Заключение Счетной палаты Российской Федерации от 30 мая 2013 г. N ЗКМ-47/12-04
о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет"
(утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 мая 2013 г. N 23К (914)))
(ректор Санкт-Петербургского государственного университета Н.М. Кропачев)
Общие положения.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ) и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - СПбГУ или Университет) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями) и стандартом финансового контроля 203 "Последующий контроль исполнения федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по СПбГУ подготовлено на основании одного контрольного мероприятия. По результатам контрольного мероприятия составлен акт, который подписан проверяемой стороной без замечаний.
Бюджетная отчетность СПбГУ об исполнении федерального бюджета за очередной финансовый год (далее - бюджетная отчетность) за 2012 год представлена в Счетную палату 18 марта 2013 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с изменениями).
Бюджетная отчетность СПбГУ составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ. Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
В 2012 году СПбГУ руководствовался в своей деятельности Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10 июня 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", уставом СПбГУ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1241 (с изменениями от 31 января 2012 года), и иными нормативными правовыми актами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Российской Федерации N 3266-1 следует читать как "10 июля 1992 г."
Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" определены особенности правового положения СПбГУ как уникального научно-образовательного комплекса, старейшего высшего учебного заведения страны, имеющего огромное значение для развития российского общества.
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России" СПбГУ отнесен к особо ценным объектам национального наследия.
СПбГУ является федеральным государственным бюджетным учреждением. Учредителем СПбГУ от имени Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации. Отдельные функции и полномочия учредителя осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
СПбГУ - это творческое сообщество профессоров, преподавателей, обучающихся, научных работников, инженерно-технических работников, деятельность которых направлена на постижение истины, утверждение гуманизма и справедливости. Уставом определены основные виды деятельности Университета, осуществляемые в пределах государственного задания, и установлено, что Университет вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создан Университет, и соответствует указанным целям.
Основными структурными учебно-научными подразделениями Университета являются факультеты, состоящие из кафедр, организуемых по отраслям знаний. В состав факультета могут входить научно-исследовательские институты, образовательные и научно-исследовательские центры, лаборатории, отделы, другие учебные, учебно-научные, научные, вспомогательные подразделения факультета.
Университет имеет представительство в Автономной Республике Крым.
Согласно уставу СПбГУ Университет самостоятельно формирует свою структуру; правовой статус и функции структурного подразделения Университета определяются положением, утверждаемым приказом ректора вуза; факультеты и кафедры вуза действуют на основании типовых положений соответственно о факультете СПбГУ и кафедре СПбГУ, утверждаемых приказами ректора Университета.
Однако на время проведения контрольного мероприятия структура Университета каким-либо документом не была закреплена, типовые положения о факультете и о кафедре в Университете не были утверждены. Положения почти всех структурных подразделений СПбГУ утратили силу и не применялись, так как противоречили уставу СПбГУ и положениям действующих нормативных правовых документов.
В 2012 году образовательная деятельность в СПбГУ осуществлялась на основании бессрочной лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (серия ААА N 002560, регистрационный номер 2446 от 26 января 2012 года).
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2012 г. N 1313 выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки до 15 октября 2014 года, удостоверяет государственный аккредитационный статус СПбГУ; тип образовательного учреждения - образовательное учреждение высшего профессионального образования; вид образовательного учреждения - университет.
В 2012 году в СПбГУ обучались: 23 860 человек по программам высшего профессионального образования (из них 29 % на контрактной основе); 2 709 человек по программам послевузовского образования (из них 12,6 % на контрактной основе); 1 471 человек по программам среднего профессионального образования (из них 2,9 % на контрактной основе); 354 человека по программам среднего общего образования (за счет бюджетных средств).
1. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита федерального бюджета, установленные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ, прогнозом поступлений в федеральный бюджет и бюджетной росписью по СПбГУ, и их исполнение по бюджетной отчетности и результатам проведенной Счетной палатой проверки.
Доходы федерального бюджета, администрируемые СПбГУ как главным администратором, администратором доходов федерального бюджета.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ (приложение N 4) СПбГУ не был включен в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета. Кассовый план поступления доходов не составлялся. Показатели прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет Университету Минфином России не устанавливались. Поступления доходов в бюджет по СПбГУ в 2012 году отсутствовали.
