1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее также - Роспотребнадзор, Федеральная служба, Служба) о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ) и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2018 год (далее - Заключение Счетной палаты по Роспотребнадзору) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты по Роспотребнадзору подготовлено на основании контрольного мероприятия, проведенного в главном администраторе средств федерального бюджета - Роспотребнадзоре, по результатам которого Счетной палатой составлен акт, подписанный без замечаний с проверяемой стороны.
1.2. Бюджетная отчетность Роспотребнадзора об исполнении федерального бюджета за 2018 год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату 26 марта 2019 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
1.3. Роспотребнадзор образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководство деятельностью Роспотребнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации.
Служба осуществляет свою деятельность согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" и на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322.
По состоянию на 1 января 2019 г. (форма по ОКУД 053161) организационная структура Роспотребнадзора представлена центральным аппаратом и подведомственными организациями в субъектах Российской Федерации: 85 территориальными управлениями, 89 федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения, 22 федеральными бюджетными учреждениями науки, 19 федеральными казенными учреждениями здравоохранения (из них 14 противочумных станций и 5 научно-исследовательских противочумных институтов), 44 федеральными государственными унитарными предприятиями (далее - ФГУП).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "053161" имеется в виду "0503161"
2. Результаты проверки и анализа выполнения главным администратором средств федерального бюджета бюджетных полномочий
2.1. Во исполнение статьи 160 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Роспотребнадзором приняты следующие приказы:
приказ от 9 сентября 2016 г. N 933, которым за Роспотребнадзором закреплены источники доходов федерального бюджета, утверждены бюджетные полномочия главного администратора, администратора доходов;
приказ от 9 сентября 2016 г. N 934, которым утвержден перечень территориальных органов и казенных учреждений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, за указанными органами закреплены источники доходов федерального бюджета;
приказ от 9 сентября 2016 г. N 935, которым утвержден перечень территориальных органов Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, за указанными органами закреплены источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
приказ от 30 декабря 2015 г. N 1376, утверждающий Порядок администрирования доходов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ее территориальными органами и казенными учреждениями.
В отчетном году Роспотребнадзор формировал в информационной системе Минфина России "Бюджетное планирование" прогноз и уточненный прогноз администрируемых доходов, при этом уточненный прогноз доходов в федеральный бюджет на 2018 год (938 302,1 тыс. рублей) в 2,3 раза превышает первоначальный прогноз (403 680,0 тыс. рублей) в связи с уточнением доходов от денежных взысканий по результатам наложения штрафных санкций.
Формирование и обмен документами в целях составления и ведения Федеральным казначейством кассового плана осуществлялись Роспотребнадзором с использованием подсистемы "Кассовый план" информационной системы Минфина России в форме электронных документов с удостоверением усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица) в сроки, предусмотренные приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 117н.
2.2. За 2018 год Роспотребнадзором было возвращено излишне (ошибочно) уплаченных платежей в федеральный бюджет на сумму 366,8 тыс. рублей в соответствии с порядком, установленным приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н.
В отчетном году на основании запросов на выяснение принадлежности платежей по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет. Службой направлены в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 105 уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа на общую сумму 928,2 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2019 г. невыясненных платежей не имеется.
2.3. В ходе проверки установлено, что в 2018 году реестры расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, формировались Роспотребнадзором в информационной системе Минфина России "Бюджетное планирование" с использованием электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с Правилами ведения реестра расходных обязательств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Порядок составления и ведения бюджетной росписи утвержден приказом Роспотребнадзора от 21 июня 2017 г. N 459.
Казначейским уведомлением от 11 декабря 2017 г. N 141/001 Роспотребнадзору доведен годовой объем бюджетных ассигнований в размере 37 845 749,8 тыс. рублей и казначейским уведомлением от 14 декабря 2017 г. N 141/002 лимитов# бюджетных обязательств в размере 10 117 397,8 тыс. рублей.
Казначейским уведомлением от 26 декабря 2017 г. N 141/004 Роспотребнадзору на реализацию непрограммной части ФАИП по виду расходов 400 доведено 1 704 594,2 тыс. рублей.
Лимиты бюджетных обязательств доведены Роспотребнадзором до подведомственных получателей средств федерального бюджета расходными расписаниями до начала очередного финансового года (26, 27, 28 декабря 2017 года), что подтверждается выписками из лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств за указанные даты и соответствует требованиям статьи 219 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.4. В целях реализации статей 158, 161, 162, 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказом Роспотребнадзора от 16 июня 2016 г. N 512 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет территориальных органов и казенных учреждений Роспотребнадзора.
Выборочной проверкой установлено, что бюджетные сметы территориальных органов Роспотребнадзора и казенных учреждений на 2018 год утверждены в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и внесение изменений в них в течение отчетного года также производилось в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
2.5. Приложением 7 к Федеральному закону от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ Роспотребнадзор включен в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, при этом коды группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицита федерального бюджета за Роспотребнадзором не закреплены.
Бюджетные назначения по источникам финансирования дефицита федерального бюджета Роспотребнадзору не установлены, их доведение в 2018 году не осуществлялось.
В проверяемом периоде Роспотребнадзор не осуществлял наделение подведомственных учреждений полномочиями администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета не осуществлялось.
3. Результаты проверки и анализа исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и бюджетной отчетности в Роспотребнадзоре
3.1. В части доходов федерального бюджета.
За отчетный период согласно данным об исполнении бюджета Роспотребнадзора (форма по ОКУД 0503127) поступление доходов составило 1 240 941,8 тыс. рублей, или 132,2% от утвержденных бюджетных назначений (938 302,1 тыс. рублей).
Из них наибольший объем поступлений доходов в сумме 774 077,8 тыс. рублей, или 62,4% от общей суммы поступивших доходов, отражен по коду бюджетной классификации 141 1 16 01000 01 60000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (федеральные государственные органы. Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)". На законодательном уровне установлено ограничение на проведение Роспотребнадзором плановых проверок субъектов малого предпринимательства - "надзорные каникулы" - в соответствии с пунктом 1 статьи 26.1. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, плановые проверки не проводятся, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "141 1 16 01000 01 60000 140" имеется в виду "141 1 16 01000 01 6000 140"
По коду бюджетной классификации КБК 141 2 18 01010 01 0000 180 "Доходы федерального бюджета от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет" перевыполнение составляет 10111,1%. Данный факт свидетельствует о некорректном прогнозировании данной статьи доходов Роспотребнадзором на 2018 год.
Возврат указанных субсидий происходил в основном в первом полугодии 2018 года (99,6% от общей суммы поступлений по данной статье доходов), однако прогноз не был скорректирован Роспотребнадзором во втором полугодии 2018 года.
Равномерность исполнения администрируемых Роспотребнадзором (в целом по Службе) доходов в течение 2018 года в разбивке по кварталам характеризуется показателями, отраженными в таблице.
Таблица N 1
тыс. рублей
Период 2018 года |
Сумма поступления доходов |
Период 2018 года |
Сумма поступления доходов |
I квартал |
236 096,5 |
III квартал |
291 710,9 |
II квартал |
321 510,8 |
IV квартал |
391 623,7 |
|
|
Итого год |
1 240 941,8 |
Как следует из представленных данных, поквартальное поступление доходов варьировалось от 236 096,5 тыс. рублей (за 1 квартал), или 19% от годового объема поступления, до 391 623,7 тыс. рублей (за 4 квартал), или 31,5% от годового объема поступления.
Приказом Роспотребнадзора от 9 сентября 2016 г. N 932 утверждена Методика прогнозирования поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая 14 октября 2016 г. была согласована Минфином России.
В 2018 году в указанный документ изменения не вносились.
3.2. В части расходов федерального бюджета.
Исполнение федерального бюджета по расходам за 2018 год составило 41 048 652,2 тыс. рублей, или 95,3% от утвержденных бюджетных назначений (43 073 959,5 тыс. рублей) и 95,3% от доведенных лимитов бюджетных обязательств (43 073 685,9 тыс. рублей).
Исполнение федерального бюджета Роспотребнадзора (от доведенных лимитов бюджетных обязательств) за 2016-2018 годы варьировалось от 95,3% в 2018 году до 98,9% в 2016 году, данные о чем в разрезе разделов представлены в таблице.
Таблица N 2
тыс. рублей
Наименование |
2016 |
2017 |
2018 |
||||
Доведенные ЛБО/Исполнение |
% исполнения от доведенных ЛБО |
Доведенные ЛБО/Исполнение |
% исполнения от доведенных ЛБО |
Доведенные ЛБО/Исполнение |
% исполнения от доведенных ЛБО |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
Всего |
|
30 226 452,2/ 29 915 460,2 |
98,9 |
30 905 392,8/ 30 049 218,21 |
97,2 |
43 073 685,9/ 41 048 652,2 |
95,3 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы |
01 |
1 137 985,3/ 1 038 330,7 |
91,2 |
160 440,50/ 146 126,04 |
91,0 |
292 192,2/ 175 392,30 |
60,0 |
Национальная экономика |
04 |
165 591,6/ 156 636,5 |
94,5 |
211 936,50/ 96 120,62 |
47,3 |
883 621,7/ 230 309,71 |
26,1 |
Образование |
07 |
8 589,4/ 8 588,9 |
99,9 |
8 130,80/ 8 076,05 |
99,3 |
3 167,3/ 3 165,82 |
99,9 |
Здравоохранение |
09 |
28 871 694,1/ 28 669 312,3 |
99,3 |
30 483 074,10/ 29 756 811,00 |
97,6 |
41 852 620,7/ 40 597 700,32 |
97,0 |
Социальная политика |
10 |
42 591,8/ 42 591,8 |
100,0 |
42 084,50/ 42 084,50 |
100,0 |
42 084,0/ 42 084,00 |
100,0 |
По состоянию на 1 января 2019 года неисполненные назначения по бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств составили 2 025 033,7 тыс. рублей, или 4,7% от доведенных лимитов бюджетных обязательств (43 073 685,9 тыс. рублей), из них наибольший объем неисполненных назначений сложился по следующим подразделам:
по подразделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" кассовое исполнение по иным бюджетным ассигнованиям (платежи в целях обеспечения реализации соглашений по обязательствам Российской Федерации перед иностранными государствами и международными организациями) составило 175 392,30 тыс. рублей, или 60,02% от доведенных лимитов бюджетных обязательств (292 192,2 тыс. рублей). Основной причиной неисполнения расходных обязательств явилось доведение Минфином России лимитов бюджетных обязательств во втором полугодии 2018 года и, как следствие, позднее заключение Роспотребнадзором государственных контрактов;
по подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики" кассовое исполнение по капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности составило 230 309,71 тыс. рублей, или 26,1% от доведенных лимитов бюджетных обязательств (883 621,7 тыс. рублей). Остаток неисполненных лимитов бюджетных обязательств обусловлен поздним заключением контрактов на выполнение работ по причине необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию, а также ввиду длительности конкурентных процедур.
3.3. В части источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Выплаты по источникам финансирования дефицита федерального бюджета Роспотребнадзором в 2018 году не осуществлялись.
3.4. В части дебиторской задолженности.
Согласно данным бюджетной отчетности Роспотребнадзора (форма по ОКУД 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности") объем дебиторской задолженности на 1 января 2019 г. составил 1 345 417,2 тыс. рублей, что на 136 779,4 тыс. рублей, или на 11,3% больше объема задолженности на 1 января 2018 г. (1 208 637,8 тыс. рублей).
Дебиторская задолженность по доходам (счет бюджетного учета 205 000) на конец отчетного периода составляет 846 283,1 тыс. рублей, или 62,9% от общей суммы дебиторской задолженности (1 345 417,2 тыс. рублей).
За 2018 год объем дебиторской задолженности по доходам увеличился на 10,2% (с 767 849,5 тыс. рублей до 846 283,1 тыс. рублей) в связи с несвоевременной оплатой нарушителями выставленных штрафов.
Дебиторская задолженность по выданным авансам (счет бюджетного учета 206 000) на конец отчетного периода составляет 302 584,8 тыс. рублей, или 22,5% от общей суммы дебиторской задолженности.
За 2018 год объем дебиторской задолженности по выданным авансам увеличился на 21,9% (с 248 161,6 тыс. рублей до 302 584,8 тыс. рублей) в связи тем, что документы от поставщиков (подрядчиков) по платежам за услуги связи, медикаменты, образовательные и прочие услуги поступили в Службу позже отчетной даты.
Дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами (счет бюджетного учета 208 000) на конец отчетного периода составляет 8 115,5 тыс. рублей, или 0,6% от общей суммы дебиторской задолженности.
За 2018 год объем дебиторской задолженности по расчетам с подотчетными лицами увеличился на 6,4% (с 7 626,6 тыс. рублей до 8 115,5 тыс. рублей), в связи с выдачей под отчет средств на командировочные расходы.
Дебиторская задолженность по ущербу и иным доходам (счет бюджетного учета 209 000) на конец отчетного периода составляет 177 640,0 тыс. рублей, или 13,2% от общей суммы дебиторской задолженности.
За 2018 год объем дебиторской задолженности по ущербу и иным доходам увеличился на 8,4% (с 163 820,4 тыс. рублей до 177 640,0 тыс. рублей) в связи с несвоевременной оплатой штрафов, переданной для принятия мер в Федеральную службу судебных приставов.
Дебиторская задолженность по расчетам по платежам в бюджет (счет бюджетного учета 303 000) на конец отчетного периода составляет 10 793,7 тыс. рублей, или 0,8% от общей суммы дебиторской задолженности.
За 2018 год объем дебиторской задолженности по платежам в бюджет уменьшился на 10 386,1 тыс. рублей (с 21 179,8 тыс. рублей до 10 793,7 тыс. рублей).
Дебиторской задолженности по одному контрагенту свыше 1 млн рублей не имеется.
3.5. В части кредиторской задолженности.
Согласно данным бюджетного учета кредиторская задолженность Роспотребнадзора на 1 января 2019 года в размере 144 018,0 тыс. рублей по отношению к кредиторской задолженности на 1 января 2018 года (165 720,2 тыс. рублей) в целом уменьшилась на 21 702,2 тыс. рублей, или на 13,1%.
Наибольший объем сложился по кредиторской задолженности расчетам по платежам в бюджеты (счет бюджетного учета 303 000) в размере 99 419,8 тыс. рублей, или 69,0% от общей суммы кредиторской задолженности, из которых наибольшая сумма задолженности (95 801,3 тыс. рублей) приходится на расчеты по страховым взносам на медицинское, пенсионное страхование и налог на доходы физических лиц вследствие недостаточности финансирования по начислениям по оплате труда (КОСГУ 213).
4. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
4.1. Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ Роспотребнадзору утверждены расходы федерального бюджета на 2018 год по виду расходов 400 "Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности" в объеме 2 006 817,9 тыс. рублей. С учетом внесений изменений в сводную бюджетную роспись Роспотребнадзора бюджетные ассигнования на 2018 год были увеличены на 33,7% и составили на 31 декабря 2018 года 2 684 317,0 тыс. рублей, данные о чем отражены в таблице.
Таблица N 3
тыс. рублей
Наименование функциональной классификации |
Сводная бюджетная роспись на 01.01.2018 |
Изменения (+/-) |
Сводная бюджетная роспись на 01.01.2019 |
Кассовое исполнение |
% исполнения |
Капитальные вложения объекты государственной (муниципальной) собственности |
Непрограммная часть ФАИП (13 объектов) |
||||
КБК 04 12 0190694009 400 | |||||
115 623,7 |
+78 143,6 |
193 767,3 |
63 196,8 |
32,6 |
|
КБК 09 07 190694009 400 | |||||
1 327 339,8 |
+599 355,5 |
1 926 695,3 |
783 751,9 |
40,7 |
|
Итого по непрограммной части ФАИП | |||||
1 442 963,5 |
677 499,1 |
2 120 462,6 |
846 948,7 |
40,0 |
|
Программная часть ФАИП (5 объектов) | |||||
КБК 04 12 10Б0099998 400 | |||||
563 854,4 |
|
563 854,4 |
41 112,9 |
7,3 |
|
Всего |
2 006 817,9 |
+677 499,1 |
2 684 317,0 |
888 061,6 |
33,1 |
Анализ данных о реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) (непрограммная и программная части) свидетельствует о ненадлежащем планировании Роспотребнадзором расходов федерального бюджета, что приводит к низкому освоению средств федерального бюджета, а также о необеспечении надлежащего контроля за переданными подведомственному учреждению Роспотребнадзора полномочиями государственного заказчика по реконструкции объекта капитального строительства в рамках ФАИП на 2018 год.
4.1.1. В рамках непрограммной части ФАИП в отчетном году Роспотребнадзор осуществил финансирование строительства (реконструкции) 13 объектов, при этом кассовое исполнение составило 40,0% от утвержденных бюджетных назначений (за 2017 год кассовое исполнение также составляло 40%).
При этом в 2018 году общая сумма увеличения бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП (с 2 006 817,9 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2018 года до 2 684 317,0 тыс. рублей по состоянию на 31 декабря 2018 года) составила 677 499,1 тыс. рублей, из них 626 260,48 тыс. рублей (или 92,4%) составляет увеличение бюджетных ассигнований по объектам ФАИП с кассовым исполнением по итогам 2018 года ниже 40%, а именно:
- по объекту "Строительство научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Космодамианская набережная, 22, стр. 1, 1А, г. Москва" освоение бюджетных ассигнований составило 37,4% - при утвержденных назначениях в размере 712 324,6 тыс. рублей (с учетом увеличения в 2018 году на 252 117,2 тыс. рублей) кассовое исполнение отражено в объеме 266 644,5 тыс. рублей. По разъяснениям Роспотребнадзора в 2018 году законтрактованные средства не были освоены в полном объеме по причинам позднего завершения археологических исследований (завершены в апреле 2018 года) и длительности процедуры согласования ресурсоснабжающими службами города Москвы (МОЭК, ЦОДД, МОЭСК) рабочей документации по выносу инженерных сетей из пятна застройки (согласовано в июле 2018 года);
- по объекту "4 этап - реконструкция административно-производственного корпуса ФБУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" в г. Екатеринбурге по ул. Попова, 30 с пристроем" освоение бюджетных ассигнований составило 39,1% - при утвержденных назначениях в размере 607 757,6 тыс. рублей (с учетом увеличения в 2018 году на 231 225,2 тыс. рублей) кассовое исполнение отражено в объеме 237 659,8 тыс. рублей. По разъяснениям Роспотребнадзора в 2018 году законтрактованные средства не освоены в полном объеме в связи с необходимостью корректировки проектно-сметной документации, а также по причине введения ограничений на проведение любых видов строительных работ при проведении Чемпионата мира по футболу 2018 года;
- по объекту "5 этап - реконструкция детского поликлинического отделения корпуса ФБУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" по ул. Московская, 12" освоение бюджетных ассигнований составило 7,1% - при утвержденных назначениях в размере 64 774,4 тыс. рублей (с учетом увеличения в 2018 году на указанную сумму) кассовое исполнение отражено в объеме 4 592,9 тыс. рублей. По разъяснениям Роспотребнадзора потребовалась корректировка проектно-сметной документации, так как ФАУ "Главгосэкспертиза" (Екатеринбургский филиал) принял решение об отказе в принятии документов для проведения государственной экспертизы, в связи с тем, что не было представлено заключения государственной историко-культурной экспертизы на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, предусмотренное частью 15.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- по объекту "ФБУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора, г. Москва - реконструкция экспериментально-биологической лаборатории (виварий) с наружными инженерными сетями г. Москва, ул. Новогиреевская, д. 3 А" (далее - реконструкция вивария) освоение бюджетных ассигнований составило 32,6% - при утвержденных назначениях в размере 193 767,3 тыс. рублей (с учетом увеличения в 2018 году на 78 143,68 тыс. рублей) кассовое исполнение отражено в объеме 63 196,8 тыс. рублей. По разъяснениям Роспотребнадзора причиной низкого кассового исполнения является тот факт, что в ходе производства работ было выявлено несоответствие объемов работ, установленных проектной документацией в части инженерных систем и общестроительных работ, объемам, предусмотренным сметной частью проекта. Возникшие расхождения не позволяли завершить работы по реконструкции без проведения корректировки проектной документации с последующим повторным прохождением государственной экспертизы.
При проверке мероприятий, проводимых Роспотребнадзором в рамках ФАИП, установлено, что в отчетном году из четырех объектов, срок ввода по которым был определен на 2018 год, фактически введено в эксплуатацию три объекта, один объект (реконструкция вивария) не был введен в эксплуатацию в 2018 году.
4.1.2. В рамках программной части ФАИП в 2018 году Службой осуществлено финансирование строительства (реконструкции) 5 объектов. На эти цели в соответствии с росписью федерального бюджета были переданы средства федерального бюджета в объеме 563 854,4 тыс. рублей. Программные мероприятия ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015-2020 годы)" по направлению "капитальные вложения" выполнены на сумму 41 112,8 тыс. рублей, или 7,3% к утвержденным сводной бюджетной росписью бюджетным ассигнованиям.
По разъяснениям Роспотребнадзора в 2018 году законтрактованные средства не освоены в полном объеме по причинам длительности проведения процедур торгов (процедура периодически приостанавливалась в связи с жалобами на аукционную документацию) и получения согласования ФАС России на проведение закрытого аукциона, а также в связи с условиями государственных контрактов, которыми определена полная оплата выполненных работ только после получения положительного заключения государственной экспертизы. После получения положительного заключения с проектировщиком будет проведена претензионная работа по нарушению сроков исполнения государственного контракта.
4.1.3. Роспотребнадзором не обеспечен надлежащий контроль за переданными подведомственному учреждению ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии" полномочиями государственного заказчика по реконструкции объекта капитального строительства в рамках ФАИП на 2018 год.
Так, указанным учреждением не обеспечено завершение работ и ввод в 2018 году в эксплуатацию объекта "Реконструкция экспериментально-биологической лаборатории (вивария) с наружными инженерными сетями ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии", включенного в ФАИП.
4.2. Во исполнение пункта 4 раздела I поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденного Первым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым от 31 января 2017 г. N 727п-П13, приказом Роспотребнадзора от 29 мая 2018 г. N 400 утвержден план по снижению объемов и количества незавершенного строительства, числящегося на балансовом учете организаций, в отношении которых Роспотребнадзор осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - План по снижению объемов и количества незавершенного строительства).
Согласно Отчету о выполнении Плана по снижению объемов и количества незавершенного строительства, направленному Роспотребнадзором в Минэкономразвития России письмом от 1 апреля 2019 г. N 02/4551-2019-23, объекты незавершенного строительства разделены по двум разделам:
I. объекты, строительство которых продолжается, в количестве 21;
II. объекты, строительство которых приостановлено, в количестве 45.
По разделу I в 2018 году завершено строительство 3 объектов, завершение строительства еще 2 объектов (изначально запланированных к завершению в 2018 году) перенесено на 2019 год. Остальные 16 объектов планируются к завершению в 2021-2025 годах.
По разделу II большая часть объектов незавершенного строительства (32 объекта, или 71,1%) образовалась по причине остановки финансирования в 1990-х годах.
По перечню раздела II Плана по снижению объемов и количества незавершенного строительства в 2018 году срок реализации мероприятий наступил по 2 объектам незавершенного строительства:
"Здание бактериологической лаборатории" станица Кумылженская, Волгоградская область. По данному объекту решением Роспотребнадзора от 9 января 2018 г. N 7-РИ принято решение о списании и утилизации данного объекта с отражением соответствующих операций в бухгалтерской отчетности;
"Гараж на 5 боксов" г. Павлово, Нижегородская область. Строительство объекта фактически завершено. По данному объекту получены технические паспорта, на основании которых получено согласие Роспотребнадзора на принятие объектов в оперативное управление ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области". В настоящее время ведется процедура оформления объекта в целях его вовлечения в хозяйственную деятельность учреждения-балансодержателя, которая будет завершена в 2019 году.
По остальным объектам перечня раздела II срок реализации мероприятий не наступил.
Учитывая, что для проведения установленным порядком процедур по выбытию объектов требуются отсутствующие технические документы, в отдельных случаях решения суда, а также затратные мероприятия либо по достройке, либо по оформлению, либо по утилизации (в случае списания) объектов, то фактически мероприятия исполняются подведомственными учреждениями Роспотребнадзора по факту наличия средств на указанные процедуры в соответствии с определенными Планом по снижению объемов и количества незавершенного строительства сроками.
5. Результаты проверки и анализа результативности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий и субсидий на иные цели
5.1. Приказом Роспотребнадзора от 6 декабря 2016 г. N 1196 утвержден базовый (отраслевой) перечень государственных работ, выполняемых в сфере защиты прав потребителей.
В соответствии с пунктом 28 Положения о формировании государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), приказом Роспотребнадзора от 8 декабря 2016 г. N 1200 утвержден Порядок определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными бюджетными учреждениями в отношении которых Роспотребнадзор осуществляет функции и полномочия учредителя.
В соответствии с Положением N 640 Роспотребнадзором, как федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных бюджетных учреждений, 14 декабря 2017 года утверждены государственные задания с соблюдением установленных сроков (15 рабочих дней со дня доведения Роспотребнадзору лимитов бюджетных обязательств).
В нарушение пункта 48 Положения N 640, правила осуществления контроля за выполнением государственного задания учреждениями, в отношении которых Роспотребнадзор осуществляет функции и полномочия учредителя, а также является главным распорядителем средств федерального бюджета, не утверждены.
Согласно отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма по ОКУД 0503737) по виду финансового обеспечения - "субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания" (код вида - 4) Роспотребнадзором направлены субсидии федеральным бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания в объеме 23 781 067,1 тыс. рублей, использовано средств по представленным субсидиям на выполнение государственного задания 23 728 151,7 тыс. рублей, что составляет 99,8% (с учетом остатка по состоянию на 1 января 2018 года).
Основная доля (около 94%) использованных средств по представленным субсидиям на выполнение государственного задания была направлена на выплаты персоналу.
5.2. Приказом Роспотребнадзора от 24 мая 2017 г. N 373 утвержден Перечень субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Федеральной службы, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Субсидии на иные цели учреждениям, подведомственным Роспотребнадзору, предоставлялись в соответствии с условиями, установленными соглашениями.
По данным годовой формы по ОКУД 053766 "Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений" на указанные цели утверждены плановые назначения в объеме 1 593 410,7 тыс. рублей (с учетом остатка 127 280,9 тыс. рублей, разрешенного к использованию по состоянию на 1 января 2018 года).
Использовано средств по субсидиям на иные цели 1 322 109,1 тыс. рублей, что составляет 83,0% от плановых назначений. Остаток в объеме 271 301,6 тыс. рублей образовался в основном за счет экономии при заключении контрактов (договоров) и проведении торгов.
6. Анализ реализации в отчетном финансовом году главным администратором средств федерального бюджета полномочий ответственного исполнителя, и (или) соисполнителя, и (или) участника государственных программ Российской Федерации, анализ исполнения (хода реализации) в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации, подпрограмм и федеральных целевых программ, а также федеральных целевых программ, не вошедших в государственные программы Российской Федерации
6.1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 Роспотребнадзор является участником государственной программы "Развитие здравоохранения" (далее - ГП-1) и за отчетный период Федеральной службой достигнуто кассовое исполнение в размере 40 791 686,2 тыс. рублей, или 96,4% показателя сводной бюджетной росписи (с учетом изменений) (42 294 174,7 тыс. рублей).
Наибольшее недовыполнение составило:
- по РзПР 0108 "Стационарная медицинская помощь" (платежи в целях обеспечения реализации соглашений по обязательствам Российской Федерации перед иностранными государствами и международными организациями) при плановых назначениях в размере 292 192,2 тыс. рублей исполнение составило 175 118,7 тыс. рублей, или 59,9%, что связано с оплатой работ "по факту" на основании актов выполненных работ;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "0108" имеется в виду "0901"
- по РзПР 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики" (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности) при плановых назначениях в размере 193 767,3 тыс. рублей исполнение составило 63 196,8 тыс. рублей, или 32,6%, что связано с поздним заключением контрактов на выполнение работ по причине необходимости внесения изменений в проектно-сметную#
В соответствии с Планом мониторинга на 2018 год 7 контрольных событий ГП-1 выполнены в установленный срок, исполнение составило 100,0%.
6.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300 Роспотребнадзор является участником федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015-2020 годы)" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах". За 2018 год Службой достигнуто кассовое исполнение в размере 167 112,9 тыс. рублей, или 24,2% от сводной бюджетной росписи (689 854,4 тыс. рублей), в том числе "капитальные вложения" - 41 112,9 тыс. рублей, НИОКР-126 000,0 тыс. рублей.
6.3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 Роспотребнадзор является участником государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и за 2018 год Роспотребнадзором достигнуто кассовое исполнение в размере 42 084,00 тыс. рублей или 100% от сводной бюджетной росписи.
6.4. Согласно отчету о реализации в 2016-2018 годах ведомственного проекта "Совершенствование функции государственного надзора в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" проекта Роспотребнадзора в рамках приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", направленного в Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации письмом Роспотребнадзора от 8 февраля 2019 г. N 01/1788-2019-31, в части осуществления приоритетного проекта "Автоматизация контрольно-надзорной деятельности" из 22 контрольных точек, запланированных к исполнению в 2018 году, не выполнены 18 контрольных точек, или 81,8%.
7. Анализ результатов проверки качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета, в соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета"
В соответствии с приказом Минфина России от 29 декабря 2017 г. N 264н Роспотребнадзором издан приказ от 26 декабря 2018 года N 1053 "Об утверждении Положения о формировании и представлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сведений о результатах мониторинга качества финансового менеджмента", в соответствии с которым письмом Роспотребнадзора от 29 марта 2019 г. N 02/4429-2019-23 в Минфин России представлена информация по мониторингу качества финансового менеджмента по состоянию на 1 января 2019 года.
8. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
Приказом Роспотребнадзора от 26 сентября 2018 г. N 762 в составе Управления инвестиционного развития и управления государственным имуществом создан отдел внутреннего контроля и аудита (далее - Отдел), должностные лица которого наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Положение об Управлении инвестиционного развития и управления государственным имуществом и его отделах утверждено приказом Роспотребнадзора 19 ноября 2018 г. N 954 (далее - Положение).
Пунктом 1.2. Положения установлено, что деятельность Отдела координируется и контролируется начальником Управления инвестиционного развития и управления государственным имуществом, что противоречит требованиям абзаца 4 пункта 28 Правил внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в соответствии с которым субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств.
Внутренний финансовый аудит и контроль территориальных органов и подведомственных учреждений Роспотребнадзора в 2018 году осуществлялся в соответствии с Порядком осуществления внутреннего финансового аудита, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 6 апреля 2017 г. N 213, посредством проведения плановых (внеплановых) выездных и камеральных проверок.
Плановые проверки осуществлялись в соответствии с годовым Планом Роспотребнадзора по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - План проверок на 2018 год), утвержденного руководителем Роспотребнадзора 27 декабря 2017 года, первоначальной редакцией которого было предусмотрено 16 плановых проверок, в том числе 9 выездных и 7 камеральных проверок.
В 2018 году Роспотребнадзором в отношении территориальных органов и подведомственных учреждений проведено 11 аудиторских проверок, в том числе 10 плановых и 1 внеплановая, не проведено 6 плановых проверок, утвержденных Планом проверок на 2018 год, в том числе 3 выездные проверки и 3 камеральные проверки.
Причиной неисполнения Плана проверок на 2018 год является, в основном, неукомплектованность Отдела.
Сумма бюджетных средств, в отношении которых проведены аудиторские проверки, составила 992 010,10 тыс. рублей, выявлено нарушений на общую сумму 983,25 тыс. рублей, в том числе неэффективное использование денежных средств на сумму 975,5 тыс. рублей, нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг в сумме 7,63 тыс. рублей.
9. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
9.1. В нарушение абзаца 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в соответствии с которым в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, Роспотребнадзором в 2018 году указанное решение в отношении федерального государственного унитарного предприятия "Профилактика" Роспотребнадзора, г. Нижний Новгород (далее - ФГУП "Профилактика") не принималось, при этом стоимость чистых активов предприятия по состоянию на 31 декабря 2017 года ниже уставного фонда на 68,1%.
Аналогичная ситуация сложилась по итогам 2018 года: стоимость чистых активов ФГУП "Профилактика" ниже уставного фонда на 75,4%.
9.2. Плановый объем части прибыли ФГУП, запланированной к перечислению в федеральный бюджет в 2018 году после уплаты налогов и иных обязательных платежей, определен Роспотребнадзором в объеме 3 724,0 тыс. рублей, исполнение в отчетном году составило 100%.
10. Анализ реализации положений ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющего бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации
В проверяемом периоде реализация положений посланий Президента Российской Федерации Роспотребнадзором не осуществлялась в связи с отсутствием ему прямых поручений.
11. Анализ эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в ходе исполнения в отчетном финансовом году федерального закона о федеральном бюджете и выполнения целей и задач, определенных указами
По данным Роспотребнадзора на повышение заработной платы медицинских работников подведомственных учреждений здравоохранения направлено: 12 264 939,0 тыс. рублей (в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 597 (далее - Указ N 597) и 169 618,0 тыс. рублей в целях доведения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.
На повышение заработной платы работников подведомственных учреждений науки направлено: 1 212 118,8 тыс. рублей (в целях реализации Указа N 597) и 22 558,2 тыс. рублей (по МРОТ).
Исполнение предусмотренных Роспотребнадзору на выполнение целей, определенных Указом N 597, бюджетных ассигнований федерального бюджета составило 100%.
Мониторинг по достижению показателей, определенных Указом N 597, в части заработной платы медицинских и научных работников подведомственных учреждений по категориям показал следующее:
врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) образование, предоставляющие медицинские услуги - показатель (200% от средней заработной платы в соответствующем регионе) достигнут во всех субъектах Российской Федерации, за исключением г. Москвы и Московской области (данные по г. Севастополю отсутствуют);
средний медицинский (фармацевтический) персонал - показатель (100% от средней заработной платы в соответствующем регионе) достигнут во всех субъектах Российской Федерации (данные по г. Севастополю отсутствуют);
младший медицинский персонал - показатель (100% от средней заработной платы в соответствующем регионе) достигнут в большинстве субъектов Российской Федерации. В 8 субъектах значение показателя не достигнуто (значения в пределах от 94,8-99,7%), в 6 субъектах работников данной категории нет, по г. Севастополю данные отсутствуют.
Расчет показателей за год произведен на основе данных письма Минэкономразвития России от 7 декабря 2018 г. N Д14и-2560 о сумме среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъекте (без учета начислений на оплату труда).
Целевой показатель по заработной плате научных работников (плановый - 200% от средней в соответствующем регионе) достигнут в 13 субъектах Российской Федерации, где имеются такие учреждения. В Новосибирской области значение показателя по заработной плате научных работников не достигнуто и составило 195%.
12. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях Счетной палаты и информационных письмах, направленных по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 30 мая 2018 года N ПР 12-183/12-03 по результатам контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год" и на плановый период 2018 и 2019 годов и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" снято с контроля решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 13 июля 2018 г. N 36К (1257).
Представление Счетной палаты Российской Федерации 13 июля 2018 г. N ПР 04-240/04-0 по результатам контрольного мероприятия "Проверка исполнения Роспотребнадзором целевого и эффективного использования средств бюджета Союзного государства, направленных на преодоление последствий чернобыльской катастрофы и социальную поддержку различных категорий населения Российской Федерации и Республики Беларусь, подвергшихся радиационному воздействию" снято с контроля решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 сентября 2018 г. N 45К (1266).
13. Результаты проверки законности и анализа объема и структуры расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов
В соответствии с пунктом 30 Правил подготовки планов информатизации государственные органы ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным, представляют в Минкомсвязи России отчеты о выполнении планов информатизации за год, предшествующий текущему. Таким образом, на момент проведения контрольного мероприятия, отчет Роспотребнадзора о выполнении Плана информатизации находился в стадии составления.
По данным отчета Службы за 2018 год об исполнении бюджета (форма по ОКУД 0503127) в целом расходы на информационные технологии, необходимые для обеспечения деятельности территориальных органов, центрального аппарата и казенных учреждений Роспотребнадзора, составили 37 671,0 тыс. рублей, из них наибольшая доля приходится на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение и разработку (доработку) программного обеспечения (35,0% и 20,5% соответственно).
В 2018 году Службой не осуществлялось расходование средств федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках создания и развития информационных систем.
14. Выводы
14.1. Бюджетная отчетность Роспотребнадзора об исполнении федерального бюджета за 2018 год представлена в Счетную палату 26 марта 2019 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
14.2. Согласно данным об исполнении бюджета Роспотребнадзора за 2018 год (форма по ОКУД 0503127) поступление доходов составило 1 240 941,8 тыс. рублей, или 132,2% от утвержденных бюджетных назначений (938 302,1 тыс. рублей).
В отчетном году наибольший объем поступлений доходов (62,4% от общей суммы поступления доходов) отражен по коду бюджетной классификации 141 1 16 01000 01 60000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (федеральные государственные органы. Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "141 1 16 01000 01 60000 140" имеется в виду "141 1 16 01000 01 6000 140"
По коду бюджетной классификации КБК 141 2 18 01010 01 0000 180 "Доходы федерального бюджета от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет" перевыполнение составляет 10111,1%. Данный факт свидетельствует о некорректном прогнозировании данной статьи доходов Роспотребнадзором на 2018 год.
Возврат указанных субсидий происходил в основном в первом полугодии 2018 года (99,6% от общей суммы поступления по данной статье доходов), однако прогноз не был скорректирован Роспотребнадзором во втором полугодии 2018 года.
14.3. Исполнение федерального бюджета по расходам за 2018 год составило 41 048 652,2 тыс. рублей, или 95,3% от доведенных лимитов бюджетных обязательств (43 073 685,9 тыс. рублей).
По состоянию на 1 января 2019 года неисполненные назначения по бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств составили 2 025 033,7 тыс. рублей, из них наибольший объем неисполненных назначений сложился по следующим подразделам:
по подразделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" кассовое исполнение по иным бюджетным ассигнованиям (платежи в целях обеспечения реализации соглашений по обязательствам Российской Федерации перед иностранными государствами и международными организациями) составило 175 392,30 тыс. рублей, или 60,02% от доведенных лимитов бюджетных обязательств (292 192,2 тыс. рублей). Основными причинами неисполнения расходных обязательств явились: доведение Минфином России лимитов бюджетных обязательств во втором полугодии 2018 года и, соответственно, позднее заключение Роспотребнадзором государственных контрактов;
по подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики" кассовое исполнение по капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности составило 230 309,71 тыс. рублей, или 26,1% от доведенных лимитов бюджетных обязательств (883 621,7 тыс. рублей). Остаток неисполненных лимитов бюджетных обязательств обусловлен поздним заключением контрактов на выполнение работ по причине необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию, а также ввиду длительности конкурентных процедур.
14.4. В нарушение пункта 48 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, правила осуществления контроля за выполнением государственного задания учреждениями, в отношении которых Роспотребнадзор осуществляет функции и полномочия учредителя, а также является главным распорядителем средств федерального бюджета, не утверждены.
Согласно отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма по ОКУД 0503737) по виду финансового обеспечения - "субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания" (код вида - 4) Роспотребнадзором направлены субсидии федеральным бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания в объеме 23 781 067,1 тыс. рублей, использовано средств по представленным субсидиям на выполнение государственного задания 23 728 151,7 тыс. рублей, что составляет 99,8% (с учетом остатка по состоянию на 1 января 2018 года).
Основная доля (около 94%) использованных средств по представленным субсидиям на выполнение государственного задания была направлена на выплаты персоналу.
По состоянию на 1 января 2019 года по данным формы по ОКУД 053766 "Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений" на указанные цели утверждены плановые назначения в объеме 1 593 410,7 тыс. рублей (с учетом остатка 127 280,9 тыс. рублей, разрешенного к использованию по состоянию на 1 января 2018 года).
Использовано средств по субсидиям на иные цели 1 322 109,1 тыс. рублей, что составляет 83,0% от плановых назначений. Остаток в объеме 271 301,6 тыс. рублей образовался в основном за счет экономии при заключении контрактов (договоров) и проведении торгов.
14.5. Согласно данным бюджетной отчетности Роспотребнадзора (форма по ОКУД 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности") объем дебиторской задолженности на 1 января 2019 г. составил 1 345 417,2 тыс. рублей, что на 136 779,4 тыс. рублей, или на 11,3% больше объема задолженности на 1 января 2018 г. (1 208 637,8 тыс. рублей). Указанная задолженность образована в связи с несвоевременной оплатой нарушителями выставленных штрафов, с авансовыми платежами за услуги связи, медикаменты, образовательные и прочие услуги.
Кредиторская задолженность Роспотребнадзора на 1 января 2019 года в размере 144 018,0 тыс. рублей по отношению к кредиторской задолженности на 1 января 2018 года (165 720,2 тыс. рублей) в целом уменьшилась на 21 702,2 тыс. рублей, или на 13,1%.
14.6. В нарушение абзаца 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в соответствии с которым в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, Роспотребнадзором в 2018 году указанное решение в отношении федерального государственного унитарного предприятия "Профилактика" Роспотребнадзора, г. Нижний Новгород (далее - ФГУП "Профилактика") не принималось, при этом стоимость чистых активов предприятия по состоянию на 31 декабря 2017 года ниже уставного фонда на 68,1%.
Аналогичная ситуация сложилась по итогам 2018 года: стоимость чистых активов ФГУП "Профилактика" ниже уставного фонда на 75,4%.
14.7. Роспотребнадзором не обеспечен надлежащий контроль за переданными подведомственному учреждению ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии" полномочиями государственного заказчика по реконструкции объекта капитального строительства в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы на 2018 год (далее - ФАИП).
Так, указанным учреждением не обеспечено завершение работ и ввод в 2018 году в эксплуатацию объекта "Реконструкция экспериментально биологической лаборатории (вивария) с наружными инженерными сетями ФБУН "Центральный НИИ эпидемиологии", включенного в ФАИП.
14.8. Анализ данных о реализации ФАИП свидетельствует о ненадлежащем планировании Роспотребнадзором расходов федерального бюджета, что приводит к низкому освоению средств федерального бюджета.
Так, в 2018 году общая сумма увеличения бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП (с 2 006 817,9 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2018 года до 2 684 317,0 тыс. рублей по состоянию на 31 декабря 2018 года) составила 677 499,1 тыс. рублей, из них 626 260,48 тыс. рублей (или 92,4%) составляет увеличение бюджетных ассигнований по объектам ФАИП с кассовым исполнением по итогам 2018 года ниже 40%, а именно:
- по объекту "Строительство научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД, Космодамианская набережная, 22, стр. 1, 1А, г. Москва" при утвержденных бюджетных назначениях в размере 712 324,6 тыс. рублей (с учетом увеличения в 2018 году на 252 117,2 тыс. рублей) освоение составило 37,4%,
- по объекту "4 этап - реконструкция административно-производственного корпуса ФБУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" в г. Екатеринбурге по ул. Попова, 30 с пристроем" при утвержденных бюджетных назначениях в размере 607 757,6 тыс. рублей (с учетом увеличения в 2018 году на 231 225,2 тыс. рублей) освоение составило 39,1%,
- по объекту "5 этап - реконструкция детского поликлинического отделения корпуса ФБУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" по ул. Московская, 12" при утвержденных бюджетных назначениях в размере 64 774,4 тыс. рублей (с учетом увеличения в 2018 году на указанную сумму) освоение составило 7,1%,
- по объекту "ФБУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора, г. Москва - реконструкция экспериментально-биологической лаборатории (виварий) с наружными инженерными сетями г. Москва, ул. Новогиреевская, д. 3 А" при утвержденных бюджетных назначениях в размере 193 767,3 тыс. рублей (с учетом увеличения в 2018 году на 78 143,68 тыс. рублей) освоение составило 32,6%.
14.9. Внутренний финансовый аудит и контроль территориальных органов и подведомственных учреждений Роспотребнадзора в 2018 году осуществлялся в соответствии с Порядком осуществления внутреннего финансового аудита, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 6 апреля 2017 г. N 213, посредством проведения плановых (внеплановых) выездных и камеральных проверок.
В 2018 году Роспотребнадзором в отношении территориальных органов и подведомственных учреждений проведено 11 аудиторских проверок, в том числе 10 плановых и 1 внеплановая, не проведено 6 плановых проверок, утвержденных Планом проверок на 2018 год, в том числе 3 выездные проверки и 3 камеральные проверки.
Причиной неисполнения Плана проверок на 2018 год является, в основном, неукомплектованность Отдела.
15. Предложения
15.1. Направить представление Счетной палаты Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
15.2. Направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации.
15.3. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2018 год в Федеральной службе по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека в:
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
М.А. Мень |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 30 мая 2019 г. N ЗКМ-78/12-03 "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2018 год" в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Москва) (руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю. Попова)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 24 мая 2019 г. N 27К (1323))
Опубликование:
издание Счетной палаты Российской Федерации (Москва, 2019 г.)