Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 20 августа 2021 г. N 017/04/14.31-228/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2021 года
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) <...>, руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол от 04.08.2021 года и иные материалы дела N 017/04/14.31-228/2021 об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципального унитарного предприятия г. Кызыла "Енисей", по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, установил:
Дело об административном правонарушении N 017/04/14.31-228/2021 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица - МУП "Енисей" (уведомление АО "Почта России" от 09.08.2021 года с почтовым идентификатором 80080563327437), в присутствии представителя МУП "Енисей" - <...>, действующей на основании доверенности от 21.06.2021 года.
В ходе рассмотрения дела представитель МУП г. Кызыла "Енисей" пояснила следующее:
В адрес Общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Восток сервис" от МУП "Енисей" действительно было направлено уведомление N 25 от 27.01.2021 года о расторжении договора N 3 от 01.02.2019 года. Вместе с тем, данное уведомление МУП г. Кызыла "Енисей" было отозвано, письмо об отзыве данного уведомления, ранее было представлено в адрес Тывинского УФАС России. В данный момент времени договор N 3 от 01.02.2019 года не расторгнут, действует, работы по договору выполняются.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 017/04/14.31-228/2021, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, прихожу к следующему:
Событие административного правонарушения: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено Решением Тывинского УФАС России от 05.07.2021 года по делу N 017/01/10-22/2021.
Так, в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление ООО УК "Восток сервис" от 01.02.2021 года (вх. N 389) о признании действий МУП "Енисей" по приостановке своей деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в жилых домах, находящихся на обслуживании ООО УК "Восток сервис" незаконными, ущемляющими законные права и интересы собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах (далее - МКД).
Из заявления следует, что между ООО УК "Восток сервис" и МУП "Енисей" 01.02.2019 года заключен договор N 3 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в жилых домах. 27.01.2021 года МУП "Енисей" уведомило заявителя о расторжении договора в связи с трудным финансовым положением и отсутствием денежных средств для исполнения договора, а также с введением процедуры банкротства в отношении предприятия. По мнению заявителя, МУП "Енисей" является единственным предприятием, имеющим лицензию на оказание услуг по обслуживанию и ремонту газового оборудования, в связи с чем приостановление их деятельности может привести к повреждению общего имущества МКД, может повлечь нарушение санитарно-гигиенических условий проживания в квартире и установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. Заявитель просит признать изложенные выше действия МУП "Енисей" незаконными, ущемляющими законные права и интересы собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, кроме того, просит выдать МУП "Енисей" предписание об устранении нарушений действующего законодательства, а именно обязать не приостанавливать свою деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в жилых домах.
К заявлению ООО УК "Восток Сервис" приложена копия уведомления МУП "Енисей" от 27.01.2021 года N 25 о расторжении договора.
Тывинское УФАС России изучив уведомление МУП г. Кызыла "Енисей" от 27.01.2021 года исх. N 25 о расторжении договора N 3 от 01.02.2019 года на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в жилых помещениях, находящихся на обслуживании ООО УК "Восток-Сервис", установило, что основанием для направления указанного уведомления является задолженность в размере 328036 (триста двадцать восемь тысяч тридцать шесть) рублей 12 копеек за ООО УК "Восток-Сервис" перед МУП "Енисей". В связи с неисполнением со стороны заказчика обязательства по оплате оказанных услуг, а также трудным финансовым положением и отсутствием денежных средств для исполнения договора, МУП "Енисей" уведомило, что в случае неоплаты указанной выше задолженности в срок до 08 февраля 2021 года договор N 3 от 01.02.2019 года будет расторгнут 27.02.2021 года.
В рамках рассмотрения заявления ООО УК "Восток сервис" и в целях установления всех обстоятельств Тывинским УФАС России были направлены запросы заявителю, МУП "Енисей", Мэрии города Кызыла, Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Согласно информации Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва от 18.02.2021 года (вх. N 748) и Мэрии города Кызыла от 19.02.2021 года (вх. N 782) в г. Кызыле насчитывается 39 многоквартирных газифицированных жилых домов, которые находятся на обслуживании следующих управляющих компаний:
1. МУП "Енисей" (3 МКД),
2. ООО "ЖЭК" (1 МКД),
3. ООО УК "Восток Сервис" (7 МКД),
4. ООО УК "Уют" (3 МКД),
5. ООО УК "ЖЭУ-2" (8 МКД),
6. ООО "Сервис плюс" (1 МКД),
7. ООО УК ЖЭУ "Центр" (13 МКД),
8. ООО УК ЖЭУ "Ангарский" (1 МКД),
9. ТСЖ "Наш Дом" (2 МКД).
Деятельность по обслуживанию внутридомового газового оборудования ведется МУП "Енисей".
Согласно информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 24.02.2021 года (вх. N 829), Мэрии города Кызыла от 19.02.2021 года (вх. N 783) следует, что на территории г. Кызыла Республики Тыва действует одна специализированная организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - МУП "Енисей".
Согласно информации ООО УК "Восток сервис" от 24.02.2021 года (вх. N 853) следует, что на обслуживании Общества находится 7 МКД с внутридомовым и (или) внутриквартирным газовым оборудованием. Счет на оплату за оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования конечному потребителю выставляется Обществом в платежных документах. Кроме того, заявитель указал, что задолженность по договору N 3 от 01.02.2019 года в сумме 328 036,12 рублей образовалась в связи с увеличением сумм задолженности собственников по оплате за обслуживание жилых помещений и коммунальные услуги, отсутствием денежных средств на расчетном счете Общества, обращением уполномоченными на то органами взыскания на денежные средства Общества, а также имеются разногласия в части суммы задолженности в размере 42 400, 70 руб. за октябрь 2019 года в связи с тем, что Общество полагает работы невыполненными, так как Общество не было уведомлено надлежащим образом о проведении работ, ни при проведении, ни при приемке работ представители Общества участия не принимали.
К письменным пояснениям ООО УК "Восток сервис" приложило копии следующих документов: договор N 3 от 01.02.2019 года, платежные документы, сведения об открытых банковских счетах, справки ПАО "Сбербанк", постановление МОСП г. Кызыла по РОВИП от 25.09.2019 года.
Согласно информации МУП "Енисей" от 02.03.2021 года (вх. N 972) деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования имеет право осуществлять специализированная организация, а также иные организации, соответствующие пункту 91 Правил N 410, кроме того, лицензия на осуществление указанной выше деятельности не требуется. Поскольку в соответствии с Правилами N 410 указанная деятельность осуществляется 1 раз в год, по мнению МУП "Енисей" ООО УК "Восток-Сервис" может заключить договор с любой иной организацией, расположенной как в республике, так и за ее пределами. Договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования МУП "Енисей" заключены с ООО УК "УЮТ", ООО УК ЖЭУ "Ангарский", ООО УК "Восток Сервис", ТСЖ "Наш дом", ООО "ЖЭК", ООО УК ЖЭУ "Центр", ООО УК "ЖЭУ-2", ООО "Сервис плюс". МУП "Енисей" выставляет счет на оплату ООО УК "Восток-Сервис", а последний в свою очередь выставляет счет на оплату конечному потребителю. С момента заключения Договора от 01.02.2019 года N 3 ООО УК "Восток-Сервис" ни разу не внесло плату за оказанные предприятием услуги, в связи с чем МУП "Енисей" заблаговременно направило уведомление о расторжении договора. В свою очередь, обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО УК "Восток-Сервис" было проведено в 2020 году в период с 20.05.2020 года по 22.05.2020 года и с 25.05.2020 года по 26.05.2020 года, в соответствии с подпунктом б пункта 43 Правил N 410, а именно техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется один раз в год.
К письменным пояснениям МУП "Енисей" приложило копии следующих документов: договор N 3 от 01.02.2019 года, протокол разногласий к договору N 3 от 28.02.2019 года, письмо МУП "Енисей" от 28.03.2019 года N 231, реестр договоров МУП "Енисей" на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2017 - 26.02.2021 между МУП "Енисей" и ООО УК "Восток-Сервис", письмо ООО УК "Восток-Сервис" от 13.05.2020 года, уведомление МУП "Енисей" от 13.05.2020 года N 15, уведомление МУП "Енисей" от 22.05.2020 года N 16, акт испытания внутридомового газопровода низкого давления жилого дома N 42 по ул. Ленина г. Кызыла от 20.05.2020 года, акт испытания внутридомового газопровода низкого давления жилого дома N 42 по ул. Ленина г. Кызыла от 22.05.2020 года, акт испытания внутридомового газопровода низкого давления жилого дома N 43 по ул. Ленина г. Кызыла от 22.05.2020 года, акт испытания внутридомового газопровода низкого давления жилого дома N 66 по ул. Кочетова г. Кызыла от 25.05.2020 года, акт испытания внутридомового газопровода низкого давления жилого дома N 62 по ул. Кочетова г. Кызыла от 25.05.2020 года, акт испытания внутридомового газопровода низкого давления жилого дома N 11 по ул. Дружба г. Кызыла от 26.05.2020 года, акт испытания внутридомового газопровода низкого давления жилого дома N 12 по ул. Гагарина г. Кызыла от 26.05.2020 года, акты о приемке выполненных работ на техническое обслуживание и текущий ремонт внутренних газопроводов и арматуры за май м-ц 2020 года по объектам: ул. Дружбы д.11, ул. Гагарина д. 12, ул. Ленина д. 42, ул. Кочетова д. 62, ул. Кочетова д. 66, ул. Ленина д. 43, ул. Ленина д. 45, письмо ООО УК "Восток-Сервис" от 25.01.2021 года N 9, письмо МУП "Енисей" от 27.01.2021 года N 27, уведомление МУП "Енисей" от 27.01.2021 года N 25, устав от 12.02.2018 года, ИНН, протоколы проверки знаний территориальной аттестационной комиссии Енисейского управления Ростехнадзора 13 специалистов МУП "Енисей", протоколы экзаменационно-квалификационной комиссии от 06.12.2020 года, список мероприятий, оказываемых МУП "Енисей" по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, определение по делу N А69-2103/2020 о введении наблюдения и о назначении судебного заседания по рассмотрению итогов наблюдения.
По результатам изучения представленных в адрес Тывинского УФАС России сведений и документов приказом от 30.04.2021 года N 144 возбуждено дело N 017/01/10-22/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП "Енисей" по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с определением от 30.04.2021 года от МУП "Енисей" и ООО УК "Восток сервис" была запрошена информация и сведения по существу рассматриваемого дела.
27.05.2021 года в ходе рассмотрения дела представитель ООО УК "Восток сервис" устно пояснила, что действия МУП "Енисей" по расторжению договора являются незаконными, ущемляющими права и интересы потребителей. В настоящее время после получения уведомления о расторжении договора от МУП "Енисей" техническое обслуживание газового оборудования потребителей не проводилось, тогда как по договору от 01.02.2019 года N 3 обслуживание проводится весной и осенью. К иным организациям за заключением договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования ООО УК "Восток сервис" не обращалось, в связи с тем, что у Общества отсутствует возможность заключить договор с иной организацией, поскольку на территории г. Кызыла МУП "Енисей" является единственной организацией, предоставляющей указанные услуги.
В свою очередь представитель МУП "Енисей" пояснила, что основанием расторжения договора с ООО УК "Восток сервис" является положения договора, в котором указано, что в случае неисполнения договора заказчиком исполнитель вправе расторгнуть договор, а так как со стороны ООО УК "Восток сервис" отсутствовала оплаты за оказанные услуги МУП "Енисей" направило уведомление о расторжении договора заблаговременно. Техническое обслуживание газового оборудования проводится 1 раз в год, предыдущее обслуживание по договору N 3 от 01.02.2019 года проведено было МУП "Енисей" в мае 2020 года, в связи с чем у ООО УК "Восток сервис" было время для заключения договора об оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования с иной организацией. Также представитель МУП "Енисей" пояснила, что уведомление о расторжении договора направлялось ООО УК "Восток сервис" с целью понуждения оплаты образовавшейся задолженности. Вместе с тем ООО УК "Восток сервис" не оплатило заложенность. В настоящее время МУП "Енисей" направило в адрес ООО УК "Восток сервис" проект договора об оказании им услуг по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования.
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела N 017/01/10-22/2021, представленные сведения и документы, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение, прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В соответствии с частью 2 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Согласно пункту 1 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, можно сделать следующий вывод: унитарные предприятия - это коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли, в качестве основной цели своей деятельности, т.е. организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность - самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно Уставу МУП "Енисей" является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, может от своего имени иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в Уставе этого унитарного предприятия, и нести с этой деятельностью обязанности.
Целями деятельности МУП "Енисей" является получение прибыли при выполнении муниципальных социально-экономических заказов и удовлетворение общественных потребностей населения города Кызыла (пункт 3.1 Устава).
Для достижения целей, указанных в Уставе, МУП "Енисей" осуществляет кроме всего прочего следующие виды деятельности (пункт 3.2 Устава):
- содержание общего имущества жилых домов,
- техническое обслуживание общих коммуникаций, инженерно-технических устройств и технических помещений,
- текущий ремонт общего имущества жилых домов, общих коммуникаций, технических устройств и помещений,
- аварийное обслуживание внутридомовых инженерных коммуникаций,
- начисление платежей населению за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые МУП "Енисей", в том числе взыскание неустоек (штрафы, пени),
- оказание платных услуг физическим и юридическим лицам на основании договоров в пределах уставной деятельности МУП "Енисей",
- распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям,
- торговля газообразным топливом.
Следовательно, МУП "Енисей" осуществляет приносящую доход деятельность и является хозяйствующим субъектом в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Тывинским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220 (далее - Порядок проведения анализа), с целью установления хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в пределах территории города Кызыла Республики Тыва проведен анализ состояния конкурентной среды на указанном рынке за январь 2020 - февраль 2021 года, по результатам которого установлено, что МУП "Енисей" является хозяйствующим субъектом, занимающим на исследуемом рынке в пределах территории Республики Тыва, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Данную услугу в полном объеме оказывает только МУП "Енисей", следовательно, фактический потребитель услуг не имеет возможности обратиться за получением данной услуги в иные организации, находящиеся по месту жительства (регистрации).
Таким образом, на данном товарном рынке отсутствует конкурентная среда.
На основании вышеизложенного, МУП "Енисей" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в географических границах города Кызыла Республики Тыва.
При этом, в силу своего доминирующего положения МУП "Енисей" обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличие или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяющей правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Принятые во исполнение названного закона Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
По смыслу Правил N 410 заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является обязательным.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил N 410 заказчиком по такому договору в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома является управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в пункте 21 которого определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в МКД, а именно: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в МКД и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, управляющая организация, осуществляющая управление МКД на основании соответствующего договора управления, обязана обеспечить такое содержание общего имущества в многоквартирном доме, при котором были бы обеспечены безопасность использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исполнение данной обязанности осуществляется, среди прочего, путем обеспечения проведения на договорной основе со специализированной организацией технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирного дома.
Согласно представленным документам ООО УК "Восток сервис" (от 27.05.2021 года вх. N 2552) следует, что указанная управляющая компания осуществляет управление МКД в городе Кызыле по следующим адресам: ул. Кочетова д. 62, 66, ул. Гагарина д. 12, ул. Дружбы д. 11, ул. Ленина д. 42, 43, 45, что подтверждается протоколами общего собрания собственников помещений в МКД.
Таким образом, ООО УК "Восток сервис" заключило с МУП "Енисей" договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в жилых домах, находящихся на обслуживании ООО УК "Восток сервис" от 01.02.2019 года N 3, который в силу пункта 16 Правил N 410 для него обязателен.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 410 специализированная организация (исполнитель) - это организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Статьей 4 Федерального закона от 05.12.2016 N 412-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что лица, осуществляющие деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, указанные в абзаце седьмом части второй статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), обязаны в течение шести месяцев после дня вступления в силу настоящего Федерального закона уведомить органы государственного жилищного надзора об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции настоящего Федерального закона).
Сведения о направлении МУП "Енисей" уведомления о начале данной деятельности в адрес Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, в адрес Тывинского УФАС России не представлены.
Согласно пункту 91 Правил N 410 специализированные организации, а также иные организации, осуществляющие работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны отвечать требованиям настоящего раздела и иметь в своем составе для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту, техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения (далее - аттестованные сотрудники).
Таким образом, законодательство не ограничивает перечень субъектов, с которыми может быть заключен договор о техническом обслуживании.
