя, реализовавшего товар покупателю без использования ККМ в связи с неисправностью кассового аппарата.
В части применения данных штрафных санкций необходимо также иметь в виду следующее. Согласно статье 2 Закона РФ о применении ККМ, предприятия, применяющие при расчетах с населением кассовые аппараты, обязаны их зарегистрировать в территориальном налоговом органе по месту своего нахождения (статья 11 части первой НК РФ). Кроме того, как уже отмечалось раннее, на территории России допускаются к применению не все модели ККМ, а только определенные Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ (ГМЭК) и внесенные в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ.
Соответственно не регистрируются налоговыми органами, а, следовательно, не допускаются к применению, ККМ, не прошедшие паспортизацию (не имеющие паспорт версии).
В этой связи необходимо заметить, что административное законодательство не содержит нормы об ответственности торговой организации за применение ККМ, своевременно не зарегистрированной в налоговом органе или не допущенной к использованию (исключенных из Госреестра). Однако подобные нарушения могут рассматриваться проверяющими органами как неприменение предприятием контрольно-кассовой машины с соответствующим наложением на нарушителя штрафа.
Санкции за вышеуказанные правонарушения, предусмотренные статьей 14.5 КоАП РФ, налагаются налоговыми органами (статья 23.5 КоАП РФ).
Помимо санкций за отсутствие ККМ при расчетах с населением, к организациям могут быть применены санкции и за нарушение порядка ведения кассовых операций.
Так, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ, на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ (статья 15.1 КоАП РФ).
Необходимо напомнить, что порядок работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций определен "Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденным решением Совета Директоров Центробанка РФ 22 сентября 1993 г. N 40. Предельный же размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одной сделке в настоящее время определен в размере 60 000 рублей (Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке"). В данной ситуации следует обратить внимание, что указанный предел установлен "по одной сделке" (см. также письмо МНС РФ и Центробанка России от 1/2 июля 2002 г. N 24-2-02/252, 85т "По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами").
Согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Это означает, что организации могут расплачиваться между собой наличными деньгами в установленных пределах только по одному конкретному договору (сделке), независимо от того, с какой периодичностью поступала оплата по этой сделке.
В соответствии с действующим законодательством, обязанность проверки соблюдения требований, предъявляемых к организациям в части денежных расчетов с покупателем (населением) и предъявления указанных выше финансовых санкций, возложена на налоговые органы (Налоговый кодекс РФ, статья 6 Закона о применении ККМ, статья 23.5 КоАП РФ).
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что старым КоАП РФ (действовавшим до 1 июля 2002 г.) такие полномочия в части применения санкций за нарушение порядка применения ККМ имели также органы Госторгинспекции. Однако в настоящее время Госторгинспекция таких полномочий не имеет (статья 23.49 КоАП РФ). Это означает, что обнаружив соответствующие нарушения в части неприменения ККМ (либо нарушение порядка ведения кассовых операций), Госторгинспекция не имеет права налагать штрафные санкции, но может направить сообщение об этом в налоговые органы.
Ранее действовавшей редакцией статьи 7 Закона о применении ККМ, были определены санкции за невыдачу чека покупателю (или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной, наказывается штрафом), а также санкции для предприятий, не вывесивших ценник на продаваемый товар.
Как уже говорилось выше, такие правонарушения подпадают под действие административного законодательства. Причем, конкретной ответственности за них новым КоАП РФ не установлено. Соответственно и в новой редакции статьи 7 Закона РФ о применении ККМ санкций за эти правонарушения также не указаны.
Однако подобные действия могут квалифицироваться как нарушение порядка ценообразования (статья 14.6 КоАП РФ), обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ), нарушение иных прав потребителей в части информации о товаре (статья 14.8 КоАП РФ) либо нарушение правил продажи отдельных видов товаров (статья 14.15 КоАП РФ). Таким образом, торговые организации, не вывесившие ценники на реализуемый товар, или не выдавшие чек покупателю, все равно могут быть привлечены к ответственности за эти нарушения правил торговли и ведения кассовых операций.
1 октября 2002 г.
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru