В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Приказом Комитета Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи от 16 сентября 2021 года N 157 "О плане противодействия коррупции в Комитете Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи на 2021 - 2024 годы":
1. Утвердить прилагаемую Памятку "Конфликт интересов на государственной гражданской службе" для государственных гражданских служащих Комитета Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи.
2. Консультанту административно-правового отдела (Битарова) довести Памятку до государственных гражданских служащих Комитета Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи и обеспечить размещение настоящего Приказа на официальном сайте.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Председатель |
Р.Джусоев |
Утверждена
Приказом Комитета
Республики Северная Осетия-Алания
по делам молодежи
от 6 июля 2022 г. N 134
Памятка "Конфликт интересов на государственной гражданской службе" для государственных гражданских служащих Комитета Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи
Гражданин, поступая на гражданскую службу, добровольно берет на себя все обязательства, связанные с прохождением гражданской службы, соглашается с установленными требованиями, ограничениями и запретами. Одной из таких обязанностей является обязанность принимать меры по недопущению и урегулированию конфликта интересов. Конфликт интересов нельзя отождествлять с коррупцией, однако он является основой коррупционных проступков и преступлений. Неразрешенный конфликт интересов способен приводить к различным правонарушениям.
Чтобы не допустить конфликта интересов, в первую очередь необходимо понимать его суть, способы недопущения и его урегулирования. Понятия конфликта интересов и личной заинтересованности закреплены в ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Если говорить кратко, конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий) с целью недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Данная норма раскрывает также круг лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность служащего, используется термин "родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего" - родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Сюда же можно отнести граждан или организации, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами; друзей служащего, их родственников; бывших работодателей; организации, владельцем, руководителем которых являлся служащий до поступления на государственную гражданскую службу.
Необходимо различать реальный, возможный и мнимый конфликт интересов:
Реальный - возникшее противоречие между служебными обязанностями и частными интересами служащего, при котором частные интересы лица негативно влияют на исполнение им своих служебных обязанностей.
Возможный - должностное лицо имеет личный интерес, который в будущем, в случае изменения определенных обстоятельств, может воспрепятствовать объективному исполнению служащим своих должностных обязанностей.
Мнимый - ситуация, при которой законные действия служащего могут привести к подозрению в наличии у него конфликта интересов, даже несмотря на отсутствие такового. Зачастую мнимый конфликт интересов связан непосредственно с соблюдением норм этики. Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.
Анализ судебной практики показывает, что само по себе родство не может рассматриваться как основание для принятия соответствующих мер, например, прекращения служебных отношений. Следует иметь в виду, что родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.
Обязательными признаками конфликта интересов являются реализация служащим своих должностных обязанностей в конкретной ситуации, извлечение материальной выгоды этим служащим или иными лицами (возможность ее извлечения) и причинная связь между ними. Предполагается наличие у служащего поведенческого выбора между надлежащим исполнением служебных обязанностей и принятием необъективного, пристрастного решения.
Под определение "конфликт интересов" попадает множество отдельных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей (осуществления полномочий). Наиболее часто встречающимися случаями конфликта интересов являются:
- выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего;
- получение служащим, его родственником от подконтрольного лица имущества в дар или пользование;
- участие служащего в заседании комиссии при рассмотрении вопроса получения материальных благ его родственником;
- издание служащим распорядительных документов по распределению материальных благ в пользу его родственника;
- получение подарков и услуг;
- имущественные обязательства и судебные разбирательства;
- выполнение служащим функций представителя нанимателя в отношении его родственника, также находящегося в непосредственном подчинении лица, замещающего должность;
- ведение предпринимательской деятельности родственником служащего в подконтрольной ему сфере;
- осуществление иной оплачиваемой работы лицом, замещающим должность, в организации, осуществляющей деятельность в подведомственной ему сфере, и т.п.
Во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) служащих в отношении аффилированных к ним лиц, как физических, так и юридических. В основном это связано с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.
Служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Например, начиная выполнять какое-то поручение или задание, осознав наличие личной заинтересованности, служащему следует уведомить представителя нанимателя.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Аналогичная норма установлена ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Соответствующий Порядок уведомления определяется представителем нанимателя.
Таким образом, в целях предотвращения коррупции законодатель обязывает как служащих, так и представителя нанимателя принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Своевременное уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является одной из главных обязанностей служащего.
Служащий обязан на имя представителя нанимателя через уполномоченное правовым актом органа исполнительной власти на прием такого уведомления структурное подразделение (уполномоченному должностному лицу) подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - уведомление).
Уведомление представляется в письменной форме лично или по почте, как только стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Важно помнить, что уведомление служащим представителя нанимателя о личной заинтересованности не освобождает его от принятия (при необходимости) мер по недопущению или урегулированию конфликта интересов и не снимает ответственности за несвоевременное принятие таких мер в целях снижения вероятности возникновения конфликта интересов либо уменьшения рисков причинения вреда.
Служащий вправе прибегнуть как к предусмотренным ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" способам предотвращения или урегулирования конфликта интересов, так и к иным мерам, доступным, необходимым и достаточным для предотвращения или устранения конфликта интересов в конкретном случае.
Такими мерами могут быть:
- самоотвод служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- передача ценных бумаг в доверительное управление либо их отчуждение в собственность третьих лиц;
- отказ от выполнения иной оплачиваемой работы;
- отказ от получения работ/услуг у лиц, в отношении которых служащий выполняет отдельные функции государственного управления/контрольно-надзорные полномочия и т.п.;
- отказ от принятия управленческого решения/реализации контрольно-надзорных полномочий и т.п. в отношении лица (физического, должностного, юридического), состоящего с ним в близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях;
- отказ от распространения служебной информации;
- переход на иную должность либо увольнение с должности, когда исполнение обязанностей по ней связано с постоянным возникновением ситуации конфликта интересов и т.п.
Приведенный перечень мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае могут быть найдены иные формы его урегулирования. При этом действия служащего по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не должны противоречить действующему законодательству.
На усмотрение: для каждой сферы деятельности органа исполнительной власти характерны свои ситуации конфликта интересов, поэтому предлагаем на выбор рассмотреть несколько типичных ситуаций. В случае принятия решения о несоблюдении служащим требований об урегулировании конфликта интересов и совершении коррупционного правонарушения на представителе нанимателя лежит обязанность применения в соответствии с действующим законодательством мер ответственности во всех случаях совершения гражданским служащим коррупционных правонарушений.
Типовая ситуация конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования:
1. Описание ситуации
Государственный гражданский служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.
Меры предотвращения и урегулирования
Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.
Важно отметить, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи от 6 июля 2022 г. N 134 "Об утверждении памятки "Конфликт интересов на государственной гражданской службе" для государственных гражданских служащих Комитета Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи"
Вступает в силу после официального опубликования
Текст приказа опубликован не был