Решение Самарского областного суда от 10 ноября 2022 г. N 3а-2034/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2034/2022 по административному исковому заявлению Б.И.И. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, установил:
Б.И.И. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит признать недействующими со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 г.г., утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в Приложение N 1 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в Перечень под пунктом N 316 (Приложение N 1) включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание - "баня", которое не соответствует критериям объектов, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположено на принадлежащем истцу земельном участке и используется в личных целях. В связи с этим считает нормативный правовой акт в оспариваемой части незаконным, нарушающим ее права, как плательщика налога на имущество физических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца В.Л.П., действующая на основании доверенности, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила административный иск удовлетворить.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что нежилое здание обоснованно включено в Перечень на 2022 год на основании п. 4 ст. 378.2 НК РФ, исходя из данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, поскольку имеет наименование "баня", а услуги бань и душевых в соответствии с приказом министерства экономического развития РФ от 29.09.2017 N 643 относятся к группе "Бытовые услуги".
Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 г. N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. N 482 "О налоге на имущество физических лиц", ставка налога на имущество физических лиц установлена в отношении:
- объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения;
- прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Таким образом, для объектов налогообложения, включенных в Перечень, налоговая ставка установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу ч. 3 ст. 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 07 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ:
- от 22.10.2021 N 2233, которым в Приложении N 1 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых зданий), находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре его принятия и порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
Административный истец обратился в суд в период действия оспариваемого нормативного акта.
В указанный Перечень на 2022 год под пунктом N 316 (Приложение N 1), министерством имущественных отношений включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является Б.И.И., о чем представлена выписка из ЕГРН от 09.11.2022.
Согласно позиции административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое здание включено в оспариваемый Перечень на основании п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 60 кв. м, имеет назначение "нежилое" и наименование "баня", год завершения строительства 2015.
Указанное здание поставлено на государственный кадастровый учет 18.02.2015 на основании декларации об объекте недвижимости от 12.02.2015.
Иная техническая документация на здание в Самарском филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствует.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ N 1471 от 10.05.2016 г. утверждена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), которая включает в себя услуги, предоставляемые банями.
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.04.2014 г. N 420-ст "Об утверждении межгосударственного стандарта" с 01.01.2016 г. введен в действие ГОСТ 32670-2014 "Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия".
В силу п. 3.1 названного ГОСТа услуги бань и душевых: результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей потребителя.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
По смыслу действующего законодательства бытовым обслуживанием населения является размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки).
В тоже время, согласно выписке из ЕГРН от 09.11.2022, здание бани расположено на принадлежащем Б.И.И. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N, площадью 621 кв. м с видом разрешенного использования "занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком".
Кроме того, Б.И.И. является собственником 2-х этажного жилого дома с кадастровым номером N, площадью 116, 2 кв. м по адресу: <адрес>, расположенного на указанном земельном участке, о чем представлена выписка из ЕГРН от 09.11.2022.
Право собственности на земельный участок и жилой дом возникло у истца на основании договора дарения от 23.12.2013.
Таким образом, здание бани возведено административным истцом на принадлежащем ему земельном участке, занимаемом индивидуальным жилым домом.
Доказательств, подтверждающих, что "баня" используется истцом для предоставления бытовых услуг неопределенному кругу лиц, административным истцом, в нарушении требований ст. ст. 62, 213 КАС РФ, суду не представлено.
Доводы административного истца о том, что здание бани используется им исключительно в личных целях, административным ответчиком не опровергнуты.
Мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером N на момент формирования и утверждения Перечня на 2022 год административным ответчиком не проводилось.
С учетом изложенного, учитывая, что административным ответчиком не доказан факт размещения в принадлежащем административному истцу здании объекта бытового обслуживания в целях оказания платных услуг, суд полагает, что отсутствовали правовые и фактические основания для включения нежилого здания бани в Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год, в связи с чем нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Б.И.И., возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Б.И.И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233, в части включения в Приложение N 1 под пунктом N 316 нежилого здания с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 10 ноября 2022 г. N 3а-2034/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании