Решение Самарского областного суда от 7 ноября 2022 г. N 3а-1668/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1668/2022 по административному исковому заявлению Г.Г.Г. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Г.Г.Г. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N 31924 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 в части включения в Приложение N 2 под пунктом N 8383 нежилого помещения с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в оспариваемые Перечни необоснованно включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение, не соответствующее критериям объектов, поименованным в ст. 378.2 НК РФ, поскольку данное помещение не является офисом, торговым объектом, объектом общественного питания или бытового обслуживания, а используется ею как машино-место (автостоянка N 135) в гаражном кооперативе. Полагает, что включение объекта в Перечни нарушает ее права и законные интересы, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.
В судебное заседание административный истец Г.Г.Г. не явилась, своего представителя не направила, извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что спорное нежилое помещение обоснованно включено в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1, пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, поскольку нежилое помещение КН N расположено в торгово-офисном здании, также включенном в Перечни.
Привлеченная к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица администрация городского округа Тольятти Самарской области не направила в судебное заседание своего представителя, извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленного иска не представили.
В силу ст. ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что Г.Г.Г. является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 17,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 11.10.2019, 29.09.2022.
На основании статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 "Налог на имущество физических лиц"), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно пункта 1 решения Думы городского округа Тольятти от 12.11.2014 г. N 510 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти", ставка налога на имущество физических лиц в отношении:
- объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере: в 2018 и 2019 г.г. - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2020 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения;
- прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Таким образом, в отношении объектов, включенных в Перечень, налоговая ставка установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 19.10.2020 N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020;
- от 22.10.2021 N 2233, которым в Приложении N 2 утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых помещений) на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре их принятия и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Административный истец обратилась в суд 29.07.2022. Несмотря на истечение срока действия приказа об утверждении Перечня на 2021 год, суд полагает, что оспариваемый нормативный акт продолжает затрагивать права Г.Г.Г., поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказ не отменен, следовательно, подлежит применению и после истечения срока его действия в целях налогообложения.
В указанные Перечни министерством имущественных отношений включено нежилое помещение с кадастровым номером N (на 2021 год - под пунктом N 31924, на 2022 год - под пунктом N 8383).
Согласно позиции административного ответчика, принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 1 п. 1, п. 3 ст. 378.2 НК РФ.
Проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 11.10.2019 нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 17,3 кв. м, имело назначение и наименование "нежилое помещение".
Вместе с тем, в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 26.02.2019, 26.02.2019 в сведения Единого государственного реестра недвижимости на основании заявления от 21.02.2019 внесены изменения в наименование нежилого помещения с кадастровым номером N - "машино-место".
Из выписки из ЕГРН от 29.09.2022 следует, что спорное нежилое помещение имеет назначение "нежилое" и наименование "машино-место", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно представленной по запросу суда Самарским филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" технической документации - выписки из технического паспорта от 01.03.2007, подготовленного ООО "<данные изъяты>", спорное нежилое помещение (автостоянка 135), площадью 17, 3 кв. м, имеет назначение "гаражное".
Указанное выше нежилое помещение расположено на (-) 1 этаже в здании с кадастровым номером N, площадью 15 908,4 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "торгово-офисные здания поз. А4, А6 и наземно-подземный гараж (автостоянка) поз. А5 с инженерно-техническим обеспечением", о чем представлена выписка из ЕГРН от 07.07.2022.
Сведения о земельном участке, в пределах которого расположено здание, в ЕГРН отсутствуют.
Установлено, что нежилое здание с кадастровым номером N, также включено в Перечни объектов на 2021 и 2022 годы, однако приказы министерства имущественных отношений Самарской области в части включения в Перечни здания административным истцом не оспариваются.
Как следует из письменных возражений административного ответчика, нахождение помещений в торгово-офисных комплексах является самостоятельным основанием для включения в Перечни, независимо от их фактического использования.
Вместе с тем, по смыслу пунктов 1, 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ, одно только наименование нежилого здания, не является достаточным основанием для отнесения его к административно-деловому и/или торговому центру.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 марта 2021 года N 373-О, 374-О, возможность нахождения в здании (строении, сооружении) помещений, принадлежащих разным собственникам и используемых с разными целями (помещений разного назначения, как и помещений, используемых с разными целями), прямо учтена в положениях статьи 378.2 НК РФ, устанавливающих особенности налогообложения применительно к помещениям, находящимся в торговых центрах (комплексах). Из этого, кроме прочего, следует и налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к торговым центрам (комплексам), как их определяет статья 378.2 НК РФ. Такое регулирование, действующее во взаимосвязи с главой 32 "Налог на имущество физических лиц" данного Кодекса, дает основание к применению повышенных налоговых ставок в случаях, когда соответствующая недвижимость выступает объектом обложения налогом на имущество физических лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что взаимосвязанные положения статьи 378.2 НК РФ исходят из того, что значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости при использовании 20 процентов от общей площади здания (строения, сооружения) для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и распространяют по этому признаку повышенную налоговую нагрузку на все помещения соответствующего торгового центра (комплекса).
Из изложенного следует, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения и разрешения дел об оспаривании перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в части включения в них помещений, находящихся в здании и, в том числе, образующих такое здание, относится установление того, превышает или нет 20 процентов общей площади здания совокупная площадь находящихся в нем помещений:
назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
которые фактически используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вышеуказанные обстоятельства подлежат установлению вне зависимости от того, как сформулированы требования административного истца - им оспариваются перечни в части включения в них только помещений, либо - и помещений, и здания, в котором они расположены.
Иной подход к решению данного вопроса не соответствовал бы положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы) и основным началам законодательства о налогах и сборах, предусмотренным статьей 3 НК РФ (законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав), поскольку свидетельствовал бы об отступлении от принципов законности, всеобщности и равенства налогообложения, о произвольности и дискриминационном характере размера обязательного к уплате сбора, лишал бы его экономического основания, порождал бы правовую неопределенность, что является недопустимым.
Кроме того, такой подход создавал бы необоснованное препятствие для реализации гарантированного частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту, на доступ к правосудию, противоречил бы задачам административного судопроизводства, к которым относятся защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел (пункты 2 и 3 статьи 3 КАС РФ), такому принципу административного судопроизводства как законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел (пункт 3 статьи 6 КАС РФ).
В целях правильного разрешения дела, судом в порядке электронного документооборота из Самарского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" была истребована техническая документация на нежилое здание с кадастровым номером N, однако, технический паспорт на здание не представлен.
В связи с этим, судом были запрошены выписки из ЕГРН об основных характеристиках на все нежилые помещения (274), входящие в состав здания.
По сведениям ЕГРН в состав нежилого здания входят ряд помещений, имеющих назначение "нежилые" и наименование - "гаражные боксы", "машино-место", собственниками каждого из которых являются различные физические лица. В связи с очевидностью предназначения данных помещений для целей, не связанных с поименованными в ст. 378.2 НК РФ, техническая документация на данные помещения не истребовалась.
В отношении иных нежилых помещений, имеющих назначение "нежилое" и наименование "нежилое помещение", "бокс", то есть без определенного предназначения, судом была запрошена, в том числе, техническая документация. Установлены следующие данные о таких нежилых помещениях:
N, площадью 17,6 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта включает части назначением "нежилое помещение";
N, площадью 137, 3 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилые помещения"; техпаспорт не представлен;
N, площадью 155, 6 кв. м, назначением "нежилое" и наименованием "нежилые помещения"; по данным технической документации включает части назначение "нежилые помещения";
N, площадью 302 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилые помещения"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения";
N, площадью 15,1 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилые помещения"; по данным техпаспорта включает "нежилые помещения";
N, площадью 127, 4 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилые помещения", по данным техпаспорта включает "нежилые помещения";
N, площадью 34,9 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "гаражный бокс/кладовка";
N, площадью 13,9 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 71,8 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 133,5 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилые помещения"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения";
N, площадью 13 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилые помещения"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения";
N, площадью 26,5 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения";
N, площадью 17,8 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - гаражный бокс/кладовка";
N, площадью 17,6 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "гаражный бокс/кладовка";
N, площадью 8,6 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 6,8 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 111,4 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилые помещения"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения";
N, площадью 65,3 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 12,4 кв. м, назначением "нежилое" и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 9,4 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 17,9 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "гаражный бокс/кладовка";
N, площадью 17,6 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "гаражный бокс/кладовка";
N, площадью 17,2 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "гаражный бокс/кладовка";
N, площадью 81,1 кв. м, назначением "нежилое" и наименованием "нежилое помещение", по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 739,7 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения";
N, площадью 482, 1 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения";
N, площадью 16,7 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс", по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 17,3 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 17,5 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 16,4 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 17,4 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 33,7 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 17,6 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "автостоянка"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 17,2 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 17,7 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 16,8 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс", по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 39 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 13,4 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 89,5 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 6,8 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 17,2 кв. м, назначением "нежилое" и наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 17,7 кв. м, назначением "нежилое" и наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 17,4 кв. м, назначением "нежилое" и наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 14,7 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения";
N, площадью 6,8 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 41,8 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 104,4 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения";
N, площадью 987,1 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения, лестница, тамбур";
N, площадью 3,3 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 84,7 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилые помещения";
N, площадью 17 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 17,7 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 11,6 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 12,3 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 18,1 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 17,1 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; по данным техпаспорта - "бокс/кладовка";
N, площадью 22 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 13,7 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 16,9 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "автостоянка"; по данным техпаспорта - "гаражное";
N, площадью 17,1 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "автостоянка"; по данным техпаспорта - "гаражное";
N, площадью 2,8 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 22,6 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 23,8 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 37,6 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; согласно уведомлению от 04.10.2022 техпаспорт отсутствует;
N, площадью 17,5 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "бокс"; представлена справка на гаражный бокс;
N, площадью 17 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "автостоянка"; по данным техпаспорта - "гаражное";
N, площадью 17,2 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "гаражное";
N, площадью 17,1 кв. м, назначение и наименование "нежилое помещение"; представлено разрешение на ввод в эксплуатацию - "гаражный бокс";
N, площадью 17,6 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "гаражное";
N, площадью 689,7 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение" и N, площадью 50 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; представлен технический паспорт на оба помещения, площадью 739, 7 кв. м (689,7+50), где назначений частей помещения указано "нежилое помещение";
N, площадью 17, 1 кв. м, назначением "нежилое", наименование "данные отсутствуют"; по данным техпаспорта - "гаражное";
N, площадью 17,1 кв. м, назначением "нежилое", наименованием "автостоянка"; по данным техпаспорта - "гаражное";
N, площадью 15,8 кв. м, назначением и наименованием "нежилое помещение"; по данным техпаспорта - "нежилое помещение";
N, площадью 17,5 кв. м, назначением "нежилое" и наименованием "автостоянка"; по данным техпаспорта - "гаражное".
При этом, не имеется правовых оснований полагать, что нежилые помещения, исходя из их назначения/наименования по данным ЕГРН и технической документации - "гаражные боксы", "боксы", "автостоянка" и "кладовые", а также назначением "гаражное", "нежилые помещения", собственниками которых являются различные физические лица либо собственники у которых отсутствуют, предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Таким образом, давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) на спорное нежилое помещение с кадастровым номером N и здание, в котором оно расположено, не подтверждают наличие бесспорных, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ оснований для включения этого помещения в Перечни на 2021 и 2022 год.
Согласно ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, мероприятия по обследованию спорного нежилого помещения с целью определения его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2021 и 2022 г.г. административным ответчиком не проводились.
В проведении осмотра нежилого помещения по заявлению Г.Г.Г. министерством имущественных отношений Самарской области 28.12.2021 отказано.
Согласно доводам административного истца в юридически значимые периоды нежилое помещение использовалось ею как стоянка для автомашины (машино-место), что также подтверждено справкой, выданной ЖСК "М." от 01.12.2007, справкой Гаражно-эксплуатационного кооператива "Л." от 14.07.2022. Указанные доводы административным ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни на 2021 и 2022 г.г. и обоснованности заявленных административным истцом требований, которые подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание нормативных правовых актов, о несоответствии которых положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу, пришел суд, недействующими в части со дня их принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Г.Г.Г. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N 31924 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 в части включения в Приложение N 2 под пунктом N 8383 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 7 ноября 2022 г. N 3а-1668/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании