Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Махачкалинский комбинат шампанских вин" (ИНН 0541024471, ОГРН 1020502522424) - Гаджиева З.Г. (доверенность от 30.12.2011), от третьего лица - акционерного коммерческого банка "Адам-Интернешнл" (открытое акционерное общество) (ИНН 0541002527, ОГРН 1020500001059) - Гаджиева З.Г. (доверенность от 27.09.2012), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу N А53-413/2012 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Смотрова Н.Н.), установил следующее.
ОАО "Махачкалинский комбинат шампанских вин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.08.2011 N 05-45-п об отказе в продлении срока действия лицензии серии N Б095684 от 04.08.2006, о признании недействительным требования Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 в сумме 20 250 тыс. рублей и признании незаконными действий (бездействия) управления по отказу в продлении срока использования федеральных специальных марок однократно на срок 6 месяцев. Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2011 требования, заявленные в рамках дела N А40-95263/2011, разъединены и заявление общества о признании недействительным требования управления о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 в сумме 20 250 тыс. рублей выделено в отдельное производство и направлено по подсудности в Арбитражный суд Ростовской области.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 13.01.2012 выделенное требование принято к производству.
В ходе рассмотрения дела общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия управления по отказу в продлении срока использования федеральных специальных марок однократно на срок 6 месяцев.
Общество отказалось от требований в части признания недействительным требования управления о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956.
В порядке статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета, спора привлечен акционерный коммерческий банк "Адам-Интернешнл" (открытое акционерное общество) (далее - банк), который просил признать незаконным и не подлежащим исполнению требование управления от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 о погашении долга в сумме 20 250 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2011 принят отказ общества в части признания недействительным требования управления о погашении долга, производство по делу в этой части прекращено, в остальной части заявленных требований обществу и банку отказано. Суд указал, что поскольку обществом не нанесены на алкогольную продукцию все полученные федеральные специальные марки и не уничтожены в установленном порядке ненанесенные, которые должны быть произведены согласно обязательству в установленный срок до 04.08.2011, то обязательство в этой связи считается неисполненным. Управление правомерно выставило банку требование о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 в сумме 20 250 тыс. рублей. Поскольку срок нового обязательства по продлению использования федеральных специальных марок превышает срок действия лицензии, отказ управления в продлении срока использования федеральных специальных марок однократно на срок 6 месяцев является правомерным.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 решение суда отменено. Рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд удовлетворил требования общества и банка. Возвращение управлением без рассмотрения заявления общества о продлении срока действия федеральных специальных марок в количестве 1 500 тыс. штук, а также предъявленное управлением банку требование от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 о погашении долга в сумме 20 250 тыс. рублей, признаны незаконными. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие действующей лицензии не являлось препятствием для продления срока использования марок, полученных ранее на законных основаниях, и возвращения заявления общества о продлении срока действия федеральных специальных марок с учетом подачи обществом нового обязательства и обеспечения новой банковской гарантией. Выставленное управлением требование от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 о погашении долга в сумме 20 250 тыс. рублей также незаконно, так как обязательство обществом исполнено (федеральные специальные марки уничтожены).
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судебный акт принят с нарушением норм материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В связи с неисполнением обязательства выставление требования об уплате денежных средств от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 является законным и обоснованным. Представленное обществом заявление о продлении обязательства об использовании неиспользованных федеральных специальных марок по ранее выданному обязательству правомерно возвращено обществу, поскольку на этот момент у него отсутствовала лицензия.
В отзывах на кассационную жалобу и дополнениях к ним общество и банк просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.09.2012 по 01.10.2012. Управление заявило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с отсутствием возможности направить представителя в заседание. Поскольку ходатайство не обоснованно доказательствами, оно отклоняется судом кассационной инстанции. В связи с чем отклоняется и ходатайство о проведении нового судебного заседания путем применения видеоконференц- связи.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба является обоснованной исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, на основании лицензии от 04.08.2006 Б095684 на производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, шампанских) со сроком действия до 04.08.2011 общество осуществляло деятельность по производству алкогольной продукции.
Для осуществления указанного вида деятельности 14.04.2011 общество обратилось в управление с заявлением о выдаче федеральных специальных марок. Обществом представлено обязательство, в соответствии с которым оно обязуется в срок до 04.08.2011 совершить следующие действия: произвести нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками"; произвести уничтожение поврежденных федеральных специальных марок в установленном порядке; произвести уничтожение неиспользованных федеральных специальных марок или представить в отношении их обязательство об использовании в соответствии с их назначением в течение 6 месяцев со дня представления указанного обязательства (предусматривающего выполнение действий в соответствии с пунктом 4.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками"), а также представить обеспечения этого обязательства, данное обязательство представляется однократно; представить отчет об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в срок, указанный в обязательстве. Обязательство обеспечено банковской гарантией от 14.04.2011 N 02 на сумму 20 250 тыс. рублей сроком действия до 04.10.2011.
В связи с истечением срока лицензии общество обратилось в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка с заявлением о продлении срока действия лицензии, а также с заявлением о переоформлении лицензии в связи с приведением в соответствие с требованиями по наименованию лицензируемого вида деятельности, указанием такого вида деятельности, как производство, хранение и поставка произведенных вин (игристых, шампанских). Решением от 01.08.2011 N 0545-п Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка отказала обществу в продлении срока действия лицензии от 17.05.2011 серии N Б097890, а в письме от 08.08.2011 указала на невозможность рассмотрения вопроса о переоформлении лицензии.
Общество не использовало все приобретенные федеральные специальные марки, поэтому обратилось в управление с заявлением от 29.07.2011 N 157-03 о продлении срока использования неиспользованных федеральных специальных марок в количестве 1 500 тыс. штук. К заявлению общество приложило обязательство, в соответствии с которым оно должно в срок до 29.01.2012 использовать марки по их назначению. Обязательство обеспечено банковской гарантией банка от 29.07.2011 N 04 на сумму 20 250 тыс. рублей.
05 августа 2011 года управление письмом N УЗ-06-17с/10956 возвратило обществу заявление от 29.07.2011 N 157-03, оставив его без рассмотрения. При этом управление сослалось на то, что по состоянию на 05.08.2011 в государственном сводном реестре выданные, приостановленные, аннулированные или действующие лицензии общества на производство алкогольной продукции, отсутствуют.
Банку управление направило требование от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 о перечислении денежных средств в сумме 20 250 тыс. рублей согласно расчету суммы обеспечения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением и количеством марок, обязательство по которым не исполнено.
Письмом от 04.08.2011 N 167, поступившим в управление 08.08.2011, общество обратилось в управление о проведении уничтожения неиспользованных и поврежденных марок в количестве 1 466 670 штук в связи с окончанием срока действия обязательства об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением. Управление 17.08.2011 согласовало уничтожение марок, выданных ранее обществу.
Согласно акту от 23.08.2011 марки в количестве 1 466 670 штук уничтожены.
Считая незаконными действия управления по оставлению без рассмотрения заявления о продлении срока использования марок и выставлению требования об уплате обеспечения незаконными, общество обратилось в суд с заявлением.
В силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 статьи 12, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в том числе обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее - постановление N 785) обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением должно предусматривать выполнение организацией в течение 6 месяцев следующих действий: нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными постановлением, а также нанесение федеральных специальных марок на потребительскую тару алкогольной продукции, содержание этилового спирта которой (за исключением натуральных вин, вин шампанских, игристых, газированных и шипучих), а также вид и емкость указаны в заявлении о выдаче марок; уничтожение поврежденных федеральных специальных марок; уничтожение неиспользованных федеральных специальных марок или представление в отношении их обязательства об использовании в соответствии с их назначением в течение 6 месяцев со дня представления указанного обязательства (предусматривающего выполнение действий в соответствии с настоящим пунктом), а также представление обеспечения этого обязательства, данное обязательство представляется однократно; представление отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в сроки, указанные в обязательстве об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением.
Обеспечение исполнения обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением может осуществляться перечислением денежных средств на счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (денежный залог), банковской гарантией, выданной банком, иным кредитным учреждением или страховой организаций (далее - гарант), поручительством или иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.
В случае неисполнения организацией обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения исполнения обязательства, перечисляются в федеральный бюджет в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это обязательство не исполнено.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что управление неправомерно оставило заявление общества о продлении срока действия федеральных специальных марок от 29.07.2011 N 157-03 без рассмотрения, поскольку отсутствие действующей лицензии не являлось препятствием для продления срока использования марок, полученных ранее на законных основаниях.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции противоречит Закону N 171-ФЗ, в пункте 3 статьи 12 которого предусмотрено, что федеральная специальная марка (далее - ФСМ) и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 данной статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе. Исходя из содержания статьи 12 Закона N 171-ФЗ наличие специальной лицензии является обязательным условием выдачи ФСМ.
Следовательно, правильными является вывод суда первой инстанции о том, что истечение срока действия специальной лицензии препятствует дальнейшему использованию ФСМ и возвращение управлением заявления о продлении срока использования ФСМ без рассмотрения не нарушило законные права и интересы общества. Доказательства того, что обществу неправомерно отказано в продлении срока действия лицензии, суду не представлены.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии нормативного закрепления процедуры возврата без рассмотрения заявления о продлении использования ФСМ при том, что управление применило по аналогии пункт 50 Административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства финансов России от 04.05.2008 N 50н, не имеет существенного значения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не имел правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения требований общества в части признания незаконными действий управления по отказу в продлении срока использования ФСМ однократно на срок 6 месяцев. Постановление апелляционного суда в соответствующей части надлежит отменить, а решение суда - оставить в силе.
Выводы суда апелляционной инстанции о неправомерном прекращении судом первой инстанции производства по делу в части оспаривания обществом требования управления, являются правильными. Исходя из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции пересмотрел решение суда первой инстанции как в части требований, по которым прекращено производство по делу, так и в части требований, рассмотренных судом первой инстанции по существу спора. При этом суд апелляционной инстанции не устранил нарушение, допущенное судом первой инстанции, выразившееся в том, что суд первой инстанции в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не рассмотрел требования банка о признании не подлежащим исполнению требования управления.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции не рассмотрены требования банка о признании требования управления от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 о погашении долга в сумме 20 250 тыс. рублей не подлежащим исполнению. Указанное нарушение не может быть устранено судом кассационной инстанции, поэтому судебные акты в части рассмотрения требований общества и банка о признании недействительным и не подлежащим исполнению требования управления надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом суду необходимо полно и всесторонне исследовать доводы участвующих в деле лиц, в том числе довод управления о том, что требование управлением направлено банку значительно ранее уничтожения ФСМ, поэтому факт уничтожения марок не мог повлиять на правомерность его выставления. Кроме того, суду необходимо установить, было ли исполнено требование банком, в том числе на момент уничтожения ФСМ.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу N А53-413/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2012 по делу N А53-413/2012 в части отказа в удовлетворении требований о признании действий по отказу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу в продлении срока использования неиспользованных федеральных специальных марок однократно на 6 месяцев оставить без изменения.
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2012 по делу N А53-413/2012 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что управление неправомерно оставило заявление общества о продлении срока действия федеральных специальных марок от 29.07.2011 N 157-03 без рассмотрения, поскольку отсутствие действующей лицензии не являлось препятствием для продления срока использования марок, полученных ранее на законных основаниях.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции противоречит Закону N 171-ФЗ, в пункте 3 статьи 12 которого предусмотрено, что федеральная специальная марка (далее - ФСМ) и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 данной статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе. Исходя из содержания статьи 12 Закона N 171-ФЗ наличие специальной лицензии является обязательным условием выдачи ФСМ.
Следовательно, правильными является вывод суда первой инстанции о том, что истечение срока действия специальной лицензии препятствует дальнейшему использованию ФСМ и возвращение управлением заявления о продлении срока использования ФСМ без рассмотрения не нарушило законные права и интересы общества. Доказательства того, что обществу неправомерно отказано в продлении срока действия лицензии, суду не представлены.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии нормативного закрепления процедуры возврата без рассмотрения заявления о продлении использования ФСМ при том, что управление применило по аналогии пункт 50 Административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства финансов России от 04.05.2008 N 50н, не имеет существенного значения.
...
Выводы суда апелляционной инстанции о неправомерном прекращении судом первой инстанции производства по делу в части оспаривания обществом требования управления, являются правильными. Исходя из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции пересмотрел решение суда первой инстанции как в части требований, по которым прекращено производство по делу, так и в части требований, рассмотренных судом первой инстанции по существу спора. При этом суд апелляционной инстанции не устранил нарушение, допущенное судом первой инстанции, выразившееся в том, что суд первой инстанции в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не рассмотрел требования банка о признании не подлежащим исполнению требования управления."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2012 г. N Ф08-5619/12 по делу N А53-413/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1863/13
28.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1384/13
05.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1384/13
21.12.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-413/12
04.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5619/12
20.06.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5711/12
23.03.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-413/12
23.03.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-413/12