Расходы федерального бюджета по СПбГУ как главному распорядителю средств федерального бюджета.
Первоначальной редакцией Федерального закона от 13 ноября 2011 г. N 371-ФЗ СПбГУ были предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 11 950 305,1 тыс. рублей (по разделу 07 "Образование", подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "30 ноября 2011 г."
Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" расходы СПбГУ были увеличены на 12 712,8 тыс. рублей (по подразделу 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование").
С учетом внесенных изменений законодательно установленный объем расходов СПбГУ составил 11 963 017,9 тыс. рублей.
Минфин России письмом от 14 декабря 2011 г. N 16-03-06/401 довел СПбГУ бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета в сумме 11 950 305,1 тыс. рублей, что соответствовало показателям, утвержденным Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ в первоначальной редакции.
В течение года в бюджетную роспись расходов СПбГУ были внесены изменения на сумму (+) 479 766,1 тыс. рублей, в результате чего объем расходов СПбГУ составил 12 430 071,2 тыс. рублей, в том числе по разделам: 01 "Общегосударственные вопросы" - 480,0 тыс. рублей, 07 "Образование" - 12 429 591,2 тыс. рублей.
Изменения в роспись расходов были внесены по следующим кодам:
011 - изменения, вносимые в связи с принятие федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, - 12 712,8 тыс. рублей;
030 - изменения, вносимые в связи с изменением состава или полномочий (функций) главных распорядителей (подведомственных им бюджетных учреждений), - 260 431,6 тыс. рублей;
083 - изменения, вносимые в связи с перераспределением бюджетных ассигнований по основаниям, установленным законом, - 206 621,7 тыс. рублей.
В 2012 году Университету бюджетные ассигнования были доведены в полном объеме - в сумме 12 430 071,2 тыс. рублей, лимиты бюджетных обязательств - в сумме 12 429 591,2 тыс. рублей (не доводились лимиты бюджетных обязательств по ассигнованиям в сумме 480,0 тыс. рублей, выделенным на финансирование публичных нормативных выплат гражданам несоциального характера).
Казначейские уведомления направлялись Федеральным казначейством в СПбГУ с учетом ранее доведенных объемов и текущих изменений.
Бюджетные назначения, доведенные СПбГУ на 2012 год в сумме 12 430 071,2 тыс. рублей, исполнены в полном объеме.
Плановые назначения по субсидии на финансовое обеспечение государственного задания, установленные СПбГУ в сумме 6 843 857,6 тыс. рублей, были исполнены в сумме 6 843 200,5 тыс. рублей, или на 99,9 %. Основная часть субсидии (61,7 %) была направлена на расходы по оплате труда и начисления на выплаты по оплате труда.
Субсидии на иные цели, установленные СПбГУ в сумме 2 663 736,6 тыс. рублей, были исполнены в сумме 2 663 027,9 тыс. рублей, или на 99,97 %. Из этих средств 65,4 % были направлены на приобретение нефинансовых активов.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемые СПбГУ как главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ (приложение N 5) СПбГУ не являлся в 2012 году главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета. Показатели по источникам финансирования дефицита СПбГУ не устанавливались.
Источники финансирования дефицита бюджета составили 12 430 071,2 тыс. рублей за счет изменения остатков по расчетам с органами, организующими исполнение бюджета. Источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета СПбГУ не имел.
2. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ.
Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета за отчетный финансовый год.
В 2012 году СПбГУ представлял в Минфин России предложения об изменении бюджетной росписи по расходам федерального бюджета. Факты нарушения сроков представления предложений не установлены.
Блокировка расходов федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета в отчетный период не производилась.
Объемы доведенных Минфином России объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств соответствуют сводной бюджетной росписи.
В ходе выборочной проверки финансово-хозяйственных операций СПбГУ за 2012 год нарушений в части полноты и достоверности отчетности не установлено.
Факты осуществления расходов федерального бюджета, не утвержденных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ или не включенных в сводную бюджетную роспись с учетом изменений, наличия операций со средствами федерального бюджета, проведенных минуя счета Федерального казначейства, не установлены.
По состоянию на 1 января 2013 года неисполненные судебные решения по денежным обязательствам по СПбГУ отсутствовали.
Федеральные целевые программы и непрограммные инвестиции.
В 2012 году Университет участвовал в конкурсах, проводимых Минобрнауки России в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568), по результатам которых была поддержана 31 заявка СПбГУ и заключено 31 соглашение между Минобрнауки России и СПбГУ на предоставление грантов в форме субсидий. На основании соглашений средства федерального бюджета в сумме 40 312,5 тыс. рублей были направлены в Университет и были использованы в полном объеме.
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ, Федеральной адресной инвестиционной программой и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. N 773 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства СПбГУ" Университетом было получено и израсходовано в 2012 году 2 900 000,0 тыс. рублей на проектирование, реконструкцию (приспособление) комплекса дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача" и строительство объектов для размещения бизнес-школы - Высшей школы менеджмента СПбГУ.
Объектом реконструкции (приспособления) является дворцово-парковый ансамбль "Михайловская дача" (площадь земельного участка - 104,4 га, общая площадь существующих зданий и сооружений - около 22,4 тыс. кв. м. - объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Начиная с 2006 года на реализацию проекта денежные средства выделялись одновременно и на строительно-монтажные, и на проектно-изыскательские работы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 586-р на период 2007 - 2010 годов было предусмотрено выделение средств на финансирование этого объекта в объеме 8 050 000,0 тыс. рублей. Однако фактически за этот период из федерального бюджета было выделено 3 374 558,6 тыс. рублей, или 41,9 % от предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. N 773 на период 2011 - 2013 годов на реализацию проекта предусмотрено выделение средств в объеме 6 900 000,0 тыс. рублей (2011 год - 1 000 000,0 тыс. рублей; 2012 год - 2 900 000,0 тыс. рублей; 2013 год - 3 000 000,0 тыс. рублей).
В 2011 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. N 713 была осуществлена консервация ряда объектов капитального строительства (реконструкция с приспособлением и реставрация отдельных зданий, строительство комплексов общежитий, другие объекты), общий объем затрат по которым составляет 1 838 716,5 тыс. рублей. Всего по состоянию на 1 января 2013 года объем незавершенного строительства по этому проекту составляет 7 427 983,0 тыс. рублей.
Общий объем незавершенного строительства по всем объектам СПбГУ за 2012 год увеличился на 39 % и составил на конец отчетного периода 8 334 075,4 тыс. рублей.
Стипендиальное обеспечение.
Проверка стипендиального обеспечения студентов, аспирантов и докторантов СПбГУ показала, что в 2012 году не была обеспечена своевременность выплат повышенных стипендий, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 945 "О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования" и от 2 июля 2012 г. N 679 "О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично".
3. Анализ подготовки СПбГУ нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ, и выполнения статей закона.
Подготовку нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ, СПБГУ не осуществлял. В график подготовки актов Правительства Российской Федерации СПБГУ включен не был.
Нарушений при исполнении СПбГУ текстовых статей Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ не установлено.
4. Результаты оценки качества управления государственными финансами СПбГУ.
В 2012 году в сводную бюджетную роспись расходов СПбГУ Минфином России были внесены положительные изменения на общую сумму 479 766,1 тыс. рублей. Изменения, связанные с образованием экономии, в роспись расходов СПбГУ не вносились. Отношение суммы положительных изменений к кассовым расходам составляет 3,8 %.
На 1 января 2012 года СПбГУ были исполнены доведенные лимиты бюджетных обязательств в полном объеме.
Использование лимитов бюджетных обязательств СПбГУ осуществлял в 2012 году неравномерно: в I квартале были использованы 19,0 % доведенного годового объема лимитов бюджетных обязательств, во II квартале - 33,6 %.
По бюджетной отчетности у СПбГУ дебиторская и кредиторская задолженности отсутствовали.
По субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на конец отчетного периода дебиторская задолженность составила 284 018,4 тыс. рублей, или 4,1 % от субсидии. Основная часть задолженности в сумме 278 391,7 тыс. рублей числилась по расчетам по выданным авансам. Кроме того, на дебиторской задолженности по государственному заданию учтен ущерб СПбГУ в сумме 406,5 тыс. рублей по фактам кражи имущества (ноутбуки, монитор, принтер), по которым возбуждено 7 уголовных дел, по 2 фактам в возбуждении уголовных дел отказано.
