Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Министерства культуры
Мурманской области
от 31.01.2023 N 4
Доклад
о правоприменительной практике осуществления Министерством культуры Мурманской области регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Мурманской области, за 2022 год
Настоящее обобщение правоприменительной практики подготовлено во исполнение статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1093 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия".
Целью деятельности Министерства культуры Мурманской области (далее - Министерство) как органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзора) в области охраны объектов культурного наследия на территории Мурманской области (далее - региональный государственный контроль (надзор)) в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 73-ФЗ) на территории Мурманской области, является осуществление на территории Мурманской области единой государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в пределах компетенции, обеспечение реализации конституционных прав граждан в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 20.11.2019 N 521-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Мурманской области", Министерство является исполнительным органом Мурманской области, входящим в систему исполнительных органов Мурманской области, которое уполномочено в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 24.12.2021 N 989-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия".
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, защитных зон объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также исторических поселений (за исключением расположенных на их территориях отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ), установленных Федеральным законом N 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми Мурманской области и органов местного самоуправления обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая:
- требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия;
- требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
- требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель;
- требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных Министерством в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
- требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению;
- требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные Федеральным законом N 73-ФЗ;
- требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
- меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ, в том числе меры, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении следующих объектов контроля:
- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия;
- объекты культурного наследия.
1. Организация и проведение мероприятий по государственному надзору
С 24.12.2021 г. функции по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия осуществляются в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 24.12.2021 N 989-ПП.
В 2022 году приказом Министерства от 19.12.2022 N 351 утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на 2023 год.
10.03.2022 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336), согласно которому внеплановые мероприятия и проверки по видам контроля (надзора), предусмотренным федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ и от 26.12.2008 N 294-ФЗ, проводятся в 2022 году только при условии наступлении обстоятельств, указанных в пункте 3 постановления N 336, при обязательном согласовании с уполномоченными органами прокуратуры.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 9 постановления N 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Министерством в целях осуществления действий по проведению контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом в адрес Прокуратуры Мурманской области направлялись документы для получения необходимого согласования. Согласований ни на одно мероприятие с взаимодействием с контролируемым лицом от Прокуратуры Мурманской области получено не было.
2. Правоприменительная практика
Сведения о проведенных Министерством контрольных мероприятиях за 2022 год представлены в нижеследующей таблице.
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Региональный государственный надзор в сфере сохранения ОКН Итого за 2022 г. |
Контрольные мероприятия |
|
|
Проведено плановых проверок |
ед. |
0 |
Проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям: |
ед. |
6 |
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки |
ед. |
0 |
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах |
ед. |
6 |
| ||
по требованию прокуратуры |
ед. |
0 |
Проведено мероприятий по контролю |
ед. |
36 |
Результаты контрольно-надзорной деятельности |
|
|
Количество контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения |
ед. |
7 |
Количество выявленных нарушений |
ед. |
7 |
Предписания 1 |
|
|
Выдано предписаний |
ед. |
0 |
Отменено предписаний |
ед. |
0 |
Протоколы об административных правонарушениях 2 |
|
|
Составлено протоколов |
ед. |
0 |
Протоколов направлено в суд |
ед. |
0 |
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, осуществленных в рамках регионального государственного контроля (надзора), в 2022 году выдано 12 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Самыми распространенными в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) нарушениями являются нарушения обязательных требований, установленных статьями 45, 47.2, 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ, которые заключаются в следующем:
1) ограничения (обременения) права, установленные Федеральным законом N 73-ФЗ, правообладателем объекта не выполняются:
- объект не поддерживается в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, работы по сохранению объекта культурного наследия не осуществляются;
------------------------------
110.03.2022 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", согласно которому внеплановые мероприятия и проверки по видам контроля (надзора), предусмотренным федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ и от 26.12.2008 N 294-ФЗ, проводятся в 2022 году только при условии наступлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Постановления N 336, при обязательном согласовании с уполномоченными органами прокуратуры.
2В соответствии с пунктом 3.1. статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 9 постановления N 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
------------------------------
2) ограничения (обременения) права, установленные в соответствии с охранным обязательством, правообладателем объекта не выполняется:
- не осуществляются работы по сохранению объекта культурного наследия;
3) работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся, и (или) организуется их проведение без задания, разрешения органа охраны объектов культурного наследия, согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документации.
Причиной нарушений является не соблюдение (игнорирование) контролируемыми лицами обязательных требований, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере сохранения объектов культурного наследия.
В целях устранения данной причины контролируемым лицам выдавались предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, разъяснялись нарушенные нормы законодательства, давались предложения о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
В целях информирования контролируемых лиц на официальном сайте Министерства размещается и, по мере необходимости, актуализируется информация о принятых нормативно-правовых актах в области охраны объектов культурного наследия, публикуются актуальные списки объектов культурного наследия.
Исполнение мероприятий программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере регионального государственного контроля (надзора), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в 2022 году регламентировалось "Программой профилактики нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов", утвержденной приказом Министерства от 14.12.2020 N 461.
По итогам обобщения правоприменительной практики осуществления Министерством регионального государственного контроля (надзора) предложения об актуализации обязательных требований отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.