Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лямова Бислана Хамзетовича (ИНН 010800026830, ОГРНИП 305010107500020) - Данилина А.И. (доверенность от 20.12.2011), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Адыгея (ИНН 0101002332, ОГРН 10401002332) - Шикова Р.З. (доверенность от 20.03.2012), от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея - Ачмиза М.Д. (доверенность от 22.09.2011), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.02.2012 (судья Хутыз С.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 (судьи Николаев Д.В., Герасименко А.Н., Стрекачев А.Н.) по делу N А01-2068/2011, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лямов Б.Х. (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Адыгея (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.03.2011 N 8 недействительным в части доначисления 261 980 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2007-2009 годы; привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в размере 52 396 рублей за несвоевременную уплату НДС; по статье 119 Кодекса в размере 2 тыс. рублей за непредставление налоговой декларации по ЕСН за 2007 год и по земельному налогу за 2009 год; начисления 70 277 рублей 44 копеек пеней, в связи с неуплатой НДС; по статье 126 Кодекса в виде 3 200 рублей штрафа (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - управление).
Решением суда от 28.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2012, заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано недействительным в части:
- доначисления 261 980 рублей НДС за 2007 - 2009 годы; привлечения к налоговой ответственности в размере 52 396 рублей по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неполную уплату НДС; по статье 126 Кодекса в виде 3 200 рублей штрафа; начислении 70 277 рублей 40 копеек пеней, по пункту 1 статьи 119 Кодекса в размере 900 рублей. В остальной части заявленных требований отказано. С налогового органа взыскано в пользу налогоплательщика 200 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы доказанностью факта неполучения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов. Суды установили отсутствие в действиях предпринимателя события налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Кодекса. Представленные налоговым органом накладные суды расценили как недопустимые и неотносимые доказательства, поскольку они не содержат обязательных реквизитов, необходимых для первичных учетных документов. Суды указали на невозможность соотнесения представленных инспекцией накладных к деятельности предпринимателя. Судебные инстанции также сослались на нарушение инспекцией налогового законодательства при расчете налогов расчетным методом.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты, как принятые с неправильным применением норм права, указывает на несоответствие представленной предпринимателем декларации с "нулевыми" показателями фактически установленной исходя из представленных предпринимателем первичных бухгалтерских документов налоговой базе.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители инспекции и предпринимателя поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела проверку правильности исчисления и своевременности уплаты предпринимателем налогов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 и составила акт от 24.02.2011 13ДСП.
По результатам проверки принято решение от 22.03.2011 N 8, которым предпринимателю предложено уплатить 261 980 рублей недоимки по НДС, штраф по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату НДС в сумме 52 396 рублей, 3 тыс. рублей штрафа по пункту 1 статьи 119 Кодекса, 3 200 рублей по статье 126 Кодекса и 70 277 рублей 40 копеек пеней.
Из материалов дела видно и не оспаривается участвующими в деле лицами, что декларации по НДС за указанный период предприниматель представлял "нулевые".
Удовлетворяя требования предпринимателя, судебные инстанции не учли следующее.
Статьей 209 Кодекса определено, что объект налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
Индивидуальные предприниматели в силу пункта 1 статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций".
Пунктом 2 статьи 236 Кодекса определено, что объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 237 Кодекса налоговая база индивидуальными предпринимателями определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.
Расходами в силу статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьи 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, затраты налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, должны быть реально понесены и документально подтверждены.
Согласно пункту 2 статьи 54 Кодекса индивидуальные предприниматели, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 4 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13.08.2002 N 86н, и Министерства налоговой службы Российской Федерации N БГ-3-04/430 установлено, что учет доходов, расходов, хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в книге учета доходов и расходов в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Указанной обязанности налогоплательщика, корреспондирует право налогового органа требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (подпункт 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса).
В случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговым органам предоставлено право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2005 N 301-О, наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований. Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обуславливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов, при обоснованном его применении, не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщика.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 N 5/10 разъяснено, что применение расчетного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности на основании имеющейся у налогового органа информации о самом налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках, и не преследует цель достоверного определения налоговых обязанностей налогоплательщика.
Применение расчетного метода обеспечивает безусловное исполнение всеми лицами обязанности по уплате законно установленных налогов независимо от каких-либо обстоятельств (отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета).
В то же время, наличие у налогоплательщика документов бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, гарантирует налогоплательщику начисление налогов в том размере, в котором они подлежат начислению в соответствии с действующим налоговым законодательством и обеспечивает достоверность исчисления подлежащих уплате ими налогов.
Таким образом, применение расчетного метода определения налоговых обязанностей налогоплательщика напрямую связано с отсутствием у налогового органа возможности достоверно определить их другим способом по причине неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика по непредставлению налоговому органу документов, на основании которых эти обязанности подлежат определению.
Из материалов дела следует, что при исчислении НДС инспекция использовала представленные предпринимателем документы (пояснительную записку, накладные на отпуск сельхозпродукции, банковские документы).
Суды не приняли пояснительную записку и накладные в качестве доказательств реализации продукции в проверяемом периоде, сославшись на их неотносимость к рассматриваемому периоду и ненадлежащее оформление, а также на пояснения предпринимателя, отрицавшего факт реализации товаров и подписания им накладных и пояснительной записки, сделав вывод об отсутствии у предпринимателя реальной возможности ее выращивания и, следовательно, реализации.
Между тем наряду с указанными документами в деле имеются представленные налоговым органом сведения об обрабатываемых предпринимателем земельных участках, согласно которым предприниматель засеяло пшеницей и убрало 40 га, 20 га ячменем, 140 га подсолнечником, 3 га бахчевыми (т. 2, л. д. 49), а в 2008 году, соответственно, этими культурами засеяно 70, 51, 30 и 2 гектара. Эти данные по наименованию сельхозкультур и площади посевов совпадают с данными пояснительной записки предпринимателя и представленных им накладных (т. 1, л. д. 52 - 58). Из имеющихся в деле копий накладных следует, что они заверены печатью предпринимателя.
Однако оценка этим доказательствам в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не дана.
Между тем выяснение указанных обстоятельств имеет значения для решения вопроса об обоснованности и правильности исчисления инспекцией НДС за проверяемый период.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть названные обстоятельства. Для проверки доводов налогового органа о фактах реализации сельхозпродукции необходимо запросить в соответствующих уполномоченных органах статистические отчетные данные по владению предпринимателем земельными участками, засеянных им в спорный период площадях и культурах, истребовать у предпринимателя полученные им из материалов дела подлинные накладные, оценить все имеющие и представленные дополнительно доказательства и рассмотреть дело.
Поскольку судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, с нарушением правил оценки доказательств, а суд кассационной инстанции не наделен такими полномочиями, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.02.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А01-2068/2011отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.