Составление налоговой отчетности по единому
сельскохозяйственному налогу
Приказ МНС России от 13.08.02 г. N БГ-3-21/432 (далее - приказ МНС России) утвердил форму налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу согласно приложению N 1 и Инструкцию по заполнению налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу согласно приложению N 2. Данный приказ зарегистрирован Минюстом России 2 сентября 2002 г., регистрационный N 3764.
Этот документ подготовлен МНС России в связи с введенной в действие главой 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ. Приказ МНС России предназначен для применения МНС России и его территориальными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого сельскохозяйственного налога, а также непосредственно плательщиками этого налога, и издан в целях реализации положений налоговыми органами норм главы 26.1 НК РФ.
Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога установлен главой 26.1 НК РФ, Федеральным законом от 29.12.01 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Таким образом, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается НК РФ, а вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге.
В настоящее время Краснодарский край принял закон о едином сельскохозяйственном налоге и ввел его в действие на своей территории. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей введена в действие на территории этого края законом Краснодарского края от 28.12.01 г. N 430-КЗ "О едином сельскохозяйственном налоге". Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся в соответствии с данным законом Краснодарского края сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения), в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%. Кроме того, этим законом Краснодарского края установлено, что плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности, во владении и (или) в пользовании сельскохозяйственные угодья на территории Краснодарского края и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
При установлении ставки налога законодательным (представительным) органом власти края исходя из анализа хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей принято решение об установлении законом N 430-КЗ на территории края для сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением садоводческих, виноградарских, цветоводческих, чаеводческих сельскохозяйственных товаропроизводителей) ставки налога в размере - 63,2 руб./га в квартал.
Исходя из требований главы 26.1 НК РФ плательщики единого сельскохозяйственного налога обязаны вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Перевод на уплату этого налога не освобождает ни организации, ни крестьянские (фермерские) хозяйства, а также и индивидуальных предпринимателей от обязанностей по представлению в налоговые органы бухгалтерской и иной отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.
Налоговую декларацию по указанному налогу обязаны представлять организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату данного налога, в налоговые органы по месту нахождения сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектами налогообложения, не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если у налогоплательщиков имеются несколько объектов налогообложения на территории различных муниципальных образований (также в других субъектах Российской Федерации), то в налоговые органы, на подведомственной территории которых находятся сельскохозяйственные угодья организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, представляются отдельные налоговые декларации.
Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу представляется в налоговый орган на бланке установленной формы. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично налогоплательщиком, направлена по почте или его представителем. При этом налоговыми органами не принимается налоговая декларация, представляемая на бланке неустановленной формы, незаполненная (неполностью заполненная) налоговая декларация, а также налоговая декларация, небрежное заполнение которой не позволяет ее проверить (нечеткое заполнение отдельных показателей, делающее невозможным однозначное прочтение (в том числе частично); карандашом; наличие не подтвержденных подписью налогоплательщика исправлений).
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений или ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик должен внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
В соответствующих ячейках каждой строки декларации должно указываться только одно значение. В случае отсутствия каких-либо значений, предусмотренных налоговой декларацией, в соответствующей ячейке проставляется прочерк или ноль. В налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу числовые значения суммы налога, суммы полученного налогоплательщиком дохода должны проставляться в рублях, а налоговая ставка в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий проставляется в рублях на 1 га, доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельскохозяйственных угодьях в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) проставляется в процентах, а площадь сельскохозяйственных угодий в гектарах.
В верхнем поле каждой страницы, включаемой в состав налоговой декларации, организация, крестьянское (фермерское) хозяйство указывает свой ИНН - 10-значный цифровой код и код причины постановки на учет (КПП) - 9-значный цифровой код, а индивидуальный предприниматель указывает свой ИНН - 12-значный цифровой код.
Российская организация, крестьянское (фермерское) хозяйство указывает идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет по месту нахождения организации (КПП) согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации (форма N 12-1-7, утвержденная приказом МНС России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309) (с изм. и доп.от 24.12.99 г.) или КПП согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма N 12-1-8).
Форма декларации по единому сельскохозяйственному налогу состоит из 7 страниц.
Страница N 01 - титульный лист, в котором указываются период, за который представлена декларация, и сведения о налогоплательщике.
Страница N 02 - сведения о налогоплательщике, содержащие адрес налогоплательщика, адрес постоянно действующего исполнительного органа и адрес обособленного подразделения налогоплательщика. В случае несовпадения адреса, указанного в учредительных документах, и адреса постоянно действующего исполнительного органа необходимо указать оба адреса.
Страница N 03 - иностранные организации. В данном листе декларации необходимо заполнить сведения об иностранной организации, если она представляет в налоговые органы налоговую декларацию.
Страница N 04 - сведения о физическом лице. Содержит сведения об индивидуальном предпринимателе. Заполняется также в случае неуказания руководителем или главным бухгалтером организации ИНН, а также изменения их учетных данных в периоде, за который представляется декларация.
Страница N 05 - общие данные и начисленная сумма единого сельскохозяйственного налога (Лист 2).
Страница N 06 - расчет суммы единого сельскохозяйственного налога (Приложение "А").
Страница N 07 - расчет суммы полученного дохода на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий налогоплательщика (Приложение "Б").
Инструкция по заполнению налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу состоит из шести частей: I. Общие положения; II. Титульный лист налоговой декларации; III. Лист 2. "Общие данные и исчисленная сумма единого сельскохозяйственного налога; IV. Приложение "А"; V. Приложение "Б"; VI. Коды субъектов Российской Федерации.
Не останавливаясь подробно на порядке заполнения страниц 3 и 4 декларации, обратим внимание на порядок заполнения страниц 1-2, 5-7 налоговой декларации (в рассматриваемом примере страницы будут под номерами 1, 2, 3, 4, 5).
На практике налогоплательщики при заполнении налоговой декларации на уплату единого сельскохозяйственного налога сталкиваются с некоторыми трудностями, в связи с чем рассмотрим порядок заполнения декларации на примере в условных цифрах.
Заполним налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за III квартал 2002 г. по крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Луч" (далее - КФХ "Луч"). Как следует из Закона РСФСР от 22.11.90 г. N 348-1 (в ред. от 21.03.02 г.) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
КФХ "Луч", созданное в 1995 г., наделено правами юридического лица, расположено на территории Красноармейского района Краснодарского края. Хозяйство ведут совместно пять членов КФХ. Доходы хозяйства от реализации сельскохозяйственной продукции за III квартал 2002 г. составили 6 000 000 руб. Общая выручка от реализации товаров (работ, услуг) КФХ "Луч" составила 780 000 руб., а выручка от реализации продукции (и продуктов ее переработки), произведенной на сельскохозяйственных угодьях (всего), составила 585 000 руб.
КФХ "Луч" использует в своей сельскохозяйственной деятельности 320 га земель, из них: 255 га заняты пашней; 40 га - пастбищами; на 20 га земель расположены сенокосы; нарушенные земли составляют 5 га. Земли сельскохозяйственных угодий занимают: 315 га (255 га (пашня) + 40 га (пастбища) + 20 га (сенокосы).
В соответствии с постановлениями главы администрации Краснодарского края от 29.05.01 г. N 442 "О государственной кадастровой оценке земель Краснодарского края" и от 5.04.02 г. N 373 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Краснодарского края" утверждены результаты государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Краснодарского края по административным районам, в соответствии с которыми кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий Красноармейского района составляет 53 889 руб./га. Кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий в целом по Краснодарскому краю составила 43 560 руб./га. При этом кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий КФХ "Луч" составила 48 270 руб./га.
Налоговые органы направили КФХ "Луч" уведомление, в котором довели до сведения этого хозяйства, что с 1 июля 2002 г. Законом N 430-КЗ на всей территории края для сельскохозяйственных товаропроизводителей введен единый сельскохозяйственный налог. В уведомлении, кроме того, указывалось на то, что если за 2001 г. доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ "Луч" на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%, то КФХ "Луч" необходимо представить заявление сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Главным бухгалтером КФХ "Луч" были поданы в налоговые органы заявление сельскохозяйственного товаропроизводителя и налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу на III квартал 2002 г. Форму налоговой декларации главный бухгалтер КФХ "Луч" заполнил в следующем порядке.
В верхнем поле страницы 1 титульного листа декларации указываются налоговый период, за который представляется налоговая декларация, конкретно, за какой квартал, а также год. КФХ "Луч" указало "за III квартал 2002 г.".
