См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 декабря 2011 г. N Ф08-6467/11 по делу N А25-928/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Анцифенрова В.А. и Назаренко И.П., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Детективное агентство ЩИТ-СР" (ИНН 10917014251, ОГРН 1090917000932), заинтересованных лиц: судебного пристава-исполнителя Зеленчукского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Лайпанова Алимурата Сагидуловича, Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000740, ОГРН 1040900967590), третьих лиц: администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0912000551, ОГРН 1060912000621), Финансового управления администрации Зеленчукского муниципального района (ИНН 0912000576, ОГРН 1060912000687, Управления образования администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0912000625, ОГРН 1060912000753), извещенных (ого) о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Финансового управления администрации Зеленчукского муниципального района на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.01.2012 (судья Калмыкова М. Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 (судьи Луговая Ю.Б., Егорченко И.Н., Жуков Е.В.) по делу N А25-928/2011, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Детективное агентство ЩИТ-СР" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Зеленчукского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Лайпанову Алимурату Сагидуловичу (далее - судебный пристав), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава и признании недействительным постановления от 20.06.2011 об окончании исполнительного производства N 2622/11/10/9 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация), Финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - финансовое управление), Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление образования).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011, в удовлетворении требований общества отказано.
Суды пришли к выводу о наличии у судебного пристава исполнителя проекта решения о внесении изменений в бюджет Зеленчукского муниципального района на 2011 год, решения Совета Зеленчукского муниципального района от 29.04.2011 N 145 "О внесении изменений в решение "О бюджете Зеленчукского муниципального района на 2011 год"" и справки финансового управления от 27.05.2011 об изменении росписи расходов управлению образования на 2011 год, которые признаны доказательствами, подтверждающими выделение управлению образования дополнительных ассигнований (лимитов) в размере 5 183 300 рублей, и соответственно, исполнением должником в полном объеме требований исполнительного документа.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.12.2011 дело передано на новое рассмотрение, поскольку доказательства о полном исполнении должником требований исполнительного документа и правомерности окончания исполнительного производства в материалах дела отсутствуют.
При новом рассмотрении решением от 30.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.04.2012, заявление общества удовлетворено. Признано незаконным в связи с несоответствием законодательству об исполнительном производстве бездействие судебного пристава по исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики. Отменено в связи с недействительностью постановление судебного пристава от 20.06.2011 об окончании исполнительного производства N 2622/11/10/9. На судебного пристава возложена обязанность в полном объеме выполнить требования исполнительного листа в соответствии с положениями законодательства об исполнительном производстве и бюджетным законодательством Российской Федерации. Суды установили, что выделение дополнительных лимитов не обеспечено фактическим финансированием расходов ответчика, необходимых для погашения задолженности перед заявителем. Суды указали, что наличие бюджетного дефицита не является основанием для невнесения изменений в сводную бюджетную роспись и неисполнения судебных актов. Обязанность по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов не может ограничиваться составлением проекта изменений в решение о местном бюджете и его направлением представительному органу для принятия соответствующего решения. Решение Совета Зеленчукского муниципального района о выделении дополнительных ассигнований управлению образования для погашения задолженности в размере 5 183 300 рублей принято 29.04.2011, однако указанная сумма на счет управления образования не поступила и не перечислена взыскателю. Формальное выделение дополнительных ассигнований (лимитов) в размере 5 183 300 рублей не повлекло фактического обеспечения объемов финансирования соответствующих расходов местного бюджета, в связи с чем суд пришел к выводу, что действия судебного пристава и постановление об окончании исполнительного производства не соответствуют законодательству об исполнительном производстве и бюджетному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе Финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района (далее - финансовое управление) просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы считает, что действия судебного пристава правомерны, исполнительный лист финансовым управлением исполнен путем направления проекта решения, предусматривающего выделение ассигнований для погашения задолженности. Решением Совета Зеленчукского муниципального района от 29.04.2011 N 145 ассигнования на погашение задолженности в размере 5 183 300 рублей выделены, что также подтверждается справкой об изменении росписи расходов на 2011 год N 71. Сумма задолженности отражена в кассовом плане (код бюджетной квалификации 851.0702.4219900.001.290 - прочие расходы).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Общество полагает, что права финансового управления обжалованными судебными актами не нарушены. После вынесения обжалованных судебных актов реальное выделение денежных средств финансовым управлением произведено, задолженность по исполнительному листу погашена.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.12.2005 по делу N А25-3287/05-10 с Зеленчукского районного отдела образования в пользу Карачаево-Черкесского государственного унитарного предприятия "Зеленчукские "Тепловые сети" взыскано 5 183 253 рубля 30 копеек за потребленную тепловую энергию.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.12.2005 по делу N А25-3463/05-8 Карачаево-Черкесское государственное унитарное предприятие "Зеленчукские "Тепловые сети" (далее - предприятие) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определениями Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.09.2008 и от 06.11.2008 произведена замена ответчика по делу N А25-3287/2005 - Зеленчукского районного отдела образования его правопреемниками: Отделом образования администрации Зеленчукского муниципального района, затем - управлением образования.
