1. Общие положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) по результатам внешней проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год (далее - заключение Счетной палаты по Роспотребнадзору) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями) и стандартом финансового контроля СФК 203 "Последующий контроль исполнения федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Роспотребнадзору подготовлено на основании одного контрольного мероприятия. По результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), составлен один акт, подписанный без замечаний проверяемой стороной.
Бюджетная отчетность за 2012 год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату Российской Федерации на бумажном носителе письмом Роспотребнадзора от 1 апреля 2012 г. N 01/3539-13-33, что не соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с изменениями).
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Роспотребнадзор образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 (с изменениями) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 154 (с изменениями) "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" установлено, что Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. N 23-р "О создании федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору" и от 17 января 2005 г. N 32-р, утвердившим перечень федеральных государственных учреждений и перечень федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Роспотребнадзору, в подведомственную сеть Роспотребнадзора входят:
- 84 управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;
- 24 дезинфекционных станций;
- 18 противочумных учреждений (13 противочумных станций, 5 противочумных институтов);
- 88 федеральных бюджетных государственных учреждений здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии";
- 47 федеральных государственных унитарных предприятий.
Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации осуществляют свою деятельность на основании Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2006 г. N 308 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека". Федеральные государственные учреждения (казенные и бюджетные) и федеральные государственные унитарные предприятия действуют на основании уставов, утвержденных руководителем Роспотребнадзора.
2. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита федерального бюджета, установленные законом о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет и бюджетной росписью по Роспотребнадзору, и их исполнение по бюджетной отчетности Роспотребнадзора и результатам проведенных Счетной палатой проверок.
Согласно приложению 4 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Роспотребнадзор является главным администратором доходов федерального бюджета, за которым закреплены следующие виды доходов:
1 13 02010 01 0000 130 - средства, возмещаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за проведение контрольных мероприятий, контрольных покупок и проведение экспертиз, испытаний образцов товаров;
1 14 12000 01 0000 440 - доходы от реализации продукции особого хранения;
1 16 01000 01 0000 140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;
1 16 02010 01 0000 140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.
Приказом Роспотребнадзора от 30 декабря 2011 г. N 963 за территориальными органами как администраторами доходов федерального бюджета закреплены следующие виды доходов федерального бюджета:
141 1 08 07081 01 1000 110 - государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
141 1 08 07200 01 1000 110 - прочие государственные пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
141 1 11 02012 01 6000 120 - доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
141 1 13 02010 01 6000 130 - средства, возмещаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за проведение контрольных мероприятий, контрольных покупок и проведение экспертиз, испытаний образцов товаров;
141 1 13 01991 01 6000 130 - прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета;
141 1 13 02991 01 6000 130 - прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета;
141 1 16 01000 01 6000 140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;
141 1 16 02010 01 6000 140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти;
141 1 16 07000 01 0000 140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об основах конституционного строя Российской Федерации, о государственной власти Российской Федерации, о государственной службе Российской Федерации, о выборах и референдумах Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации;
141 1 16 23011 01 6000 140 - доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета;
141 1 16 25081 01 6000 140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности;
143 1 16 32000 01 6000 140 - денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части федерального бюджета);
141 1 16 90010 01 6000 140 - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет;
141 1 17 05010 01 6000 180 - прочие неналоговые доходы федерального бюджета.
Результаты выполнения Роспотребнадзором поступлений доходов в федеральный бюджет представлены в таблице согласно данным годового отчета об исполнении федерального бюджета за 2012 год (форма ОКУД 0503127) и сведениям об исполнении бюджета за 2012 год (форма ОКУД 0503164) характеризуются следующими данными:
(Тыс. рублей)
Код дохода по БК |
Прогноз доходов на 2012 год |
Исполнено |
Отклонения от установленных показателей (гр. 2 - гр. 3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
141 1 08 07081 01 0000 110, |
6 800,0 |
6 596,8 |
203,2 |
в том числе: |
|
|
|
141 1 08 07081 01 1000 110 |
6 800,0 |
5 528,2 |
1 127,8 |
141 1 08 07081 01 4000 110 |
0,0 |
1 068,6 |
-1068,6 |
141 1 08 07200 01 0000 110, |
170 400,0 |
145 436,3 |
24 963,7 |
в том числе: |
|
|
|
141 1 08 07200 01 1000 110 |
170 400,0 |
109 383,9 |
61 016,1 |
141 1 08 07200 01 4000 110 |
0,0 |
36 052,4 |
-36 052,4 |
141 1 11 02012 01 6000 120 |
1,0 |
0,6 |
0,4 |
141 1 11 07011 01 6000 120 |
4 700,0 |
0,0 |
4 700,0 |
141 1 13 01991 01 0300 130 |
175 000,0 |
155 977,4 |
19 022,6 |
141 1 13 01991 01 6000 130 |
0,0 |
770,0 |
-770,0 |
141 1 13 02010 01 6000 130 |
0,0 |
12,5 |
-12,5 |
141 1 13 02 061 01 0000 130, |
1 113,0 |
1 028,7 |
84,3 |
в том числе: |
|
|
|
141 1 13 02061 01 6000 130 |
0,0 |
64,2 |
-64,2 |
141 1 13 02061 01 7000 130 |
1 113,0 |
964,5 |
148,5 |
141 1 13 02991 01 0000 130, |
21 280,0 |
22 104,6 |
-824,6 |
в том числе: |
|
|
|
141 1 13 02991 01 0300 130 |
1 500,0 |
1 975,3 |
-475,3 |
141 1 13 02991 01 6000 130 |
19 780,0 |
20 129,3 |
-349,3 |
141 1 14 02013 01 0000 440, |
0,0 |
129,4 |
-129,4 |
в том числе: |
|
|
|
141 1 14 02013 01 6000 440 |
0,0 |
63,3 |
-63,3 |
141 1 14 02013 01 7000 440 |
0,0 |
66,1 |
-66,1 |
141 1 16 01000 01 6000 140 |
7 365,0 |
7 902,1 |
-537,1 |
141 1 16 02010 01 6000 140 |
7 714,0 |
8 776,8 |
-1 062,8 |
141 1 16 23011 01 6000 140 |
485,0 |
532,7 |
-47,7 |
141 1 16 25081 01 6000 140 |
47,0 |
84,7 |
-37,7 |
141 1 16 32000 01 6000 140 |
0,0 |
18,5 |
-18,5 |
141 1 16 33010 01 0000 140, |
0,0 |
493,3 |
-493,3 |
в том числе: |
|
|
|
141 1 16 33010 01 6000 140 |
0,0 |
352,2 |
-352,2 |
141 1 16 33010 01 7000 140 |
0,0 |
141,1 |
-141,1 |
141 1 16 90010 01 6000 140 |
5 500,0 |
6 229,1 |
-729,1 |
141 1 17 05010 01 6000 180 |
467,0 |
296,0 |
171,0 |
141 2 03 01010 01 7000 180 |
547,0 |
1 671,9 |
-1 124,9 |
141 2 03 01099 01 7000 180 |
8,0 |
6,8 |
1,2 |
141 2 18 01010 01 0000 180 |
0,0 |
4 181,7 |
-4 181,7 |
Итого |
401 427,0 |
362 250,1 |
39 176,9 |
Анализ приведенных в таблице данных показал, что в целом фактические поступления доходов в федеральный бюджет составили 362 250,1 тыс. рублей, или 90,2% от прогноза по доходам за 2012 год. В общем объеме поступивших доходов Роспотребнадзора 43,1% составили прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета; 30,2% - прочие государственные пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридических действий.
За 2012 год фактическое поступление доходов в федеральный бюджет составило 362 250,1 тыс. рублей при прогнозном плане 401 427,0 тыс. рублей, или 90,2% от прогнозного плана.
Неиспользованные резервы поступлений доходов в федеральный бюджет образовались по следующим видам закрепленных доходов:
1 08 07081 01 0000 000 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет" исполнено 6 596,8 тыс. рублей, что составляет 97,0% от прогноза;
1 08 07200 01 0000 110 "Прочие государственные пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" исполнено 145 436,3 тыс. рублей, что составляет 85,3% от прогноза.
Неисполнение обусловлено тем, что перечисления госпошлин за государственную регистрацию зависят от количества обращений, которые в течение года поступают неравномерно.
1 11 02012 01 6000 120 "Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния" исполнено 0,6 тыс. рублей, что составляет 60% от прогноза (причина неисполнения - сумма дохода зависит от остатка денежных средств на счете банка ВТБ24, а также от курса валюты).
1 13 01991 0300 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета" исполнено 155 977,4 тыс. рублей, что составляет 89,1% от прогноза (причина неисполнения - запланированные платежи за оказание платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (казенными учреждениями) до конца 2012 года не поступили).
1 17 05010 01 6000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета" исполнено 296,0 тыс. рублей, что составляет 63,4% от прогноза (причина неисполнения - поступление неналоговых доходов точно спланировать не представляется возможным, так как это в основном суммы, взысканные судебными приставами).
Составление и ведение бюджетной отчетности Роспотребнадзора, как главного администратора доходов федерального бюджета, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н.
Структура расходов федерального бюджета по Роспотребнадзору как главному распорядителю средств федерального бюджета в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджет, утвержденная Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями), характеризуется следующими данными, представленными в таблице.
Таблица
Наименование |
Сумма |
||
Всего |
|
|
27 177 397,2 |
Национальная экономика |
04 |
00 |
1 266 721,3 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
04 |
11 |
184 200,0 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
04 |
12 |
1 008 871,9 |
Здравоохранение |
09 |
|
25 464 425,3 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
09 |
07 |
13 676 623,4 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения |
09 |
08 |
2 057 385,5 |
Другие вопросы в области здравоохранения |
09 |
09 |
9 730 416,4 |
Социальная политика |
10 |
00 |
446 250,6 |
Социальное обеспечение населения |
10 |
03 |
446 250,6 |
Наибольшая доля расходов - 93,7% приходится на раздел 09 "Здравоохранение".
Согласно бюджетной росписи расходы Роспотребнадзора в 2012 году составляют 26 388 756,5 тыс. рублей.
В бюджетную роспись внесено 96 изменений на сумму 3 236 473,5 тыс. рублей, из них 61 положительное изменение на сумму 1 312 028,2 тыс. рублей. Объемы изменений, внесенных Минфином России в утвержденную бюджетную роспись, соответствуют объемам, указанным в обращениях Роспотребнадзора и в докладных записках департаментов Минфина России. Изменения без соответствующих обоснований не вносились.
Отклонение показателей бюджетной росписи от утвержденных федеральным законом бюджетных назначений составляет 612 417,1 тыс. рублей и обусловлено принятием нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации: постановлений Правительства Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N 563, от 17 апреля 2008 г. N 284, от 28 декабря 2011 г. N 1167, распоряжений Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 1594-р, от 26 января 2012 года N 23-р, от 14 октября 2010 г. N 1771-р, от 2 октября 2009 г. N 1426-р, от 1 марта 2012 г. N 263-р - и внесением изменений в бюджетную роспись на основании статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании казначейских уведомлений Роспотребнадзор распределяет лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета расходными расписаниями, представляемыми в Федеральное казначейство в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи в соответствии с договором от 23 ноября 2011 г. N 98-09-45/06-53 об обмене электронными документами, заключенными между Роспотребнадзором и Федеральным казначейством.
В ходе выборочной проверки установлено, что все операции, проводимые Роспотребнадзором, оформляются первичными учетными документами в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
В целях обеспечения ведения бюджетного учета Роспотребнадзора применяются регистры бюджетного учета, формы которых утверждены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. N 173н.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" исполнение Роспотребнадзором публичных нормативных обязательств не предусмотрено.
В соответствии с Правилами назначения и выплаты стипендии Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N 563, приказом Минобрнауки России от 21 ноября 2012 г. N 948 назначена стипендия Президента Российской Федерации Максютову Р.А. - молодому ученому федерального бюджетного учреждения науки "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" Роспотребнадзора.
Акт приема-передачи бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на 2012 год в сумме 120,0 тыс, рублей подписаны Минобрнауки России и Роспотребнадзором 26 ноября 2012 года.
Расходным расписанием N 141/53118/005 от 18 декабря 2012 г. Роспотребнадзором доведены до федерального бюджетного учреждения науки "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" бюджетные ассигнования в объеме 120,0 тыс. рублей.
В структуре утвержденных бюджетных назначений в объеме 26 388 756,5 тыс. рублей в разрезе кодов КОСГУ наибольший удельный вес (46,2%) занимают расходы с кодом КОСГУ 241 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления" в объеме 12 203 543,2 тыс. рублей. Исполнение составляет 100% от утвержденных бюджетных назначений.
Также заметный удельный вес (23,7% и 10,7%) в структуре утвержденных бюджетных назначений в разрезе кодов КОСГУ составляют соответственно расходы по кодам КОСГУ 211 "Заработная плата" и 310 "Увеличение стоимости основных средств". Исполнение по указанным кодам составляет соответственно 100,0% и 97,8% от утвержденных бюджетных ассигнований.
Лимиты бюджетных обязательств доведены в сумме 26 388 297,3 тыс. рублей, что на 459,2 тыс. рублей меньше утвержденных бюджетных ассигнований вследствие того, что лимиты бюджетных обязательств по РзПр 0112, ЦСР 5091800 "Премии, стипендии за выдающиеся заслуги" в объеме 120,0 тыс. рублей не доводились, по РзПр 0908, ЦСР 0819900 "Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений" произведена блокировка расходов на сумму 339,2 тыс. рублей в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств.
Неисполненные лимиты бюджетных обязательств составляют 160 027,8 тыс. рублей, или 0,6% от годового объема лимитов бюджетных обязательств, в том числе:
по разделу 04 "Национальная экономика", подразделу 11 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики", ЦСР 1007500 "ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)" - 120,0 тыс. рублей (экономия при заключении государственных контрактов на прочие работы, услуги);
по разделу 04 "Национальная экономика", по подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", ЦСР 1007500 "ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)" - 10 681,7 тыс. рублей (экономия при заключении государственных контрактов на поставку основных средств - 10 289,1 тыс. рублей, расторжение контракта - 392,6 тыс. рублей);
по подразделу 0707 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации", ЦСР 4280100 "Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" неисполненные назначения составляют 0,98 тыс. рублей (экономия по выплатам на услуги по повышению квалификации госслужащих);
по разделу 09 "Здравоохранение", подразделу 07 "Санитарно-эпидемиологическое благополучие" - неисполненные бюджетные назначения составили 63 533,1 тыс. рублей, в том числе по:
ЦСР 1002303 "Подпрограмма "Вакцинопрофилактика" в сумме 46 189,2 тыс. рублей (неисполнение договорных обязательств подрядчиком по государственному контракту);
ЦСР 1020201 "Строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры" в сумме 188,2 тыс. рублей (экономия по итогам проведения конкурсных процедур);
ЦСР 4810100 "Борьба с эпидемиями" в сумме 4,4 тыс. рублей (экономия по итогам проведения конкурсных процедур);
ЦСР 4817700 "Централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования" в сумме 897,2 тыс. рублей (экономия при заключении государственных контрактов на поставку оборудования);
ЦСР 4830000 "Противочумные организации в сумме 14,4 тыс. рублей (экономия по ежемесячной денежной выплате по оплате жилых помещений, отопления и освещения в виду увольнения сотрудника);
ЦСР 4839900 "Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений в сумме 16 239,8 тыс. рублей (экономия за счет применения регрессивной шкалы налогообложения по начислениям на заработную плату труда; экономия по командировочным расходам на проживание; экономия по услугам связи; экономия при заключении контрактов на капитальный ремонт; экономия по уплате прочих налогов, сборов и иных платежей);
по разделу 09, подразделу 0909 "Другие вопросы в области здравоохранения", в том числе:
ЦСР 0010400 "Центральный аппарат" в суме 16 602,2 тыс. рублей (экономия за счет применения регрессивной шкалы налогообложения по начислениям на заработную плату труда; экономия по командировочным расходам; экономия при заключении контрактов на капитальный ремонт; экономия по услугам связи, коммунальным услугам, работам, услугам по содержанию имущества экономия по уплате прочих налогов, сборов и иных платежей;
ЦСР 0010800 "Выплаты независимым экспертам" в сумме 3,0 тыс. рублей (экономия по выплатам независимым экспертам);
ЦСР 0011500 "Территориальные органы" в сумме 68 695,1 тыс. рублей (экономия за счет применения регрессивной шкалы налогообложения по начислениям на заработную плату; экономия по командировочным расходам, а также по пособиям по социальной помощи населению; экономия по услугам связи, работам, услугам по содержанию имущества, на приобретение основных средств; экономия при заключении контрактов на капитальный ремонт; экономия при перечислении средств по исполнительным листам; экономия по налогу на имущество и земельному налогу; экономия по уплате прочих налогов, сборов и иных платежей);
ЦСР 5051002 в сумме 391,8 тыс. рублей - экономия по компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений и абзаца второго части первой статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставлены субсидии на иные цели федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения и науки, подведомственным Роспотребнадзору, по ВР 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" в объеме 1 454 950,4 тыс. рублей, в том числе:
по РзПр 0907 "Санитарно-эпидемиологическое благополучие", ЦСР 4846000 "Ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам федеральных государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сумме 99 279,6 тыс. рублей;
по РзПр 0907 "Санитарно-эпидемиологическое благополучие", ЦСР 4849900 "Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений" в сумме 429 534,9 тыс. рублей;
по РзПр 0908 "Прикладные научные исследования в области здравоохранения", ЦСР 0819900 "Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений" в сумме 486 793,5 тыс. рублей;
по РзПр 1003 "Социальное обеспечение населения", ЦСР 5144500 "Единовременная денежная выплата медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения" в сумме 439 342,4 тыс. рублей.
Согласно приложению 5 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов" Роспотребнадзор наделен полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. Однако утвержденных бюджетных назначений вышеназванным законом не установлено.
3. Анализ реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в отчетном финансовом году и плановом периоде
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" отмечается необходимость начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления. В том числе утвердить основные государственные программы.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р Роспотребнадзор является соисполнителем государственных программ "Развитие здравоохранения" и "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России" (в части реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы).
При составлении проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годы, Роспотребнадзором направлялись предложения в Минфин России о распределении средств, предусмотренных Роспотребнадзору на 2013-2015 годы но государственной программе "Развитие здравоохранения".
В Бюджетном послании указывается на необходимость повысить отдачу от использования государственных расходов. В том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.
В 2012 году все подведомственные Роспотребнадзору учреждения осуществляли свою деятельность в соответствии с нормативными актами, разработанными в целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Все учреждения получили статус бюджетных.
Согласно ведомственному перечню государственных работ утверждены государственные задания на 2012 год и плановый период 2013-2014 годы, со всеми учреждениями заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ.
Как указывается в Бюджетном послании, в 2012 году будет проведена индексация фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", которым предусмотрено повышение окладов на 6,0% с 1 октября 2012 года работникам федеральных государственных бюджетных учреждений, и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 г. N 1667-р подведомственными учреждениями Роспотребнадзора в 2012 году были утверждены новые штатные расписания, с учетом индексации заработной платы работников учреждений Роспотребнадзора с 1 октября 2012 года.
Как отмечается в Бюджетном послании, в настоящее время ведется работа по созданию перечней государственных и муниципальных услуг. Принципиально важно не свести их всего лишь к спискам основных направлений деятельности учреждений,
Реализуя основные положения Бюджетного послания, Роспотребнадзором утвержден перечень государственных услуг, выполняемых учреждениями Роспотребнадзора, ведется ежеквартальный мониторинг их выполнения, премирование руководителей осуществляется в соответствии с показателями выполнения государственного задания.
В целях реализации пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания", Роспотребнадзором 13 декабря 2010 года утвержден ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, по форме, утвержденной указанным постановлением, и размещен на официальном сайте в сети Интернет.
4. Анализ реализации федеральных целевых программ, исполнения бюджетных инвестиций, предусмотренных на объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы
Роспотребнадзор в 2012 году выступал государственным заказчиком по следующим федеральным целевым программам:
"Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)";
"Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года";
"Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)";
"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на 2012 год на реализацию ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)" предусмотрено 1 095 560,0 тыс. рублей, в том числе:
по Рз 04 "Национальная экономика", Пр 11 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики", ЦСР 1007500 "Федеральная целевая программа "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)", ВР 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" в сумме 184 200,0 тыс. рублей;
по Рз 04 "Национальная экономика", Пр 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", ЦСР 10007500 "Федеральная целевая программа "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)", ВР 410 "Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности федеральным государственным учреждениям" в сумме 714 250,0 тыс. рублей; ВР 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" в сумме 6 983,6 тыс. рублей и ВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд" в сумме 190 126,4 тыс. рублей.
Исполнение составляет 1 084 758,3 тыс. рублей, или 99,0% к утвержденным бюджетным назначениям.
По направлению "НИОКР" заключено 24 государственных контракта на сумму 184 080,0 тыс. рублей. Все НИОКР завершены в 2011 году. По результатам выполненных работ представлены заключительные отчеты,
По направлению "Прочие нужды" заключено 48 государственных контрактов на сумму 186 428,26 тыс. рублей. Предусмотрена поставка оборудования и приборов для обеспечения деятельности центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе организаций, а также обеспечения сохранности коллекций патогенных микроорганизмов.
Мероприятия, запланированные на 2012 год по разделу "Прочие нужды", Роспотребнадзором выполнены в полном объеме.
По направлению "Капитальные вложения" заключено 48 государственных контрактов на сумму 714 250,0 тыс. рублей, выполнены работы по 5 объектам.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на 2012 год на реализацию ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" по РЗ 09 "Здравоохранение", ПР 07 "Санитарно-эпидемиологическое благополучие" бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 48 900,0 тыс. рублей.
Исполнение составляет 48 900,0 тыс. рублей, или 100,0% к утвержденным бюджетным назначениям.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на реализацию ФЦП "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)" по РЗ 09 "Здравоохранение", подразделу ПР 07 "Санитарно-эпидемиологическое благополучие", ВР 413 предусмотрено 2 174 820,0 тыс. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1167 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)" и на основании приемо-передаточного акта бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств из федерального бюджета на 2012 год, произведено перераспределение бюджетных ассигнований в объеме 1 033 720,0 тыс. рублей с Роспотребнадзора на Минздравсоцразвития России.
Казначейскими уведомлениями Роспотребнадзору доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в сумме 1 000 500,0 тыс. рублей. Исполнение составило 954 310,7 тыс. рублей, или 95,4% к доведенным бюджетным назначениям.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" ассигнования на реализацию ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы" не предусматривались.
Согласно письму Минобрнауки России от 24 октября 2012 г. N 14-173 "О передаче бюджетных ассигнований" в рамках реализации мероприятий 1.1-1.5 федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568, по результатам конкурсного отбора подготовлено распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств на финансовое обеспечение грантов в форме субсидии для юридических лиц.
Письмом Минэкономразвития России от 7 ноября 2012 г. N 24158-ОС/Д17и "О внесении изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств на 2012 год" согласована передача бюджетных ассигнований на 2012 год от Минобрнауки России (глава 074) Роспотребнадзору (глава 141) по Рз 09 "Здравоохранение", Пр 08 "Прикладные научные исследования в области здравоохранения", ЦСР 1007700 "Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы", ВР 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" в объеме 5 400,0 тыс. рублей (акт приема-передачи бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на 2012 год от 4 сентября 2012 г. между Минобрнауки России и Роспотребнадзором).
Данные средства использованы Роспотребнадзором по назначению, бюджетные ассигнования в сумме 5 400,0 тыс. рублей перечислены платежным поручением от 6 декабря 2012 г. N 717697 ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор".
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на 2012 год на реализацию ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы по РЗ 10 "Социальная политика", ПР 03 "Социальное обеспечение населения" бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 6 593,2 тыс. рублей.
Исполнение составляет 6 593,2 тыс. рублей, или 100,0% к утвержденным бюджетным назначениям.
В 2012 году для выполнения мероприятий по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих заключен 1 договор купли-продажи квартиры на сумму 6 593,2 тыс. рублей, или 100% от объема годовых бюджетных назначений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы" устанавливается порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, а также порядок формирования и ведения ресурса федеральной адресной инвестиционной программы.
Во исполнение пункта 24 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716, письмом Минэкономразвития России от 16 января 2012 г. N 77-ОС/Д17 в Роспотребнадзор направлены данные об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденную 13 января 2012 года.
В 2012 году общий объем финансирования по непрограммной части ФАИП (с учетом изменений) составил 607 071,3 тыс. рублей, что соответствует уточненной бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств.
Исполнение составило 606 882,7 тыс. рублей, или 99,97% к уточненной бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств.
В 2012 году в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд (по непрограммной части), финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, включено 11 объектов капитального строительства, из которых по 3-м объектам осуществлен ввод в эксплуатацию в 2012 году в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией.
5. Результаты проверки и анализа организации исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период
В соответствии с частью первой статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказом Роспотребнадзора от 30 декабря 2011 г. N 961 утвержден Порядок осуществления территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте полномочий главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и доведен до территориальных органов Роспотребнадзора.
Приказом Роспотребнадзора от 30 декабря 2011 г. N 964 "О наделении федеральных казенных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора полномочиями администраторов доходов федерального бюджета" за федеральными казенными учреждениями здравоохранении Роспотребнадзора закреплены источники доходов федерального бюджета.
На основании письма Минфина от 6 декабря 2011 г. N 16-07-13/216 письмом Роспотребнадзора от 16 декабря 2011 г. N 01/15861-1-23 представлен в Минфин России прогноз поступлений доходов на 2012 год с поквартальным и помесячным распределением в общем объеме 379 313,0 тыс. рублей.
В соответствии с письмом Минфина России от 12 марта 2012 г. N 16-05-07/9 письмом Роспотребнадзора от 10 апреля 2012 г. N 01/3729-12-23 в Минфин России представлен факторный анализ прогноза поступлений доходов федерального бюджета, согласно которому оценка объема доходов федерального бюджета на 2012 год составляет 380 861,0 тыс. рублей.
Во исполнение письма Минфина России от 28 ноября 2012 г. N 16-07-05/328 письмом Роспотребнадзора от 11 декабря 2012 г. N 01/14104-12-23 направлено уточненное поквартальное распределение доходов федерального бюджета на 2012 год с помесячной разбивкой в общем объеме 401 427,0 тыс. рублей.
Как показала проверка отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2013 года (форма 0503127) исполнение федерального бюджета по доходам Роспотребнадзором составило 362 250,1 тыс. рублей, или 90,2% от прогнозного плана в размере 401 427,0 тыс. рублей.
Казначейским уведомлением от 14 декабря 2011 г. N 141/001 Федеральное казначейство довело до Роспотребнадзора объемы бюджетных ассигнований 27 001 173,6 тыс. рублей, что соответствует показателям федерального бюджета на 2012 год, и лимиты бюджетных обязательств на 2012 год в размере 25 852 570,5 тыс. рублей, что на 1 148 603,1 тыс. рублей меньше объема бюджетных ассигнований.
С учетом внесенных в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета изменений бюджетные ассигнования составили 26 388 756,5 тыс. рублей. Лимиты бюджетных обязательств доведены в сумме 26 388 297,3 тыс. рублей.
