Ассоциация российских банков обращается к Вам по вопросу о порядке получения кредитными организациями подтверждающей информации о находящихся на военной службе заемщиках и лицах, члены семей которых являются заемщиками.
АРБ благодарит ФНС России за оперативный ответ, изложенный в письме N 09-06-01/15105@ от 26.12.2022 (далее - ответ от 26.12.2022) на наше обращение от 8 декабря 2022 года N А-01/5-575 (далее - запрос АРБ) по вопросу о порядке получения кредитными организациями подтверждающей информации о находящихся на военной службе заемщиках и лицах, члены семей которых являются заемщиками.
В ответе от 26.12.2022 содержится анализ писем Минфина России и Банка России по вопросу применения Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 377-ФЗ) и других нормативных правовых актов. Однако данный анализ, как и сами упомянутые документы, не дают ответов на поставленные АРБ вопросы.
Таким образом, остаются без разъяснений изложенные в запросе Ассоциации вопросы:
1. Будет ли ФНС России предоставлять кредитным организациям подтверждение сведений о факте прохождения военной службы в отношении заемщиков, являющихся военнослужащими согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 1 и части 6 статьи 8 Закона N 377-ФЗ, и лиц, являющихся военнослужащими согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 1 и части 6 статьи 8 Закона N 377-ФЗ, члены семей которых являются заемщиками? Или соответствующая информация будет предоставляться только в отношении мобилизованных заемщиков/ мобилизованных лиц, члены семей которых являются заемщиками? Если указанные сведения будут предоставляться только в отношении мобилизованных заемщиков/ мобилизованных лиц, члены семей которых являются заемщиками, то каким уполномоченным органом и в каком порядке соответствующая информация должна предоставляться кредитным организациям в отношении заемщиков, являющихся военнослужащими согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 1 и части 6 статьи 8 Закона N 377-ФЗ, и лиц, являющихся военнослужащими согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 1 и части 6 статьи 8 Закона N 377-ФЗ, члены семей которых являются заемщиками?
2. Будет ли ФНС России предоставлять кредитным организациям сведения, подтверждающие прекращение участия заемщика - военнослужащего либо военнослужащего, членом семьи которого является заемщик, в соответствующих военных действиях? Если нет, то каким уполномоченным органом и в каком порядке данные сведения должны предоставляться кредитным организациям?
В силу этого повторно просим рассмотреть данные вопросы и высказать по ним свою позицию.
Также банки отмечают факт возникновения следующей проблемы.
Представитель военнослужащего/ член его семьи, в целях подтверждения факта мобилизации заемщика предоставляет в банк копию справки из военкомата, подтверждающей мобилизацию заемщика. Однако при проверке данной информации путем обращения в ФНС России кредитная организация получает информацию о том, что соответствующий заемщик не является мобилизованным.
В связи с этим требует оперативного разрешения следующий вопрос: является ли полученная от ФНС России информация об отсутствии сведений о мобилизации заемщика основанием для отказа заемщику в предоставлении льготного периода?
Нужно ли банку при возникновении ситуации выявления противоречия между предоставленными заемщиком (его представителем/ членом его семьи) документами и сведениями, полученными от ФНС России, обращаться в какой-либо уполномоченный орган (или повторно в ФНС России)? Если да, то в какой орган государственной власти необходимо обратиться банку за получением достоверных сведений в рассматриваемой ситуации?
С учетом изложенного просим Вас, рассмотреть вопросы о порядке получения кредитными организациями подтверждающей информации о военнослужащих, в т. ч. мобилизованных заемщиках, и высказать по ним позицию Федеральной налоговой службы.
Ассоциация выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Федеральной налоговой службой по вопросам применения действующего законодательства.
Президент, академик РАН |
Г. А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 2 февраля 2023 г. N А23-01/5-39 "О подтверждении информации о военнослужащих"
Опубликование:
-