Утвержден
протоколом
заседания комиссии по оценке
эффективности организации и
функционирования
антимонопольного комплаенса
в Агентстве по развитию
малого и среднего предпринимательства
Пермского края
от 25.01.2023 г. N 1
Доклад
об антимонопольном комплаенсе в Агентстве по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края за 2022 год
Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края (далее - Агентство) создано в соответствии с указом губернатора Пермского края от 20 апреля 2020 г. N 42 "Об образовании Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края и о внесении изменений в указ губернатора Пермского края от 19 января 2017 г. N 8 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края".
В рамках соблюдения и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Агентстве создана и функционирует система внутреннего контроля, направленная на соблюдение антимонопольного законодательства в деятельности Агентства.
В целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", во исполнение распоряжения Правительства Пермского края от 28 февраля 2019 г. N 42-рп "О мерах, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности исполнительных органов государственной власти Пермского края" приказом Агентства от 23 июля 2020 г. N 51-01-03-24 (в редакции приказов Агентства от 1 февраля 2021 г. N 51-01-03-8, от 20 августа 2021 г. N 51-01-03-152, от 30 декабря 2021 г. N 51-01-03-228, от 11 января 2023 г. N 51-01-03-1) утверждены Положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Агентстве и комиссии по оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Агентстве, состав комиссии по оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Агентстве.
Вышеназванным приказом уполномоченным подразделением, осуществляющим внедрение в Агентстве антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением, определен отдел организационно-правовой работы Агентства (далее - уполномоченное подразделение).
В целях выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, Агентством в 2022 году осуществлены следующие мероприятия:
1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства
в деятельности Агентства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
1.1. 3 декабря 2021 г. прокуратурой Пермского края вынесено представление N 7-52-173-2021 об устранении нарушений законодательства при оказании финансовой поддержки субъектам предпринимательства (далее - представление). Представление рассмотрено в установленные законом сроки, информация по результатам рассмотрения представления направлена в прокуратуру Пермского края письмом от 27 декабря 2021 г. N 51-01-19-40.
24 февраля 2022 г. прокуратурой Пермского края вынесено постановление о возбуждении в отношении Агентства дела об административном правонарушении. Указанное постановление рассмотрено 29 марта 2022 г. должностным лицом Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - УФАС) Постановлением УФАС от 30 марта 2022 г. по делу N 059/04/7.32.4-183/2022 Агентство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) (нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися), Агентству назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Агентство обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления УФАС от 30 марта 2022 г. Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 июня 2022 г. по делу N А50-8467/2022 Агентству в удовлетворении заявленных требований отказано.
Агентством подана апелляционная жалоба в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 сентября 2022 г. решение Арбитражного суда Пермского края, принятое по делу N А50-8467/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
1.2. 4 марта 2022 г. прокуратурой Пермского края вынесено постановление о возбуждении в отношении руководителя Агентства Быковой А.А. дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ. Указанное постановление рассмотрено 30 марта 2022 г. должностным лицом УФАС.
Постановлением УФАС от 30 марта 2022 г. по делу N 059/04/7.31.210/2022 руководитель Агентства признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.
В течение 2020 - 2022 годов УФАС иных случаев несоблюдения Агентством требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявлено. Жалоб участников закупок в УФАС на Агентство не поступало.
В целях недопущения повторных нарушений, со стороны руководителя Агентства и уполномоченного подразделения усилен контроль за исполнением требований антимонопольного законодательства, риск повторного нарушения антимонопольного законодательства по выявленным основаниям определен как низкий.
2. Анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Агентства.
Нормативные правовые акты Агентства размещаются на официальном сайте по адресу: https://amsp.permkrai.ru.
В отношении каждого проекта нормативного правового акта, разработанного Агентством, проводится правовая и антикоррупционная экспертиза в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения, а также определения соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации и Пермского края.
Всего в 2022 году осуществлён анализ 13 нормативных правовых актов Агентства и их проектов. По результатам проведенного анализа нормативных правовых актов Агентства и их проектов, противоречащих антимонопольному законодательству, не выявлено, целесообразность внесения изменений в действующие и разработанные акты не установлена.
Предложений и замечаний на нормативные правовые акты и их проекты в Агентство от организаций и граждан не поступало.
3. Мониторинг и анализ практики применения Агентством антимонопольного законодательства.
Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, сбор в структурных подразделениях Агентства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства и правоприменительной практике в Агентстве осуществляет уполномоченное структурное подразделение, которое также проводит консультации государственных гражданских служащих Агентства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом.
Мониторинг и анализ практики применения Агентством антимонопольного законодательства в 2020 - 2022 годах нарушений, за исключением дел, описанных в разделе 1 настоящего доклада, не выявили.
4. Проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Приказами Агентства от 27 июля 2020 г. N 51-01-03-25, от 3 июня 2021 г. N 51-01-03-103, от 19 января 2022 г. N 51-01-03-7 утверждены Карты комплаенс-рисков нарушения антимонопольного законодательства в Агентстве на 2020 год и Планы мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Агентстве на 2020, 2021 и 2022 годы соответственно (далее - Планы).
На 2022 год предусмотрены следующие мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Агентстве:
предотвращение нарушений антимонопольного законодательства в принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах Агентства (в 2022 году осуществлён анализ 13 нормативных правовых актов Агентства и их проектов на предмет соответствия антимонопольному законодательству);
предотвращение нарушений антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (в рамках проведения текущего мониторинга изменений законодательства РФ и Пермского края регулярно осуществляется мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства);
предотвращение нарушений антимонопольного законодательства при подготовке ответов на обращение физических и юридических лиц (регулярное осуществление контроля сроков и содержания ответов на обращения граждан);
предотвращение нарушений антимонопольного законодательства при предоставлении государственной преференции (не предоставлялись).
Мероприятия, предусмотренные Планами, выполнены в полном объеме.
В целях оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Агентстве установлены следующие ключевые показатели:
коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Агентства по сравнению с предыдущим годом;
доля проектов нормативных правовых актов, разработанных Агентством по курируемым направлениям деятельности, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
доля нормативных правовых актов, принятых Агентством по курируемым направлениям деятельности, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.
Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Агентстве в 2022 году осуществлялась в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной Приказом ФАС России от 5 февраля 2019 г. N 133/19 (далее - приказ N 133/19). С 1 января 2023 года оценка эффективности антимонопольного комплаенса в Агентстве будет осуществляться в соответствии с новой методикой (в связи с принятием Приказа ФАС России от 27 декабря 2022 г. N 1034/22 и признании утратившим силу приказа N 133/19).
С 2020 по 2022 г. Агентство дважды привлекалось к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, при этом два нарушения было допущены в 2021 году, выявлены в 2022 году.
Таким образом, в 2022 году достигнуты следующие ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Агентстве:
коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Агентства по сравнению с предыдущим годом (2 нарушения допущены 2021 году, выявлены в 2022 году, показатель не достигнут);
доля проектов нормативных правовых актов, разработанных Агентством по курируемым направлениям деятельности, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (риски не выявлены, показатель достигнут);
доля нормативных правовых актов, принятых Агентством по курируемым направлениям деятельности, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (риски не выявлены, показатель достигнут).
В целях недопущения повторных нарушений в Агентстве осуществлены следующие мероприятия:
по факту нарушения законодательства при оказании финансовой поддержки субъектам предпринимательства в Агентстве проведена служебная проверка, по результатам проведенной проверки в отношении консультанта отдела реализации региональных и муниципальных программ Агентства применено дисциплинарное взыскание в виде замечания;
усилен контроль за исполнением требований антимонопольного законодательства, в том числе контроль процедур обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, а также контроль порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Оценка уровня риска повторного нарушения антимонопольного законодательства в Агентстве:
Уровень риска нарушения антимонопольного законодательства в Агентстве определен как низкий, так как отсутствует отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества деятельности Агентства, а также низка вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов.
Настоящий доклад в соответствии с пунктом 6.3 Положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Агентстве вынесен на рассмотрение и утверждение комиссии по оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад об антимонопольном комплаенсе в Агентстве по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края за 2022 год (утв. протоколом заседания комиссии по оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Агентстве по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края от 25 января 2023 г. N 1)
Текст доклада опубликован не был