По строкам 1 и 2 декларации необходимо указать полное наименование налогового органа, в который представляется налоговая декларация, и его код; количество страниц в представляемой налоговой декларации. По строке 1 КФХ "Луч" указало "В ИМНС России по Красноармейскому району", код - "30" (значение кода условное), а по строке 2 КФХ "Луч" - "05".
По строке 3 декларации указывается полное наименование крестьянского (фермерского) хозяйства, соответствующее наименованию, указанному в его учредительных документах. Исходя из указанного в учредительных документах наименования крестьянское (фермерское) хозяйство по строке 3 указало "Крестьянское (фермерское) хозяйство "Луч".
По строкам 4-5 декларации необходимо указать реквизиты свидетельства о постановке на учет, а именно серию, номер, дату выдачи, наименование налогового органа, выдавшего свидетельство, и его код. В данном случае по строке 4 декларации КФХ "Луч" указало "Инспекцией МНС России по Красноармейскому району", далее код налогового органа - "30", а также серию, номер свидетельства - "28 941" и дату выдачи свидетельства о постановке на учет - "02 03 2002" (значения серии и номера свидетельства условные).
По строкам 6-7 налогоплательщик указывает идентификационный номер и код причины постановки на учет по месту его нахождения. КФХ "Луч" указало по строкам 6-7 присвоенный ему ИНН "1170001345" и КПП - "210579001" (значения кодов ИНН и КПП условные). При этом по строке 7 "КПП по месту нахождения обособленного подразделения" и по строке 8 "ИНН индивидуального предпринимателя" КФХ поставило прочерки.
По строкам 9-14 декларации руководитель и главный бухгалтер КФХ должны своими подписями подтвердить достоверность и полноту указанных в налоговой декларации сведений. При этом, если налоговая декларация подписывается лицом, уполномоченным на подписание данной налоговой декларации вместо руководителя/главного бухгалтера КФХ, по строкам 11 и 14 декларации указываются фамилия, имя, отчество (полностью) лица, подписавшего налоговую декларацию, и проставляются его личная подпись и дата подписания. Достоверность сведений подтверждается следующим образом. По строкам 9 и 12 титульного листа декларации указываются фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя, главного бухгалтера КФХ, по строкам 10 и 13 - их ИНН (при наличии), по строкам 11 и 14 проставляется личная подпись соответственно руководителя и главного бухгалтера КФХ и дата подписания декларации. По строке 9 КФХ "Луч" указало фамилию, имя, отчество руководителя: "Черкасов Ю.Б.", по строке 12 - фамилию, имя, отчество главного бухгалтера: "Мишина Н.С.". Строки 10 и 13 КФХ заполнило, в связи с тем, что ИНН присвоен и руководителю КФХ, и его главному бухгалтеру. Так, по строке 10 КФХ указало - "212004587012", а по строке 13 - "327006812142" (значения кодов ИНН условные). По строке 11 руководитель КФХ поставил свою подпись и указал дату подписания декларации "01 10 2002", а по строке 14 главный бухгалтер поставила свою подпись и указала также дату подписания декларации "01 10 2002".
По строке 17 в соответствующих ячейках работником налогового органа отражается день, месяц и год представления налогоплательщиком налоговой декларации. КФХ "Луч" представило налоговую декларацию 2 октября 2002 г. В связи с этим работник налогового органа по строке 17 указал "02 10 2002".
По строке 18 проставляется отметка "Х" в соответствующей ячейке о способе представления налоговой декларации в налоговый орган. КФХ "Луч" проставило отметку "Х" по строке 18 в ячейку "лично", а в ячейках "представителем" и "по почте" проставило прочерки.
В соответствующей ячейке по строке 18 проставляется количество страниц налоговой декларации. КФХ "Луч" по строке 18 в ячейке "на страницах" указало "05".
Далее по строке 19 работник налогового органа проставил номер "15", под которым зарегистрирована налоговая декларация при ее поступлении в налоговый орган.
Работник налогового органа, принявший налоговую декларацию от КФХ "Луч", по строке 20 указал "Парамонова А.Б. - главный государственный налоговый инспектор". В соответствующей ячейке данного раздела работник налогового органа поставил свою подпись.
По строке 21 работником налогового органа проставляется дата завершения камеральной налоговой проверки, а по строке 22 указываются должность, фамилия, имя, отчество и проставляется подпись. Так, по строке 21 работник налогового органа указал "05 10 2002", а по строке 22 - "Парамонова А.Б. - главный государственный налоговый инспектор" и поставил свою подпись.
В разделе II "Сведения о месте нахождения организации, крестьянского (фермерского) хозяйства" указывается адрес организации, крестьянского (фермерского) хозяйства, указанный в учредительных документах или ином распорядительном документе о создании юридического лица.
При этом по строке 23 указывается почтовый индекс по месту расположения КФХ, в данном случае КФХ "Луч" указало "324230" (значение почтового индекса условное).
По строке 24 указываются субъект Российской Федерации, в котором хозяйство имеет место нахождения (место государственной регистрации), и его код. По данной строке КФХ "Луч" указало "Краснодарский край" и его код "23".
По строкам 25-30 указываются район, город или населенный пункт, где расположено КФХ, его конкретное месторасположение - проспект, улица, переулок, номер дома (владения), корпуса (строения), номер офиса (квартиры), если есть. По строке 25 КФХ "Луч" указало "Красноармейский район", по строке 27 - "станица Славянская" (название станицы условное), по строке 28 - "улица Правды", по строке 29 - "дом 12".
По строке 31 указываются код города, номера контактного телефона и факса. По указанной строке в графе "телефон" КФХ указало номер контактного телефона "3-11-52", в графе "факс" поставило прочерки.
По строке 32 в зависимости от того, совпадает или не совпадает адрес, указанный в учредительных документах, с адресом постоянно действующего исполнительного органа налогоплательщика, необходимо отметить соответствующий квадрат знаком "Х". В данном случае КФХ "Луч" проставило знак "Х" по строке 32 в ячейку "совпадает", а в ячейку "не совпадает" поставила прочерк.
По строкам 33-41, а также 42-50 КФХ "Луч" поставило прочерки.
В нижней части страницы 2 декларации по строке "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" руководитель КФХ "Луч" достоверность и полноту сведений, указанных на странице второй налоговой декларации, подтвердил своей подписью "Черкасов" и датой, указав при этом "01 10 2002".
В разделе III "Иностранные организации" налоговой декларации поставлены прочерки.
В связи с тем что руководитель и главный бухгалтер КФХ "Луч" указали ИНН на первом титульном листе декларации, а изменения учетных данных руководителя и главного бухгалтера в периоде, за который представлена декларация, не произошли, то раздел IV "Сведения о физическом лице" был не заполнен, а по всем строкам этого раздела поставлены прочерки.
При заполнении Листа 2 "Общие данные и исчисленная сумма единого сельскохозяйственного налога" налогоплательщикам следует помнить, что этот раздел налоговой декларации представляется всеми организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога. При этом организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели в Лист 2 должны включать данные, на основании которых они признаются плательщиками единого сельскохозяйственного налога, и указывать исчисленную сумму налога.
Рассматриваемое в примере КФХ "Луч", являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, производит на сельскохозяйственных угодьях сельскохозяйственную продукцию и реализует ее, не использует земли сельскохозяйственных угодий исключительно для размещения объектов производственного и непроизводственного назначения, и в связи с этим, а также с тем, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ "Луч" на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этого хозяйства составила 75%, является налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога.
По строкам 1-2 Листа 2 записываются данные о местонахождении сельскохозяйственных угодий крестьянского (фермерского) хозяйства, в частности указываются субъект Российской Федерации, в котором расположены сельскохозяйственные угодья налогоплательщика, код субъекта Российской Федерации и муниципальное образование и его код ОКАТО. При этом следует помнить, что код ОКАТО заполняется в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административного деления. Код ОКАТО до сведения налогоплательщиков доводят налоговые органы. По строке 1 КФХ "Луч" указало "Краснодарский край" и его код "23", по строке 2 - "Красноармейский район", код ОКАТО - "15490000000" (значение кода ОКАТО условное).
По строке 3 (ячейка 030) "Общая выручка от реализации товаров (работ, услуг)" приводится налогоплательщиком сумма общей выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год, исчисляемая в рублях. Поскольку общая выручка от реализации товаров (работ, услуг) КФХ "Луч" по условиям примера составила 780 000 руб., то по строке 3 (ячейка 030) КФХ указало "780000".
По строке 4 (ячейка 040) налогоплательщиком указывается полученная общая сумма выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (и продуктов ее переработки), произведенной на сельскохозяйственных угодьях (всего). За предшествующий календарный год выручка от реализации сельскохозяйственной продукции (и продуктов ее переработки), произведенной на сельскохозяйственных угодьях КФХ "Луч", составила 585 000 руб. В связи с этим по строке 4 (ячейка 040) КФХ "Луч" указало "585000".
Налогоплательщик по строке 5 (ячейка 050) должен указывать долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (и продуктов ее переработки), произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг). Этот показатель определяется расчетным путем. Доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (и продуктов ее переработки), произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) определяется путем деления полученной за предшествующий календарный год суммы выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельскохозяйственных угодьях, указанной по строке 4 (ячейка 040), на сумму общей выручки от реализации товаров (работ, услуг) также за предшествующий год, указанной по строке 3 (ячейка 030), и умножением на 100. Таким образом, доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) составит: (585 000 руб. : 780 000 руб.) х 100 = 75%.
В связи с этим по строке 5 (ячейка 050) КФХ "Луч" указало "75". Это один из показателей, характеризующий принадлежность КФХ к плательщикам единого сельскохозяйственного налога.
По строке 6 (ячейка 060) указывается исчисленная сумма единого сельскохозяйственного налога. При этом расчет исчисленной суммы налога ведется в Приложении "А", и данные, соответствующие значению исчисленной суммы единого сельскохозяйственного налога, приведенные в Приложении "А", переносятся в строку 6 (ячейка 060) Листа 2 "Общие данные и исчисленная сумма единого сельскохозяйственного налога", т.е. из строки 10 (ячейка 140) Приложения "А". По строке 6 (ячейка 060) Листа 2 КФХ "Луч" указало - "22 058,1".
При этом по строке 6 (ячейка 070) Листа 2 указывается исчисленная сумма налога по данным налогового органа. По расчетам налогового органа исчисленная сумма единого сельскохозяйственного налога совпала с суммой налога, исчисленной налогоплательщиком, в этом случае по строке 6 (ячейка 070) значение, соответствующее исчисленной сумме налога, повторяется. В данном случае работник налогового органа по строке 6 (ячейка 070) записал - "22 058,1".
В разделе "Справка специалиста (инспектора) по учету" Листа 2 соответствующие строки 7-9 заполняются специалистом (инспектором) по учету, в них отражаются, за какой налоговый период исчислен налог, кроме того, указывается сумма налога, отраженная в карточке лицевого счета налогоплательщика. В разделе "Отметки работника налогового органа" соответствующие строки 10-16 предназначены для отметок работника налогового органа, проводившего камеральную налоговую проверку, в которых работник налогового органа записывает замечания по заполнению налоговой декларации.
Инспектор по учету по строке 7 указал "III квартал", в ячейку 100 записал сумму налога, начисленную за III квартал 2002 г., "22058,1", по строке 8 - "Соломонов И.П. - главный государственный налоговый инспектор", по строке 9 - "07 10 2002".
По строкам 10-14 работник налогового органа сделал отметки по камеральной проверке и указал "По камеральной проверке нарушений не установлено. Суммы налога к доначислению нет". По строке 15 работник налогового органа записал "Парамонова А.Б. - главный государственный налоговый инспектор" и поставил подпись, а по строке 16 дату завершения камеральной проверки - "05 10 2002".
Следующий раздел, который заполняет налогоплательщик, перешедший на уплату единого сельскохозяйственного налога, - это Приложение "А" "Расчет суммы единого сельскохозяйственного налога". Здесь ведется основной расчет единого сельскохозяйственного налога, при этом указываются площадь и кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий налогоплательщика, определяются объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и исчисленная сумма налога по сельскохозяйственным угодьям.
По строке 1 (ячейка 010) указывается кадастровый номер сельскохозяйственных угодий крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта строка заполняется в отношении внесенных в государственный земельный кадастр сельскохозяйственных угодий. Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По строке 1 (ячейка 010) КФХ "Луч" указало "25 : 11 : 48 : 30 : 00 : 0012" (значение кадастрового номера условное).
Приложение "А" имеет несколько разделов. При заполнении налогоплательщиком раздела I "Площадь и кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий" указывается площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. К сельскохозяйственным угодьям Земельный кодекс Российской Федерации относит пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.).
Одновременно глава 26.1 НК РФ сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании, признает объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом.
Приложение "А" заполняется налогоплательщиком в отношении сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории соответствующего муниципального образования. Сельскохозяйственные угодья КФХ "Луч" расположены на территории Красноармейского района, поэтому Приложение "А" заполнено налогоплательщиком только по Красноармейскому району.
По строке 2 (ячейка 030) налогоплательщик должен указать площадь сельскохозяйственных угодий в гектарах, расположенных на территории данного муниципального образования. Поскольку исходя из условий примера КФХ "Луч" занимает 315 га сельскохозяйственных угодий, то по строке 2 (ячейка 030) КФХ указало "315".
По строке 3 (ячейка 040) указывается кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика, исчисляемая в рублях на 1 га. Исходя из условий примера кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий КФХ "Луч" составляет 48 270 руб./га, поэтому по строке 3 (ячейка 040) КФХ записало "48270".
По строке 4 (ячейка 050) указывается средняя кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте Российской Федерации. Исходя из условий примера кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий в Краснодарском крае составила 43 560 руб./га, поэтому по строке 4 (ячейка 050) КФХ "Луч" указало "43560".
По строке 5 (ячейка 060) указывается отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий. Отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий определяется путем деления кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика, указанной по строке 3 (ячейка 040), на среднюю кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте Российской Федерации, указанную по строке 4 (ячейка 050). Поскольку кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий КФХ "Луч" составляет 48 270 руб., а средняя кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в Краснодарском крае - 43 560 руб., то отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий будет равно:
48 270 руб./га : 43 560 руб./га = 1,108.
По строке 5 (ячейка 060) КФХ "Луч" указало "1,108".
Далее налогоплательщик должен заполнить раздел II "Налоговая база" Приложения "А". Согласно главе 26.1 НК РФ налоговой базой по единому сельскохозяйственному налогу является сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий. Для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий кадастровая стоимость земельного массива конкретного сельскохозяйственного товаропроизводителя сравнивается со средней кадастровой стоимостью 1 га сельскохозяйственных угодий субъекта Российской Федерации, и путем деления первого показателя на второй определяется отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий. Перемножив площади сельскохозяйственных угодий каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя на отношение кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий, определяется налогооблагаемая площадь, т.е. налоговая база каждого налогоплательщика.
Методика определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.02 г. N 261 "О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий". По этой методике для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности, владении и (или) в пользовании налогоплательщика, кадастровая стоимость 1 га его сельскохозяйственных угодий делится на среднюю кадастровую стоимость гектара сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте Российской Федерации и умножается на площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика.
Налогоплательщик, заполняя раздел II "Налоговая база", по строке 6 (ячейка 070) указывают сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий. Сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий конкретного налогоплательщика - КФХ "Луч" определяется как произведение площади сельскохозяйственных угодий КФХ, указанной по строке 2 (ячейка 030), которой соответствует значение, равное 315 га, и отношения кадастровых стоимостей 1 га сельскохозяйственных угодий, указанного по строке 5 (ячейка 060), которому соответствует значение, равное 1,108. Исходя из приведенных значений сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий равна: 315 га х 1,108 = 349,02 га. В связи с этим по строке 6 (ячейка 070) КФХ "Луч" указало "349,02".
При этом по строке 6 (ячейка 150) указывается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий по данным налогового органа. По расчетам налогового органа сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий совпала с сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, исчисленной налогоплательщиком, поэтому по строке 6 (ячейка 150) работник налогового органа указал "349,02".
Налогоплательщик в разделе III "Налоговая ставка" Приложения "А" должен указать применяемую для исчисления налога налоговую ставку.
Прежде чем определить налоговую ставку, следует обратиться вновь к главе 26.1 НК РФ. Закон определяет, что налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. Кроме того, главой 26.1 НК РФ установлено, что размер налоговой ставки определяется как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежавших уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе повышать (понижать) налоговую ставку не более чем на 25% для отдельных категорий налогоплательщиков. В то же время размер налоговой ставки для налогоплательщиков, у которых сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает ее кадастровую стоимость, увеличивается на 35%. Это положение распространяется на налогоплательщиков, сельскохозяйственные угодья которых расположены на территории как одного муниципального образования (и одного субъекта Российской Федерации), так и на тех, у кого сельскохозяйственные угодья находятся на территориях нескольких муниципальных образований (нескольких субъектах Российской Федерации).
Возможное увеличение размера налоговой ставки определяется следующим образом. Рассчитывается превышение полученного дохода над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий. Этот показатель определяется делением суммы полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий на кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Это значение является безразмерной величиной и показывает, во сколько раз сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий превышает кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Если это значение превышает число 10, то размер налоговой ставки увеличивается на 35%.
Превышение суммы полученного дохода над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий указывается в разделе III "Налоговая ставка" Приложения "А". Это делается для того, чтобы определить размер налоговой ставки для налогоплательщиков, у которых сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает ее кадастровую стоимость. Превышение суммы полученного дохода над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий указывается по строке 7 (ячейка 110) и определяется делением суммы полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, указанной по строке 1 (ячейка 010) Приложения "Б", на кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика, указанную по строке 3 (ячейка 040) Приложения "А".
Если значение строки 7 (ячейка 110) превышает число 10, то по строке 8 знак "Х" проставляется в квадрате "да". Иначе знак "Х" проставляется в квадрате "нет".
Исходя из условий примера сумма дохода, полученного за налоговый период (III квартал), составила 6 000 000 руб. Сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий составляет 349,02 га. Разделив сумму полученного дохода на сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика, получаем: 6 000 000 руб. : 349,02 га = 17 191 руб./га. Далее рассчитывается превышение полученного дохода над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий, которое определяется делением суммы полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий на кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Превышение суммы полученного дохода над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий составляет: 17 191 руб./га : 48 270 руб./га = 0,36.
Из расчета видно, что сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий превышает кадастровую стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика только в 0,36 раза.
В этом случае установленная налоговая ставка законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации не увеличивается на 35%.
Исходя из произведенных расчетов по строке 7 (ячейка 110) КФХ "Луч" указало "0,36", а по строке 8 знак "Х" проставило в квадрате "нет", в квадрате "да" - прочерк.
По строке 9 (ячейка 130) указывается применяемая налогоплательщиком налоговая ставка в расчете на 1 га сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. В связи с тем, что Законом N 430-КЗ на территории края установлена налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога в расчете на 1 га сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории данного субъекта, в размере 63,2 руб./га в квартал, а превышения суммы полученного дохода над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий в 10 раз не зафиксировано, то по строке 9 (ячейка 130) КФХ "Луч" указало "63,2".
По строке 9 (ячейка 160) указывается применяемая налогоплательщиком налоговая ставка по данным налогового органа. По расчетам налогового органа применяемая налогоплательщиком налоговая ставка совпала с применяемой налогоплательщиком налоговой ставкой, исчисленной непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим по строке 9 (ячейка 160) работник налогового органа записал "63,2"
Окончательный расчет, определяющий начисленную сумму налога, производится в разделе IV "Исчисленная сумма налога по сельхозугодьям" Приложения "А". В этом разделе налогоплательщик по строке 10 (ячейка 140) указывает исчисленную сумму единого сельскохозяйственного налога, которая определяется как произведение применяемой налогоплательщиком налоговой ставки, указанной по строке 9 (ячейка 130), и сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, указанной по строке 6 (ячейка 070). Применяемая налогоплательщиком налоговая ставка равна 63,2 руб./га, а сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий составляет 349,02 га. Таким образом, исчисленная сумма единого сельскохозяйственного налога составляет:
63,2 руб./га х 349,02 га = 22 058,1 руб.
По строке 10 (ячейка 140) КФХ "Луч" указало "22058,1".
По строке 10 (ячейка 170) указывается исчисленная сумма налога по сельхозугодьям по данным налогового органа. По расчетам налогового органа исчисленная сумма налога по сельхозугодьям совпала с исчисленной налогоплательщиком суммой налога по сельхозугодьям, в связи с этим по строке 10 (ячейка 170) работник налогового органа записал "22058,1".
