Новое в порядке уплаты государственной пошлины
Государственная пошлина является обязательным федеральным сбором, уплачиваемым юридическими и физическими лицами на всей территории Российской Федерации за совершение юридически значимых действий, защищаемых государством. В настоящее время до принятия специальной главы части второй НК РФ действуют Федеральный закон "О государственной пошлине" (в ред. от 31.12.95 г. N 226-ФЗ, с изм. по состоянию на 25.07.02 г.) и Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.96 г. N 42 по применению этого Закона (далее - Инструкция). В течение последних лет в Закон и Инструкцию были внесены изменения и дополнения, так Минюст России 13 ноября 2002 г. зарегистрировал за N 3913 приказ МНС России, согласованный с Минфином России, от 18.10.02 г. N БГ-3-04/584 о внесении изменений и дополнений N 6 в Инструкцию*(1). Необходимость внесения этих изменений и дополнений была вызвана принятием Федерального закона от 21.03.02 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом от 8.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (п.18 ст.2). Упомянутые изменения в Инструкцию вступили в действие с 1 июля 2002 г.
Суть этих изменений и дополнений заключается в том, что введена государственная пошлина за государственную регистрацию юридических лиц, а также за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, в размере 2000 руб.
В этой связи п.3 Инструкции дополнен абзацем, которым в перечень юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина, включено и это действие.
Изменена редакция п.8 Инструкции, теперь предусматривается поступление государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и изменений в их учредительные документы в федеральный бюджет по месту нахождения банка, принявшего платеж.
Инструкция дополнена разделом IX "Государственная пошлина за государственную регистрацию юридических лиц", п.61 которого предусмотрен размер ставки государственной пошлины 2000 руб. Согласно п.62 этого раздела льготы по уплате государственной пошлины должны предоставляться органам государственной власти, включая органы местного самоуправления, и профессиональным союзам, объединениям (ассоциациям) профессиональных союзов, первичным профсоюзным организациям при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при изменениях, вносимых в их учредительные документы.
Здесь необходимо иметь в виду следующее. Пунктом 2 ст.17 Закона N 129-ФЗ установлено, что внесение в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, не является государственной регистрацией этих изменений, следовательно, это действие не подпадает под действия, за которые взимается госпошлина. Согласно ст.21 данного Закона подлежат государственной регистрации юридические лица в связи с их ликвидацией. Таким образом, за государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией следует взимать государственную пошлину в размере 2000 руб.
В пп.55, 59, 63 и 66 Инструкции изменений не внесено. Эти пункты дают право законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные льготы по уплате государственной пошлины отдельным плательщикам и их категориям (п.10 ст.5 Закона "О государственной пошлине").
Однако в соответствии со ст.56 НК РФ налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, в связи с чем нормы Инструкции о праве предоставлять льготы отдельным налогоплательщикам, как и нормы Закона "О государственной пошлине", не действуют в силу их противоречия НК РФ.
Как определено ст.13 НК РФ, государственная пошлина является федеральным сбором и по Закону N 31-ФЗ за государственную регистрацию юридических лиц, а также изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, уплачивается в федеральный бюджет. Однако в п.14 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 г. N 5 дано разъяснение, что по нормам п.2 ст.17 НК РФ дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам и сборам могут быть установлены региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, подлежащих зачислению в региональный или местный бюджеты, и только в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом.
Таким образом, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации не вправе предоставлять дополнительные льготы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц.
Кроме того, в связи с указанием Банка России от 5.01.01 г. N 897-У "Об упорядочении нормативных актов Банка России" письмо Банка России от 9.08.93 г. N 22-2-1/059, в соответствии с которым было разработано приложение к Инструкции, утратило силу. Поэтому второй абзац п.9 Инструкции и приложение к ней исключены.
При заполнении платежных поручений на уплату государственной пошлины следует руководствоваться положением Банка России от 12.04.01 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".
Л. Крыканова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
"Финансовая газета", N 48, ноябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ МНС России от 18.10.02 г. N БГ-3-04/584 см. на с.1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71