Кредиторская задолженность по государственному заданию составила 68 088,7 тыс. рублей, или 0,1 % от субсидии.
По субсидии на иные цели дебиторская задолженность составила 9 259,8 тыс. рублей, или 0,3 % от субсидии, кредиторская задолженность - 13 062,7 тыс. рублей, или 0,5 % от субсидии.
5. Анализ наличия, состояния и эффективности внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого СПбГУ.
Контрольно-ревизионное управление СПбГУ (далее - КРУ) создано приказом ректора СПбГУ от 26 июня 2007 г. N 908/1. КРУ является самостоятельным структурным подразделением СПбГУ, входит в состав ректората СПбГУ, действует на основании положения, утвержденного проректором по правовым вопросам.
Штатная численность КРУ в 2012 году составляла 5 единиц. Все сотрудники КРУ имеют высшее экономическое образование, стаж работы от 5 до 30 лет. Фонд оплаты труда работников КРУ в 2012 году составил 2 963,5 тыс. рублей.
В 2012 году КРУ провел 7 плановых и 1 внеплановую проверку. Изданные по результатам проверок приказы доводились проректорам и руководителям структурных подразделений СПбГУ для использования в работе.
6. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита по приносящей доход деятельности по СПбГУ и средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных (бюджетных) учреждений.
В соответствии с уставом СПбГУ доходы, полученные вузом от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение СПбГУ и учитываются на отдельном балансе. Порядок ценообразования на работы и услуги, выполняемые СПбГУ, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На начало отчетного периода остаток денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности в 2011 году, составил 312 272,6 тыс. рублей.
Сумма полученных доходов в 2012 году составила 2 604 766,9 тыс. рублей, из них 1 898 487,6 тыс. рублей от оказания платных услуг (работ) и 32 861,9 тыс. рублей от собственности.
Расходы за счет средств от приносящей доход деятельности в 2012 году были осуществлены в сумме 2 381 201,5 тыс. рублей (95,4 % от утвержденных показателей).
В 2012 году в СПбГУ имелся лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении. На начало года на счете насчитывалось 119 343,8 тыс. рублей, на конец года средства на данном счете отсутствовали.
7. Эффективность и результативность использования средств федерального бюджета и федеральной собственности по СПбГУ.
В 2012 году СПбГУ располагал 54 земельными участками общей площадью 442,2 га. Имеются свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования СПбГУ на 39 земельных участков площадью 385,0 га, в процессе оформления 15 земельных участков общей площадью 57,2 га.
В СПбГУ насчитывалось 334 объекта недвижимого имущества (здания, сооружения, помещения) общей площадью 791,6 тыс. кв. м. Имеются свидетельства о государственной регистрации права на 264 здания (сооружения, помещения) общей площадью 737,0 тыс. кв. м (93 % от общей площади). Документы на остальные объекты недвижимости находятся в стадии оформления.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" в реестр федерального имущества внесены сведения об объектах недвижимости в отношении 46 земельных участков общей площадью 429,5 тыс. га и 301 объекта недвижимости (здания, сооружения, помещения) площадью 774,9 тыс. кв. м.
Из 65 объектов недвижимости, являющихся объектами культурного наследия, в настоящее время имеются охранные обязательства в отношении 31 объекта недвижимости. В отношении 29 объектов недвижимости СПбГУ ведется работа по оформлению охранных обязательств.
В 2012 году в СПбГУ продолжили свое действие 16 ранее заключенных договоров аренды нежилых помещений, было заключено 22 новых договора аренды и расторгнуто в связи с истечением срока действия 26 договоров аренды. Всего по состоянию на 31 декабря 2012 года в СПбГУ действовали 39 договоров аренды помещений общей площадью 7 530,4 кв. м (0,95 % от общей площади зданий, используемых СПбГУ на праве оперативного управления).
Перечень особо ценного движимого имущества СПбГУ не утвержден.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется СПбГУ на основании внутренних нормативных документов, утвержденных ректором вуза.
