Просим разъяснить, кто является плательщиком экологического налога и что является основанием для его начисления?
В соответствии со статьей 13 НК РФ экологический налог относится к категории федеральных. Следовательно, все элементы налогообложения должны быть установлены исключительно федеральным законом - точнее, посредством внесения в часть вторую НК РФ соответствующей главы. В настоящее время такая глава в НК РФ отсутствует.
Таким образом, в настоящее время основания для исчисления и уплаты экологического налога отсутствуют, и любые требования налоговых органов по его внесению являются незаконными.
Однако, весьма вероятно, что местные налоговые органы под экологическим налогом понимают плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ. Основанием этому является тот факт, что указанные платежи включены отдельной строкой в доходную часть бюджета. При этом в Федеральном законе о Федеральном бюджете на 2002 год в части регулирования создания и деятельности Федерального экологического фонда РФ и перечисления во внебюджетные государственные экологические фонды платы за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения, содержится ссылка на Закон об охране окружающей среды. В настоящее время действует Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (на момент принятия бюджета на 2002 год действовал Закон РФ от 19 декабря 1991 года N 2060-1) - далее Закон об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для того, чтобы взимание платы по указанным основаниям было правомерным, необходимо наличие федерального закона. В настоящее время такой закон не принят. В соответствии со статьей 5 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в частности, относится установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" был утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года (в последнее время действовало в редакции постановления Правительства РФ от 14 июня 2001 г. N 463). Однако Решением Верховного суда РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-178 данное постановление признано незаконным (недействительным).
Таким образом, в настоящее время нет законных оснований для внесения в бюджет платы за какое-либо воздействие на окружающую среду.
1 октября 2002 г.
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru