Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования "Казбековский район" (ИНН 0513008750, ОГРН 1080534000150) - Госенова Г.Г., (доверенность от 06.03.2012), в отсутствие ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива "Дружба" (ИНН 0513006167, ОГРН 1020500908801), третьих лиц: Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан и Счетной палаты Республики Дагестан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования "Казбековский район" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.02.2012 (судья Гаджимагомедов И.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 (судьи Джамбулатов С.И., Баканов А.П., Егорченко И.Н.) по делу N А15-2128/2011, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Казбековский район" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Дружба" (далее - кооператив) о взыскании 9 681 700 рублей денежных средств, использованных не по целевому назначению.
Определениями суда от 11.11.2011 и 05.12.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан и Счетная палата Республики Дагестан.
Решением суда от 24.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2012, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что согласно распоряжению Правительства Республики Дагестан от 25.03.2011 N 63-р (в редакции распоряжения от 06.12.2011) денежные средства выданы кооперативу на устранение убытков, причиненных в результате пожара и потравы сенокосов без указания конкретных целей выделения денежных средств, в связи с чем акт проверки Счетной палаты Республики Дагестан от 15.08.2011 не подтверждает нецелевое расходование денежных средств.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. В обоснование жалобы приведены следующие доводы:
- суды не учли, что денежные средства использованы не по целевому назначению, что подтверждается актом проверки Счетной палаты Республики Дагестан от 15.08.2011;
- суды пришли к необоснованному выводу о том, что выделенные кооперативу денежные средства являются субсидиями;
- суды не учли, что денежные средства, выделяемые из резервного фонда Правительства Республики Дагестан, носят целевой характер;
- суды пришли к необоснованному выводу о том, что расходование денежных средств на производственные нужды соответствует статье 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Республики Дагестан от 13.06.2001 N 124 о расходовании средств резервного фонда.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 25.03.2011 Правительство Республики Дагестан издало распоряжение N 63-р, по которому администрации из резервного фонда Правительства Республики Дагестан выделены денежные средства в сумме 10 456 700 рублей с последующим взысканием указанной суммы с виновных лиц в соответствии с законодательством, из них:
- на проведение ремонтно-восстановительных работ на объектах кооператива, пострадавших в результате пожара, произошедшего 05.08.2010 - 5 933 500 рублей;
- на возмещение ущерба, нанесенного кооперативу в результате потравы естественных сенокосов и недополучения продукции (молока) - 3 748 200 рублей.
Необходимые денежные средства поступили в бюджет Казбековского района, что подтверждается справкой от 13.04.2011 N 313 "Об изменении сводной бюджетной росписи республиканского бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2011 финансовый год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (т. 1, л. д. 21).
Судами установлено, что на основании распоряжения администрации от 04.05.2011 N 33 денежные средства в размере 9 681 700 рублей перечислены кооперативу.
15 августа 2011 года Счетной палатой Республики Дагестан по результатам проведенной проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из резервного фонда Правительства Республики Дагестан, составлен акт, согласно которому денежные средства, выделенные на проведение ремонтно-восстановительных работ, израсходованы на хозяйственные нужды, что не соответствует целевому назначению выделенных денежных средств. Кроме того, в акте проверки указано, что на день проведения проверочных мероприятий никаких ремонтно-восстановительных работ на объектах кооператива не произведено.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 06.12.2011 N 317-р в распоряжение Правительства Республики Дагестан от 25.03.2011 N 63-р внесены изменения, абзац второй изложен в следующей редакции: "на возмещение ущерба, нанесенного СПК "Дружба" Казбековского района в результате пожара, произошедшего 05.08.2010 - 5 933 500 рублей". Так же указано, что распоряжение вступило в законную силу со дня его подписания и его действие распространено на правоотношения, возникшие с 25.03.2011.
Администрация, оценив данные проверки как установление факта нецелевого использования бюджетных средств, обратилась в арбитражный суд с иском.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
По смыслу статьи 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные доказательства, пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку акт проверки Счетной палаты Республики Дагестан от 15.08.2011 на момент вынесения решения арбитражного суда не подтверждает нецелевое использование денежных средств, выделенных на основании распоряжения Правительства Республики Дагестан от 25.03.2011 N 63-р (в редакции распоряжения от 06.12.2011 N 317-р). Доказательств отмены Распоряжения правительства Республики Дагестан от 06.12.2011 N 317-р заявитель не представил.
Довод заявителя жалобы о том, что расходование денежных средств на производственные нужды не соответствует статье 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Республики Дагестан от 13.06.2001 N 124 "Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Дагестан" надлежит отклонить. Согласно указанному Положению резервный фонд Правительства Республики Дагестан создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий республиканского значения, не предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год. Помимо прямо перечисленных в статье 3 указанного Положения направлений финансирования резервного фонда денежные средства могут выделяться на иные расходы и мероприятия, утвержденные Правительством Республики Дагестан. Из этого следует, что Правительство Республики Дагестан вправе самостоятельно определить, на какие непредвиденные расходы следует направить средства резервного фонда. В данном случае по его распоряжению от 25.03.2011 N 63-р денежные средства в размере 5 933 500 рублей выделены из республиканского резервного фонда на возмещение ущерба, нанесенного кооперативу в результате пожара. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма возмещения ущерба заложена в районном бюджете администрации на 2011 год. Как видно из материалов дела, выделенные денежные средства получены и использованы кооперативом на хозяйственные нужды, т. е. по прямому назначению в целях возмещения ущерба от пожара.
Ошибочная квалификация судами выделенных денежных средств на основании статьи 78 Бюджетного Кодекса в качестве субсидий не привела к принятию незаконных судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, оцененных судебными инстанциями с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.02.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 по делу N А15-2128/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.