Предисловие
Российская Федерация характеризуется многонациональным составом населения и культурным разнообразием. На территории страны живут и трудятся люди 193 национальностей. В разных регионах проживают этносы, численность которых составляет от нескольких сот тысяч до нескольких человек. Многие народы России проживают на исторической территории уже много столетий, а некоторые, особенно в конце прошлого века, изменили постоянное место жительства в результате общественно-политических, экономических процессов и других причин. Это оказало влияние на изменение национального состава населения в регионах.
Этническое многообразие каждого из 85 субъектов Российской Федерации - позитивный фактор развития современного российского поликультурного общества. Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна, в ней существует множество религиозных организаций, представляющих около 20 конфессий.
В каждом регионе, а особенно в крупных промышленных центрах и столицах административно-территориальных образований функционируют многочисленные общественные некоммерческие этнокультурные организации разного уровня и форм (общества, автономии и др.).
Современная национальная политика России нацелена на то, чтобы всем народам было комфортно на месте их проживания, а нормой межнационального общения являлись мир и добрососедство, согласие, уважение к представителям других национальностей. Совместные усилия государственных органов власти, национальных диаспор, общественности, культурно-просветительных и образовательных учреждений в каждом регионе направлены на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений.
Одним из инструментов проведения такой политики являются государственные этнокультурные учреждения: дома национальностей, дома дружбы, дома дружбы народов, центры национальных культур и т.д. Эти учреждения существуют как самостоятельные структуры или находятся в составе местных исполнительных органов власти, учреждений культуры. Перечисленные выше учреждения хотя и отличаются по названию, но имеют аналогичные цели, задачи и содержание работы, различающиеся в основном масштабами и учетом локальных особенностей. Основной целью деятельности домов национальностей, как центров культурной консолидации национальной общественности, является их участие в реализации государственной национальной политики и содействие созданию условий для удовлетворения культурных, информационных и образовательных интересов и потребностей многонационального населения, сохранение и развитие традиционной культуры и искусства этносов, проведение досуга с этнокультурным компонентом, организация и проведение мероприятий, способствующих утверждению межнационального мира и согласия.
Этнокультурная политика в нашей стране осуществляется на основе законодательно-правовой базы федерального и местного уровня.
Концептуальное значение имеет Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" от 19 декабря 2012 г. (N 1666), и принятые в его развитие распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении планов мероприятий по реализации данной Стратегии.
В Стратегии государственной национальной политики чётко сформулированы основные положения, на которых строится единство российской нации:
- Российское государство создавалось как единение народов, и в этом его принципиальное отличие от национальных государств Европы;
- в России сложилось уникальное культурное многообразие;
- основным принципом объединения государства стала духовная общность различных народов;
- современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости;
- уважением самобытных традиций населяющих Россию народов;
- способность интегрировать лучшие достижения народов в единую российскую культуру.
Продвижение этих идей в общественное сознание через различные мероприятия с эффективным информационным сопровождением, позволяет создать условия для успешного формирования единства российской нации.
Проведение мероприятий - это комплексный вид работы, который требует междисциплинарного подхода в практической деятельности, использования методик разных гуманитарных дисциплин, в частности, истории, этнографии, педагогики, краеведения, этнопсихологии и др.
В основные направления и задачи современной национальной политики, как это указывается в современных нормативных законодательных актах, входит содействие сохранению и развитию культурного и духовного потенциала всех этносов многонациональной Российской Федерации, приумножение его на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, проживающих на данной территории; формирование культуры межнационального общения, а также развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, соответствующих экскурсионных маршрутов, развитие базы данных об исторических памятных местах, связанных с жизнью видных деятелей культуры, науки, искусства представителями народов России.
Выбор методик мероприятий в области национальной политики, определяется такими факторами, как:
- цели и задачи мероприятия;
- проблематика, главные темы и программа (сценарий);
- организаторы и ответственные за подготовку и реализацию проекта учреждения и официальные лица;
- организационно-содержательная форма мероприятия (лекции, экскурсии, тематические занятия, тренинги, круглые столы, семинары; экскурсионное сопровождение выставок, презентаций, массовых действий; традиционные и современные праздники и обряды; массовые театрализованные действия; дегустация блюд национальной кухни, спортивные состязания и др.);
- контингент участников праздника (численность и состав участников с учетом национальности, вероисповедования, принадлежности к определенной социальной группе, этнических маркеров, гендерных характеристик, уровня образования, территории постоянного и временного проживания, мотивации целей и интересов участия и др.;
- время, сроки, место проведения;
- особенности территории, на которой проходит массовое действие (размер площади, закрытые залы, стадионы, в т.ч. городах, сельской местности или районных центрах. Населенный пункт, где проходят крупномасштабные национальные и межнациональные праздники, такие как Сабантуй, Ханука, Курбан-Байрам; региональные фестивали национальных культур и т.п.
- материально-техническое оснащение на всех этапах подготовки и проведения мероприятия;
- участие в мероприятиях партнеров с дополнительной программой, соответствующей основной тематике мероприятия (организация выставок, презентация блюд национальной кухни; организация мастер-классов; продажа художественной и научно-популярной литературы, в т.ч. по этнографии и истории населения региона; сувениров; выступления местных фольклорных и танцевальных профессиональных и самодеятельных коллективов, а также артистов из других регионов и т.д.);
- обеспечение санитарно-эпидемиологических;
- обеспечение безопасности участников мероприятия.
Подготовка, организация и проведение мероприятий с этнической спецификой в обязательном порядке требует владения этнографическими знаниями о национально-самобытной культуре народов, традициях и обрядах, существующей классификации традиционных и современных праздников и обрядов, их глубинном содержании, устоявшихся в народной культуре форм и способов их проведения в целях передачи достоверного опыта и традиций праздничной культуры участникам современных мероприятий - представителям различных национальностей, возрастных групп населения. Все это обуславливает необходимость учитывать специфику составляющих культурное действие компонентов, как традиционных, так и новых.
В каждом конкретном случае необходим свой алгоритм, исключающий штампы в целях обеспечения действенного диалога между организаторами мероприятия и его участниками не только в плане реализации заданных целей и функций мероприятия, например, образовательно-познавательных и воспитательных, но и решение других задач - основных и вспомогательных. При этом следует учитывать разные методические способы работы с аудиторией.
При планировании мероприятия уже на предварительной стадии подготовки необходимо уделить серьезное внимание дифференцированному подходу в анализе каждой группы предполагаемых участников и гостей предстоящего действия, т.к. это в дальнейшем может повлиять на его эффективность. Каждая категория людей требует учета этнопсихологических особенностей участников действия и особых приемов работы с ними. Это могут быть дети, школьники, подростки, молодежь, взрослые, люди старшего поколения, представители различных национальностей и культур, разные по социальному составу, уровню образования, степенью владения русским языком.
В связи с этим целесообразно предварительно изучить современные методики просветительной работы в целом и по отдельным темам, а также приемы работы с каждой группой населения с их последующим анализом для выявления наиболее эффективных форм взаимодействия. В этом плане наиболее плодотворными являются результаты социологических исследований по конкретным проблемам в рамках целевых программ.
В настоящее время существует множество способов, методов трансляции этнокультурных знаний (лекции, семинары, практические занятия, в т.ч. непосредственный обмен опытом специалистов, интерактивные программы, общение в режиме конференцсвязи, применение методов дистанционного обучения с использованием современных телекоммуникационных технологий).
Подготовка мероприятия
Успех проведения мероприятия целиком зависит от подготовительной работы, которая проводится предварительно события. Также существует множество форм проведения мероприятий, но, несмотря на их разнообразие методика подготовки и их проведение в своей основе - общая практически для всех.
Кому и зачем нужна программа?
В принципе, заказчиком разработки культурной программы могут быть самые различные социальные субъекты.
Разработка программы может быть обусловлена также необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой-то общей комплексной задачи.
Необходимо также иметь аннотацию программных документов, краткий вариант для использования в качестве раздаточного, рекламного материала, используемого в PR - акциях продвижения программы.
Как разрабатывается программа мероприятия?
Сама разработка проекта и программы должна начинаться с определения проблемы (проблем), на решения которой будут направлены действия, определяемые данным документом.
Понимание реальных проблем выводит иногда на неожиданное социальное партнерство, открывает перспективы привлечения дополнительных ресурсов. Информацию об этих проблемах могут давать СМИ, распорядительные документы и специальные исследования. Проект, предназначенный для решения ряда проблем, нуждается в ясной и четкой формулировке для придания ему убедительности, актуальности и значимости.
Следующим шагом в разработке проекта или программы является формулировка общей идеи проекта или программы. Это могут быть и творческие замыслы и идеи, и идеи организационного плана.
Только после этого можно приступать к формулировке цели или (целей) программы или проекта, т.е. описанию конкретного желаемого результата.
Очевидно, что разработка может включать в себя анализ состояния сферы национальной политики, проведение специального исследования (опросов, анкетирования, наблюдений, контент-анализа документов и прессы), проведение семинаров, конференций и т. п. На основе исследований (по которым представляется аналитический отчет) надо выработать рекомендации, и только на их основе - собственно проектную часть программы.
Проекты (программы) выполняют ряд функций: представления о способе реального решения социально значимых проблем; обязательства участников решения этих проблем.
Они должны отвечать ряду требований: демонстрировать профессионализм разработчиков; демонстрировать привлекательность, преимущества и достоинства этого проекта; быть конкретными, измеряемыми и реалистичными; давать ясное представление о конечном результате; учитывать реальное время и реальные ресурсы, необходимые для осуществления.
Этим обусловлены особенности проектов и программ культурно массовых мероприятий как специфической плановой документации и требования к их оформлению.
Повысить привлекательность проекта может ряд факторов:
1) социальная значимость проекта, включая: актуальность решаемых проблем; долгосрочность перспективы значимого результата; возможность дальнейшего самостоятельного развития; уникальность (идеи, реализации); общественный резонанс проекта, в том числе в СМИ;
2) политическая привлекательность, включая: созвучие проекта актуальным политическим проблемам, присутствие в них ангажированности (в некоторых случаях этот критерий носит обратный характер - когда привлекательна именно политическая не ангажированность проекта); политкорректность, отсутствие дискриминации отдельных групп населения; партнерство как стратегия, развитие и укрепление социального партнерства как фактора формирования гражданского общества;
3) эффективность (малое время и малые ресурсы); встречное финансирование; некоммерческий характер проекта; творческое использование имеющихся собственных ресурсов.
На стадии планирования одним из важных результатов является не только получение проекта программного документа, но и формирование инициативных групп, коллективов единомышленников.
Целесообразно также провести презентацию программы с широким привлечением СМИ.
Мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах:
1. Подготовительный этап
- Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
- Составление плана работы
- Определение хода и содержания мероприятия
- Определение методов и приемов.
- Разработка сценария.
- Подготовка атрибутов, реквизита.
- Изготовление наглядного материала
- Определение участников (актеров, ведущих, жюри и т.д.).
- Составление и оформление сценария
- Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
- Приобретение призов, грамот.
- Определение места, времени, даты проведения.
- Решение организационных вопросов.
2. Коррекционный этап
- Подготовка оформления.
- Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
- Репетиция, корректировка сценария.
- Объявление.
- Приглашение зрителей, гостей.
3. Основной этап
- Оформление помещения.
- Установка оборудования, технических средств.
- Проведение мероприятия.
- Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
- Возможное обсуждение с коллегами, гостями.
- Обобщение опыта работы в СМИ.
При подготовке и проведении мероприятий, нужно помнить, что существуют определенные требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:
1. Мероприятие не самоцель, а средство, оно должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
2. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: "игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест".
Также необходимо:
- Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
- Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.
- Предусмотреть элементы неожиданности, "изюминки".
- Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.
Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:
1. Актуальность тематики.
2. Адекватность содержания (соответствие теме).
3. Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).
4. Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).
5. Лаконичность, ясность, доступность, четкость.
6. Тщательность подготовки.
7. Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).
Успех зависит и от ведущего. Слагаемыми успеха являются:
- Умение войти в контакт с участниками.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей аудитории.
- Осведомленность по теме и эрудиция.
- Культура речи и культура поведения.
- Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.
Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия. Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовёте?
Формы мероприятий
Существует множество форм проведения мероприятий. Под формой необходимо понимать определенные способы организации людей и совокупность разных средств и методов влияния, т.е. способы отбора и изложение материала, который составляет основу содержания, идейно-тематический замысел мероприятия.
Формы делятся на индивидуальные, групповые и массовые, а также комплексные и простые (не комплексные).
Простые формы работы - такие, в которых содержание раскрывается преимущественно с помощью одного средства и одного метода. Например: выступления, доклада, беседы, встречи.
Комплексные формы характеризуются сложностью структуры, разнообразием применения средств и методов. К ним относятся: форумы, концертные программы, тематические вечера, и т.п.
К массовым формам культурно-просветительской работы относятся: митинги, публичные лекции, манифестации, фестивали, спортивные праздники, парады и т.п.
Анализ мероприятия
Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности мероприятия.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) предлагается проводить по следующей схеме:
1. Тема, название.
2. Цель
3. Место проведения.
4. Участники (количество, состав и т.д.).
5. Кто проводит
6. Форма (викторина, конкурс, игровая программа, посиделки и т.д.).
7. Методы
8. Качество подготовки и проведения:
- Наличие плана, тезисов, сценария.
- Использование информационного материала, пособий.
- Использование игровых форм, оригинальность заданий.
- Творческие идеи, находки.
- Владение материалом, методикой проведения мероприятия.
- Профессионализм и эрудиция ведущих
- Доступность изложения материала.
- Эмоциональная атмосфера.
- Соответствие содержания мероприятия выбранной форме, а также возрасту участников и зрителей.
9. Оформление
10. Оборудование, технические средства.
11. Взаимосвязь цели, задач, содержания, формы, методов, приемов и результата.
12. Итоги. Достигнут ли результат (цель).
13. Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его - способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.
Информационное сопровождение мероприятий
Под информационным сопровождением мероприятий понимается деятельность по обеспечению максимально широкого информационного освещения в традиционных СМИ и сети "Интернет".
Планирование информационного сопровождения предполагает два уровня:
- стратегическое планирование;
- реализация выработанной стратегии.
Основные принципы информационного сопровождения мероприятий основываются на базовых принципах:
- акцентирование внимание на мероприятиях, рассчитанных на массовую аудиторию;
- создание и поддержка информационного фона;
- оценка эффективности.
Основная задача информационного сопровождения - донесение сообщения до максимального числа целевой аудитории.
При планировании информационного сопровождения мероприятий рекомендуется учитывать следующие аспекты:
целевая аудитория СМИ и интернет-ресурсов, на которых размещаются пресс-релизы и новости о прошедших событиях, должна совпадать с целевой аудиторией мероприятий; заблаговременное информирование предполагает рассылку пресс-релиза мероприятия, а также отдельную работу с интернет-сообществами; в рамках информационного сопровождения могут быть организованы отдельные медиа-события (пресс-конференции, брифинги, PR-акции); тематика публикаций в рамках информационного сопровождения должна совпадать с тематикой организуемых мероприятий.
Результатом взвешенного планирования информационного сопровождения является утвержденный медиаплан. Медиаплан - это целевой, программный документ, структурированный определенным образом и представляющий собой систему расчетов, обоснований, описание мер и действий по работе со средствами массовой информации с учетом максимальной эффективности.
Планирование информационного сопровождения условно можно разделить на четыре этапа:
1. Анализ информационного поля:
На данном этапе необходимо изучить интернет-ресурсы и СМИ, которым отдает предпочтение целевая аудитория мероприятий, выявляются особенности популярных публикаций. Рекомендуется выработать набор характеристик публикуемых материалов, способных привлечь большую часть целевой аудитории (тип материала - видеоролик, аудиозапись, фоторепортаж и др.).
2. Принятие решения об охвате аудитории:
Понятия охвата и частоты относятся к базовым понятиям медиапланирования. Охват носителя (или схемы размещения) - это число лиц целевой аудитории, которые познакомятся с публикацией хотя бы один раз за определенный период (в процентах или в абсолютных числах).
3. Сравнительный анализ и выбор носителей для публикаций:
Решение о выборе медиа для размещения публикаций следует принимать, исходя из конкретного мероприятия.
Схема размещения публикаций составляется таким образом, чтобы достичь максимально возможного охвата целевой аудитории. При этом желательно выбирать СМИ и интернет-площадки, аудитория которых не пересекается, а также планировать публикации для одной и той же целевой аудитории не реже 1 раза в месяц.
Реализация выбранной стратегии информационного сопровождения
Реализация стратегии информационного сопровождения предполагает планомерную работу с различными медиа. Рекомендуется обратить внимание на то, что информация должна быть запоминающейся и появляться с определенной периодичностью.
Сопровождение отдельного мероприятия может быть реализовано следующим образом:
1. Анонс мероприятия - рассылка первичного сообщения (это может быть пресс-релиз) для СМИ и размещения сообщения на интернет-ресурсе (сайт, официальная группа в социальных сетях) - за месяц до даты проведения.
Анонс мероприятия представляет собой информационное сообщение, отвечающее на вопросы: что, где, когда и кто проводит. Информация может предоставляться дозировано, обязательный элемент - наличие прямых контактов организаторов.
2. Краткий пресс-релиз - рассылка для СМИ и размещение на интернет-ресурсах - за две недели до даты проведения мероприятия.
Краткий пресс-релиз представляет собой расширенное информационное сообщение, завершается приглашением представителей СМИ (как вариант - блогеров) посетить мероприятие.
3. Подробный пресс-релиз - рассылка для СМИ и размещение на интернет-ресурсах - накануне даты проведения мероприятия.
Подробный пресс-релиз включает в себя информационное сообщение, программу мероприятия с акцентированием конкретных событий, чтобы представители медиа могли ориентироваться в происходящем на мероприятии. Обязательный элемент - представление спикеров мероприятий, основных участников.
4. Онлайн-трансляция мероприятия - для пользователей сети Интернет - в даты проведения мероприятия на интернет-ресурсах и в официальных группах в социальных сетях.
Онлайн-трансляция мероприятия в сети Интернет предполагает информирование пользователей о происходящем, может быть трех типов: текстовой, видео или аудио. Допускается комментированный онлайн-фоторепортаж.
5. Заключительный пресс-релиз с комментариями участников - размещается в день завершения мероприятия или на следующий день.
Заключительный пресс-релиз представляет собой отчет (или репортаж) с прошедшего мероприятия со сведениями об участниках, обсужденных вопросах, ключевых событиях, включает комментарии участников о прошедшем событии, сопровождается фото, видео или аудиоматериалами.
При проведении массовых мероприятий рекомендуется прибегать к специальным пресс-мероприятиям: пресс-подходы вовремя мероприятия или пресс-конференции, брифинг и др. Работа СМИ при этом может строиться отдельно - в зависимости от поступающих запросов журналистов могут быть организованы интервью, пресс-завтраки и другие мероприятия.
При создании тематических разделов на интернет-ресурсах необходимо обеспечить наполняемость таких разделов в том числе ссылками на нормативные правовые акты и специализированные ресурсы.
Как уже отмечалось выше, для привлечения молодежи к актуальной теме, рекомендуется использовать такую форму работы как организация конкурсных мероприятий. Одним из способов создания информационных ресурсов может быть организация конкурсных работ среди студентов и старших школьников в разработке интернет-страниц (сайтов) и мобильных приложений.
Словарь
А
Агитбригада - небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строился на остросовременном, злободневном материале.
Акция - (от лат. actio) действие, выступление (например, политическая акция, дипломатическая акция).
PR-акция - разнообразные мероприятия, направленные на увеличение популярности и узнаваемости.
Альманах - (от араб. Альманах - календарь), мероприятие о книгах (произведениях, авторах) объединённых по тематическому, жанровому или др. признаку.
Арт-пространство (выставочный зал) - художественная акция (творчество), активно внедряющееся в реальное пространство, при этом само пространство выступает в качестве арт-объекта, или служит лишь обрамлением для него.
Ассамблея - разновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху ХУIII века. В России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления как читателей, так и библиотекарей.
Ассорти - мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.
Атака мозговая (мозговой штурм) - интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.
Аукцион знаний - творческое мероприятие, разновидность викторины, способствующие привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобретению знаний всеми участниками. Интеллектуальное развлечение. На аукционе "продаётся" вопрос или приз и его можно "купить": "покупка" совершается путём предъявления каких-либо знаний, затребованных "продавцом". По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы - приз получает тот, кто ответит последним. Сохраняется атрибутика аукциона: кафедра, молоток, колокольчик.
Б
Бал - литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке.
Бал-маскарад - костюмированный бал.
Бенефис - мероприятие, устраиваемое в честь одного поэта, музыканта, автора и др.
Беседа - диалоговая форма мероприятия, которая начинается сообщением ведущего и продолжается разговором с аудиторией.
Беседа-диалог - беседа в форме диалога двух ведущих.
Беседа-диспут - беседа с элементами диспута (спора).
Беседа-обсуждение - беседа с элементами обсуждения.
Беседа-практикум - беседа с практическими занятиями.
Блиц - какое-либо мероприятие, очень быстрое, проводимое за короткое время или содержащее список вопросов, ответ на которые дается за очень короткое время.
Блиц-опрос - очень быстрый, проводимый за короткое время опрос.
Блиц-турнир - очень быстрый, проводимый за короткое время турнир.
Бой - соревнование между группами с использованием, например, взаимообмена знаниями.
Бой интеллектуальный - соревнование знатоков чего-либо, интеллектуалов.
Бой ораторов - соревнование ораторов.
Брейн-ринг - игра между двумя (и более) командами в ответы на вопросы. Их преимущества в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают возможность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить познания и начитанность целого класса.
В
Вернисаж - мероприятие, посвященное художественному творчеству, проводимое в торжественной обстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица. 15
Вечер - вечернее собрание для дружеской встречи с целью развлечения; вечера могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими, т.д.; организуются, чаще всего, для старшеклассников. Цель: объединить участников, приобщить к искусству, литературе, чтению.
Вечер вопросов и ответов - мероприятие, позволяющее участникам получить ответы на животрепещущие вопросы из "первых уст", из официальных источников (представителей органов местной власти, организаций, учреждений).
Вечер литературный - массовое мероприятие, которое посвящается творчеству того или иного писателя или поэта (чаще всего приурочивается к юбилейным датам).
Вечер поэзии - массовое мероприятие, которое посвящается поэзии, может посвящаться творчеству одного поэта или отдельной теме.
Вечер поэтического настроения - массовое мероприятие, которое посвящается поэзии, сопровождается чтением стихов всеми присутствующими или большинством.
Вечер-аукцион - вечер с элементами аукциона.
Вечер-портрет - мероприятие, цель которого раскрыть различные грани личности героя вечера. Героем вечера может быть местный старожил, заслуженный врач или педагог, народный умелец, писатель, художник, герой-земляк и т.п. Наибольший эффект мероприятие приносит когда присутствует герой вечера. Мероприятие проводится также как и литературный вечер.
Вечер-посвящение - вечер, посвященный кому-либо или чему-либо. Вечер-реквием - вечер памяти, посвященный печальным или трагическим датам истории.
Видеовикторина - викторина с использованием видеофрагментов.
Видеоурок - урок, построенный с помощью видеоматериала Видеоэкскурсия - экскурсия, записанная и воспроизводящаяся с помощью видеоаппаратуры Видеоэнциклопедия - мероприятие, построенное по типу энциклопедии, с помощью видеоматериала,
Визит - официальное посещение, с деловой целью.
Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора присутствующих. Подбор вопросов осуществляется с учетом возраста присутствующих, уровня их знаний. При проведении викторин могут быть использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как "вопросами", так и "ответами".
Экспресс-викторина - быстро (за короткое время) проведенная викторина.
Электронная викторина - викторина с применением компьютерных технологий.
Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы, обсуждения, торжество по поводу прибытия кого-либо.
Встреча тематическая - встреча, посвященная какой-либо теме.
Встреча-интервью - встреча, подготовленная и проведенная в форме интервью.
Встреча-презентация - официальное представление, открытие чего-либо созданного, организованного
Выставка - форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах. Разные формы и виды выставок смотри ниже (2 часть пособия).
Г
Галерея - мероприятие, построенное по типу последовательного ряда, вереницы образов, типов, тем.
Громкое чтение - мероприятие универсальное для всех возрастов, где читатели собираются для чтения вслух небольшого по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами.
Гуляние народное - времяпрепровождение большого количества людей под открытым небом с развлечениями, танцами, обычно посвящено различным народным календарным праздникам, сопровождается рассказом и показом народных традиций.
Д
День - комплексная форма мероприятий, включает в себя мероприятия, проводимые в один день, и объединенные какой-либо темой
День открытых дверей - включает экскурсии, беседы, выставки, игровые программы, встречи с интересными людьми, концерты и т. д. Мероприятия проводятся в течение одного дня.
День профессии - это комплексное мероприятие для широкого информирования жителей о какой-либо профессии. Включает выставки, консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; экскурсии; показы кинофильмов.
Дефиле - торжественный, величавый проход по сцене участников в ярких, красивых костюмах, демонстрирующих костюм, украшения, возможно дефиле литературных героев, книг
Дискотека - музыкальное мероприятие. Формы организации дискотек самые разнообразные: тематические, танцевальные. Организация требует хорошо оснащенной фонотеки, необходимой аппаратуры, соответствующего оборудования и оформления зала.
Дискуссия - специально организованный обмен мнениями (спор единомышленников) по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решений. Структура: определение темы, представление участников, объяснение условий дискуссии, выступление основных участников не более 20 минут, приглашение к обсуждению других людей, подведение итогов и краткий анализ высказываний. Необходимо соблюдение регламента и повестки дня, приличий во время дебатов. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, лекции, особенно адресуемые молодежи.
Диспут - публичный спор. Обычно диспут посвящается обсуждению политических или нравственных проблем. Главное при подготовке диспута: учесть интересы, особенности конкретной аудитории; правильно выбрать тему и четко сформулировать основные вопросы; организовать мероприятие по пропаганде чего-либо.
Ж
Журнал - мероприятие, стилизованное под периодическое издание.
З
Завалинка - посиделки на народные фольклорные темы.
Звездный час - мероприятие в игровой форме, проводится по определенной теме. Состоит из 3 туров, 1и 2 тур игроки получают вопросы по теме, игрок быстрее всех ответивший на вопрос получает звезду, в следующий тур проходят игроки, получившие больше всех звезд, в 3 тур проходят 2 участника, им дается задание составить как можно больше слов из слова, соответствующего заявленной теме.
И
Игра - соревнование, состязание по заранее согласованным и определенным правилам. Демократический вид деятельности, имитирующий реальную жизнь с четкими правилами и ограниченной продолжительностью. Форма организации игр разнообразна: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и т.д.
Игра деловая - средство формирования целостной системы организационных, общественных знаний, умений и навыков на основе моделирования. В основе - модель общественно-полезной организационной деятельности.
Игра интеллектуальная - игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей человека, его ума.
Игра тематическая - массовое мероприятие, насыщенное игровыми элементами и посвященное какой-либо теме. Н-р, историческая, экологическая, экономическая, профориентационная, игра-загадка, игра-фантазия.
Игра познавательная - игра, нацеленная на познавательную деятельность её участников.
Игра ролевая - средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством нее участники дела становятся героями ситуации (по выбору), моделируют ее, вынося на суд коллектива.
Игра-конкурс - мероприятие, совмещающее в себе игровые моменты с конкурсными заданиями.
Игра-представление - комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.
Игра-экскурсия - экскурсия с игровыми моментами.
Импровизация - создание художественного произведения непосредственно в процессе его выполнения.
Инсценировка (Постановка театрализованная) - постановка инсценированного представления литературного произведения.
Интервью - опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся ведущим.
К
Календарь - мероприятие на любую тему, по построению повторяющее определенный календарный цикл.
Калейдоскоп - мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (н-р, викторина, информинутка, блиц, минисценка, миниобзор и т.д.).
Капустник - это веселое самодеятельное представление с шутками, пародиями, стихами и песнями на любые темы.
Карнавал - праздник с шествиями, уличным маскарадом, театрализованными играми, костюмированный праздник, в основе которого лежит литературный сценарий. В подобных праздниках подразумевается массовость.
Карусель литературная - развлекательное мероприятие в игровой форме на литературные темы, с быстрой и непрерывной сменой конкурсов, заданий.
Клуб - общественная организация, объединяющая людей в целях общения на основе совместных политических, научных, литературных, художественных и др. интересов.
Клуб веселых и начитанных - познавательно-развлекательная командная игра-соревнование на литературные темы. Обычно принимают участие две команды подростков по 10-15 человек.
КВН - соревнование нескольких одновозрастных команд, как правило, веселое, юмористическое. Структура КВН: приветствие команд, разминка, конкурсы, конкурс капитанов, конкурс на лучшее домашнее задание.
Коктейль - вечернее, но не слишком торжественное мероприятие, как правило, с напитками и фуршетом, подразумевающее легкое непринужденное общение на легкие темы.
Коллаж - мероприятие-смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.
Композиция - мероприятие, структура которого состоит из сочетания каких-либо элементов, объединенных общим замыслом, идеей и образующих гармоническое единство.
Конкурс - личное или командное соревнование с целью выявления наилучших участников, исполнителей, лучшей работы, т.д. Конкурс может быть самостоятельной формой работы (музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический) или составной частью любого мероприятия, праздника, игры. Тематические конкурсы: краеведческий, профессиональный, конкурс-поиск, эрудитов и др.
Спринт-конкурс - конкурс, проведенный быстро, за короткое время, может быть частью большого мероприятия.
Конференция - проходит в виде собраний (научных, читательских, итоговых). Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы и сроков проведения, оповещение участников, разработка программы, списки литературы для подготовки, формулирование дискуссионно-проблемных вопросов и т.д.
Конференция научно-практическая - специально организованное коллективное обсуждение профессиональных проблем. Сообщения участников характеризуют научный анализ и конкретный опыт практической деятельности.
Пресс-конференция - познавательное мероприятие, организуемое в форме ролевой игры: встреча членов определенной "делегации" с "представителями прессы", "корреспондентами" различных газет и журналов, "журналистами радиовещания, телевидения, кино- и фотокорреспондентами". Цель: обмен знаниями, выработка правильного отношения к историческим и текущим событиям общественной жизни страны, города, школы.
Круглый стол - форма коллективной дискуссии, позволяющая максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. К участию в дискуссии могут приглашаться авторитетные специалисты, теоретики и практики, научные сотрудники, представители властей, общественных организаций и другие заинтересованные лица.
Кружок - мероприятие, приводящиеся для небольшой группы лиц, объединившихся для какой-н. интеллектуальной или иной деятельности. Или группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-н., а также само такое объединение, организация.
Л
Лаборатория - мероприятие, носящее исследовательский характер, стилизация научно-исследовательской деятельности.
Лекторий - цикл лекций, объединенных одной темой, проводящийся регулярно в течение какого-либо времени.
Лекция - публичное выступление - монолог, демонстрирующее совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Как правило, затем следуют ответы на вопросы аудитории.
М
Марафон - цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу, наличие препятствий, состязательный характер. Интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библиотечного марафона, который может длиться несколько дней. См. также: Игра-путешествие.
Мастер-класс - одна из форм эффективного обучения, передача ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Микрофон свободный (открытая трибуна) - ценностно-ориентированная деятельность детей в ситуации диалога на заданную актуальную тему, основанная на принципах демократии и плюрализма мнений. Передавая друг другу импровизированный микрофон (выходя к трибуне), читатели свободно высказывают свою точку зрения, задают острые вопросы. Выступления читателей должны быть краткими, небанальными, связанными с реальной жизнью. В целом достаточно 7-10 сообщений.
Мини-студия - небольшое практическое занятие, обучающее каким-либо творческим приемам.
Миниатюры - ряд художественных постановок малых размеров, отличающихся точностью и лаконичностью.
Минута славы - мероприятие, где любой человек может показать свои уникальные способности
Митинг - собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.
Мозаика - комплексное мероприятие, составленное из ряда малых мероприятий, развлекательного характера, разнообразных по форме и тематике.
Мозговой штурм - эффективный метод коллективного обсуждения, творческий поиск решения проблемы, который осуществляется путем свободного выражения мнения участников и позволяет использовать свои интеллектуальные способности. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений.
Мюзикл - музыкально-сценическая постановка, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.
Н
Неделя информации - цикл мероприятий по определенной теме, которые проводятся в течение недели и информируют о новой литературе, поступившей в библиотеку за определенный период. В эти дни в библиотеке оформляются выставки (книжные, иллюстративные, сценариев), формируются папки накопители, проводятся тематические беседы, выполняются запросы читателей. Такие недели информации позволяют охватить вопрос целиком, открывая для читателей новые формы подачи материала.
О
Обсуждение - массовое мероприятие, которое носит дискуссионный характер.
Олимпиада - конкурсы, смотры художественной самодеятельности, народного творчества или соревнования на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний.
Отчет творческий - мероприятие, посвященное анализу деятельности учреждения, творческого коллектива перед жителями
П
Панорама - мероприятие, широко и обзорно охватывающее какую-либо тему.
Парад - мероприятие, включающее в себя торжественное шествие
Площадка - мероприятие на любую тему, проводящееся на улице на ограниченной территории.
Постановка театрализованная (инсценировка) - постановка инсценированного представления литературного произведения.
Праздник - массовое мероприятие, посвященное знаменательной дате или событию общенародного, традиционного, общешкольного или классного характера. Праздник, посвященной торжественной дате, включает в себя: торжественную часть (поздравление, приветствие, подведение итогов); концерт развлекательного характера, показ спектакля, сольные номера, игры, пародии, аттракционы.
Представление - театральное или цирковое зрелище, спектакль. Могут быть: кукольное, музыкально-игровое, театрализованное, фольклорное и т.д.
Премьера - мероприятие, посвященное первому представлению чего-либо перед зрителями. Соответствует информационному характеру мероприятия. Нечто строгое, торжественное.
Программа конкурсная - мероприятие, состоящее из нескольких конкурсов.
Программа концертная - мероприятие, состоящее из концертных номеров.
Программа познавательная - мероприятие, привлекающее участников к познавательному процессу.
Программа развлекательная - мероприятие, состоящее из конкурсов и игр.
Промо-акция - акция, направленная на определенную целевую аудиторию с целью стимулирования сбыта товара или услуги, демонстрация продукции.
Р
Ринг - мероприятие, где в каждом "раунде" 2 участника один против другого отвечают на сложные вопросы зрителей, участниками могут быть известные люди, писатели, лучшие читатели.
С
Слайд-программа - программа, состоящая из просмотра слайдов, фотографий на какие-либо темы с комментариями.
Смотр-конкурс - публичный показ-конкурс результатов деятельности.
Собрание - совместное присутствие где-нибудь членов коллектива для обсуждения, решения каких-нибудь вопросов. Н-р, собрание знатоков.
Соревнование (состязание) - противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами (командами, игроками) за достижение превосходства, (выигрыша, признания и т.п.).
Спектакль - театральное представление.
Стол дискуссионный - круглый стол, носящий дискуссионный характер.
Т
Творческая лаборатория - мероприятие по обмену опытом, знаниями и т.д. в интересной, творческой форме.
Ток-шоу. На обсуждение выносится какой-либо философский вопрос (например: что такое любовь?). Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами.
Турнир - состязание, соревнование на разные темы 2 или более участников (команд), которое проводится в виде серии боев.
У
Урок творческий - обучение творческому делу. В процессе урока создаются творческие работы.
Устный журнал - активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре похоже на печатный журнал. Он состоит из ряда разделов - "страниц". Каждая страница содержит информацию о литературе по определенной теме и завершается рекомендацией печатных источников. традиционный метод деятельности. Отличительная особенность - отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность. Важно оформление журнала: обложка, титульный лист, заголовки рубрик, символы и атрибуты. Для оформления устного журнала можно использовать компьютерные презентации.
Утренник - праздничное мероприятие, по определенной теме
Ф
Феерия - представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.
Фестиваль - широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства. Может быть на самые разные темы, н-р: фестиваль молодежной книги, фестиваль профессий, фестиваль здоровья.
Флэшмоб - в переводе с английского "быстрая толпа", "вспышка" толпы", "мгновенная толпа". Сбор людей с целью проведения одноразовой акции. Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (по сценарию) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало. Подготовка и координация акции происходит посредством общения в сети Интернет.
Форум - широкое представительное собрание, съезд.
Х
Хит-парад - парад популярности, определяющийся в результате опроса.
Хобби-клуб - клуб, объединяющий людей с определенным хобби (разновидность развлечения, некое занятие, увлечение, не несущее особой материальной выгоды).
Хоровод - мероприятие, состоящее из следующих друг за другом небольших шуточных вопросов, заданий (н-р, хоровод вопросов) или повествующее о малых фольклорных жанрах (н-р, хоровод сказок, хоровод загадок).
Ц
Цикл встреч - несколько встреч, объединенных одной темой
Ч
Час общения - мероприятие, посвященное развитию навыков культуры общения и корректному обращению друг с другом.
Чтения - комплекс форм и методов пропаганды литературы по определенной теме. Чтения включают научно-практические конференции и семинары, вечера книги, книжные выставки, лекции, литературные вечера и устные журналы, библиографические обзоры. Чаще всего мероприятия проходят в течение нескольких дней. В проведении мероприятий могут принимать участие различные учреждения и общественные организации. Цель - пропаганда литературы и знаний. Могут быть тематические или для определенных групп пользователей, н-р, юношеские чтения, ломоносовские чтения.
Ш
Шоу - яркое представление, рассчитанное на шумный внешний эффект, развлекательная программа с эффектным музыкальным и визуальным сопровождением.
Шоу интеллектуальное - яркая интеллектуальная развлекательная программа.
Шоу-программа - программа, состоящая из нескольких эффектных, ярких номеров.
Э
Экскурсия - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест, как правило, культурно-просветительного или учебно-демонстрационного характера. Тематика разнообразна. Требуется предварительная подготовка со стороны организатора и участников, а также инструктаж по технике безопасности и этикету.
Экскурсия виртуальная - виртуальная экскурсия знакомит удаленных пользователей с тем или иным местом.
Экспозиция - выставка каких-либо предметов (экспонатов) размещенных для обозрения в соответствии с определенным порядком.
Экспресс-обзор (обсуждение) - обзор (обсуждение), подготовленный или проведенный за короткое время.
Экспромт - мероприятие-импровизация или различного рода выступления, исполнения без предварительной специальной подготовки.
Эскизы - несколько небольших по размеру постановок, объединенных в одно мероприятие общей идеей или темой.
Эстафета - совместная деятельность группы участников, совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами.
Ю
Юбилей - торжественно отмечаемая годовщина знаменательного события, жизни или деятельности какого-либо лица, существования учреждения, предприятия, организации и т. д.
Я
Ярмарка - мероприятие, посвященное народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. Обязательно сопровождается выставкой, где осуществляется продажа демонстрируемой продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по реализации и информационному сопровождению мероприятий для региональных учреждений, участвующих в реализации государственной национальной политики Российской Федерации (утв. Федеральным агентством по делам национальностей 29 декабря 2020 г.)
Опубликование:
-