Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 августа 2002 г. N КА-А40/5321-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "НПК "СПЕЦТЭКС" о взыскании штрафа в размере 100 рублей за несвоевременное представление отчетности в исполнительный орган ФСС России.
Решением от 20.05.2002 Арбитражного суда г. Москвы в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 11 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2002 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", ст.ст. 9, 30, 31, п. 1 ст. 119 части первой Налогового кодекса РФ, ст. 10 ФЗ от 02.01.2002 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год". По мнению заявителя, суд не учел Положение "О Фонде социального страхования Российской Федерации".
Извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, стороны своих представителей в суд не направили.
Законность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным Арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.
Как следует из материалов дела, решением МРО ФСС России 18.10.01 N 262 ООО "НПК "СПЕЦТЭКС" привлечено на основании п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 100 рублей за несвоевременное представление расчетной ведомости за 2-ой квартал 2001 г.
Разрешая спор, суд исходил из того, что в силу ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с 1 января 2001 года не включаются в единый социальный налог и уплачивается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Поэтому МРО ФСС РФ с указанного периода не обладает полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций, а ответчик не может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление отчетности.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии со ст.ст. 9, 30, 34-1 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.
В соответствии со ст.ст. 9, 11 Федерального закона от 05.08.2000 с 01.01.2001 в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом об этом виде социального страхования.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.98 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В этой связи ответчик не может нести налоговую ответственность по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ.
Ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", предоставляющую право органам ФСС России применять налоговую ответственность, не состоятельна. Данная правовая норма не является нормой прямого действия, а сам Закон применяется к правоотношениям, возникшим в 2000 году. Правонарушение, за которое истец привлек общество к ответственности, имело место в 2001 году. Действовавший в 2001 году бюджетный закон не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам указанных страховых взносов за несвоевременное представление отчетности.
Не является правомерной и ссылка заявителя на Положение "О Фонде социального страхования Российской Федерации", поскольку предметом спора является правомерность взыскания штрафных санкций за несвоевременное предоставление расчетной ведомости по страховым взносам.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 мая 2002 г. по делу N А40-14176/02-115-158 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2002 г. N КА-А40/5321-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании