Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
от 30 декабря 2021 г. N 17-п
Единая учетная политика
централизованного бухгалтерского учета
Единая учетная политика разработана для централизации бухгалтерского (бюджетного) учета Министерства культуры Республики Адыгея, государственных казенных, бюджетных учреждений. подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, передавших по договорам полномочия государственному казенному учреждению Республики Адыгея "Централизованная бухгалтерия учреждений культуры Республики Адыгея" по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии:
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ):
с приказом Минфина от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкции к Единому плану счетов N 157н);
приказом Минфина от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н);
приказом Минфина от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н);
приказом Минфина от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 183н);
приказом Минфина 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - приказ N 85н);
приказом Минфина от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - приказ N 209н);
приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н);
федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, утвержденными приказами Минфина от 31.12.2016 N 256н, N 257н, N 258н, N 259н, N 260н (далее - соответственно СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", СГС "Основные средства", СГС "Аренда", СГС "Обесценение активов", СГС "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"), от 30.12.2017 N 274н, N 275н, N 277н, N 278н (далее - соответственно СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", СГС "События после отчетной даты", СГС "Информация о связанных сторонах", СГС "Отчет о движении денежных средств"), от 27.02.2018 N 32н (далее - СГС "Доходы"), от 28.02.2018 N 34н (далее - СГС "Непроизведенные активы"), от 30.05.2018 N 122н, N 124н (далее - соответственно СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют", СГС "Резервы"), от 07.12.2018 N 256н (далее - СГС "Запасы"), от 29.06.2018 N 145н (далее - СГС "Долгосрочные договоры"), от 15.11.2019 N 181н, N 182н, N 183н, N 184н (далее - соответственно СГС "Нематериальные активы", СГС "Затраты по заимствованиям", "Совместная деятельность", "Выплаты персоналу"), от 30.06.2020 N 129н (далее - СГС "Финансовые инструменты").
Используемые термины и сокращения
Наименование |
Расшифровка |
Учреждения |
Министерство культуры Республики Адыгея, государственные казенные, бюджетные учреждения, подведомственные Министерству культуры Республики Адыгея, передавшие полномочия государственному казенному учреждению Республики Адыгея "Централизованная бухгалтерия учреждений культуры Республики Адыгея" по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности |
Централизованная бухгалтерия |
Государственное казенное учреждение Республики Адыгея "Централизованная бухгалтерия учреждений культуры Республики Адыгея" |
1 - 17 разряды номера счета в соответствии с Рабочим планом счетов |
|
X |
В зависимости от того, в каком разряде номера счета бухучета стоит обозначение: - 18 разряд - код вида финансового обеспечения (деятельности); - 26 разряд - соответствующая подстатья КОСГУ |
I. Общие положения
1. Бухгалтерский учет в учреждениях ведется в соответствии с Рабочим планов счетов централизованного учета, содержащимся в приложении 1 к настоящей Учетной политике (не приводится).
Основание: подпункт "б" пункта 14 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
2. Централизованная бухгалтерия публикует основные положения единой учетной политики на своем официальном сайте путем размещения копий документов учетной политики.
Основание: пункт 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
3. Единая учетная политика применяется из года в год. Внесение изменений в единую учетную политику производится в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего документа.
4. Взаимодействие централизованной бухгалтерии с учреждениями при формировании первичных (сводных) учетных документов, при представлении данных бухгалтерского учета осуществляется посредством передачи электронных документов либо электронных образов (скан-копий) бумажных документов в ГИИС "Электронный бюджет". Детальный порядок взаимодействия изложен в графике документооборота - приложение 2 к настоящей Учетной политике (не приводится).
Основание: подпункт "г", "д" пункта 14 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
5. Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета устанавливается учреждениями. Участие сотрудников централизованных бухгалтерий в инвентаризационных комиссиях не требуется. Результаты инвентаризации учреждения передают в централизованную бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота - приложение 2 к настоящей Учетной политике (не приводится).
Основание: подпункт "в" пункта 14 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
II. Технология обработки учетной информации
1. Бухгалтерский учет ведется в электронном виде с применением программных продуктов "1С Бухгалтерия государственного учреждения" и "1С Зарплата и кадры".
2. С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи бухгалтерия учреждения осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:
- система электронного документооборота (СУФД), с УФК по Республике Адыгея;
- составление, анализа и исполнения республиканского бюджета Республики Адыгея (ПК "Бюджет-Смарт");
- передача бухгалтерской отчетности в Минфин РА (Свод-Смарт);
- передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в МИФНС N 1 по РА (система "Контурн-экстерн", и ПО "Контурн-экстерн Лайт");
- передача отчетности в Управление Пенсионного фонда России по Республике Адыгея в г. Майкопе (система "Контурн-экстерн", и ПО "Контурн-экстерн Лайт");
- передача отчетности в отделение ФСС и Росстата по Республике Адыгея (система "Контурн-экстерн", и ПО "Контурн-экстерн Лайт");
- размещение информации о деятельности учреждения на официальном сайте bus.gov.ru;
размещение информации о закупках, заказах в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru);
3. Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления (добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.
4. В целях обеспечения сохранности электронных данных бухгалтерского учета и отчетности:
- на сервере ежедневно производится сохранение резервных копий баз данных: "1С Бухгалтерия государственного учреждения", а так же база данных "1С Зарплата и кадры":
- по итогам каждого календарного месяца бухгалтерские регистры, сформированные в электронном виде, при возникновении необходимости, распечатываются на бумажный носитель.
Основание: пункт 19 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 33 Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
5. Хранение предоставленных (сформированных) первичных учетных документов обеспечивает централизованная бухгалтерия в соответствии с правилами организации государственного архивного дела в Российской Федерации.
III. Правила документооборота
1. Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухгалтерском учете устанавливаются в соответствии с приложением 2 к настоящей Учетной политике (не приводится).
2. Первичные и сводные учетные документы, бухгалтерские регистры составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При отсутствии возможности составить документ, регистр в электронном виде он может быть составлен на бумажном носителе, заверен собственноручной подписью и передан в централизованную бухгалтерию в виде электронного образа (скан-копии) бумажного документа.
Основание: часть 5 статьи 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 32 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н, статья 2 Закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
3. При необходимости изготовления бумажных копий электронных документов и регистров бухгалтерского учета бумажные копии заверяются штампом, который проставляется автоматически при распечатке документа: "Документ подписан электронной подписью в системе электронного документооборота ГБУ "Централизованная бухгалтерия" с указанием сведений о сертификате электронной подписи - кому выдан и срок действия. Дополнительно сотрудник Централизованной бухгалтерии, ответственный за обработку документа, ведение регистра, ставит надпись "Копия верна", дату распечатки и свою подпись.
Основание: пункт 32 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
Перечень должностных лиц, наделенных правом подписи первичных учетных документов, устанавливается приказом руководителя соответствующего обслуживаемого учреждения.
Основание: п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 26 СГС "Концептуальные основы".
4. Формирование электронных регистров бухучета осуществляется в следующем порядке:
- в регистрах в хронологическом порядке систематизируются первичные (сводные) учетные документы по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа:
- журнал регистрации приходных и расходных ордеров составляется ежемесячно, в последний рабочий день месяца;
- приходные и расходные кассовые ордера со статусом "подписан" аннулируются, если кассовая операция не проведена в течение двух рабочих дней, включая день оформления ордера;
- инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и пр.) и при выбытии. При отсутствии указанных событий - ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;
- инвентарная карточка группового учета основных средств оформляется при принятии объектов к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции. консервации и пр.) и при выбытии;
- опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек заполняются ежегодно, в последний день года;
- книга учета бланков строгой отчетности, книга аналитического учета депонированной зарплаты и стипендий заполняются ежемесячно, в последний день месяца;
- журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;
- другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное не установлено законодательством РФ.
Основание: пункты 11, 167 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н.
5. Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071) ведется раздельно по кодам финансового обеспечения деятельности и раздельно по счетам:
- КБК 2.302.11 "Расчеты по заработной плате"
- КБК 2.302.66 "Расчеты по социальным пособиям и компенсациям в денежной форме";
- КБК 2.302.96 "Расчеты по иным расходам" (стипендия);
- КБК 4.302.11 "Расчеты по заработной плате";
- КБК 4.302.66 "Расчеты по социальным пособиям и компенсациям в денежной форме".
Основание: пункт 257 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
6. Формирование журналов операций осуществляется в форме электронного документа (регистра) ежемесячно с использованием квалифицированной электронной цифровой подписи.
При отсутствии возможности формирования журналов операций в форме электронного документа, они, при возникновении необходимости, формируются на бумажном носителе, подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
Номера журналов операций
Номер журнала |
Наименование журнала |
1 |
Журнал операций по счету "Касса" |
2 |
Журнал операций с безналичными денежными средствами |
3 |
Журнал операций расчетов с подотчетными лицами |
4 |
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками |
5 |
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам |
6 |
Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям |
7 |
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов |
8 |
Журнал по прочим операциям |
9 |
Журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет |
10 |
Журнал операций межотчетного периода |
Журналы операций (ф. 0504071) ведутся раздельно по кодам финансового обеспечения.
Журналы формируются ежемесячно в последний день месяца.
Журнал операций (ф. 0509213) по всем забалансовым счетам формируется ежемесячно в случае, если в отчетном месяце были обороты по счету.
7. Главная книга (ф. 0504072) формируется отдельно по каждому учреждению.
8. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, по которым не предусмотрены обязательные для применения унифицированные формы, утверждаются руководителем учреждения отдельным приказом.
Основание: пункты 25 - 26 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", подпункт "г" пункта 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
9. При поступлении документов на иностранном языке построчный перевод таких документов на русский язык осуществляется сотрудником учреждения, который назначен ответственным за перевод документов приказом руководителя учреждения, либо лицом, предоставившим документ, - под его ответственность за корректность перевода. Переводы составляются на отдельном документе, заверяются подписью сотрудника, составившего перевод, и прикладываются к первичным документам. В случае невозможности перевода документа привлекается профессиональный переводчик. Перевод денежных (финансовых) документов заверяется нотариусом.
Если документы на иностранном языке составлены по типовой форме (идентичны по количеству граф, их названию, расшифровке работ и т.д. и отличаются только суммой), то в отношении их постоянных показателей достаточно однократного перевода на русский язык. Впоследствии переводить нужно только изменяющиеся показатели данного первичного документа.
Основание: пункт 31 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
10. Первичные учетные документы, выставленные учреждению поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного периода, но поступившие от учреждения в месяце, следующем за отчетным:
- за пять и более рабочих дней до даты представления отчетности, отражаются предыдущим месяцем;
- менее пяти рабочих дней до даты представления отчетности, отражаются месяцем их поступления.
Первичные учетные документы, выставленные учреждению поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного года, но поступившие от учреждения в году, следующем за отчетным:
- за 10 и более рабочих дней до даты представления отчетности, отражаются предыдущим месяцем;
- менее 10 рабочих дней до даты представления отчетности, отражаются месяцем их поступления.
11. В деятельности учреждений используются следующие бланки строгой отчетности:
- бланки трудовых книжек и вкладышей к ним;
- бланки дипломов, вкладышей к дипломам, свидетельств;
- квитанции;
- билеты.
11.1. Учет бланков ведется в условной оценке 1 руб. за 1 шт. Перечень должностей сотрудников, ответственных за учет, хранение и выдачу бланков строгой отчетности, учреждения устанавливают самостоятельно.
Основание: пункт 337 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
11.2. Бланки строгой отчетности ответственный сотрудник принимает в присутствии комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. Комиссия проверяет соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным из сопроводительных документов и составляет акт приемки бланков строгой отчетности в двух экземплярах. Один передается ответственному сотруднику, второй - в бухгалтерию.
11.3. Учреждение оформляет прием, выдачу, хранение и уничтожение бланков строгой отчетности в соответствии с Методическими указаниями о порядке применения, учета. хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры России, доведенными письмом Минкультуры от 15.07.2009 N 29-01-39/04, с учетом следующих особенностей.
11.4. Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовых счетах:
- 03.1 "БСО у материально-ответственных сотрудников";
- 03.2 "БСО на реализации";
- 03.3 "БСО, подлежащие уничтожению".
12. Особенности применения первичных документов:
12.1. При приобретении и реализации основных средств, нематериальных и непроизведенных активов составляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
12.2. При ремонте нового оборудования, неисправность которого была выявлена при монтаже, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования по форме N ОС-16 (ф. 0306008).
12.3. В Табеле учета использования рабочего времени (ф. 0504421) регистрируются случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного Правилами внутреннего трудового распорядка.
Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421) дополнен условными обозначениями.
Наименование показателя |
Код |
Дополнительные выходные дни (оплачиваемые) |
ОВ |
Заключение под стражу |
ЗС |
Нахождение в пути к месту вахты и обратно |
ДП |
Дополнительный оплачиваемый выходной день для прохождения диспансеризации |
Д |
Нерабочий оплачиваемый день |
НОД |
Выходные за вакцинацию с сохранением заработной платы |
ВВ |
Расширено применение буквенного кода "Г" - "Выполнение государственных обязанностей" - для случаев выполнения сотрудниками общественных обязанностей (например, для регистрации дней медицинского освидетельствования перед сдачей крови, дней сдачи крови, дней, когда сотрудник отсутствовал по вызову в военкомат на военные сборы, по вызову в суд и другие госорганы в качестве свидетеля и пр.).
12.4. Расчеты по заработной плате и другим выплатам оформляются в Расчетной ведомости (ф. 0504402) и Платежной ведомости (ф. 0504403).
12.5. При временном переводе работников на удаленный режим работы обмен документами, которые оформляются в бумажном виде, разрешается осуществлять по электронной почте посредством скан-копий.
Скан-копия первичного документа изготавливается сотрудником, ответственным за факт хозяйственной жизни, в сроки, которые установлены графиком документооборота. Скан-копия направляется сотруднику, уполномоченному на согласование, в соответствии с графиком документооборота. Согласованием считается возврат электронного письма от получателя к отправителю со скан-копией подписанного документа.
После окончания режима удаленной работы первичные документы, оформленные посредством обмена скан-копий, распечатываются на бумажном носителе и подписываются собственноручной подписью ответственных лиц.
IV. Методика ведения бухгалтерского учета
1. Для случаев, которые не установлены в федеральных стандартах и других нормативно-правовых актах, регулирующих бухучет, метод определения справедливой стоимости выбирает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.
Основание: пункт 54 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
2. В случае если для показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета, не установлен метод оценки в законодательстве и в настоящей учетной политике, то величина оценочного показателя определяется профессиональным суждением главного бухгалтера централизованной бухгалтерии.
Основание: пункт 6 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
2. Основные средства
2.1. Принятие к бухгалтерскому учету основных средств осуществляется централизованной бухгалтерией на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.
2.2. В составе основных средств учитываются материальные объекты имущества независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, а также бесконтактные термометры, диспенсеры для антисептиков, штампы, печати и инвентарь.
2.3. В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств, объединяются объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного и ожидаемого использования:
- объекты библиотечного фонда;
- компьютерное и периферийное оборудование в составе одного рабочего места: системные блоки, мониторы, компьютерные мыши, колонки, веб-камеры, клавиатуры.
Для принтеров, сканеров, внешних накопителей, инвентарный номер присваивается каждому объекту.
Не считается существенной стоимость до 20 000 руб. за один имущественный объект. Необходимость объединения и конкретный перечень объединяемых объектов определяет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. Основание: пункт 10 СГС "Основные средства".
2.4. При наличии в документах поставщика информации о стоимости составных частей объекта основных средств такая информация отражается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
2.5. Каждому объекту недвижимого, а также движимого имущества стоимостью свыше 10000 руб., кроме объектов стоимостью до 10000 рублей включительно и объектов библиотечного фонда, независимо от стоимости, присваивается инвентарный порядковый номер.
Структура инвентарного номера формируется автоматически, посредством бухгалтерской программы "1С: Предприятие". Соответствующему объекту основных средств присваивается двенадцатизначный номер, где 1 - код источника финансирования, 2 - код аналитического счета, 3 - код синтетического счета, 6 - порядковый номер. В целях удобства и сохранности имущества возможно нанесение сокращенного инвентарного объекта.
Основание: пункт 9 СГС "Основные средства", пункт 46 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
Инвентарные номера объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету до передачи централизуемых полномочий учреждений, после миграции базы данных не изменяются.
2.6. Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается ответственным сотрудником учреждения путем нанесения номера на инвентарный объект краской или водостойким маркером. В случае если объект является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на сложном объекте.
2.7. Учет ремонта основных средств: фактические затраты на ремонт основных средств списываются на расходы на содержание учреждения.
Основание: пункт 27 СГС "Основные средства".
2.8. В случае частичной ликвидации или разу комплектации объекта основного средства, если стоимость ликвидируемых (разукомплектованных) частей не выделена в документах поставщика, стоимость таких частей определяется пропорционально следующему показателю (в порядке убывания важности):
- площади;
- объему;
- иному показателю, установленному комиссией по поступлению и выбытию активов.
2.9. Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов (модернизаций, дооборудований, реконструкций, в том числе с элементами реставраций, технических перевооружений) формируют объем капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств. Одновременно учтенная ранее в стоимости объекта сумма затрат на проведение аналогичного мероприятия списывается в расходы текущего периода с учетом накопленной амортизации. Данное правило применяется к следующим группам основных средств:
- нежилые помещения (здания и сооружения);
- машины и оборудование;
- транспортные средства;
Основание: пункт 28 СГС "Основные средства".
2.10. Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом, исходя из их первоначальной (восстановленной) стоимости и норм амортизации, нечисленной исходя из срока полезного использования этих объектов (п.п. 84-87 Инструкции N 157н; ст. 259 НК РФ) балансовой стоимостью свыше 100000 рублей.
2.11. В случаях, когда установлены одинаковые сроки полезного использования и метод расчета амортизации всех структурных частей единого объекта основных средств, учреждение объединяет такие части для определения суммы амортизации.
Основание: пункт 40 СГС "Основные средства".
2.12. При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация на дату переоценки пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. При этом балансовая стоимость и накопленная амортизация увеличиваются (умножаются) на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.
Основание: пункт 41 СГС "Основные средства".
2.13. Срок полезного использования объектов основных средств устанавливает комиссия по поступлению и выбытию в соответствии с пунктом 35 СГС "Основные средства".
2.14. Имущество бюджетных и автономных учреждений, относящееся к категории особо ценного имущества (ОЦИ), определяет комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения. Такое имущество принимается к учету на основании выписки из протокола комиссии.
2.15. Основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, находящиеся в эксплуатации, учитываются на забалансовом счете 21 по балансовой стоимости.
Основание: пункт 39 СГС "Основные средства", пункт 373 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
2.16. При приобретении и (или) создании основных средств за счет средств, полученных по разным видам деятельности, сумма вложений, сформированных на счете КБК X.106.00.000. переводится на код вида деятельности 4 "субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".
2.17. При принятии учредителем решения о выделении средств субсидии бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на содержание объекта основных средств, который ранее приобретен (создан) учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимость этого объекта переводится с кода вида деятельности "2" на код вида деятельности "4". Одновременно переводится сумма начисленной амортизации.
2.18. Локально-вычислительная сеть (ЛВС) и охранно-пожарная сигнализация (ОПС) как отдельные инвентарные объекты не учитываются. Отдельные элементы ЛВС и ОПС, которые соответствуют критериям основных средств, установленным СГС "Основные средства", учитываются как отдельные основные средства. Элементы ЛВС или ОПС, для которых установлен одинаковый срок полезного использования, учитываются как единый инвентарный объект в порядке, установленном в пункте 2.2 раздела V настоящей учетной политики.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В разделе V настоящей учетной политики пункте 2.2 отсутствует
2.19. Расходы на доставку нескольких имущественных объектов распределяются в первоначальную стоимость этих объектов пропорционально их стоимости, указанной в договоре поставки.
2.20. Передача в пользование объектов, которые содержатся за счет учреждения, отражается как внутреннее перемещение. Учет таких объектов ведется на дополнительном забалансовом счете 43П "Имущество, переданное в пользование, - не объект аренды".
3. Нематериальные активы
3.1. Принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов осуществляется централизованной бухгалтерией на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов с указанием:
- стоимости нематериального актива;
- срока полезного использования актива либо информации о том, что срок не определен.
3.2. Каждому инвентарному объекту нематериальных активов в момент принятия к бухгалтерскому учету присваивается уникальный инвентарный номер, который состоит из 12 знаков:
1 - 3-й разряды - код субъекта централизованного учета - учреждения;
4 - 6-й разряды - код объекта учета синтетического счета в Рабочем плане счетов;
7 - 8-й разряды - код группы и вида синтетического счета в Рабочем плане счетов;
9 - 13-й разряды - порядковый номер нематериального актива.
Основание: пункт 46 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
Инвентарные номера объектов нематериальных, принятых к бухгалтерскому учету до передачи централизуемых полномочий учреждений, после миграции базы данных не изменяются.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.4. Данные по группам нематериальных активов раздельно по объектам, которые созданы собственными силами учреждений, и прочим объектам дополнительно раскрываются в отчетности в части изменения стоимости объектов в результате недостач и излишков.
Основание: пункт 44 СГС "Нематериальные активы".
3.5. Неисключительные права на нематериальные активы (далее - НМА) сроком использования более 12 месяцев учитываются на счете 111.60. "Права пользования нематериальными активами". При сроке использования 12 месяцев и менее осуществляется списание затрат.
3.6. На счете 401.50. "Расходы будущих периодов" учитываются расходы на неисключительные права на НМА со сроком 12 месяцев и менее, если срок действия договора выходит за пределы текущего года.
3.7. Стоимость прав со сроком службы белее 12 месяцев списывается через амортизацию - счет 104.6(-) "Амортизация прав пользования нематериальными активами". Срок использования прав определяется комиссией по поступлению и выбытию активов.
3.8. Убыток от обесценивания неисключительных прав из-за снижения их стоимости учитывается на счете 114.6(-) "Обесценивание прав пользования нематериальными активами".
3.9. Коды КОСГУ 111.6(-), 104.6(-), 114.6(-) применяются в 24 - 26-х разрядах счета. Коды 352 и 353 используются при принятии прав к учета. При выбывании прав используются коды 452 и 453 и начисляется амортизация или проводится обесценивание. Выбор кода зависит от срока использования права:
- 352 и 452 - для прав с определенным сроком использования;
- 353 и 453 - для прав с неопределенным сроком использования.
4. Материальные запасы
4.1. Единица учета материальных запасов в учреждении - номенклатурная (реестровая) единица. Исключение:
группы материальных запасов, характеристики которых совпадают, например офисная бумага одного формата с одинаковым количеством листов в пачке, кнопки канцелярские с одинаковыми диаметром и количеством штук в коробке и т. д. Единица учета таких материальных запасов - однородная (реестровая) группа запасов;
Решение о применении единиц учета "однородная (реестровая) группа запасов" принимает бухгалтер централизованной бухгалтерии на основе своего профессионального суждения.
Основание: пункт 8 СГС "Запасы".
4.2. В целях аналитического (управленческого) учета незавершенное производство отражается на дополнительном счете Рабочего плана счетов 0.109.60.000 "Себестоимость незавершенного производства готовой продукции, работ, услуг".
Основание: пункт 12 СГС "Запасы".
4.3. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Основание: пункт 108 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
4.4. Товары, переданные в реализацию, отражаются по цене реализации с обособлением торговой наценки.
Основание: пункт 30 СГС "Запасы".
4.5. Нормы на расходы горюче-смазочных материалов (ГСМ) разрабатываются специализированной организацией и утверждаются приказом руководителя учреждения. Ежегодно приказом руководителя утверждаются период применения зимней надбавки к нормам расхода ГСМ и ее величина.
ГСМ списывается на расходы по фактическому расходу на основании путевых листов, но не выше норм, установленных приказом руководителя учреждения.
4.6. Выдача в эксплуатацию на нужды учреждения канцелярских принадлежностей, лекарственных препаратов, запасных частей и хозяйственных материалов оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Эта ведомость является основанием для списания материальных запасов.
4.7. Мягкий и хозяйственный инвентарь, посуда списываются по Акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). В остальных случаях материальные запасы списываются по Акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).
4.8. При приобретении и (или) создании материальных запасов бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных по разным видам деятельности, сумма вложений, сформированных на счете КБК X.106.00.000, переводится на код вида деятельности 4 "субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".
4.9. Учет на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" ведется по балансовой стоимости. Учету подлежат запасные части и другие комплектующие, которые могут быть использованы на других автомобилях, такие как:
- автомобильные шины;
- колесные диски;
- аккумуляторы.
Аналитический учет по счету ведется в разрезе автомобилей и материально ответственных лиц.
Внутреннее перемещение по счету отражается при передаче:
- на другой автомобиль;
- другому материально ответственному лицу вместе с автомобилем.
Выбытие со счета 09 отражается:
- при списании автомобиля по установленным основаниям;
- установке новых запчастей взамен непригодных к эксплуатации.
Основание: пункты 349 - 350 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
4.10. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, определяется исходя из следующих факторов:
- их справедливой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанной методом рыночных цен;
Основание: пункты 52 - 60 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
4.11. В случае получения полномочий по централизованной закупке запасов расходы на их доставку до получателей списываются на финансовый результат текущего года в день получения документов о доставке.
Основание: пункт 19 СГС "Запасы".
4.12. Расходы учреждений на закупку одноразовых и многоразовых масок, перчаток относятся на подстатью КОСГУ 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов". Одноразовые маски и перчатки учитываются на счете 105.36 "Прочие материальные запасы".
5. Стоимость безвозмездно полученных нефинансовых активов
5.1. Данные о справедливой стоимости безвозмездно полученных нефинансовых активов должны быть подтверждены документально:
- справками (другими подтверждающими документами) Росстата;
- прайс-листами заводов-изготовителей;
- справками (другими подтверждающими документами) оценщиков;
- информацией, размещенной в СМИ, и т.д.
В случаях невозможности документального подтверждения стоимость определяется экспертным путем.
6. Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг
6.1. Учет расходов по формированию себестоимости ведется раздельно по КФО:
а) в рамках выполнения государственного задания;
б) в рамках приносящей доход деятельности.
6.2. Затраты на изготовление готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг) делятся на прямые и накладные.
В составе прямых затрат при формировании себестоимости оказания услуги, изготовления единицы готовой продукции учитываются расходы, непосредственно связанные с ее оказанием (изготовлением). В том числе:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудников учреждения, непосредственно участвующих в оказании услуги (изготовлении готовой продукции):
- списанные материальные запасы, в том числе медикаменты и перевязочные средства, израсходованные непосредственно на оказание услуги (изготовление готовой продукции):
- переданные в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, которые используются при оказании услуги (изготовлении готовой продукции):
- сумма амортизации основных средств, которые используются при оказании услуги (изготовлении готовой продукции);
- расходы на аренду помещений, которые используются для оказания услуги (изготовления готовой продукции);
В составе накладных расходов при формировании себестоимости услуг (готовой продукции) учитываются расходы:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудников учреждения, участвующих в оказании нескольких видов услуг (изготовлении готовой продукции):
- материальные запасы, израсходованные на нужды учреждения:
- переданные в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно в случае их использования для оказания нескольких видов услуг (изготовления готовой продукции);
- амортизация основных средств, которые используются для оказания разных услуг (изготовления готовой продукции);
- расходы, связанные с ремонтом, техническим обслуживанием нефинансовых активов;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.4. В составе общехозяйственных расходов учитываются расходы, распределяемые между всеми видами услуг (продукции):
- расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудников учреждения, не принимающих непосредственного участия при оказании услуги (изготовлении продукции): административно-управленческого, административно-хозяйственного и прочего обслуживающего персонала;
- материальные запасы, израсходованные на общехозяйственные нужды учреждения (в том числе в качестве естественной убыли, пришедшие в негодность) на цели, не связанные напрямую с оказанием услуг (изготовлением готовой продукции);
- переданные в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно на цели, не связанные напрямую с оказанием услуг (изготовлением готовой продукции);
- амортизация основных средств, не связанных напрямую с оказанием услуг (выполнением работ, изготовлением готовой продукции);
- коммунальные расходы;
- расходы услуги связи;
- расходы на транспортные услуги;
- расходы на содержание транспорта, зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;
- на охрану учреждения;
- прочие работы и услуги на общехозяйственные нужды.
Общехозяйственные расходы учреждений, произведенные за отчетный период (месяц), распределяются:
- в части распределяемых расходов - на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг пропорционально прямым затратам на единицу услуги, работы, продукции;
- в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года (КБК X.401.20.000).
6.5. Расходами, которые не включаются в себестоимость (нераспределяемые расходы) и сразу списываются на финансовый результат (счет КБК X.401.20.000), признаются:
- расходы на социальное обеспечение населения;
- расходы на транспортный налог;
- расходы на налог на имущество;
- штрафы и пени по налогам, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
6.6. Себестоимость услуг (готовой продукции) за отчетный месяц, сформированная на счете КБК X.109.60.000, списывается в дебет счета КБК Х.401.10.131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" в последний день месяца за минусом затрат, которые приходятся на незавершенное производство.
6.7. Доля затрат на незавершенное производство рассчитывается в части:
- услуг - пропорционально доле незавершенных заказов в общем объеме заказов, выполняемых в течение месяца;
- продукции - пропорционально доле не готовых изделий в общем объеме изделий, изготавливаемых в течение месяца.
Основание: пункт 135 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункты 20, 28, 33 СГС "Запасы".
7. Расчеты с подотчетными лицами
7.1. Учреждения выдают денежные средства под отчет, в том числе для поездок в служебные командировки, в соответствии с порядком, установленным внутренними локальными актами.
7.2. При направлении сотрудников учреждения в служебные командировки расходы на них возмещаются в размере, установленном каждым учреждением в порядке оформления служебных командировок.
7.3. Денежные средства выдаются под отчет на основании приказа руководителя. Выдача денежных средств под отчет производится путем:
- выдачи из кассы. При этом выплаты подотчетных сумм сотрудникам производятся в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке;
- перечисления на зарплатную карту материально ответственного лица.
Способ выдачи денежных средств указывается в заявление подотчетного лица.
7.4. Учреждение выдает денежные средства под отчет штатным сотрудникам, а также лицам, которые не состоят в штате, на основании отдельного приказа руководителя. Расчеты по выданным суммам проходят в порядке, установленном для штатных сотрудников.
7.5. Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет на хозяйственные расходы устанавливается в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб.
На основании распоряжения руководителя в исключительных случаях сумма может быть увеличена, но не более лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами в соответствии с указанием Центрального банка.
Основание: пункт 6 указания ЦБ от 07.10.2013 N 3073-У.
7.6. Денежные средства выдаются под отчет на хозяйственные нужды на срок, который сотрудник указал в заявлении на выдачу денежных средств под отчет, но не более 30 рабочих дней. По истечении этого срока сотрудник должен отчитаться в течение трех рабочих дней.
7.7. При направлении сотрудников учреждения в служебные командировки на территории России расходы на них возмещаются в размере, установленном Порядком оформления служебных командировок. Возмещение расходов на служебные командировки, превышающих размер, установленный указанным Порядком, производится по фактическим расходам за счет средств от деятельности, приносящей доход, с разрешения руководителя учреждения (оформленного приказом).
7.8. По возвращении из командировки сотрудник представляет авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.
7.9. Предельные сроки отчета по выданным доверенностям на получение материальных ценностей устанавливаются следующие:
- в течение 10 календарных дней с момента получения;
- в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.
Доверенности выдаются штатным сотрудникам, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности.
8. Расчеты с дебиторами и кредиторами
8.1. В бюджетных и автономных учреждениях денежные средства от виновных лиц в возмещение ущерба, причиненного нефинансовым активам, отражаются по коду вида деятельности "2" - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).
Возмещение в натуральной форме ущерба, причиненного нефинансовым активам, отражается по коду вида финансового обеспечения (деятельности), по которому активы учитывались.
8.2. Задолженность дебиторов в виде возмещения эксплуатационных и коммунальных расходов отражается в учете на основании выставленного арендатору счета, счетов поставщиков (подрядчиков), Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
8.3. Денежные средства от виновных лиц в возмещение ущерба, причиненного нефинансовым активам, отражаются по коду вида деятельности "2" - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).
Возмещение в натуральной форме ущерба, причиненного нефинансовым активам, отражается по коду вида финансового обеспечения (деятельности), по которому активы учитывались.
8.4. В учреждении применяется счет КБК Х.210.05.000 для расчетов с дебиторами по предоставлению учреждением:
- обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе;
- обеспечений исполнения контракта (договора);
- обеспечений заявок при проведении электронных аукционов, перечисленных на счет оператора электронной площадки в банке;
- других залогов, задатков.
Операции по счету КБК Х.210.05.000 оформляются бухгалтерскими записями:
Дебет КБК X.210.05.560 Кредит КБК Х.201.11.610 - при перечислении с лицевого счета учреждения средств:
Дебет КБК Х.201.11.510 Кредит КБК Х.210.05.660 - возврат денежных средств на лицевой счет учреждения.
9. Расчеты по обязательствам
9.1. К счету КБК X.303.05.ООО "Расчеты по прочим платежам в бюджет" применяются дополнительные аналитические коды:
1 - "Налог на загрязнение окружающей среды" (КБК X.303.05.000); "Пени, штрафы, санкции по налоговым платежам" (КБК X.303.05.000); "Административные штрафы" (КБК X.303.05.000); "Государственная пошлина" (КБК X.303.05.000);
Налоговый период по налогу на прибыль - календарный год. Авансовые платежи и налог на прибыль рассчитываются и перечисляются в бюджет за каждый отчетный (налоговый) период при наличии в учреждениях операций, которые облагаются этим налогом.
Отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев. Для учреждений, по которым осуществляется перечисление ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, отчетным периодом является месяц, два месяца и т.д. до конца года. Начисление отражается на последнюю дату каждого отчетного периода и налогового периода: ежеквартально и 31 декабря или ежемесячно и 31 декабря.
2 - "Налог на имущество" (КБК Х.303.12.000);
Налоговый период по налогу на имущество - календарный год. Отчетные периоды - I квартал, полугодие и 9 месяцев. По окончании отчетных периодов перечисляются авансовые платежи, если законодательством Республики Адыгея не предусмотрено иное. Начисление налога отражается на последнюю дату каждого отчетного периода и 31 декабря.
Если в силу пункта 3 ст. 379 НК РФ не установлены отчетные периоды по налогу, начисляется только налог за год 31 декабря.
Сумма налога на имущество и авансовых платежей отражается в бухгалтерской справке ф. 0504833, к которой прилагаются документы, подтверждающие сумму принятых обязательств - расчеты налога (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 20 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", п. 131 Инструкции N 174н, п. 159 Инструкции N 183н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н.)
Налоговый период по транспортному налогу - календарный год. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы. Начисление налога отражается на последнюю дату каждого отчетного периода и 31 декабря. Если законодательством Республики Адыгея не установлены отчетные периоды по налогу, то начисляется только налог за год 31 декабря.
Начисление платежей по транспортному налогу оформляется бухгалтерской справкой ф. 0504833, к которой прилагаются документы, подтверждающие расчет - справки-расчеты (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 20 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", п. 131 Инструкции N 174н, п. 159 Инструкции N 183н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н.).
3 - "Земельный налог" (КБК Х.303.13.000);
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами - I, II и III кварталы. Отражается начисление налога на последнюю дату каждого отчетного периода и 31 декабря.
9.2. Аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе физических лиц - получателей социальных выплат.
9.3. Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в разрезе сотрудников и других физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
9.4. Порядок принятия обязательств содержится в приложении N 4 к настоящей Учетной политике (не приводится).
9.5. Учет операций по санкционированию расходов бюджета отражается на счетах:
501.00 "Лимиты бюджетных обязательств" - постановку на учет лимитов бюджетных обязательств:
503.00 "Бюджетные ассигнования" - принятие к учету бюджетных ассигнований;
502.00 "Обязательства" - учет бюджетных и денежных обязательств.
В 22 разряде номера счета указывается код аналитического учета соответствующего финансового года:
1 - текущий;
2 - очередной;
3 - второй год, следующий за текущим;
4 - третий год. следующий за текущим;
9 - иной очередной год за пределами планового периода.
Основание: пункт 309 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
Операции с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, сметными/плановыми/прогнозными назначениями, обязательствами ведутся в журнале по прочим операциям.
Основание: пункт 314 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
10. Дебиторская и кредиторская задолженность
10.1. Дебиторская задолженность списывается с учета после того, как комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов признает ее сомнительной или безнадежной к взысканию в порядке, утвержденном Положением о признании дебиторской задолженности сомнительной и безнадежной к взысканию.
Основание: пункт 339 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 11 СГС "Доходы".
10.2. Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, списывается на финансовый результат на основании приказа руководителя учреждения. Решение о списании принимается на основании данных проведенной инвентаризации и служебной записки главного бухгалтера о выявлении кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, срок исковой давности по которой истек. Срок исковой давности определяется в соответствии с законодательством РФ.
Одновременно списанная с балансового учета кредиторская задолженность отражается на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами".
Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения:
- по истечении 5 лет отражения задолженности на забалансовом учете;
- по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;
- при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства в связи со смертью (ликвидацией) контрагента.
Кредиторская задолженность списывается отдельно по каждому обязательству (кредитору).
Основание: пункты 371, 372 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
Дебиторская, кредиторская задолженность подтверждается актами сверки на конец отчетного года.
11. Финансовый результат
11.1. Доходы от предоставления права пользования активом (арендная плата) признаются доходами текущего финансового года с одновременным уменьшением предстоящих доходов равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды.
Основание: пункт 25 СГС "Аренда", подпункт "а" пункта 55 СГС "Доходы".
11.2. В случае заключения договора аренды на неопределенный срок объекты учета, в том числе доходы и расходы будущих периодов, рассчитываются по принципу допущения непрерывности деятельности учреждения, принимая во внимание период бюджетного цикла три года и размер арендных платежей, указанный в договоре.
11.3. Доходы от оказания платных услуг по долгосрочным договорам (абонементам), срок исполнения которых превышает один год, признаются в учете в составе доходов будущих периодов в сумме договора. Доходы будущих периодов признаются в текущих доходах равномерно в последний день каждого месяца в разрезе каждого договора (абонемента). Аналогичный порядок признания доходов в текущем периоде применяется к договорам. в соответствии с которыми услуги оказываются неравномерно.
Основание: пункт 301 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 11 СГС "Долгосрочные договоры".
11.4. В отношении платных услуг, по которым срок действия договора менее года, а даты начала и окончания исполнения договора приходятся на разные отчетные годы, учреждение применяет положения СГС "Долгосрочные договоры".
Основание: пункт 5 СГС "Долгосрочные договоры".
11.5. В случае исполнения договора строительного подряда учреждение определяет процент исполнения договора в целях признания доходов в текущем периоде как соотношение расходов, понесенных в связи с выполненным на конец отчетного периода объемом работ и предусмотренных сводным сметным расчетом, к общей величине расходов по долгосрочному договору строительного подряда, предусмотренной сводным сметным расчетом.
Основание: пункт 6 СГС "Долгосрочные договоры".
11.6. Учет сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, осуществляется на счете 40140 "Доходы будущих периодов".
Учет доходов будущих периодов осуществляется по следующим счетам аналитического учета:
- 40141 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году";
- 40149 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года".
11.7. В составе расходов будущих периодов на счете КБК X.401.50.ООО "Расходы будущих периодов" отражаются:
- расходы на страхование имущества, гражданской ответственности;
- плата за сертификат ключа ЭЦП;
- упущенная выгода от сдачи объектов в аренду на льготных условиях;
- подписка на периодические издания (газеты, журналы);
- по сроком на 12 мес. (переходящее на следующий финансовый год).
Расходы будущих периодов списываются на финансовый результат текущего финансового года равномерно по 1/12 за месяц в течение периода, к которому они относятся.
По договорам страхования период, к которому относятся расходы, равен сроку действия договора. По другим расходам, которые относятся к будущим периодам, длительность периода устанавливается руководителем учреждения в приказе.
Основание: пункты 302, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
11.8. В учреждении создаются:
- резерв на предстоящую оплату отпусков. Порядок расчета резерва приведен в приложении 3 (не приводится).
11.9. Оценочное обязательство по резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время, определятся в конце текущего года.
11.10. Сумма резерва, отраженная в бухгалтерском учете до отчетной даты, корректируется до величины вновь рассчитанного резерва:
- в сторону увеличения - дополнительными бухгалтерскими проводками;
- в сторону уменьшения - проводками, оформленными методом "красное сторно".
11.11. В величину резерва на оплату отпуском включается:
- сумма оплаты отпусков сотрудникам за фактически отработанное время на дату расчета резерва.
КБК 2 401.60 111 "Резерв на оплату отпусков";
КБК 4 401.60 111 "Резерв на оплату отпусков";
КБК 2 401.60 113 "Резерв на оплату отпусков";
КБК 4 401.60 113 "Резерв на оплату отпусков".
- начисленная на отпускные сумма страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
11.12. Оплата отпусков рассчитывается непосредственно по каждому из сотрудников.
11.13. Данные о количестве дней неиспользованного отпуска определяются кадровой службой.
11.14. Сумма, рассчитанная по общеустановленной ставке страховых взносов, определяется как величина суммы оплаты отпусков сотрудникам на расчетную дату, умноженная на 30,2%, - суммарная ставка платежей на обязательное страхование и взносов на травматизм.
Основание: пункты 302, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 11 СГС "Доходы".
12. События после отчетной даты
12.1. В данные бухгалтерского учета за отчетный период включается информация о событиях после отчетной даты - существенных фактах хозяйственной жизни, которые произошли в период между отчетной датой и датой подписания или принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое состояние, движение денег или результаты деятельности учреждения (далее - События).
Факт хозяйственной жизни признается существенным, если без знания о нем пользователи отчетности не могут достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения. Оценивает существенность влияний и квалифицирует событие как событие после отчетной даты главный бухгалтер централизованной бухгалтерии на основе своего профессионального суждения.
12.2. Событиями после отчетной даты признаются:
- события, которые подтверждают существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия учреждения. Централизованная бухгалтерия применяет перечень таких событий, приведенный в пункте 7 СГС "События после отчетной даты";
- события, которые указывают на условия хозяйственной деятельности, факты хозяйственной жизни или обстоятельства, возникшие после отчетной даты. Централизованная бухгалтерия применяет перечень таких событий, приведенный в пункте 7 СГС "События после отчетной даты".
12.3. Событие отражается в учете и отчетности в следующем порядке:
12.3.1. Событие, которое подтверждает хозяйственные условия, существовавшие на отчетную дату, отражается в учете отчетного периода. При этом производится:
- дополнительная бухгалтерская запись, которая отражает это событие;
- либо запись способом "красное сторно" и (или) дополнительная бухгалтерская запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете.
События отражаются в регистрах бухгалтерского учета в последний день отчетного периода до заключительных операций по закрытию счетов. Данные бухгалтерского учета отражаются в соответствующих формах отчетности с учетом событий после отчетной даты.
В разделе 5 текстовой части пояснительной записки учреждения раскрывается информация о Событии и его оценке в денежном выражении.
12.3.2. Событие, указывающее на возникшие после отчетной даты хозяйственные условия, отражается в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным. Аналогичным образом отражается событие, которое не отражено в учете и отчетности отчетного периода из-за соблюдения сроков представления отчетности или из-за позднего поступления первичных учетных документов. При этом информация о таком событии и его денежная оценка приводятся в разделе 5 текстовой части пояснительной записки.
V. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
1. В целях составления отчета о движении денежных средств величина денежных средств определяется прямым методом и рассчитывается как разница между всеми денежными притоками учреждения от всех видов деятельности и их оттоками.
Основание: пункт 19 СГС "Отчет о движении денежных средств".
2. Бухгалтерская отчетность формируется и хранится в виде электронного документа в информационной системе "1С Бухгалтерия государственного учреждения" и "Свод-Смарт". Бумажная копия комплекта отчетности хранится у главного бухгалтера.
Основание: часть 7.1 статьи 13 Закона 06.12.2011 N 402-ФЗ.
VI. Инвентаризация имущества и обязательств
1. Инвентаризацию имущества и обязательств (в т.ч. числящихся на забалансовых счетах), а также финансовых результатов (в т.ч. расходов будущих периодов и резервов) проводит постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
В отдельных случаях (при смене материально ответственных лиц, выявлении фактов хищения, стихийных бедствиях и т.д.) инвентаризацию может проводить специально созданная рабочая комиссия, состав которой утверждается отдельным приказом руководителя учреждения.
Основание: статья 11 Закона о бухучете, раздел VIII Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
2. Состав комиссии для проведения внезапной ревизии кассы утверждается приказом руководителя учреждения.
VII. Порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля
Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, предварительный и текущий контроль в ходе своей деятельности осуществляют в рамках своих полномочий:
- руководитель учреждения, его заместители;
- сотрудники централизованной бухгалтерии;
- иные должностные лица учреждения в соответствии со своими обязанностями.
Основание: статья 19 Федерального закона N 402-ФЗ.
VIII. Порядок внесения изменений в единую учетную политику централизованного бухгалтерского учета
Внесение изменений в единую учетную политику централизованного бухгалтерского учета осуществляется централизованной бухгалтерией в случаях:
а) изменения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) разработки и выбора централизованной бухгалтерией новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;
в) существенного изменения условий деятельности учреждений - субъектов централизованного учета, включая их реорганизацию, ликвидацию (упразднение), изменение возложенных на них полномочий и (или) выполняемых ими функций;
г) поступления предложений по совершенствованию методов ведения централизованного бухгалтерского учета от учреждений в целях обеспечения их информацией об активах, обязательствах и финансовом результате, необходимой для исполнения возложенных на них функций;
д) поступления предложений от учредителей учреждений, финансового органа в целях совершенствования методов ведения централизованного бухгалтерского учета.
Изменения ведения централизованного бухгалтерского учета применяются с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Изменение ведения централизованного бухгалтерского учета в течение отчетного года, не связанное с изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, производится по решению финансового органа.
Внесение изменений в единую учетную политику по предложениям учреждений, их учредителей, финансового органа (далее - инициатор изменений) осуществляется с учетом следующих положений.
В предложения по изменению единой учетной политики, подготовленные инициатором изменений, включается следующая информация:
- обоснование необходимости внесения изменений с обоснованием причины возникновения такого изменения;
- данные, подтверждающие неэффективность и (или) невозможность применения действующих положений единой учетной политики, ухудшающих качество и (или) препятствующих осуществлению централизуемых полномочий;
- прогноз финансовых, экономических и иных последствий внесения таких изменений.
Централизованная бухгалтерия в течение 30 рабочих дней от даты поступления предложений принимает решение о внесении соответствующего изменения в единую учетную политику либо подготавливает мотивированное заключение о нецелесообразности представленных предложений по изменению ввиду их несоответствия принципам концептуальных основ бухгалтерского учета, утвержденных СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", в части отсутствия прогностической ценности для финансовой оценки будущих периодов, либо подтверждающей ценности для подтверждения или корректировки ранее сделанных выводов, либо ввиду превышения затрат на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности над ее полезностью и преимуществами от ее использования. Централизованная бухгалтерия в период рассмотрения предложений по внесению изменений в единую учетную политику может запросить дополнительную информацию у инициатора изменений.
Для определения даты начала применения вносимых изменений централизованная бухгалтерия дает заключение относительно состава показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего отчетного периода, на который окажут влияние вносимые изменения.
IX. Порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене централизованной бухгалтерии
1. Передача бухгалтерских документов проводится на основании приказа руководителя учреждения или органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее - учредитель).
2. Передача документов бухучета, осуществляется при участии комиссии, создаваемой в учреждении.
Прием-передача бухгалтерских документов оформляется актом приема-передачи. К акту прилагается перечень передаваемых документов, их количество и тип.
Акт приема-передачи подписывается уполномоченным лицом, принимающим дела, и членами комиссии.
3. В комиссию, указанную в пункте 3 настоящего раздела, включаются сотрудники учреждения и сотрудники передающей и принимающей бухгалтерий, в соответствии с приказом на передачу бухгалтерских документов.
4. Передаются следующие документы:
- учетная политика со всеми приложениями;
- квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации;
- по планированию, в том числе план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, государственное задание, план-график закупок, обоснования к планам;
- бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета: книги, оборотные ведомости, карточки, журналы операций;
- налоговые регистры;
- о задолженности учреждения, в том числе по кредитам и по уплате налогов;
- о состоянии лицевых и банковских счетов учреждения;
- о выполнении утвержденного государственного задания;
- по учету зарплаты и по персонифицированному учету;
- акт о состоянии кассы, составленный на основании ревизии кассы и скрепленный подписью главного бухгалтера;
- договоры с поставщиками и подрядчиками, контрагентами, аренды и т.д.;
- договоры с покупателями услуг и работ, подрядчиками и поставщиками;
- учредительные документы и свидетельства: постановка на учет, присвоение номеров, внесение записей в единый реестр, коды и т.п.;
- о недвижимом имуществе, транспортных средствах учреждения: свидетельства о праве собственности, выписки из ЕГРП, паспорта транспортных средств и т.п.;
- об основных средствах, нематериальных активах и товарно-материальных ценностях:
- акты о результатах полной инвентаризации имущества и финансовых обязательств учреждения с приложением инвентаризационных описей, акта проверки кассы учреждения;
- акты сверки расчетов, подтверждающие состояние дебиторской и кредиторской задолженности, перечень нереальных к взысканию сумм дебиторской задолженности с исчерпывающей характеристикой по каждой сумме;
- акты ревизий и проверок;
- материалы о недостачах и хищениях, переданных и не переданных в правоохранительные органы;
- иная бухгалтерская документация, свидетельствующая о деятельности учреждения.
5. При подписании акта приема-передачи при наличии возражений по пунктам акта руководитель и (или) уполномоченное лицо излагают их в письменной форме в присутствии комиссии.
Члены комиссии, имеющие замечания по содержанию акта, подписывают его с отметкой "Замечания прилагаются". Текст замечаний излагается на отдельном листе, небольшие по объему замечания допускается фиксировать на самом акте.
6. Акт приема-передачи оформляется в последний рабочий день обслуживания учреждения передающей бухгалтерией.
7. Акт приема-передачи дел составляется в трех экземплярах: 1-й экземпляр - учредителю. 2-й экземпляр - передающей бухгалтерии, 3-й экземпляр - принимающей дела бухгалтерией.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства культуры Республики Адыгея от 30 декабря 2021 г. N 17-п "Об утверждении единой учетной политики централизованного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.