Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
городского округа Долгопрудный
Московской области
от 30.01.2023 N 04-нр
Положение
о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в городском округе Долгопрудный Московской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа Долгопрудный Московской области и регулирует порядок реализации правотворческой инициативы граждан в городском округе Долгопрудный Московской области.
1.2. Под правотворческой инициативой понимается право граждан, обладающих избирательным правом, вносить на рассмотрение органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа Долгопрудный Московской области проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты либо о признании их утратившими силу (далее - правотворческая инициатива).
1.3. Правотворческая инициатива является формой непосредственного участия населения городского округа Долгопрудный Московской области в осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Долгопрудный Московской области.
1.4. Не могут являться предметом правотворческой инициативы следующие вопросы:
- о принятии бюджета городского округа Долгопрудный, внесении в бюджет городского округа Долгопрудный изменений и (или) дополнений;
- о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий главы городского округа Долгопрудный Московской области и должностных лиц органов местного самоуправления;
- об избрании, об отзыве, приостановлении или продлении срока полномочий депутатов;
- об утверждении и о назначении на должность, а также о даче согласия на назначение на должность и об освобождении от должности должностных лиц органов местного самоуправления;
- о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
- о персональном составе должностных лиц органов местного самоуправления;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению безопасности и здоровья населения;
- вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения городского округа Долгопрудный Московской области.
2. Порядок формирования инициативной группы по реализации правотворческой инициативы
2.1. Формирование инициативной группы по реализации правотворческой инициативы осуществляется на основе волеизъявления граждан.
Членом инициативной группы может быть совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в городском округе Долгопрудный Московской области и обладающий избирательным правом.
2.2. Минимальная численность инициативной группы составляет 50 человек.
2.3. Решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы принимается на собрании граждан по месту жительства, в трудовых коллективах и т.п. При этом члены инициативной группы избирают из своего состава председателя и секретаря для решения организационных вопросов. Инициативная группа считается созданной с момента принятия решения о ее создании.
2.4. Решение о создании инициативной группы граждан оформляется протоколом заседания инициативной группы, который подписывается всеми ее членами.
3. Порядок регистрации инициативной группы по реализации правотворческой инициативы
3.1. В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа граждан вносит в органы местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, следующие документы:
- проект муниципального правового акта;
- пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, его целей и основных положений;
- финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта муниципального правового акта, реализация которого потребует финансовых затрат);
- список инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, адреса места жительства членов группы;
- копия протокола собрания (заседания), на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы, с подлинником для обозрения.
3.2. Документы, представленные инициативной группой, в 30-дневный срок со дня их поступления и регистрации в установленном порядке рассматриваются органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта. По представленным документам проводится проверка правильности оформления и достоверности содержащихся в них сведений.
3.3. По итогам рассмотрения представленных документов орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, принимает решение о регистрации инициативной группы и сроках сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы либо решение об отказе в принятии документов.
3.4. На основании принятого решения орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, не позднее 7 (семи) дней со дня его принятия выдает членам инициативной группы образец подписного листа согласно Приложению N 1 к настоящему Положению и регистрационное свидетельство на право сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы согласно Приложению N 2 к настоящему Положению, срок действия которого не может превышать 10 (десяти) дней.
3.5. В случае нарушения требований настоящего Положения, предъявляемых к численности и порядку создания инициативной группы граждан, а также к перечню документов, прилагаемых к проекту муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы, соответствующий орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, отказывает в принятии указанных документов.
Отказ в принятии документов оформляется мотивированным заключением в письменной форме, которое может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством.
3.6. Отказ в принятии документов не является препятствием для повторной подачи документов для реализации правотворческой инициативы при условии устранения инициативной группой граждан нарушений, вызвавших отказ.
4. Сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы
4.1. Сбор подписей начинается с момента выдачи членам инициативной группы регистрационного свидетельства на право сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы и производится до окончания срока действия регистрационного свидетельства.
4.2. Для поддержки правотворческой инициативы необходимо собрать подписи не менее 1000 человек - жителей городского округа Долгопрудный Московской области, обладающих избирательным правом.
4.3. Каждый гражданин имеет право беспрепятственной агитации в поддержку или против правотворческой инициативы с момента, когда ему станет известно о сборе подписей в поддержку правотворческой инициативы.
4.4. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения собраний, встреч с гражданами, дискуссий, распространения агитационных печатных материалов, а также посредством иных законных форм и методов агитации.
4.5. Подписи в поддержку правотворческой инициативы собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку проекта муниципального правового акта, выносимого на рассмотрение органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта.
4.6. Лицо, собирающее подписи, должно представить текст указанного проекта муниципального правового акта по требованию лиц, ставящих свои подписи в подписные листы.
