В соответствии с федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании подпункта 2.1 пункта 2 раздела II протокола заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области от 10.11.2022 N 3-К, приказываю:
1. Утвердить Карту коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, и мер по их минимизации в Министерстве общественной безопасности Свердловской области (прилагается).
2. Настоящий приказ опубликовать на "Официальном интернет - портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) и разместить на официальном сайте Министерства общественной безопасности Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.security.midural.ru).
3. Контроль за использованием настоящего приказа оставляю за собой.
Министр общественной безопасности Свердловской области |
А.Н. Кудрявцев |
Утверждена
приказом Министерства общественной
безопасности Свердловской области
от 26.01.2023 N 28
"Об утверждении карты коррупционных рисков,
возникающих при осуществлении закупок,
и мер по их минимизации в Министерстве
общественной безопасности Свердловской
области"
Карта
коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, и мер по их минимизации в Министерстве общественной безопасности Свердловской области
N п/п |
Краткое наименование коррупционного риска |
Описание возможной коррупционной схемы |
Наименование должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками |
Меры по минимизации коррупционных рисков |
Срок реализации мер |
|
Реализуемые |
Предлагаемые |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Принятие решения о закупке товаров (работ, услуг) |
включение в план-график закупок товаров (работ, услуг), объективная потребность в которых в Министерстве отсутствует. Возможен предварительный сговор с участником закупки: заключается контракт, работы по которому фактически не выполняются либо выполняются частично, оплата, произведенная по контракту, делится между заказчиком и поставщиком |
Министр общественной безопасности Свердловской области (далее - Министр); руководитель (сотрудник) контрактной службы Министерства общественной безопасности Свердловской области (далее - Министерство); руководитель структурного подразделения Министерства - инициатора закупки |
1) использование ведомственного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, закупаемых Министерством, в отношении которых устанавливаются потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики, имеющие влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг; 2) соблюдение нормативных затрат на обеспечение функций Министерства; 3) исключение возможности принятия единоличного решения о закупке (многоступенчатая система согласования) |
1) систематическое повышение квалификации в сфере закупок товаров, работ, услуг и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства, в должностные обязанности которых входит организация и осуществление закупок товаров, работ и услуг, а также сотрудников, ответственных за выявление и предотвращение коррупционных рисков при осуществлении закупок (далее - систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства); 2) проведение занятий с сотрудниками Министерство, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по изучению законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы профилактики коррупции и мер юридической ответственности за совершение коррупционных и иных правонарушений (далее - проведение занятий с сотрудникам Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике) |
По мере необходимости |
2. |
Установление необоснованно завышенной (заниженной) начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) |
обоснование НМЦК на основании трех коммерческих предложений от разных организаций, фактически аффилированных между собой: 1) цена устанавливается значительно ниже рыночной для того, чтобы потенциальным поставщикам было не выгодно участвовать в закупке. На участие в такой закупке подает заявку единственный участник, вступивший в сговор с заказчиком в целях "распила" денежных средств (работы по факту не выполняются либо выполняются частично); 2) цена изначально устанавливается выше рыночной для того, чтобы в такой закупке принял участие только "свой" поставщик, под которого составлено техническое задание (или аффилированный с ним). Разница между реальной стоимостью работ (услуг) и НМЦК может быть предметом "отката" |
Министр; руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки. |
1) исключение возможности принятия единоличного решения (многоступенчатая система согласования); 2) использование ведомственного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, закупаемых Министерством, в отношении которых устанавливаются потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики, имеющие влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг; 3) соблюдение нормативных затрат на обеспечение функций Министерства; 4) обоснование НМЦК контракта в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ определения НМЦК контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