Содержание и объем предлагаемых Роспотребнадзором изменений бюджетной росписи соответствует основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, установленным частью 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проверкой установлено, что Федеральным казначейством до Роспотребнадзора казначейскими уведомлениями доводились годовые лимиты бюджетных обязательств в разрезе функциональной и экономической классификаций расходов, в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов и КОСГУ.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании казначейских уведомлений Роспотребнадзор доводил распорядителям и получателям средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств и объем финансирования расходов расходными расписаниями через органы Федерального казначейства в установленном порядке.
В соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказом Роспотребнадзора от 28 декабря 2011 года N 945 "Об утверждении порядка составления, утверждении и ведения бюджетных смет территориальных управлений и казенных учреждений Роспотребнадзора и смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности" утверждены:
- Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет и территориальных управлений и казенных учреждений Роспотребнадзора;
- Порядок составления, утверждения и ведения смет доходов и расходов по средствам от приносящей доход деятельности, полученным территориальными управлениями и казенными учреждениями Роспотребнадзора.
Исполнение федерального бюджета составляет 26 228 389,5 тыс. рублей, или 99,4% от утвержденных бюджетных ассигнований.
6. Результаты оценки качества управления государственными финансами главным администратором средств федерального бюджета
В соответствии с пунктом 5.3 Положения об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета" письмом Роспотребнадзора от 30 января 2013 г. N 01/875-13-23 в Минфин России представлены сведения о качестве финансового менеджмента и отчет о реализации плана повышения эффективности бюджетных расходов.
В 2012 году по коду главного распорядителя 141 Роспотребнадзор в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета внесено 96 изменений на сумму 3 236 473,5 тыс. рублей, из них 61 положительное изменение на сумму 1 312 028,2 тыс. рублей.
При исполнении федерального бюджета на 2012 год объем неиспользованных назначений по ассигнованиям составил 160 367,0 тыс. рублей, или 0,6% от исполненных назначений, по лимитам бюджетных обязательств - 160 027,8 тыс. рублей, или 0,6% от исполненных назначений.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ (с изменениями) "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Ропотребнадзору утверждены расходы в сумме 27 177 397,2 тыс. рублей, сводной бюджетной росписью - 26 388 756,5 тыс. рублей. Исполнение составляет 26 228 389,5 тыс. рублей, или 96,5% от расходов, утвержденных в федеральном бюджете на 2012 год, и 99,4% от сводной бюджетной росписи расходов.
Исполнение федерального бюджета в I кварталу составляет 21,2% от общей суммы расходов, во II квартале - 34,4%, в III квартале - 23,2% и в IV квартале - 21,2% соответственно.
По состоянию на 1 января 2012 год неисполненные исполнительные документы в Роспотребнадзоре отсутствуют.
В проверяемом периоде по решению Арбитражного суда г. Москвы взыскано 28,0 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2013 года неисполненные исполнительные документы в Роспотребнадзоре отсутствуют.
Согласно данным бюджетного учета дебиторская задолженность составила:
- на 1 января 2012 года - 103 424,7 тыс. рублей.
- на 1 января 2013 года - 209 723,3 тыс. рублей.
Дебиторская задолженность на 1 января 2013 года по отношению к дебиторской задолженности на 1 января 2012 года в целом увеличилась на 106 298,6 тыс. рублей, что составляет 50,7%.
Вся дебиторская задолженность является текущей, просроченной свыше 1 года дебиторской задолженности не имеется.
Согласно данным бюджетного учета кредиторская задолженность составила:
- на 1 января 2012 года - (-5 532,0) тыс. рублей.
- на 1 января 2013 года - (-5 207,6) тыс. рублей.
Кредиторская задолженность на 1 января 2013 года по отношению к кредиторской задолженности на 1 января 2012 года в целом увеличилась на 324,4 тыс. рублей, что составляет 5,8%.
Вся кредиторская задолженность является текущей, просроченной свыше 1 года кредиторской задолженности не имеется.
7. Анализ результатов использования бюджетных средств
Анализ данных и показателей формы 0503162 "Сведения о результатах деятельности" показал, что в проверяемом периоде полностью достигнуты следующие плановые показатели: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, строительство объектов общегражданского значения, профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих, борьба с эпидемиями, обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений, единовременная денежная выплата медицинским работникам федеральных учреждений системы здравоохранения.
К стопроцентному исполнению приближены следующие показатели: строительство объектов для нужд отрасли и закупка оборудования, централизованные закупки медицинского оборудования, обеспечение деятельности центрального аппарата.
8. Анализ наличия, состояния и эффективности внутреннего государственного финансового контроля
Приказом Роспотребнадзора от 16 сентября 2008 г. N 327 утверждена структура центрального аппарата Роспотребнадзора, где в состав Финансово-экономического управления (далее - Управление) включен контрольно-ревизионный отдел.
Приказом Роспотребнадзора от 30 декабря 2008 г. N 1114 утверждено Положение о контрольно-ревизионном отделе Финансово-экономического управления.
По состоянию на 1 января 2012 года предусмотрено 5 штатных единиц, фактически занято 4 единицы.
В соответствии с Планами Роспотребнадзора по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью территориальных органов и подведомственных учреждений, утвержденными руководителем Роспотребнадзора, на 2012 год проведено 10 контрольных мероприятий в отношении подведомственных учреждений: по Управлениям - 1, по Центрам гигиены и эпидемиологии - 4, по федеральным учреждениям науки - 3, по федеральным казенным учреждениям здравоохранения - 2 (в том числе: научно-исследовательский противочумный институт - 1, противочумный Центр - 1).
Выявлено финансовых нарушений на общую сумму 9 813,16 тыс. рублей.
Принятыми мерами возмещено - 153,15 тыс. рублей, приняты меры по устранению и недопущению нарушений на сумму 9 960,0 тыс. рублей.
По результатам проверок изданы приказы руководителей территориальных органов и подведомственных учреждений Роспотребнадзора о принятии мер по недопущению нарушений, в том числе, в соответствии с действующим законодательством привлечено к дисциплинарной ответственности 31 должностное лицо.
9. Анализ выполнения мероприятий, определенных Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
Роспотребнадзор в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и письмами Минфина России о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств принимает все необходимые меры для равномерного и эффективного использования средств федерального бюджета.
На совещаниях с руководителями территориальных органов и подведомственных учреждений и на всех проводимых семинарах с главными бухгалтерами подведомственных учреждений обсуждаются вопросы эффективного и равномерного использования средств федерального бюджета, а также допущенные остатки неиспользованных средств.
С этой целью в Роспотребнадзор еженедельно всеми территориальными органами и подведомственными учреждениями представляется отчет по форме 0503127 "Отчет об исполнении бюджета", исходя из показателей которого направляются соответствующие указания и письма.
С целью контроля за равномерным использованием средств федерального бюджета территориальные органы и подведомственные учреждения еженедельно (каждый вторник) представляют анализ исполнения федерального бюджета и информацию о дополнительных мерах по обеспечению равномерного и эффективного расходования бюджетных средств.
Так, в течение 2012 года с целью контроля за равномерным использованием средств федерального бюджета приняты следующие меры:
- издан приказ от 27 января 2011 г. N 20 "Об утверждении отраслевого (ведомственного) плана Роспотребнадзора повышения эффективности бюджетных расходов за 2012 год";
- 22-24 мая 2012 года проведены практический семинар-консультация и рабочее совещание руководителей финансовых подразделений территориальных органов с главными бухгалтерами подведомственных учреждений Роспотребнадзора и их филиалов, на котором обсуждались требования Минфина России по исполнению федерального бюджета в 2012 году;
- 22-24 мая 2012 года совместно с РАГС провели для территориальных органов и подведомственных учреждений всероссийский практический семинар - консультацию "Бухгалтерский учет, отчетность, налогообложение и правовые вопросы в государственных и муниципальных учреждениях (казенные, бюджетные) в соответствии с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и другими новыми нормативными документами";
- подготовлены и направлены письма территориальным органам и подведомственным учреждениям Роспотребнадзора о равномерном и эффективном использовании средств федерального бюджета в 2012 году, в котором обращено внимание руководителей о необходимости принятия исчерпывающих мер по устранению причин, замедляющих исполнение федерального бюджета и обеспечения своевременного и эффективного расходования бюджетных ассигнований, не допуская неиспользованных остатков средств на конец 2012 года, обязывающих представлять отчётность по состоянию на 1 число каждого месяца в срок не позднее 6 числа месяца следующего за отчётным (письмо N 01/430-12-32 от 23 января 2012 г.)
- в целях координации проведения мониторинга по обеспечению равномерного и эффективного расходования бюджетных ассигнований в 2012 году обязывает органы и организации представлять еженедельную отчётность с 1 октября 2012 года (письмо N 14-212-245 от 18 сентября 2012 г.);
- в целях обеспечения максимально эффективного использования выделенных бюджетных ассигнований в 2012 году Роспотребнадзор проводит мониторинг качества финансового менеджмента (письма от 20 апреля 2012 г. N 01/4422-1-23, от 3 мая 2012 г. N 01/4990-1-23, от 20 июля 2012 г. N 01/8150-12-23, от 30 января 2013 года N 01/875-13-23, от 4 апреля 2013 года N 01/3867-13-23 о предоставлении сведений о качестве финансового менеджмента).
В результате проведенных мероприятий исполнение бюджета за 2012 год в целом составило 99,39%.
10. Анализ подготовки и реализации нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
Как показала проверка, Роспотребнадзором до 1 января 2012 года в полном объеме приняты нормативные правовые акты в целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, приказом Роспотребнадзора от 13 декабря 2010 г. N 456 утвержден Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в качестве основных видов деятельности в соответствии с государственным заданием.
Согласно пункту 3 вышеуказанного Положения Роспотребнадзором утверждены государственные задания на 2012 год 129 подведомственным учреждениям в установленные сроки.
В целях проведения анализа и результатов мониторинга по реализации Федерального закона от 8 мая 2012 г. N 83-ФЗ издан приказ Роспотребнадзора от 13 января 2012 г. N 8 "О совершенствовании деятельности федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора, федеральных бюджетных учреждений науки Роспотребнадзора, федеральных казенных учреждений Роспотребнадзора по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ"
Данным приказом утверждены формы квартальной отчетности, согласно которым учреждения, подведомственные Роспотребнадзору, обязаны ежеквартально представлять информацию о качественных, количественных и финансовых показателях выполнения государственного задания.
11. Анализ выполнения мероприятий по противодействию коррупции
В целях реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы в 2012 году Роспотребнадзором в дополнение к ранее принятым издано 337 приказов.
Информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции за 1 полугодие 2012 года направлена в Минэкономразвития России письмом Роспотребнадзора от 5 июля 2012 г. N 01/7567-12-23, за 2 полугодие 2012 года письмом Роспотребнадзора от 29 декабря 2012 г. N 01/15148-12-23.
В отношении 213 проектов нормативных правовых актов проведена антикоррупционная экспертиза. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы в 1 проекте нормативного правового акта и в 6 положениях проектов нормативных правовых актов выявлены коррупциогенные факторы.
По состоянию на 1 января 2012 года общее количество объектов недвижимого имущества составляет 3 482 единиц, в реестр федерального имущество внесено 3 397 единиц, или 98% объектов. Общее количество объектов недвижимого имущества на 31 декабря 2012 года составляет 3 404 единиц, в реестр федерального имущество внесено 3 358 единиц, или 99% объектов.
На 1 января 2012 года общая площадь незарегистрированных в 2011 году объектов составила 34 327,75 кв. м (из них признанный неделимым земельный участок 7 591 кв. м), или 0,8% от всей площади объектов недвижимого имущества Роспотребнадзора; стоимость незарегистрированных в 2011 году объектов составила 199 099,1 тыс. рублей.
На 31 декабря 2012 года общая площадь незарегистрированных в 2012 году объектов составила 14 141,3 кв. м, или 0,3% от всей площади объектов недвижимого имущества Роспотребнадзора; стоимость незарегистрированных в 2012 году объектов составила 188 945, 611 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2012 года количество неиспользуемых объектов составляло 81 единицу, или 2,3% от общего количества объектов на конец 2011 года.
По состоянию на 31 декабря 2012 года количество неиспользуемых объектов составило 106 единиц, или 3,1% от общего количества объектов.
В течение 2012 года в отношении всех 106 неиспользуемых объектов приняты решения о передаче их в установленном порядке в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
В целях совершенствования условий, процедур и механизмов государственных закупок в 2012 году Роспотребнадзором принято 26 приказов.
В 2012 году в Роспотребнадзор и его территориальные органы поступило от граждан и организаций 421 жалоба на проявления коррупции.
Соотношение числа выявленных коррупционных правонарушений и количества граждан и организаций, обратившихся с жалобами на проявления коррупции, составило 94/421.
Проведено 245 служебных проверок, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
12. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах, направленных федеральным органам государственной власти по результатам проверок бюджетной отчетности за предшествующий финансовый год в главных администраторах средств федерального бюджета
Представления и информационные письма по результатам проверки исполнения федерального бюджета и бюджетной отчетности за 2011 год в Роспотребнадзор не направлялись.
13. Выводы:
1. Бюджетная отчетность Роспотребнадзора об исполнении федерального бюджета за 2012 год составлена в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями), Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказами Минфина России и соответствует структуре и бюджетной классификации.
Расходование Роспотребнадзором средств федерального бюджета осуществлялось в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
2. По коду 141 Роспотребнадзор федеральный бюджет за 2012 год исполнен по доходам в сумме 362 250,1 тыс. рублей, или 90,2% от прогнозного плана, по расходам - 26 228 389,5 тыс. рублей, или 99,4% от доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Исполнение федерального бюджета в I кварталу составляет 21,2% от общей суммы расходов, во II квартале - 34,4%, в III квартале - 23,2% и в IV квартале - 21,2% соответственно.
3. Объем поступлений подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных бюджетных учреждений составляет 32 365 283,3 тыс. рублей, из них по приносящей доход деятельности - 20 065 623,6 тыс. рублей, субсидии на выполнение государственного задания - 10 621 794,2 тыс. рублей, субсидии на иные цели - 1 578 030,2 тыс. рублей, средства по обязательному медицинскому страхованию - 99 835,3 тыс. рублей.
Общий объем расходов составляет 30 697 978,1 тыс. рублей, из них за счет средств от приносящей доход деятельности - 18 726 287,3 тыс. рублей, субсидии на выполнение государственного задания - 10 603 468,2 тыс. рублей, субсидии на иные цели - 1 273 350,4 тыс. рублей, средств обязательного медицинского страхования - 94 872,2 тыс. рублей.
4. Исполнение федерального бюджета по федеральным целевым программам составляет:
ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)" - 1 084 758,3 тыс. рублей, или 99,0% к утвержденным бюджетным назначениям;
ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" - 48 900,0 тыс. рублей, или 100,0% к утвержденным бюджетным назначениям;
ФЦП "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)" - 954 310,7 тыс. рублей, или 95,4% к утвержденным бюджетным назначениям;
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы" - 5 400,0 тыс. рублей в виде гранта. Бюджетные ассигнования не доводились;
ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы - 6 593,2 тыс. рублей, или 100,0% к утвержденным бюджетным назначениям.
5. Бюджетные назначения в объеме 607 071,3 тыс. рублей по непрограммной части Федеральной адресно-инвестиционной программы исполнены на 99,97%. По 3 объектам осуществлен ввод в эксплуатацию в 2012 году в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией.
6. При проведении торгов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд соблюдены требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
7. Дебиторская задолженность на 1 января 2013 года по отношению к дебиторской задолженности на 1 января 2012 года в целом увеличилась на 106 298,6 тыс. рублей, что составляет 50,7%.
Кредиторская задолженность на 1 января 2013 года по отношению к кредиторской задолженности на 1 января 2012 года увеличилась на 324,4 тыс. рублей, что составляет 5,8%.
8. По результатам осуществления внутреннего государственного финансового контроля выявлено финансовых нарушений на общую сумму 9 813,16 тыс. рублей. Принятыми мерами возмещено - 153,15 тыс. рублей, приняты меры по устранению и недопущению нарушений на сумму 9 960,0 тыс. рублей,
9. В целях реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы в 2012 году Роспотребнадзором в дополнение к ранее принятым издано 337 приказов. В отношении 213 проектов нормативных правовых актов проведена антикоррупционная экспертиза. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы в 1 проекте нормативного правового акта и в 6 положениях проектов нормативных правовых актов выявлены коррупциогенные факторы.
14. Предложения:
направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам внешней проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Государственной Думы по охране здоровья.
Аудитор Счетной палаты |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 24 мая 2013 г. N ЗКМ-17/14-02 "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 24 мая 2013 г. N 24К (915))
Опубликование:
издание Счетной палаты Российской Федерации (Москва, 2013 г.)