Последний раздел налоговой декларации, который следует заполнить налогоплательщику, - это Приложение "Б" "Расчет суммы полученного дохода на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий налогоплательщика", предназначенное для расчета суммы полученного дохода на сопоставимый по кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий налогоплательщика, находящихся на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
По строке 1 (ячейка 010) указывается общая сумма полученного налогоплательщиком дохода за истекший налоговый период. Исходя из условий примера сумма дохода, полученного за налоговый период (III квартал), составила 6 000 000 руб. В связи с этим по строке 1 (ячейка 010) КФХ "Луч" указало "6000000".
По строкам 2-13 указываются: порядковый номер, коды субъектов Российской Федерации, коды ОКАТО, кадастровые номера сельскохозяйственных угодий, сопоставимые по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий налогоплательщика (в гектарах), находящиеся на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При этом в графе 2 указывается порядковый номер, код субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся муниципальные образования, где расположены сельскохозяйственные угодья налогоплательщика. Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщика находятся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, то заполняется такое количество строк (со 2 по 13), которые соответствуют количеству субъектов Российской Федерации, где расположены сельскохозяйственные угодья налогоплательщика. В связи с тем что сельскохозяйственные угодья КФХ "Луч" расположены на территории только Краснодарского края, то по строке 2 в графе 2 организация указала код Краснодарского края "23".
В графе 3 указывается код ОКАТО муниципальных образований, на территории которых расположены сельскохозяйственные угодья налогоплательщика. Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщика находятся на территориях нескольких муниципальных образований, то заполняется такое количество строк (со 2 по 13), которые соответствуют количеству муниципальных образований, где расположены сельскохозяйственные угодья налогоплательщика. В связи с тем что сельскохозяйственные угодья КФХ "Луч" расположены на территории только одного муниципального образования, а конкретно Красноармейского района, то по строке 2 графе 3 организация указала код ОКАТО "15490000000" (значение кода условное), соответствующий Краснодарскому краю.
В графе 4 указывается кадастровый номер сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Эта графа заполняется в отношении внесенных в государственный земельный кадастр сельскохозяйственных угодий. Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщика находятся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то заполняется такое количество строк (со 2 по 13), которые соответствуют количеству кадастровых номеров, присвоенных земельным участкам налогоплательщика, находящихся в разных субъектах Российской Федерации и муниципальных образований. В связи с тем что сельскохозяйственным угодьям КФХ "Луч", расположенным на территории только одного муниципального образования, присвоен один кадастровый номер, то по строке 2 графе 4 организация указала "25:11: 48: 30: 00: 0012" (значение кода кадастрового номера условное).
В графе 5 указывается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика (в гектарах), расположенных на территориях соответствующих муниципальных образований. Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщика находятся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то заполняется такое количество строк (со 2 по 13), которые соответствуют количеству сопоставимых по кадастровой стоимости площадей сельскохозяйственных угодий, находящихся в разных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Поскольку сельскохозяйственные угодья КФХ "Луч" расположены на территории только одного муниципального образования и сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий составляет 349,02 га, то по строке 2 в графу 5 КФХ записало "349,02".
По строке 14 (ячейка 030) указывается общая сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщика находятся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то указанные значения в графе 5 по строкам 2-13, соответствующие сопоставимым по кадастровой стоимости площадям сельскохозяйственных угодий, складываются. Поскольку сельскохозяйственные угодья КФХ "Луч" расположены на территории только одного муниципального образования и сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий составляет 349,02 га, то по строке 14 (ячейка 030) КФХ указало "349,02".
По строке 15 (ячейка 040) указывается сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий, которая определяется путем деления общей суммы полученного налогоплательщиком дохода, указанной по строке 1 (ячейка 010), на общую сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика, указанную по строке 14 (ячейка 030). Исходя из условий примера сумма дохода, полученного за налоговый период (III квартал), составила 6 000 000 руб., а общая сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика - 349,02 га. Таким образом, сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий составит:
6 000 000 руб. : 349,02 га = 17 191 руб.
По строке 15 (ячейка 040) КФХ "Луч" указало "17191".
Р. Габбасов,
Н. Голубева,
советники налоговой службы I ранга
"Финансовая газета", N 49, 51, 52, декабрь 2002 г.
(Окончание следует)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71