Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Коммаяк" (ИНН 2609020590, ОГРН 1022602222224) - Щепилова А.Ю. (доверенность от 15.03.2012), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ставропольскому краю (ИНН 2609020800, ОГРН 1042600409994) - Сотникова С.И. (доверенность от 10.02.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коммаяк" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.02.2012 (судья Ермилова Ю.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Семенов М.У.) по делу N А63-9379/2011, установил следующее.
ОАО "Коммаяк" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ставропольскому краю (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) от 14.09.2011 N 35806 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Решением суда от 21.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2012, в удовлетворении требований отказано на том основании, что требование налоговой инспекции от 14.09.2011 N 35806 выставлено в соответствии со статьями 64, 68, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не является повторным, не нарушает порядок взыскания реструктуризированной задолженности, отсрочка которой отменена в связи с нарушением обществом графика погашения платежей.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; требование налоговой инспекции от 14.09.2011 N 35806, как и предыдущие - от 31.08.2011 N 33709 и от 18.11.2010 84423, выставленные обществу по реструктуризированной задолженности, не содержат суммы налогов, даты их уплаты и основания начисления пени, штрафа. Суды не приняли во внимание, что в решении Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-506/2011 указано, что налоговая инспекция вправе выставлять обществу требование о погашении задолженности с 02.12.2010 (дата прекращения производства по делу о банкротстве).
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к отзыву налоговая инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва и дополнения к отзыву, выслушав представителей общества и налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением комиссии Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Ставропольского края от 21.12.2001 N 26 обществу предоставлена реструктуризация кредиторской задолженности на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 "О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга, процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов".
По решению комиссии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ставропольскому краю от 17.05.2005 N 144 общество утратило право на реструктуризацию в связи с нарушением графика текущих платежей.
На основании соглашения от 11.02.2005 N 72 долг общества в сумме 3 864 тыс. рублей реструктуризирован; дополнительным соглашением о списании пеней и штрафов от 11.03.2005 N 72/1 обществу предоставлена рассрочка уплаты 13 828 200 рублей платежей.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ставропольскому краю от 10.03.2009 N 6 задолженность общества в размере 5 531 200 рублей списана после досрочной уплаты обществом 40% задолженности.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2010 по делу N А63-5642/2010 в отношении общества введена процедура банкротства, в связи с чем право на реструктуризацию прекращено (статьи 27 и 28 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон N 83-ФЗ)).
Налоговая инспекция выставила обществу требование от 18.11.2010 N 84423 об уплате 11 411 609 рублей 73 копеек реструктуризированной задолженности и восстановила на лицевом счете общества кредиторскую задолженность.
Платежными поручениями от 24.11.2010 N 252 - 262 общество уплатило 1 786 947 рублей 73 копейки налоговых платежей.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2010 прекращено производство по делу N А63-5642/2010 о банкротстве общества.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2011 по делу N А63-506/2011 требование налоговой инспекции от 18.11.2010 N 84423 признано недействительным как принятое с нарушением срока выставления требования и порядка принудительного взыскания задолженности с налогоплательщика, в отношении которого введена процедура банкротства.
Требованием от 31.08.2011 N 33709 налоговая инспекция предложила обществу в срок до 14.09.2011 уплатить 8 256 765 рублей 24 копейки пени на реструктуризированную задолженность за период с 01.01.2007 по 23.09.2010 и 165 096 рублей 57 копеек штрафа, одновременно известив общество об отзыве требования от 18.11.2010 N 84423 в связи с изменением обязанности общества по уплате задолженности.
Письмом от 14.09.2011 налоговая инспекция уведомила общество об отзыве требования от 31.08.2011 N 33709 в связи с вступлением в законную силу судебных актов по делу N А63-506/2011 и направлении обществу требования от 14.09.2011 N 35806.
Требованием от 14.09.2011 N 35806 обществу предложено в срок до 22.09.2011 уплатить 7 659 506 рублей 88 копеек пени и 165 096 рублей 67 копеек штрафа, начисленных в связи с неуплатой реструктуризированной задолженности.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало требование налоговой инспекции в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявления.
Статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации определены порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов.
Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита предусмотрены статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае нарушения условий предоставления отсрочки, рассрочки заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (пункт 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суды правильно исходили из того, что ввиду неисполнения обществом положений пункта 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации, и с учетом установленной в отношении общества процедуры банкротства налоговая инспекция обоснованно выставила требование от 31.08.2011 N 33709 об уплате задолженности, реструктуризированной в соответствии с Законом N 83-ФЗ, которое в последующем отозвала до истечения срока исполнения требования, выставив уточненное требование от 14.09.2011 N 35806.
Суды установили, что требование от 14.09.2011 N 35806 содержит суммы платежей, не оспоренных ни по существу начисления (пени начислены в связи с неуплатой реструктуризированной задолженности), ни по арифметическому расчету.
Суды обоснованно отклонили довод общества о нарушении налоговой инспекцией установленного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации срока выставления требования об уплате реструктуризированной задолженности, который, по мнению общества, должен исчисляться с 02.12.2010.
Суды правильно указали, что с даты (02.12.2010) прекращения производства по делу о банкротстве общества (дело N А63-5642/2010) у налоговой инспекции возникло право на выставление требования об уплате задолженности. Вместе с тем, в этот период действовали обеспечительные меры, принятые по делу об обжаловании требования от 18.11.2010 N 84423 (дело N А63-506/2011), которые прекратили действие после вступления в силу постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011. В этой связи налоговая инспекция обоснованно выставила обществу требование от 31.08.2011 N 33709, а до истечения срока исполнения и после его отзыва - требование от 14.09.2011 N 35806.
При таких обстоятельствах суды правомерно отклонили доводы общества и отказали ему в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод общества о необоснованном включении в требование налоговой инспекции от 14.09.2011 N 35806 платежей во внебюджетные фонды подлежит отклонению, поскольку в обжалуемое требование включены все те суммы задолженности, которые реструктуризированы по решению налогового органа (на основании заявления общества) в соответствии с Законом N 83-ФЗ, что общество документально не опровергло.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку представленных в материалы дела и исследованных судебными инстанциями доказательств и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.02.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу N А63-9379/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.