4.7. Гражданин, ставя свою подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день сбора подписей - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа лица, поддерживающего правотворческую инициативу, и им собственноручно ставятся подпись и дата внесения.
4.8. Если гражданин в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно внести свои данные в подписной лист и поставить свою подпись, то по его просьбе подписной лист может быть заполнен и подписан другим гражданином. В подписном листе (в графе "Примечание" таблицы Приложения N 1 к настоящему Положению) должны быть указаны причины, по которым гражданин не мог собственноручно внести данные в подписной лист и подписать его, а также фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, подписавшего подписной лист, в соответствии с документом, удостоверяющим личность этого гражданина.
4.9. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, а также председателем инициативной группы или иным уполномоченным инициативной группой лицом.
4.10. Расходы, связанные с организацией и осуществлением сбора подписей, несет инициативная группа.
5. Проверка достоверности подписей, содержащихся в подписных листах
5.1. В течение 5 (пяти) рабочих дней после окончания сбора подписей инициативная группа вносит в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, итоговый протокол инициативной группы о результатах сбора подписей, в котором указывается общее количество собранных подписей, с пронумерованными и сброшюрованными подписными листами и сопроводительное письмо, в котором должны быть указаны лица, уполномоченные представлять инициативную группу в процессе рассмотрения органами местного самоуправления правотворческой инициативы.
5.2. К проверке достоверности подписей, содержащихся в подписных листах, могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов (далее - эксперт(-ы) уполномоченного(-ых) органа(-ов)).
В течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения органом местного самоуправления или должностным лицом органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, итоговых документов инициативной группы указанным органом или должностным лицом данные документы направляются/представляются эксперту(-ам) уполномоченного (-ых) органа(-ов), привлеченному(-ых) к работе по проверке достоверности подписей и содержащихся в них сведений.
Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, и сведения в них.
Экспертиза/работа по проверке достоверности подписей в подписных листах и содержащихся в них сведений проводится в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней с момента получения документов.
По результатам экспертизы/работы представляется в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта - заключение эксперта уполномоченного органа.
В течение 7 (семи) рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления заключения эксперта уполномоченного органа указанным органом или должностным лицом при участии представителя инициативной группы проводится проверка правильности оформления подписных листов и достоверности содержащихся в них сведений, с учетом поступившего заключения.
5.3. В случае выявления данных о применении принуждения при сборе подписей, а также обнаружения фактов фальсификации в подписных листах (более чем 5% от проверяемых подписей) орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие муниципального правового акта, вправе не рассматривать правотворческую инициативу, при этом письменно уведомив об этом инициативную группу в течение 3 (трех) рабочих дней с момента выявления нарушений, указанных в настоящем пункте.
5.4. Недействительными в подписных листах считаются подписи:
- граждан, не обладающих избирательным правом или не имеющим регистрации по месту жительства в городском округе Долгопрудный Московской области;
- если указаны сведения о гражданах, не соответствующие действительности, либо с указанием сведений в неполном или сокращенном виде, за исключением сокращений, не препятствующих однозначному восприятию указанной информации;
- собранные с нарушением срока сбора подписей;
- оформленные в нарушение требований, установленных пунктами 4.7, 4.8 статьи 4 настоящего Положения;
- в случаях отсутствия на заполненных подписных листах наименования проекта муниципального правового акта.
5.5. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица, учитывается только одна подпись.
5.6. Представители инициативной группы вправе обжаловать результаты проверки подписей, собранных в поддержку правотворческой инициативы, в порядке, установленном действующим законодательством.
6. Рассмотрение проекта муниципального правового акта в органах местного самоуправления
6.1. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке правотворческой инициативы, в течение 3 (трех) месяцев со дня его внесения подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
6.2. Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие муниципального правового акта, в течение 5 (пяти) рабочих дней до даты рассмотрения проекта муниципального правового акта в письменной форме уведомляют инициативную группу граждан о дате и времени рассмотрения внесенного ими проекта муниципального правового акта и обеспечивают представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
6.3. В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке правотворческой инициативы, относится к компетенции Совета депутатов, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области.
6.4. По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта могут быть приняты следующие решения:
- принятие муниципального правового акта в предложенной редакции;
- отправление муниципального правового акта на доработку в целях дальнейшего рассмотрения и принятия;
- отклонение проекта муниципального правового акта, с аргументированным обоснованием причины;
- вынесение проекта муниципального правового акта на местный референдум.
6.5. Проект муниципального правового акта, внесенный в качестве правотворческой инициативы, принимается в соответствии с порядком, установленным для принятия муниципальных правовых актов органов местного самоуправления городского округа Долгопрудный Московской области.
6.6 Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, не позднее семи календарных дней со дня принятия должно быть доведено до сведения инициаторов и опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации городского округа Долгопрудный Московской области.
7. Заключительное положение
7.1. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, определяются действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.