1) при формировании НМЦК методом анализа рынка наряду с запросом коммерческих предложений в обязательном порядке изучать и при необходимости использовать дополнительные (общедоступные) источники информации о ценах на товары, работы и услуги в целях недопущения завышения (занижения) НМЦК; 2) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства; 3) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и методических рекомендаций по применению методов |
Постоянно |
3. |
Необоснованный выбор способа осуществления закупки |
1) дробление одной закупки на несколько мелких в целях ухода от конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения "прямых" контрактов с "нужным" поставщиком; 2) заключение "прямых" контрактов (договоров) при отсутствии объективных причин, не позволяющих провести конкурентную процедуру; 3) заключение контрактов по завышенным ценам; 4) преднамеренная подмена одного способа закупки другим |
руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки |
1) определение способа выбора поставщика, подрядчика, исполнителя с учетом требований статьи 24 Закона N 44-ФЗ; 2) проведение анализа проекта извещения об осуществлении закупки на предмет соответствия выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
1) многоуровневое принятие решения при выборе способа осуществления закупки; 2) проведение мониторинга на предмет выявления неоднократных закупок однородных товаров, работ, услуг; 3) проведение мониторинга закупок в электронном магазине закупок малого объема в целях выявления фактов уклонения от проведения конкурентных процедур; 4) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства; 5) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике |
Постоянно |
4. |
Установление нереальных (сжатых) сроков выполнения работ, оказания услуг, в течение которых невозможно выполнить условия контракта |
возникновение риска участия в закупке единственного участника закупки, вступившего в предварительный сговор с заказчиком в целях получения выгоды (поставщик возвращает часть от суммы оплаты по контракту заказчику в качестве благодарности). Такое условие может свидетельствовать о том, что участник закупки заранее получил информацию о закупке от заказчика и обязательства по контракту уже выполнил (частично выполнил). Такая закупка является фиктивной, то есть невыполнимой на объявленных условиях |
Министр; руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки |
1) своевременное осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства; 2) 2) исключение возможности принятия единоличного решения о закупке (многоступенчатая система согласования); 3) установление реальных сроков исполнения обязательств |
1) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства; 2) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике |
Постоянно |
5. |
Установление завышенных требований к участнику закупки |
установление требования к участнику закупки о наличии у него членства в саморегулируемой организации, лицензий и прочих разрешительных документов, которые для выполнения данного вида работ не требуются. Перечень таких документов формируется исходя из их наличия у "нужной" организации. Цель - устранение конкуренции и заключение контракта со "своим" поставщиком. Если закупку не обжаловать в Федеральную антимонопольную службу, то все участники закупки, у которых отсутствует хотя бы один документ, подлежат отклонению |
Министр; руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки |
1) установление запрета на умышленное, неправомерное включение в извещение об осуществлении закупки условий, ограничивающих конкуренцию; 2) исключение возможности принятия единоличного решения о закупке (многоступенчатая система согласования) |
1) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства; 2) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике |
Постоянно |
6. |
Объединение в одну закупку функционально и технологически несвязанных между собой товаров, работ, услуг |
ограничение конкуренции, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия. Поставщик возвращает часть от суммы оплаты по контракту заказчику в качестве благодарности |
Министр; руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки |
1) установление запрета на объединение в одну закупку несвязанных между собой товаров, работ, услуг; 2) исключение возможности принятия единоличного решения о закупке (многоступенчатая система согласования) |
1) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства; 2) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике |
Постоянно |
7. |
Написание усложненных технических заданий (описание объекта закупки) или полное отсутствие конкретных технических характеристик, поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг. Необоснованное расширение (сужение) круга удовлетворяющей потребности товаров, работ, услуг |
осуществляется заказчиком с целью скрыть требования к товару (работам, услугам) для других поставщиков, тем самым создать сложности при подаче заявки. Поставщик возвращает часть от суммы оплаты по контракту заказчику в качестве благодарности |
Министр; руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения инициатора закупки |
1) составление технического задания (описания объекта закупки) с учетом требований статьи 33 Закона N 44-ФЗ; 2) подробное указание и четкое формулирование в описании объекта закупки функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик, а также показателей, позволяющих определить соответствие используемого товара установленным требованиям; 3) внимательное формирование описания объекта закупки, исключающее наличие орфографических ошибок, описок; 4) исключение возможности принятия единоличного решения о закупке (многоступенчатая система согласования) |
1) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике; 2) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства |
Планово |
8. |
Установление необоснованных критериев оценки заявок (при проведении открытых конкурсов в электронной форме) |
содержание критерия "Квалификация участника закупки" сформировано так, чтобы лучшей квалификацией обладал "свой" поставщик, при этом указанная квалификация не способствует более качественному исполнению условий контракта |
руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки |
1) установление запрета на умышленное, неправомерное включение в извещение об осуществлении закупки условий, ограничивающих конкуренцию; 2) исключение возможности принятия единоличного решения о закупке (многоступенчатая система согласования) |
1) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике; 2) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства |
Постоянно |
9. |
Необоснованное расширение (ограничение), упрощение (усложнение) необходимых условий контракта |
цель - гарантировать заключение контракта с "нужным" поставщиком, создать приоритетные условия исполнения контракта. Поставщик возвращает часть от суммы оплаты по контракту заказчику в качестве благодарности |
Министр; руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки |
1) установление запрета на умышленное, неправомерное включение в извещение об осуществлении закупки условий, ограничивающих конкуренцию; 2) исключение возможности принятия единоличного решения о закупке (многоступенчатая система согласования). |
1) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике; 2) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства |
Постоянно |
10. |
Заведомо несоответствующее законодательству о закупках, некорректное внесение сведений о закупке в единую информационную систему в сфере закупок (далее - ЕИС) |
1) нарушение сроков размещения в ЕИС извещений об осуществлении закупки; 2) размещение неполной или недостоверной информации о закупке; 3) некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования); 4) дискриминационные, неоднозначные разъяснения или изменения в извещение об осуществлении закупки. Цель - устранение конкуренции, заключение контракта со "своим" поставщиком |
Директор Министерства; руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки |
осуществление внутреннего контроля за размещением информации о закупке на регулярной основе, проведение проверки размещенных извещений независимыми лицами |
1) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике; 2) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства |
Планово |
11. |
Работа комиссии по осуществлению закупок (рассмотрение заявок, оценка заявок) |
1) разглашение информации о ходе рассмотрения заявок участников закупки до размещения протоколов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ в ЕИС; 2) прямые контакты заказчика с лицом, подавшим заявку; 3) необоснованная дискриминация в отношении участников закупки при, рассмотрении и/ или оценке заявок; 4) необоснованные преимущества участникам закупок при рассмотрении и оценке заявок; 5) толкование критериев оценки заявок участников закупки в пользу заинтересованных лиц; 6) использование необъявленных и/или недопустимых критериев оценки заявок |
члены комиссии по осуществлению закупок |
1) выявление лиц (членов комиссии) лично заинтересованных в результатах определения победителя, с учетом представленных сотрудниками Министерства сведений о родственниках и свойственниках, с учетом требований пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.042013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а также добровольной Декларации о возможной личной заинтересованности; 2) проведение обучающих мероприятий, семинаров по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений в сфере закупок привлечением контрольно-надзорных и правоохранительных органов |
1) ежегодное проведение мониторинга закупок на предмет с возможного сговора между участниками торгов, сговора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчика; 2) формирование профилей сотрудников Министерства, участвующих в осуществлении закупок для нужд Министерства, а также профилей участников закупок и (или) определенных по их результатам поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе субподрядчиков, соисполнителей; 3) проведение перекрестного анализа сведений, содержащихся в профилях вышеперечисленных лиц с целью выявления личной заинтересованности |
Постоянно |
12. |
Заключение контракта на условиях, не соответствующих условиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Запрос ранее не запрашиваемых документов и сведений при заключении контракта. 4) Затягивание (ускорение) заключения контракта |
установление в извещении об осуществлении закупки невыгодных условий исполнения контракта для поставщиков, что не позволило им участвовать в закупке. При этом, в случае заключения контракта со "своей" организацией, заказчик изменяет такие условия в его пользу - меняет порядок оплаты (например, выплачивает аванс, который не был предусмотрен), продлевает сроки поставки и т.д. Результат - создание преимущественных условий для исполнения контракта конкретному поставщику в целях получения выгоды |
Министр; руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки |
1) выявление и предотвращение конфликта интересов между участниками закупки и сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупки для нужд Министерства, с учетом представленных ими сведений о родственниках и свойственниках (с учетом требований пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), а также добровольной Декларации о возможной личной заинтересованности; 2) установление многоступенчатой системы согласования проектов контрактов (дополнительных соглашений) |
1) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике; 2) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства; 3) формирование профилей сотрудников Министерства, участвующих в осуществлении закупок для нужд Министерства, а также профилей участников закупок и (или) определенных по их результатам поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе субподрядчиков, соисполнителей; 4) проведение перекрестного анализа сведений, содержащихся в профилях вышеперечисленных лиц с целью выявления личной заинтересованности |
Постоянно |
13. |
Необоснованный отказ от заключения контракта |
цель - заключение контракта со "своим" поставщиком в целях получения выгоды |
Министр; руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки |
1) выявление и предотвращение конфликта интересов между участниками закупки и сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупки для нужд Министерства, с учетом представленных ими сведений о родственниках и свойственниках (с учетом требований пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.042013 N 44-ФЗ), а также добровольной Декларации о возможной личной заинтересованности; 2) установление многоступенчатой системы согласования проектов контрактов (дополнительных соглашений) |
1) проведение занятий с сотрудниками Министерства, участвующими в осуществлении закупок для нужд Министерства, по антикоррупционной тематике; 2) систематическое повышение квалификации в сфере закупок и в сфере противодействия коррупции сотрудников Министерства; 3) формирование профилей сотрудников Министерства, участвующих в осуществлении закупок для нужд Министерства, а также профилей участников закупок и (или) определенных по их результатам поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе субподрядчиков, соисполнителей; 4) проведение перекрестного анализа сведений, содержащихся в профилях вышеперечисленных лиц с целью выявления личной заинтересованности |
Постоянно |
14. |
Расторжение контракта по соглашению сторон, если "свой" поставщик не может исполнить контракт по субъективным причинам без включения в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) |
если "своему" поставщику стало невыгодным исполнение заключенного контракта по каким-то субъективным причинам, то контракт расторгается не в одностороннем порядке с включением такого поставщика в РНП, а по соглашению сторон. Результат - вознаграждение заказчика |
Министр или иное должностное лицо, подписавшее дополнительное соглашение (в случае его заключения); руководитель (сотрудник) контрактной службы; руководитель структурного подразделения - инициатора закупки |
1) выявление и предотвращение конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком; 2) установление многоступенчатой системы согласования проектов контрактов (дополнительных соглашений) |
подготовка документально оформленного обоснования необходимости расторжения контракта |
Постоянно |
15. |
Приемка товаров работ, услуг, не соответствующих условиям контракта |
1) поставка товаров низкого качества и, соответственно, более дешевых; 2) поставка товаров меньшего объема за полную стоимость. Результат - возвращение части суммы оплаты по контракту заказчику (в случае сговора) |
сотрудники Министерства, участвующие в приемке товаров, работ, услуг |
1) закрепление в должностных регламентах (инструкциях) ответственности за приемку товаров, работ, услуг; 2) приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг с привлечением в состав приемочной комиссии представителей всех заинтересованных структурных подразделений Министерства |
1) проведение экспертизы товаров, работ, услуг на соответствие условиям контракта лицами, обладающими знаниями в данной сфере; 2) ознакомление уполномоченных государственных гражданских служащих Министерства с нормативными правовыми актами и методическими материалами, регулирующими вопросы профилактики и противодействия коррупции в Министерстве, а также информирование о мерах юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений |
Постоянно |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства общественной безопасности Свердловской области от 26 января 2023 г. N 28 "Об утверждении Карты коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, и мер по их минимизации в Министерстве общественной безопасности Свердловской области"
Вступает в силу с 9 февраля 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 1 февраля 2023 г.