Федеральное государственное учреждение, финансируемое из федерального бюджета, арендует помещения в районах у комитетов (отделов) по управлению муниципальным имуществом органов местного самоуправления. В соответствии с п.3 ст.161 НК РФ организации, арендующие у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество, признаются налоговыми агентами.
Согласно ст.247 НК РФ прибыль рассчитывается путем суммирования доходов и расходов по всем операциям, как связанным с реализацией, так и внереализационным, нарастающим итогом с начала года.
В связи с вышеизложенным будет ли федеральное государственное учреждение признаваться налоговым агентом при уплате арендной платы?
Как следует из вопроса, федеральное государственное учреждение является бюджетным учреждением.
В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Подпунктами 8 и 14 п.1 ст.251 НК РФ установлено, что доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней и в рамках целевого финансирования, включая средства бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов, не включаются в перечень доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, исходя из положений главы 25 НК РФ бюджетные организации не являются плательщиками налога на прибыль по операциям, связанным с их уставной деятельностью.
Из вопроса не ясно, за счет каких источников бюджетное учреждение производило оплату арендных платежей: за счет средств федерального бюджета или за счет прибыли, полученной от ведения предпринимательской деятельности.
В зависимости от происхождения источника уплаты арендных платежей возможны два варианта решения вопроса.
1. Если бюджетные организации арендуют объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, и не занимаются предпринимательской деятельностью, то есть не имеют никаких дополнительных источников дохода, кроме поступлений из федерального бюджета, то финансирование расходов, связанных с уплатой бюджетной организацией арендных платежей, производится через смету доходов и расходов, и уплата арендных платежей в этом случае для бюджетной организации не связана с расходом, учитываемым при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
2. Если бюджетные организации наряду с уставной деятельностью осуществляют предпринимательскую деятельность и имеют доходы от этой деятельности, то налогообложение таких доходов производится в соответствии с положениями главы 25 НК РФ и Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) при соблюдении обязательного условия ведения раздельного учета.
Если аренда объектов недвижимости связана с предпринимательской деятельностью бюджетного учреждения, то в соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.264 НК РФ затраты по оплате арендных платежей включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг).
Вышеуказанная арендная плата подлежит перечислению в бюджет муниципального образования в соответствии с п.1 ст.2 БК РФ, устанавливающего, что в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В этом случае бюджетные учреждения исполняют обязанности налоговых агентов по уплате в бюджет доходов, так как в соответствии со ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с нормами настоящего Кодекса возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Таким образом, бюджетные учреждения при аренде объектов недвижимости, находящихся в государственной (федеральной или субъектов Российской Федерации) и муниципальной собственности, выступают в качестве налоговых агентов по уплате в бюджет всех налогов, удерживаемых в соответствии со ст.60 БК РФ при осуществлении расчетов с местным бюджетом.
Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики
Минфина России
1 октября 2002 г.
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1