В 2012 году СПбГУ были заключены 3 052 государственных контракта и договора общей стоимостью 4 214 953 тыс. рублей, из которых 739 контрактов и договоров общей стоимостью 2 545 393 тыс. рублей заключены по результатам открытых аукционов в электронной форме, 2 177 контрактов и договоров общей стоимостью 970 823,0 тыс. рублей заключены при закупках у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.
Экономия средств, образовавшаяся при проведении конкурсных процедур, составила 605 987,0 тыс. рублей.
8. Анализ реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации.
Реализация стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации, осуществляется СПбГУ в рамках Программы развития СПбГУ до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 1696-р (далее - Программа). Следует отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 1696-р и самой Программой механизм контроля ее реализации не был предусмотрен.
Программа основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, позитивном опыте ведущих университетов мира, учитывает уникальные особенности и потенциал старейшего вуза России.
Стратегической целью Программы являются вхождение СПбГУ в мировую элиту классических университетов и комплексное исследовательское и образовательное обеспечение государственной политики инновационного развития Российской Федерации.
С учетом приоритетов модернизации экономики и технологического развития, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также имеющегося интеллектуального, кадрового и материально-технического потенциала Санкт-Петербургского университета, партнерских связей в России и за рубежом и современных тенденций в развитии мировой науки в СПбГУ выделяются следующие приоритетные направления: нанотехнологии и материаловедение; биомедицина и здоровье человека; информационные системы и технологии; экология и рациональное природопользование; управленческие кадры и технологии.
В 2012 году на реализацию Программы из средств федерального бюджета было выделено 2 000 000,0 тыс. рублей.
За период реализации программы СПбГУ самостоятельно разработано 125 образовательных стандартов (требований), из них 5 - в 2012 году.
В 2012 году СПбГУ выполнены 624 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, объем финансирования которых составил 1 513,6 млн. рублей, из них 34,5 млн. рублей - в рамках международных и зарубежных грантов и программ.
Доходы от управления объектами интеллектуальной собственности, в том числе от реализации лицензионных соглашений, патентов и др., составили 3,3 млн. рублей.
Основная часть из установленных Программой 29 целевых индикаторов в 2012 году выполнена. Однако по отдельным индикаторам плановые показатели перевыполнены в 3 - 4 раза, что свидетельствует о необходимости внесения корректив в Программу. Не достигнуты плановые значения по 4 показателям.
В докладе СПбГУ о ходе реализации Программы в 2012 году, подготовленном по запросу и по форме Национального фонда подготовки кадров, содержатся описание достигнутых результатов по задачам и мероприятиям Программы в 2012 году, информация о проблемах реализации Программы и количественные показатели эффективности реализации Программы. Информация о получении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы, о финансировании Программы из внебюджетных источников, закупке оборудования в установленной форме доклада и самом докладе СПбГУ о ходе реализации Программы в 2012 году отсутствует.
Проверка показала, что в 2012 году Университетом по одним мероприятиям были произведены расходы с превышением показателей, установленных Программой, по другим мероприятиям расходы существенно ниже установленных.
9. Анализ подготовки и реализации нормативных правовых актов, необходимых для исполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", и мониторинг его реализации.
Государственное задание СПбГУ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, сформированное на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания", было утверждено Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации А.Э. Вайно 6 мая 2012 г. (N 2116п-П17).
Государственное задание СПбГУ содержит задание на выполнение следующих государственных услуг и работ: реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры), среднего профессионального образования и послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура, интернатура, ординатура), подготовка докторантов; реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования; проведение научно-исследовательских работ (фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования и экспериментальные разработки); работы по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, иных программных мероприятий силами учреждения; организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования и науки.
В Плане финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ на 2012 год, утвержденном ректором вуза, указаны сведения о деятельности государственного бюджетного учреждения: цели деятельности, виды деятельности, перечень услуг (работ), осуществляемых на платной основе; показатели финансового состояния учреждения: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства; показатели по поступлениям и выплатам, а также мероприятия стратегического развития федерального учреждения (структурного подразделения).
