Департамент подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение по вопросам сферы образования, зарегистрированное 31 августа 2022 г. за N ПГ-МП-34051, благодарит за изложенные предложения, а также проведенный анализ в сфере образования и сообщает.
Обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В части назначения руководителя образовательной организации.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации.
Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации (часть 6 статьи 51 Закона об образовании).
Осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона об образовании).
В части, касающейся дефицита учителей.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей относятся к исключительной компетенции образовательной организации (пункты 4, 5 части 3 статьи 28 Закона об образовании).
Согласно части 10 статьи 47 Закона об образовании для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
В части правовой защиты учителей.
Правовой статус, права и свободы педагогических работников, а также гарантии их реализации регламентированы статьей 47 Закона об образовании.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Педагогические работники пользуются академическими правами и свободами, в числе которых право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Данное право реализуется в рамках норм действующего законодательства Российской Федерации.
Конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса могут быть предметом рассмотрения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - Комиссия), порядок создания, организации работы, принятия решений и их исполнения которой устанавливается локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников образовательной организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) (статья 45 Закона об образовании).
Функции и полномочия Комиссии определены в письме Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 19 ноября 2019 г. N ВБ-107/08/634 "О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений".
В части, касающейся заработной платы педагогических работников, Департамент информирует.
В Российской Федерации законодательно установлено разграничение полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и местным уровнями, в соответствии с которым вопросы организации предоставления общего образования отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Исходя из этого, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая повышение оплаты труда, установление надбавок и их размеров) педагогических работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация самостоятельно осуществляет образовательную, научную, административную, финансово-экономическую деятельность, разработку и принятие локальных нормативных актов.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда и состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат.
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Уровень заработной платы также зависит от объема учебной нагрузки, наличия индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой, практической работы, наличия квалификационной категории, стажа непрерывной работы в организации и др.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 (далее - Указ N 597) предусмотрено доведение соотношения средней заработной платы педагогических работников общего образования в государственных (муниципальных) учреждениях до 100% к среднемесячной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в соответствующих субъектах Российской Федерации.
Достижение показателей, определенных Указом N 597, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом по субъекту Российской Федерации. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории, в зависимости от типа организации.
Минпросвещения России осуществляет мониторинг доведения заработной платы отдельных категорий педагогических работников до установленного целевого значения в целях недопущения снижения показателей Указа N 597.
Необходимо отметить, что расчет средней заработной платы по отдельным категориям работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.
Таким образом, оценка достижения уровня целевого показателя средней заработной платы производится по организации в целом, а не в отношении конкретного работника, и агрегируется на региональном уровне. Следовательно, заработная плата конкретного педагогического работника может быть как больше, так и меньше средней заработной платы по экономике региона.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что субъекты Российской Федерации отличаются друг от друга по социально-экономическому положению (высокодотационные регионы и регионы-доноры), приоритетным видам хозяйствования (аграрные и промышленные регионы), степени развития производственного потенциала, особым геоэкономическим условиям, которые напрямую влияют на уровень заработной платы.
Различия по уровню оплаты труда могут иметь место не только между разными субъектами Российской Федерации, но и между организациями в пределах одного региона.
Также, согласно разъяснениям Росстата действующая методология расчета показателя "среднемесячная заработная плата" основана на соблюдении международных рекомендаций статистического учета и принципов, заложенных в конвенциях и резолюциях Международной организации труда, и опубликована в Методологических положениях по статистике (выпуск четвертый, 2003 год). Она едина для всех статистических наблюдений за заработной платой, проводимых в стране, что позволяет обеспечить сопоставимость данных как по субъектам Российской Федерации, так и в других разрезах (по видам экономической деятельности и др.).
В части открытости школы перед родителями обучающихся.
Образовательные организации и педагогические работники свободны в определении содержания образования, выборе и использовании учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания (статьи 28 и 47 Закона об образовании).
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со статьей 26 Закона об образовании управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В целях учета мнения родителей (законных представителей) по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, создаются советы родителей (законных представителей).
В части запросов, поступающих в школы.
В условиях роста потребности участников образовательных отношений в получении качественных образовательных услуг и с целью предоставления обучающимся равных возможностей для освоения учебных программ в дистанционном формате использование современных цифровых технологий является особенно актуальным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. N 1241 "О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" определено, что Минцифры России - оператор ФГИС "Моя школа", Минпросвещения России - функциональный заказчик системы.
В настоящее время ведутся работы по передаче информационной системы от Минпросвещения России в Минцифры России.
Система "Моя школа" создается в целях:
а) поддержки системы образования и создания благоприятных условий для функционирования системы начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования;
б) обеспечения информационной поддержки органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления Российской Федерации, организаций системы образования и граждан при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования, а также управления образовательным процессом;
в) обеспечения возможности использования цифровой образовательной среды, а также создания условий для цифровой трансформации системы образования и использования новых возможностей информационных технологий при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования.
На сегодняшний день детализирован состав платформы ЦОС, разработаны функциональные возможности 4 компонентов цифровой образовательной среды в составе подсистем ФГИС "Моя школа":
"Управление средствами отображения информации";
"Работа с документами";
"Библиотека цифрового образовательного контента (ЦОК)";
"Базовая платформа".
В рамках исполнения вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации планируется создать федеральный информационно-аналитический центр поддержки внедрения решений на основе информационно-коммуникационных технологий в сфере образования - Федеральный ситуационный центр поддержки ФГИС "Моя школа" (далее - Федеральный СИЦ), который будет состоять из двух модулей: административный модуль и аналитический модуль.
При этом во всех субъектах Российской Федерации планируется создание региональных центров поддержки ФГИС "Моя школа" (далее - Региональный центр).
Основные функции создаваемого Федерального СИЦ предусматривают аналитическую обработку поступающих заявок и различной информации из Региональных центров с целью поддержки пользователей ФГИС "Моя школа".
Предлагаются следующие основные задачи и функции Региональных центров:
взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
взаимодействие с региональными органами исполнительной власти в сфере цифрового развития;
взаимодействие с муниципальными органами управления образования и образовательными организациями региона;
работа горячей линии;
техническая и консультационная поддержка;
сбор, обработка и систематизация поступающих запросов;
организация подготовки кадров, проведения инструктажей;
организация и проведение совещаний, вебинаров;
актуализация веб-контента;
подготовка отчетных и информационных материалов.
Обучение и подготовку квалифицированного персонала Региональных центров предлагается организовать силами региональных институтов развития образования или аналогичных структур, имеющих компетенции в данной сфере.
Одновременно Департамент информирует Вас о следующем.
В соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, Минпросвещения России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Осуществление проверок, а также привлечение к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц не входят в компетенцию Минпросвещения России.
К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится в том числе государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории (часть 1 статьи 7 Закона об образовании).
Заместитель директора |
A.M. Калягин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 26 сентября 2022 г. N 08-ПГ-МП-34051 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-