Определением от 28.01.2010 по делу N А25-3287/05-10 произведена замена взыскателя - Карачаево-Черкесского государственного унитарного предприятия "Зеленчукские "Тепловые сети" на общество, которое приобрело соответствующее требование на торгах при реализации конкурсной массы предприятия.
В связи с длительным неисполнением требований исполнительного документа общество обжаловало бездействие финансового управления в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.01.2011 по делу N А25-1510/2010 суд признал незаконным бездействие финансового управления по исполнению исполнительного листа от 11.01.2006 N 005478/2005 и обязал его в соответствии с пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного листа от 11.01.2006 N 005478/10, выданного по делу N А25-3287/05-10.
Исполнительный лист от 09.03.2011 по делу N А25-1510/2010 серии АС N 002029581 предъявлен 17.03.2011 к исполнению в Зеленчукский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике.
Постановлением от 21.03.2011 судебным приставом возбуждено исполнительное производство N 2622/11/10/9.
Решением Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской республики от 29.04.2011 N 145 в решение Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской республики от 20.12.2010 N 124 "О бюджете Зеленчукского муниципального района на 2011 год" внесены изменения, в том числе касающиеся увеличения объема бюджетных ассигнований на покрытие расходов управления образования в 2011 году на 5 183 500 рублей (далее - решение Совета N 145).
Финансовым управлением судебному приставу-исполнителю представлена справка от 27.05.2011 об изменении росписи расходов управления образования на 2011 год, после чего судебным приставом вынесено постановление от 20.06.2011 об окончании исполнительного производства N 2622/11/10/9 в связи с фактическим исполнением обязанным лицом исполнительного документа. Денежные средства на счет должника не поступили, задолженность в размере 5 183 253 рубля 30 копеек не погашена.
Полагая, что у судебного пристава не имелось оснований для окончания исполнительного производства ввиду неисполнения требований исполнительного документа по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статьей 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлен исчерпывающий перечень оснований окончания судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.
При рассмотрении дел N А25-1510/2010 и N А25-3287/05-10 арбитражные суды установили, что ответчик является учреждением и финансируется за счет средств местного бюджета.
Согласно частям 1 и 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - бюджетный кодекс) исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
В соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись также могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в пределах объема бюджетных ассигнований.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 N 1312-О-О, в силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочие руководителя финансового органа муниципального образования вносить изменения в сводную бюджетную роспись при наличии к тому оснований является не только правом, но и обязанностью, влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суды пришли к правильному выводу о том, что обязательство финансовым управлением не исполнено, а формальное выделение управлению образования дополнительных ассигнований (лимитов) в размере 5 183 300 рублей не повлекло фактического обеспечения объемов финансирования соответствующих расходов местного бюджета, поэтому оснований считать исполнительный лист от 09.03.2011 серии АС N 002029581 по делу N А25-1510/2010 исполненным у судебного пристав-исполнителя не имелось. Доказательства реального перечисления денежных средств заявителю также отсутствуют.
Вопрос о распределении судебных расходов по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.01.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 по делу N А25-928/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Плотникова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.