10. Анализ выполнения целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 594, N 596 - 601, N 604 - 606, а также эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию указов в ходе исполнения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" СПбГУ были выделены 41 282,4 тыс. рублей на увеличение заработной платы профессорско-преподавательского состава. Средства были направлены на оплату труда работников СПбГУ.
11. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в информационном письме по результатам проверки бюджетной отчетности за 2011 год в СПбГУ.
По результатам проведенного в соответствии с Планом работы Счетной палаты на 2012 год комплекса контрольных мероприятий "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год" в СПбГУ было направлено информационное письмо Счетной палаты от 22 мая 2012 г. N 12-274/12-02, где сообщалось о выявленных нарушениях.
СПбГУ были приняты меры по устранению нарушений. Доля площадей зданий (помещений, сооружений), переданных СПбГУ в оперативное управление, на которые оформлены права, увеличилась с 85 % до 93 %. По государственной регистрации права оперативного управления СПбГУ в установленном действующим законодательством порядке поданы документы в отношении 9 объектов недвижимости. Университетом ведется работа по оформлению охранных обязательств в отношении объектов недвижимости, являющихся объектами культурного наследия.
Выводы.
1. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ СПбГУ утверждены бюджетные ассигнования на 2012 год в объеме 11 963 017,9 тыс. рублей. Сводной бюджетной росписью расходы СПбГУ установлены в сумме 12 430 071,2 тыс. рублей.
Лимиты бюджетных обязательств доведены Университету в сумме 12 429 591,2 тыс. рублей (не доводились лимиты бюджетных обязательств по ассигнованиям в сумме 480,0 тыс. рублей, выделенным на финансирование публичных нормативных выплат гражданам несоциального характера) и исполнены в полном объеме.
2. Использование лимитов бюджетных обязательств СПбГУ осуществлял в 2012 году неравномерно: в I квартале были использованы 19,0 % доведенного годового объема лимитов бюджетных обязательств, во II квартале - 33,6 %.
3. Структура СПбГУ не закреплена каким-либо документом. Типовые положения о факультете и о кафедре, наличие которых предусмотрено уставом вуза, не утверждены. Положения почти всех структурных подразделений СПбГУ утратили силу и не применяются, так как противоречат уставу Университета и положениям действующих нормативных правовых документов.
4. Общий объем незавершенного строительства по всем объектам СПбГУ за 2012 год увеличился на 39 % и составил на конец отчетного периода 8 334 075,4 тыс. рублей.
На реконструкцию (приспособление) комплекса дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача" и строительство объектов для размещения бизнес-школы - Высшей школы менеджмента СПбГУ за 2007 - 2010 годы было выделено лишь 41,9 % от средств, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 586-р. В 2011 году осуществлена консервация ряда объектов проекта, общий объем затрат по которым составляет 1 838 716,5 тыс. рублей. Всего объем незавершенного строительства по этому проекту составляет 7 427 983,0 тыс. рублей.
Рост объемов незавершенного строительства снижает эффективность использования бюджетных средств, направляемых на финансирование объектов строительства.
5. В 2012 году своевременность выплат повышенных стипендий, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 945 "О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования" и от 2 июля 2012 г. N 679 "О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично", не была обеспечена.
6. В нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним" не оформлены правоустанавливающие документы на ряд объектов недвижимости, не утвержден перечень особо ценного движимого имущества СПбГУ.
7. В нарушение Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" не завершена работа по оформлению охранных обязательств на объекты недвижимости, которые являются памятниками истории и культуры.
8. Программой развития СПбГУ до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 1696-р, не предусмотрен механизм контроля ее реализации. В 2012 году не достигнуты плановые значения по 4 из 29 показателей, установленных Программой. По одним мероприятиям произведены расходы с превышением показателей, установленных Программой, по другим мероприятиям расходы существенно ниже установленных.
Предложения.
1. Учесть результаты проверки в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 год.
2. Направить информационное письмо Счетной палаты в СПбГУ.
3. Направить заключение о результатах проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике и Комитет Государственной Думы по образованию.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 30 мая 2013 г. N ЗКМ-47/12-04 о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 мая 2013 г. N 23К (914)))
Опубликование:
-