Интервью с К.И. Оганяном, государственным советником налоговой
службы III ранга, Департамента налогообложения прибыли
и бухгалтерского учета для целей налогообложения МНС России,
И.В. Кобелевым, советником налоговой службы I ранга,
Н.Н. Шелемех, руководителем Департамента единого
социального налога МНС России
В текущем году Налоговый кодекс РФ претерпел значительные изменения. В связи с этим МНС России вынуждено приводить собственные нормативные документы в соответствие с изменившимся законодательством и издавать новые. С вопросом, чего ожидать бухгалтерам от МНС России в ближайшее время, редакция обратилась к руководителям департаментов министерства, курирующих налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог.
- Изменения, внесенные в главу 25 Налогового кодекса Федеральными законами N 57-ФЗ и N 110-ФЗ, требуют приведения в соответствие с ними многих нормативных документов. Изменилась форма декларации, появились методические рекомендации по переходному периоду. Карен Иосифович, в какие еще документы будут внесены поправки и чего ждать налогоплательщикам в ближайшем будущем?
- Декларация вышла раньше установленного срока (документ был подписан в Минюсте России до наступления срока сдачи полугодовой отчетности). Конечно, на ознакомление с новым документом у налогоплательщиков было очень мало времени. На регистрацию в Минюст России направлена Инструкция по заполнению декларации по налогу на прибыль.
- Какие новые документы по налогообложению прибыли разрабатывает департамент?
- В настоящее время Департамент работает над методическими рекомендациями по применению главы 25 Налогового кодекса и готовится к разработке отраслевых инструкций по ее применению. Планируется разработать документ, который помог бы налоговым органам более четко подходить к вопросам камерального контроля декларации. Кроме того, не прекращается работа по подготовке массовых разъяснений.
- Когда можно ожидать отраслевые рекомендации по исчислению налога на прибыль и какие отрасли в них войдут?
- Не хочется давать прогнозы по срокам, поскольку подготовка отраслевых рекомендаций - процесс не простой. Работа по подготовке рекомендаций началась с совещания, в котором приняли участие специалисты ведущих отраслей: энергетики, железнодорожных перевозок, газовой промышленности. Такой документ, как отраслевые рекомендации, должен иметь единую структуру. Поэтому основной этап работы - разработка собственно структуры. Для подготовки же первоначального варианта текста будет достаточно и 2-3 недель. Затем начнется кропотливая работа по согласованию отдельных позиций с представителями каждой отрасли. После того как будет найден единый подход и в структуре документа будут определены отраслевые особенности состава расходов в рамках применения главы 25 НК РФ, методические рекомендации будут изданы.
- Как известно, у МНС России существует обратная связь с налогоплательщиками. Учитываются ли при подготовке нормативных документов, методических рекомендаций запросы налогоплательщиков?
- Безусловно. К нам поступает очень много вопросов, связанных с исчислением налога на прибыль, от различных организаций. Мы их обобщаем, анализируем, принимаем соответствующие решения и прописываем в методических рекомендациях. Основная задача при составлении методических рекомендаций - обобщить наиболее часто встречающиеся вопросы налогоплательщиков и дать на них ответы.
К.И. Оганян,
руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС России
- Игорь Викторович, какие новые документы разрабатываются в вашем Департаменте?
- В Департаменте разрабатываются и уточняются документы по налогообложению доходов физических лиц с учетом проиcшедших изменений в законодательстве (формы 1-НДФЛ, 2-НДФЛ, 3-НДФЛ) и осуществляется работа по исполнению положений главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса. Кроме того, наш Департамент совместно с Департаментом налоговой политики участвует в разработке окончательного варианта главы "Государственная пошлина". На основании поправок, внесенных Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса (в частности, в статью 2141 о налогообложении доходов, полученных от реализации ценных бумаг), разработано приложение к декларации, в котором будет производиться расчет сумм доходов. Приложение называется "Расчет налоговой базы при продаже ценных бумаг". Учитывая, что действующее законодательство не предусматривает перерасчета стандартных вычетов, предоставленных налогоплательщику в течение года одним из его работодателей, упразднено одно из приложений декларации. В этом приложении рассчитывались помесячно нарастающим итогом доходы, подлежащие налогообложению по ставке 13%, полученные в течение года от всех налоговых агентов.
Учитывая поправки к Налоговому кодексу, а также опыт декларационной кампании 2002 года, Департаментом внесены некоторые изменения в листы 1 и 2 декларации и в приложения "Расчет сумм доходов, частично не подлежащих налогообложению, и имущественных налоговых вычетов", "Расчет имущественных налоговых вычетов по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры" и "Расчет налоговой базы и налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов". В последнем расчете изменилась ставка (прежде она составляла 30%, а с 1 января 2002 года составляет 6%). Внесенные изменения не носят глобального характера, поэтому, на мой взгляд, они будут легко восприняты.
Согласно статье 230 Налогового кодекса предприятия различных форм собственности по истечении налогового периода обязаны представлять сведения о выплаченных доходах физическим лицам. Одним из основных документов при этом является справка 2-НДФЛ.
В новом виде справка станет более компактной, так как исключаются разделы 5 и 6, то есть расчет единого социального налога. На практике эти разделы недостаточно работали, и их исключение сделает справку короче и проще. Кроме того, если ранее справку на бумажном носителе можно было сдать в налоговый орган только на специальном бланке, то теперь ее можно напечатать.
Мы также работаем над новой редакцией методических рекомендаций по применению главы 23 в связи с поправками, внесенными Федеральными законами N 57-ФЗ, N 104-ФЗ, N 110-ФЗ, N 116-ФЗ.
Кроме того, новая редакция, в отличие от предыдущей, будет изложена в виде подробного постатейного комментария с четко изложенной позицией МНС России и ее обоснованием по ряду сложных вопросов, связанных с трактованием положений Кодекса. Полагаю, документ выйдет в свет в ноябре этого года.
- Сейчас разрабатывается механизм электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами. Можно ли будет в 2003 году декларации по налогу на доходы физических лиц посылать по электронной почте?
- Прежде всего необходимо реализовать этот механизм. Если каналы передачи информации будут защищены от несанкционированного доступа и будут иметь лицензию Федерального агентства правительственной связи и информации, проблем не возникнет. Тогда следующая декларационная кампания будет проведена именно таким образом. Однако это не означает, что такие способы приема декларации, как "вживую" и по почте, отменяются.
- Сколько времени занимает обработка деклараций?
- Декларационная кампания формально закончилась, но налоговые вычеты можно получить и в последующие три года. Окончательные данные по декларационной кампании 2002 года будут в декабре. Предварительные данные есть уже сейчас.
- Каковы особенности проекта новой главы Налогового кодекса о государственной пошлине?
- Проект новой главы интегрирует в государственную пошлину значительное число различных сборов, взимаемых сегодня на основании многочисленных законодательных и иных нормативных правовых актов. К таким сборам, в частности, относятся различные лицензионные, регистрационные и другие сборы, а также патентная пошлина и консульские сборы.
У проекта есть одна особенность: если до вступления новой главы в силу ставки госпошлины определяются в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине" в кратности к минимальному размеру оплаты труда, в процентах к МРОТ или в процентах к цене иска или выдаваемого документа, то в проекте новой главы ставки госпошлины определены в фиксированных суммах в рублях или в процентах к цене иска или документа.
- Какая работа осуществляется Департаментом в части транспортного налога?
- Глава 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса вступит в действие с 1 января 2003 года. С этого момента изменится налогообложение водно-воздушных транспортных средств. В настоящее время водно-воздушные транспортные средства, принадлежащие гражданам, облагаются налогом на имущество физических лиц в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", а с нового года они будут облагаться транспортным налогом согласно единому порядку, установленному главой 28 Налогового кодекса для всех транспортных средств, принадлежащих и юридическим, и физическим лицам.
В настоящее время разрабатывается форма сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, а также порядок ее заполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Форма предназначена для представления в налоговые органы. На основании этих сведений и будет исчисляться транспортный налог.
На местах создаются информационные базы о плательщиках транспортного налога и о транспортных средствах. Разрабатывается компьютерная программа для обработки сведений в автоматическом режиме, включая распечатку налоговых уведомлений на уплату налога плательщиками - физическими лицами. Форма уведомления на уплату транспортного налога физическим лицам также разрабатывается нашим Департаментом.
Налоговым органам предстоит провести разъяснительную работу, в том числе через средства массовой информации, о порядке уплаты транспортного налога.
И.В. Кобелев,
руководитель Департамента налогообложения доходов
и имущества физических лиц МНС России
- Надежда Николаевна, расскажите, пожалуйста, об изменениях, внесенных в законодательство о едином социальном налоге в текущем году. Планируются ли какие-либо перемены в исчислении ЕСН с 2003 года?
- С 1 января 2002 года Федеральными законами от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" фактически установлен новый порядок начисления и уплаты единого социального налога в части, перечисляемой в федеральный бюджет на выплату базовой пенсии, и страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации. В связи с этим Департаментом единого социального налога МНС России практически заново проведена работа по подготовке необходимых нормативных документов. В частности, разработаны: новая форма расчетов по авансовым платежам по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядок ее заполнения; карточка индивидуального учета начисленных и уплаченных сумм ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по каждому физическому лицу; Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты ЕСН. В стадии согласования находится приказ об утверждении формы налоговой декларации по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и инструкция по ее заполнению. Полным ходом идет работа над формами налоговых деклараций по ЕСН для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов и инструкциями по их заполнению, а также над формами деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и инструкциями по их заполнению.
В течение первого полугодия текущего года возникли проблемы взимания ЕСН с индивидуальных предпринимателей и адвокатов. Прежде всего эти проблемы связаны с изменением законодательства, регулирующего его уплату, - ведь за период с января по август 2002 года в главу 24 Налогового кодекса три раза вносились изменения и дополнения.
В соответствии с Федеральным законом N 198-ФЗ налогоплательщики единого налога на вмененный доход были включены в состав налогоплательщиков ЕСН. Соответственно уплаченные в декабре 2001 года суммы авансовых платежей по единому налогу на вмененный доход в части, подлежащей зачислению в государственные социальные внебюджетные фонды, были зачтены в счет единого социального налога.
Кроме того, согласно указанному закону была изменена налоговая база для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Если в 2001 году для данной категории плательщиков объектом налогообложения и соответственно налоговой базой являлся доход, определяемый из стоимости патента, то в 2002 году налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" члены крестьянских (фермерских) хозяйств были приравнены к индивидуальным предпринимателям в целях исчисления ЕСН. Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов ставка ЕСН уменьшена в два раза, и для данной категории налогоплательщиков установлен минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц. В связи с этим нашим Департаментом подготовлено письмо по системе налоговых органов "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ", которое в настоящее время находится в стадии согласования со структурными подразделениями МНС России.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ налогоплательщики единого налога на вмененный доход исключены из состава плательщиков ЕСН. Соответственно уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды суммы авансовых платежей по ЕСН подлежат зачету в счет единого налога на вмененный доход. Департаментом совместно с другими структурными подразделениями МНС России согласовываются разъяснения по проведению этого зачета.
Зачет сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, в счет сумм единого налога на вмененный доход предусматривается после представления указанной категорией налогоплательщиков уточненных расчетов по авансовым платежам (налоговых деклараций) по ЕСН и проведения налоговыми органами их камеральных проверок.
Кроме того, Законом N 104-ФЗ с 1 января 2003 года для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предусмотрена замена уплаты целого ряда налогов, в том числе и ЕСН, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период.
Налоговыми органами практически завершена работа по приемке актов сверок плательщиков страховых взносов от внебюджетных фондов. При этом налоговым органам передана не только реальная к взысканию (в том числе и путем реструктуризации) задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, подлежащим уплате до 1 января 2001 года, но и безнадежная к взысканию задолженность.
- Планируется ли в ближайшее время внесение поправок в законодательство о ЕСН, в частности, в главу 24 Налогового кодекса?
- Чтобы урегулировать вопрос о списании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, образовавшейся в силу причин экономического, социального и юридического характера, нашим Департаментом совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывается проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 20 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"".
Кроме того, чтобы устранить противоречия между отдельными статьями главы 24 Налогового кодекса и учесть нормы принятых в 2002 году Федеральных законов N 57-ФЗ, N 104-ФЗ и N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", наш Департамент приступил к формированию пакета поправок по внесению изменений и дополнений в главу 24 НК РФ. Эта работа должна быть завершена в четвертом квартале текущего года.
Н.Н. Шелемех,
руководитель Департамента единого социального налога МНС России
"Российский налоговый курьер", N 19, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99