Постановление Верховного Суда РФ от 13 января 2023 г. N 34-АД22-8-К3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Артик-Транс" (далее - ООО "Артик-Транс", Общество") Шишова Н.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Североморского районного суда Мурманской области от 23 сентября 2020 года, решение судьи Мурманского областного суда от 18 октября 2021 года, постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 5 марта 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Артик-Транс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Североморского районного суда Мурманской области от 23 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Мурманского областного суда от 4 декабря 2020 года, ООО "Артик-Транс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10 июня 2021 года решение судьи Мурманского областного суда от 4 декабря 2020 года отменено. Дело направлено в Мурманский областной суд на новое рассмотрение.
Решением судьи Мурманского областного суда от 18 октября 2021 года постановление судьи Североморского районного суда Мурманской области от 23 сентября 2020 года оставлено без изменения.
Постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 5 марта 2022 года, постановление судьи Североморского районного суда Мурманской области от 23 сентября 2020 года и решение судьи Мурманского областного суда от 18 октября 2021 года, оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор Шишов Н.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Артик-Транс" к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 23 июня 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 названного федерального закона (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года).
Постановлением Правительства Мурманской области от 4 апреля 2020 года N 175-ПП (в редакции от 3 августа 2020 года) на территории Мурманской области продлен режим повышенной готовности для органов управления и сил Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Согласно подпункту 31 пункта 3.2 указанных Правил организациям, осуществляющим регулярные перевозки городским электрическим и автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным и межмуниципальным маршрутам, необходимо обеспечить информирование граждан о необходимости обязательного использования средств индивидуальной защиты (маски и респираторы) (далее - СИЗ) в общественном месте; не допускать нахождение в салонах транспортных средств граждан без СИЗ. При попытке совершения поездки гражданином без СИЗ осуществлять его информирование о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за их нарушение. В случае несогласия гражданина исполнять установленные требования об обязательном использовании СИЗ перевозчик вправе вызывать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения и составления протокола.
Из материалов дела следует, что постановлением судьи Североморского районного суда Мурманской области от 23 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Мурманского областного суда от 18 октября 2021 года, постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 5 марта 2022 года, ООО "Артик-Транс", осуществляющее деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным и межмуниципальным маршрутам, признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что 5 августа 2020 года в 10 часов 06 минут на 9 км 070 м автоподъезда к г. Североморску Мурманской области в салоне автобуса "ПАЗ", государственный регистрационный знак ..., принадлежащего ООО "Артик-Транс", выполнявшего рейс по маршруту N 105 "Мурманск-Североморск" в нарушение требований подпункта 31 пункта 3.2 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 4 апреля 2020 года N 175-ПП, допустило нахождение пассажира Н. без средств индивидуальной защиты (маски или респиратора).
Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28 марта 2022 года N 222-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 4 апреля 2020 года N 175-ПП" пункт 31 пункта 3.2 правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных вышеназванным постановлением, признан утратившим силу.
Таким образом, приведенные выше положения постановления Правительства Мурманской области от 4 апреля 2020 года N 175-ПП в части обеспечения организациями, осуществляющими регулярные перевозки городским электрическим и автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным и межмуниципальным маршрутам, необходимо информирование граждан о необходимости обязательного использования средств индивидуальной защиты (маски и респираторы) в общественном месте; не допущения нахождение в салонах транспортных средств граждан без СИЗ, утратили силу.
В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении постановления о назначении ООО "Артик-Транс" административного наказания.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Североморского районного суда Мурманской области от 23 сентября 2020 года, решение судьи Мурманского областного суда от 18 октября 2021 года, постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 5 марта 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Артик-Транс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Североморского районного суда Мурманской области от 23 сентября 2020 года, решение судьи Мурманского областного суда от 18 октября 2021 года, постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 5 марта 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Артик-Транс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 13 января 2023 г. N 34-АД22-8-К3
Опубликование:
-