Согласно разделу IX Правил N 410 (Требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования) специализированные организации, а также иные организации, осуществляющие работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны отвечать требованиям настоящего раздела и иметь в своем составе для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту, техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения (далее - аттестованные сотрудники) (пункт 91).
Для аттестованных сотрудников должны быть разработаны и утверждены руководителем специализированной организации или иной организации, осуществляющей работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, следующие документы:
должностные инструкции, устанавливающие обязанности, права и ответственность аттестованных сотрудников;
производственные инструкции, устанавливающие последовательность выполнения технологических операций при производстве работ и условия обеспечения их безопасного проведения (пункт 92).
Аттестованные сотрудники специализированной организации должны проходить переаттестацию по вопросам выполнения газоопасных работ при проведении технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а аттестованные сотрудники иных организаций, осуществляющих работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, - по вопросам выполнения газоопасных работ при проведении технического диагностирования не реже 1 раза в 5 лет в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
Переаттестации сотрудников по вопросам выполнения газоопасных работ при проведении технического обслуживания, ремонта, технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должна предшествовать их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых руководителями образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности (пункт 93).
Перед допуском к осуществлению самостоятельной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на объекте аттестованный сотрудник специализированной организации должен пройти инструктаж по технике безопасности и стажировку на рабочем месте в соответствии с установленным специализированной организацией регламентом (пункт 94).
Специализированная организация и иная организация, осуществляющая работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны быть оснащены средствами контроля и измерений, контрольно-измерительным оборудованием, прошедшим метрологический контроль, сертифицированными материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения соответствующих работ. Все средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы и тому подобное), методики (методы) измерений должны быть соответственно калиброваны и аттестованы в установленном порядке (пункт 95).
Специализированная организация и иная организация, осуществляющая работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны иметь программы технического обслуживания и проверки технического состояния используемого оборудования и средств испытаний, а также график поверки средств измерений, которые утверждаются техническим руководителем соответствующей организации (пункт 96).
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Ростехнадзор является в том числе уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
В соответствии с частью 6 статьи 14.1 указанного закона аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности.
Согласно сведениям отдела технологического и энергетического надзора по Республике Тыва Енисейского управления Ростехнадзора от 29.03.2021 года (вх. N 1505) следует, что МУП "Енисей" является организацией, имеющей в своем составе аттестованных лиц, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с требованиями, указанными в разделе IX Правил N 410.
Кроме того, согласно информации и представленных документов МУП "Енисей" от 02.03.2021 года (вх. N 972) заказчиками услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на территории города Кызыла Республики Тыва являются все организации, у которых на обслуживании находятся в общем числе 39 домов с централизованным газоснабжением, что подтверждается действующими договорами на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключенными с каждой управляющей организацией. Следовательно, на территории города Кызыла Республики Тыва МУП "Енисей" является единственной организацией предоставляющей услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с подпунктом б пункта 43 Правил N 410 исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом Минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.
При этом, согласно приложению к Правилам N 410 к минимальному перечню выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования относится следующее:
Наименование работы |
Наименование обслуживаемого объекта |
1. Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования |
внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование |
2. Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию |
внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование |
3. Визуальная проверка состояния окраски и креплений газопровода (осмотр) |
газопроводы |
4. Визуальная проверка наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции многоквартирных домов и домовладений (осмотр) |
газопроводы |
5. Проверка герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание) |
внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование |
6. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств |
отключающие устройства, установленные на газопроводах |
7. Разборка и смазка кранов |
бытовое газоиспользующее оборудование |
8. Проверка работоспособности устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы, ее наладка и регулировка |
предохранительная арматура, системы контроля загазованности |
9. Регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы, очистка горелок от загрязнений |
бытовое газоиспользующее оборудование |
10. Проверка давления газа перед газоиспользующим оборудованием при всех работающих горелках и после прекращения подачи газа |
индивидуальная баллонная установка сжиженных углеводородных газов |
11. Замена баллонов для сжиженных углеводородных газов |
групповые и индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов |
12. Проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом |
дымовые и вентиляционные каналы |
13. Инструктаж потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд |
бытовое газоиспользующее оборудование |
Указанный минимальный перечень услуги и работ принят в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
Следует отметить, что пунктом 3 Правил установлено, что взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
В этой связи отсутствие со стороны организации проведения мероприятий, направленных на безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в части его технического ремонта и обслуживания, а также в части обеспечения надлежащего содержания дымовых и вентиляционных каналов путем их периодической проверки и при необходимости их очистки и(или) ремонта, создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья жителей многоквартирных домов. Непроведение организацией обозначенных мероприятий способно повлечь возможность возникновения аварийных ситуаций и соответствующих негативных последствий.
Согласно пункту 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами N 410, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом (пункт 6 Правил N 410).
Аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 Правил N 410, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил (пункт 7 Правил N 410).
Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов (пункт 8 Правил N 410).
Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях: истечение установленных изготовителем сроков эксплуатации оборудования или сроков, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования; признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; заявка заказчика.
Таким образом, возможность заменить услугу по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на какую-либо другую услугу у потребителя отсутствует, так как необходимость осуществления технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования потребителями закреплена нормативно законодательством.
Указанными действиями МУП "Енисей" создало угрозу ущемления прав неопределенного круга потребителей - жильцов МКД на получение услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, гарантированные действующим законодательством.
Поскольку приостановление рассматриваемой услуги неопределенному кругу потребителей, проживающих в МКД, в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, является незаконным, то и сама угроза совершения указанных действий также является незаконной.
Одновременно с этим, следует учесть, что ООО УК "Восток сервис" выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений МКД, следовательно, в рассматриваемом случае Общество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников.
Направленное МУП "Енисей" Уведомление о расторжении договора N 3 от 01.02.2019 года создало незаконную угрозу наступления для потребителей-жильцов МКД, в том числе добросовестно исполняющих свои обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, негативных последствий (в виде необоснованного отсутствия рассматриваемой услуги), что могло привести к ущемлению их интересов.
Более того, 27.05.2021 года в ходе рассмотрения дела N 017/01/10-22/2021 лица, участвующие в рассмотрении дела указали, что услуга по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в жилых домах, находящихся на обслуживании ООО УК "Восток сервис" в истекшем периоде 2021 года не оказана.
Вместе с тем, доказательства расторжения договора отсутствуют в материалах дела N 017/01/10-22/2021.
Доводы МУП "Енисей" о том, что сроки оказания рассматриваемой услуги имеют разовый характер в течение года, что в свою очередь указывает на возможность заключения договора с любой иной организацией за пределами республики являются не обоснованными на основании следующего.
Тывинским УФАС России в рамках взаимодействия между территориальными органами ФАС России от Красноярского УФАС России и Хакасского УФАС России были получены сведения о хозяйствующих субъектах по оказанию услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Красноярского края (Акционерное общество "Красноярсккрайгаз") и Республики Хакасия (Акционерное общество "Красноярсккрайгаз", Общество с ограниченной ответственностью "Русстех", Общество с ограниченной ответственностью "Эгида", Общество с ограниченной ответственностью "Олимп", Муниципальное предприятие "БытСервис").
В этой связи указанным хозяйствующим субъектам Тывинское УФАС России направило запросы о предоставлении сведений в том числе о возможности оказания услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования потребителям на территории города Кызыла Республики Тыва, на которые получены следующие ответы:
- В АО "Красноярсккрайгаз" отсутствует структурное подразделение на территории города Кызыла Республики Тыва, в связи с чем выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в МКД не представляется возможным (вх. N 2441 от 21.05.2021 года),
- Возможность оказания услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в МП "БытСервис" отсутствует (вх. N 2480 от 24.05.2021 года),
- ООО "Русстех" не оказывала услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Вашего региона (вх. N 2533 от 27.05.2021),
- ООО "Эгида" предоставляет работы по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, а услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не оказывает (вх. N 2396 от 19.05.2021 года).
Исходя из представленных сведений следует, что у потребителей МКД, находящихся на обслуживании ООО УК "Восток сервис" фактически отсутствует возможность получения услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования от организаций, осуществляющих указанную деятельность за пределами Республики Тыва.
