Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сеть семейных медицинских центров" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "Сеть семейных медицинских центров" (далее - общество, заявитель) оспаривает конституционность статьи 11 "Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи" Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, оставленным без изменения вышестоящими судами, отказано в удовлетворении иска общества о взыскании со страховой медицинской организации задолженности за оказанную медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию и пени. Суды пришли к выводу, что оплате подлежит только установленный решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования для истца объем медицинской помощи. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статье 41 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, приданному ей правоприменительной практикой, препятствует реализации права пациентов на получение медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно части первой статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, чьи права и свободы, по их мнению, нарушаются примененными в конкретном деле нормативными актами (указанными в пунктах "а", "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации), а также - в интересах таких граждан и юридических лиц - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, другие уполномоченные по правам в отдельных сферах или отдельных категорий лиц, предусмотренные федеральными законами, иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять интересы таких граждан и юридических лиц.
Статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации закреплено, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" заявитель не отнесен и к числу органов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федеральных законов и иных нормативных актов, указанных в статье 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации.
В силу пункта "а" части 4 данной статьи Конституции Российской Федерации, а также пункта 3 части первой статьи 3, статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" юридическое лицо вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод нормативным актом, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с его участием.
Таким образом, заявитель не входит в круг субъектов, наделенных правом подачи жалобы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации оспариваемой нормы в интересах неопределенного круга лиц (пациентов). Соответственно, данное обращение, как исходящее от ненадлежащего лица, не может быть принято Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2.1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сеть семейных медицинских центров", поскольку она исходит от ненадлежащего лица.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2022 г. N 3363-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сеть семейных медицинских центров" на нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц статьей 11 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)