Решение Ростовского областного суда от 20 сентября 2022 г. по делу N 3а-165/2022
Ростовский областной суд в составе
председательствующего судьи Водяной В.Ю, при секретаре Кононенко О.И, с участием прокуроров Емелиной Е.А, Шматовой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ГУП РО "УРСВ") о признании недействующим приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2021 N 71/20 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467) на 2022 год", установил:
Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования) 20 декабря 2018 года принято постановление N 85/27 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467) на 2019 - 2023 годы".
20 декабря 2021 года Региональной службой по тарифам Ростовской области принято постановление N 71/20 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467), на 2022 год". В пункте 2 постановления установлены тарифы на 2022 год с учётом корректировки согласно приложению к постановлению.
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ", предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2021 года N 71/20 (далее - Постановление N 71/20).
По мнению административного истца, постановление N 71/20 в оспариваемой части принято с нарушением норм тарифного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права предприятия.
В обоснование заявленных требований, уточненных в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административный истец указал, что при корректировке тарифов на 2022 год регулирующим органом неверно произведен расчет при определении результатов деятельности регулируемой организации по итогам отчетного периода в части фактических расходов на приобретение электрической энергии; при определении плановых расходов на приобретение электрической энергии; органом регулирования не произведена корректировка необходимой валовой выручки (очистка сточных вод пос. Майский). Кроме того, указано, что при расчете плановых и фактических операционных расходов РСТ применена величина базового уровня операционных расходов, признанная установленной с нарушением порядка ее определения вступившим в законную силу решением суда.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности К. А.А. и Б. В.В. поддержали доводы уточненного административного искового заявления, просили удовлетворить.
Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области по доверенностям В. Е.А, К. И.П, К. М.В, Р. Е.В. просили отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Изучив материалы административного дела, материалы тарифного дела, выслушав участников процесса, допросив свидетеля ФИО 1, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункты 1, 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В целях реализации положений Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) в части, касающейся тарифного регулирования, Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования). Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В силу статьи 3 Закона о водоснабжении в числе общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрены создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоснабжение, необходимых для его осуществления; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесены установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - орган регулирования, РСТ), полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов и производственных программ закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года N 20 (с последующими изменениями и дополнениями).
Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято РСТ в пределах имеющейся компетенции.
Упомянутый акт издан в форме постановления, что соответствует пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принят на заседании Правления РСТ правомочным составом Правления с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения, что подтверждено протоколом заседания Правления, приказами о составе Правления.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Устава Ростовской области, утвержденного Областным законом Ростовской области от 29 мая 1996 года N 19-ЗС, ч. 2 ст. 15 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года N 85-ЗС "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области" нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ростовской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.
Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2021 года N 71/20 опубликовано с соблюдением требований, установленных Областным законом Ростовской области от 29 декабря 2003 N 85-ЗС "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области", на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) 22 декабря 2021 года (номер публикации 6145202112220013 - т.1 л.д.180).
Постановление РСТ от 20 декабря 2021 N 71/20 принято на заседании Правления по результатам проведения специалистами РСТ экспертизы предложения Предприятия, на момент рассмотрения дела судом является действующим, содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление обладает признаками нормативного правового акта, принято органом регулирования в пределах имеющейся компетенции, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия, порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
ГУП РО "УРСВ" является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территориях муниципальных образований Ростовской области посредством деятельности филиалов, в том числе, "Белокалитвинский", "Дубовский", "Шахтинский".
30 апреля 2022 года Предприятие обратилось в РСТ с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2022 год для ГУП РО "УРСВ" с приложением обосновывающих материалов (л.д. 154-161 том 1).
По итогам экспертизы представленных Предприятием обосновывающих материалов к заявлению подготовлены заключения по делу по филиалам "Белокалитвинский" (на питьевую воду и на водоотведение), "Дубовский" (на питьевую воду) и "Шахтинский" участок "Шахтинский" (на питьевую воду, на техническую воду и на водоотведение (очистка сточных вод п. Майский), участок г. Шахты (на питьевую воду, на транспортировку сточных вод) (л.д. 1-73 том 3, л.д. 1-14 том 4).
20 декабря 2021 года состоялось заседание Правления РСТ N 71, по результатам которого принято оспариваемое постановление N 71/20.
В данном случае для ГУП РО "УРСВ" 2022 год является четвертым годом долгосрочного периода регулирования с установлением одноставочных тарифов методом индексации на 5 лет.
Проверяя оспариваемое Постановление N 71/20 на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
Пункт 33 Основ ценообразования предусматривает, что долгосрочные тарифы устанавливаются, в том числе, методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Пересмотр тарифов и (или) долгосрочных параметров осуществляется органом регулирования тарифов по заявлению регулируемой организации при наличии, в том числе, такого основания как: вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов.
В соответствии с пунктами 51, 75 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности, к которым относится в том числе базовый уровень операционных расходов.
Согласно пункту 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода (на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования) регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов по формуле, определенной пунктом 45 Методических указаний.
На основании пункта 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ.
В силу названной нормы, а также пунктов 39, 40, 41 Основ ценообразования расходы на оплату труда основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала и страховые взносы на обязательное социальное страхование относятся к операционным, то есть связанным с осуществлением регулируемого вида деятельности, и, следовательно, подлежат учету в расчете базового уровня операционных расходов как долгосрочного параметра регулирования тарифов.
Решением Ростовского областного суда от 19 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года, признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу приложение N 1, приложение N 2 в части определенного базового уровня операционных расходов по всем видам регулируемой деятельности (филиал Белокалитвинский: на питьевую воду, на водоотведение; филиал Дубовский: на питьевую воду; филиал Шахтинский: участок Шахтинский: на питьевую воду, на техническую воду, на водоотведение (очистка сточных вод п. Майский); участок г. Шахты: на питьевую воду, на транспортировку сточных вод) к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2018 года N 85/27 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467), на 2019 - 2023 годы". На Региональную службу по тарифам Ростовской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт в части, в которой постановление признано недействующим.
Судом в вышеназванном решении установлена необоснованность расчета показателей базового уровня операционных расходов, являющегося долгосрочным параметром регулирования, и утверждение на его основе тарифов, без применения тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной ОТС в ЖКХ РФ, утвержденным 8 декабря 2016 года, что и повлекло признание недействующими приложений N 1, N 2 в части определения показателей базового уровня операционных расходов по всем видам регулируемой деятельности (филиал Белокалитвинский: на питьевую воду, на водоотведение; филиал Дубовский: на питьевую воду; филиал Шахтинский: участок Шахтинский: на питьевую воду, на техническую воду, на водоотведение (очистка сточных вод п. Майский); участок г. Шахты: на питьевую воду, на транспортировку сточных вод) к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2018 года N 85/27.
Принятие судом вышеназванного решения означает, что постановление об установлении тарифов и утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов в оспариваемой части являлось незаконным изначально, что должно учитываться при расчете тарифов в тарифном решении о корректировке.
Корректировка базового уровня операционных расходов в соответствии с пунктом 49 Методических указаний рассчитывается по формуле 10 пункта 36 названных методических указаний как произведение операционных расходов предыдущего года регулирования с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов. При этом корректировка производится на очередной год долгосрочного периода регулирования, следующий за годом расчета корректировки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Формула 10 содержится в пункте 50 названных методических указаний
В связи с признанием не действующим постановления N 85/27 в части определенного базового уровня операционных расходов по всем видам регулируемой деятельности, корректировка установленных постановлением от 20 декабря 2021 N 71/20 тарифов на 2022 год подлежит пересмотру.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемую электрическую энергию (мощность) определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности) на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 22 настоящего документа (пункт 64 Основ ценообразования).
Согласно подпункту "в" пункта 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации, в том числе: прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы.
В силу приведенных положений плановые тарифы на электрическую энергию на 2022 год при расчете затрат на приобретение электроэнергии подлежали определению РСТ исходя из фактических цен 2020 года с учетом индексов роста цен на электроэнергию на 2021 - 2022 годы, определенных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 и 2022 годы.
Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации темпы роста цен (тарифов) на электроэнергию на 2021 и 2022 годы установлены в размере 3% и 3, 8%.
При этом, ГУП РО "УРСВ" указанные затраты заявлены без учета Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Прогноз) на 2022 год и на плановый 2023 и 2024 годы, поскольку заявление о корректировке подавалось до его опубликования.
Плановая стоимость электрической энергии на 2022 год определена РСТ на основании значений, заявленных ГУП РО "УРСВ" при подаче заявления о корректировке необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в апреле 2022 года, с использованием при расчете показателя темпа роста цен в размере 3%.
Такой подход применен органом регулирования для филиалов, у которых значение рассматриваемых затрат (по заявке предприятия) менее расчетного по Прогнозу. В тарифе на водоотведение (очистка сточных вод п. Майский) филиала Шахтинский участок "Шахтинский" и в тарифе на питьевую воду филиала "Дубовский" (договор передачи электроэнергии с ПАО "МРСК Юга") органом регулирования расходы на приобретение электроэнергии определены с учетом условий Прогноза (том 3 л. д. 41-42, том 4 л.д.10).
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов опубликован на сайте Минэкономразвития России 30 сентября 2021 года (том 1 л.д.129).
Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации темпы роста цен (тарифов) на электроэнергию на 2021 и 2022 годы установлены в размере 3% и 3,8%.
Суд не может согласиться с позицией РСТ, согласно которой расчет рассматриваемых расходов произведен без учета Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год ввиду недопустимости принятия данных, превышающих указанные в заявлении предприятия о корректировке.
Такой подход противоречит приведенным положениям пункта 22 Основ ценообразования, безусловно предписывающих правила определения расходов регулируемой организации на приобретаемую электрическую энергию с учетом прогнозных показателей.
В связи с изложенным, указанные расходы регулируемой организации подлежат пересмотру в тех случаях, когда органом регулирования не учтены показатели Прогноза.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе на таких принципах как эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (статья 4 названного закона).
В соответствии с абзацем 3 пункта 64 Основ ценообразования при снижении удельного расхода электроэнергии и объема используемой мощности средства, сэкономленные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная от года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.
Экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды регулируемой организации меньше величины таких расходов, установленных на долгосрочный период регулирования, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные производственной программой в полном объеме (пункт 67 Основ ценообразования).
Согласно пункту 68 Основ ценообразования экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение последующих пяти лет.
Системный анализ действующего законодательства, в том числе Основ ценообразования, Закона об энергосбережении, позволяет сделать вывод о том, что, закрепляя гарантии в области ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения в виде сохранения экономии, получаемой от сокращения издержек, законодатель обеспечил возможность сохранения указанной экономии в распоряжении регулируемой организации в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности.
Однако, фактическое несение расходов регулируемой организации в меньшем размере, чем те, которые утверждены нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, в отсутствие доказательств проведения предварительного согласования с тарифным органом мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в данный период, само по себе не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации.
В силу пункта 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства РФ при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю; расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляемых аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2013 N 6.
В корректировку необходимой валовой выручки ГУП РО "УРСВ" заявлены фактические расходы на приобретение электрической энергии за 2020 год: по филиалу "Шахтинский" участок "Шахтинский" (питьевая вода) в размере 160 027, 83, по филиалу "Шахтинский" участок "Шахтинский" (техническая вода) в размере 12 899, 39, по филиалу "Шахтинский" (очистка сточных вод пос. Майский) в размере 2 169, 08, по филиалу "Белокалитвинский" (питьевая вода) в размере 28 450, 60, по филиалу "Белокалитвинский" (водоотведение) в размере 4 312, 72, определенных с использованием фактических удельных показателей, которые сложились ниже утвержденных. Фактические затраты предприятия сложились ниже плановых.
Так, планировались соответствующие расходы на 2020 год в следующих размерах: по филиалу "Шахтинский" участок "Шахтинский" (питьевая вода) - 177 720, 03, по филиалу "Шахтинский" участок "Шахтинский" (техническая вода) - 15 144, 90, по филиалу "Шахтинский" (очистка сточных вод пос. Майский) - 3 378, 74, по филиалу "Белокалитвинский" (питьевая вода) - 31 181, 51, по филиалу "Белокалитвинский" (водоотведение) - 5 559, 80.
По итогам экспертизы РСТ расходы на покупку электроэнергии приняты в следующих размерах: по филиалу "Шахтинский" участок "Шахтинский" (питьевая вода) в размере 171 383, 07, по филиалу "Шахтинский" участок "Шахтинский" (техническая вода) в размере 14 704, 86, по филиалу "Шахтинский" (очистка сточных вод пос. Майский) в размере 3 092, 36, по филиалу "Белокалитвинский" (питьевая вода) в размере 23 814, 07, по филиалу "Белокалитвинский" (водоотведение) в размере 6 218, 62, которые рассчитаны с применением долгосрочных параметров регулирования - удельного расхода электроэнергии и уровня потерь воды (том 3 л.д. 145-147).
Поскольку ГУП РО "УРСВ" не выполнена в полном объеме производственная программа за 2020 год, что не оспаривалось сторонами и подтверждено представленными в материалы дела отчетами, выявленное снижение затрат не может являться экономией средств в понимании пунктов 67 и 68 Основ ценообразования.
Органом регулирования также произведен расчет фактических затрат предприятия по рассматриваемой статье с целью определения экономически не обоснованных доходов предприятия, полученных за счет снижения удельного расхода электрической энергии на основании фактических данных, представленных ГУП РО "УРСВ" через единую информационно-аналитическую систему в формате шаблонов по Стандартам раскрытия информации организациями коммунального комплекса, в части раскрытия объемов полезного отпуска воды, объема отведенных сточных вод, уровня расходов на собственные нужды, фактического уровня удельного расхода электроэнергии, фактического уровня потерь воды.
Фактический размер затрат с учетом таких данных составил: по филиалу "Шахтинский" участок "Шахтинский" (питьевая вода) - 134 772, 18, по филиалу "Шахтинский" участок "Шахтинский" (техническая вода) - 12 871, 54, по филиалу "Шахтинский" (очистка сточных вод пос. Майский) - 2167, 73, по филиалу "Белокалитвинский" (питьевая вода) - 19 674, 05, по филиалу "Белокалитвинский" (водоотведение) - 4 309, 90.
Разница между фактическими данными, определенными по итогам экспертизы РСТ с применением долгосрочных параметров регулирования, и фактическими затратами предприятия, определенными с учетом уровня потерь воды и фактическим удельным расходом электроэнергии на основании данных, представленных ГУП РО "УРСВ" через единую информационно-аналитическую систему в формате шаблонов по Стандартам, исключена из необходимой валовой выручки на основании пункта 16 Основ ценообразования как экономически не обоснованные доходы предприятия, полученные за счет снижения удельного расхода электроэнергии, и учтена как сумма избытка средств за отчетный период.
Сумма избытка составила: по филиалу "Шахтинский" участок "Шахтинский" (питьевая вода) - 36 610, 89, по филиалу "Шахтинский" участок "Шахтинский" (техническая вода) - 1918, 69, по филиалу "Шахтинский" (очистка сточных вод пос. Майский) - 924, 62, по филиалу "Белокалитвинский" (питьевая вода) - 4 140, 02, по филиалу "Белокалитвинский" (водоотведение) - 1908, 72 (том 2 л.д. 95, том 3 л.д. 32, 63, 73, том 4 л.д. 7).
При анализе фактических расходов Предприятия за 2020 год орган регулирования в силу вышеприведенных положений Методических указаний правомерно использовал фактические данные, представленные ГУП РО "УРСВ" через единую информационно-аналитическую систему в формате шаблонов по Стандартам, в части раскрытия объемов полезного отпуска воды, объема отведенных сточных вод, уровня расходов на собственные нужды, фактического уровня удельного расхода электроэнергии, фактического уровня потерь воды.
Таким образом, произведенный органом регулирования расчет основан на положениях пункта 16 Основ ценообразования и обоснованно применен в целях соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, и абонентов.
Ссылки представителя административного истца на критическую оценку примененного подхода во вступивших в законную силу решениях суда неубедительны, поскольку речь идет о судебных актах, в которых признан неверным подход, примененный в ином - заменяющем нормативном правовом акте, принятом во исполнение вступившего в законную силу решения суда, и не связанном с оспариваемым в рамках данного дела.
В силу пункта 4 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении к числу принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Постановлением РСТ от 20 декабря 2018 года N 85/27 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467), на 2019 - 2023 года" необходимая валовая выручка утверждена на 2022 год в тарифе на водоотведение (очистка сточных вод пос. Майский) в размере 10449, 81 тыс. рублей (том 4 л.д. 35).
Оспариваемым постановлением необходимая валовая выручка в названной части скорректирована в размере 14354, 90 тыс. рублей (том 4 л.д. 6).
На основании пункта 91 Методических указаний органом регулирования рассчитан размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов за 2020 год от значений, учтенных при установлении тарифов, который составил 1023, 03 тыс. рублей (приложение 1.5 к заключению N 40.3/520/17.05.2021 - л.д. 5 том 4).
Указанная сумма разделена органом регулирования на три расчетных периода в расчете 0 рублей при расчете тарифа в 2022 году, 511,515 тыс. рублей при расчете тарифа на 2023 года и 511,515 тыс. рублей на 2024 год.
Такой подход органа регулирования направлен на достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, преследует цель обеспечения равномерности и последовательности изменений тарифа, что соответствует общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, установленным статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведении, и не противоречит пункту 15 Основ ценообразования, а также пункту 11 Методических указаний.
Однако, пересмотр базового уровня операционных расходов в соответствии с решением Ростовского областного суда от 19.05.2022 влечет за собой необходимость корректировки необходимой валовой выручки по всем филиалам, указанным в настоящем постановлении.
Таким образом, постановление в оспариваемой части подлежит признанию не действующим ввиду неверно произведенного расчета операционных расходов, плановых расходов на приобретение электрической энергии, корректировки необходимой валовой выручки.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, на его основе реализовывались права и обязанности как ресурсоснабжающей организации, так и потребителей, с учетом содержания закрепленных им правовых норм и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", постановление в оспариваемой части признаётся судом недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку признание судом недействующим в части постановления об утверждении тарифов на услуги Предприятия влечет недостаточную правовую урегулированность публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд в соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на административного ответчика обязанность принять заменяющий правовой акт с учетом выводов суда.
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возлагается обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании "Собрание правовых актов Ростовской области".
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом, взыскиваются в пользу последнего с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда приложение к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2021 года N 71/20 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН 6167110467), на 2022 год".
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области принять новый нормативный правовой акт в части, в которой постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2021 года N 71/20 признано недействующим настоящим решением суда.
Взыскать с Региональной службы по тарифам в пользу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом печатном издании "Собрание правовых актов Ростовской области".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
В.Ю. Водяная |
Решение в окончательной форме принято 29 сентября 2022 года.
Судья |
В.Ю. Водяная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 20 сентября 2022 г. по делу N 3а-165/2022
Опубликование:
-