Кроме того, доводы МУП "Енисей" о том, что в качестве действенного способа взыскания задолженности от ООО УК "Восток сервис" им выбран способ создания угрозы неоказания рассматриваемой услуги, а в последствии расторжение договора подлежат отклонению на основании следующего.
Согласно пункту 7.1 Договора N 3 от 01.02.2019 года заключен с 09.01.2019 года по 31.12.2019 года. Действие договора считается продленным на следующий срок, если ни одна из сторон за 30 дней до окончания срока действия Договора не заявит о его расторжении. А также расторгнут в следующих случаях: по заявлению Заказчика, неоднократного нарушения Заказчиком "Правил пользования газом в быту" и настоящего Договора.
В случае расторжения Договора производится взаимозачеты по фактическим затратам, произведенным на момент прекращения договорных отношений (пункт 7.2 Договора). В случае расторжения настоящего Договора в одностороннем порядке, инициатор направляет другой стороне письменное заявление за 30 дней до его расторжения с указанием причин (пункт 7.3 Договора).
Согласно пункту 1 статьи 779 и пункту 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Неоплата заказчиком услуг и невыполнение иных условий по оплате, предусмотренных договором, является основанием для взыскания денежных средств в судебном порядке.
Так, заключенный между МУП "Енисей" и ООО УК "Восток сервис" договор, являющийся по своей правовой природе договором оказания услуг, вместе с тем подпадает под специальное правовое регулирование, которым среди прочих условий предусматривается особый порядок расторжения договора по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (раздел VI Правил N 410).
Пункты 61, 62 Правил N 410 предусматривают право Заказчика расторгнуть договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в прямо предусмотренных случаях, которые связаны либо с расторжением договора поставки газа, либо с прекращением обязанности заказчика выполнять функции управляющей организации или агента собственников помещений многоквартирного дома.
Пункт 64 Правил N 410 предусматривает расторжение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по иску Исполнителя только в судебном порядке в случае, если срок не погашенной заказчиком задолженности по оплате выполненных работ (оказанных услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования превышает 6 месяцев подряд.
Вместе с этим, пункт 65 Правил N 410, предусматривающий возможность расторжения договора о техническом обслуживании газового оборудования по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, не может рассматриваться как допускающий применение статей 782 и 717 ГК РФ, поскольку такое толкование будет противоречить обязательному характеру договора.
Отношения организации предоставляющей услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и управляющей компании не должны негативно отражаться на правах абонентов, своевременно оплачивающих за оказанные услуги по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования. Государство предоставляет таким абонентам дополнительную защиту, поскольку с экономической точки зрения они являются слабой стороной, то есть не могут рыночными методами влиять на действия специализированной организации.
В настоящем случае возникший конфликт, связанный с неоплатой управляющей компанией за оказанные услуги по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, в силу повышенной социальной ответственности, которую несут организации-монополисты, мог быть урегулирован сторонами в рамках переговорного процесса, либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за оказанные услуги и последующего принудительного исполнения судебного решения. Право на надлежащее содержание систем внутридомового газового оборудования в МКД, а именно: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению является безусловным, что означает обязанность специализированной организации оказывать услуги даже при условии, что количество абонентов, исправно оплачивающих коммунальные услуги, равняется одному.
Принимая во внимание изложенное, а также отсутствие конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на территории города Кызыла Республики Тыва и отсутствия возможности у потребителей коммунальной услуги по газоснабжению свободного выбора контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, Тывинское УФАС России расценило действия МУП "Енисей" как злоупотребление правом и доминирующим положением.
В соответствии с пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Отсутствие технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования, может повлечь за собой возникновение аварийной или иной чрезвычайной ситуации, нарушает бесперебойный и безаварийный режим газоснабжения, а также создает угрозу жизни и здоровья не только собственников жилых помещений, которые не обеспечивают такое обслуживание, но и жильцов, проживающих по соседству.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Таким образом, при рассмотрении дела N 017/01/10-22/2021 установлено, что действия МУП "Енисей" по направлению уведомления о расторжении договора N 3 от 01.02.2019 года заявителю, фактически привели к неоказанию услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, и одностороннего отказа от исполнения договора, в нарушение требований, установленных пунктом 16, подпунктом б пункта 43, пункта 64 Правил N 410.
При таких обстоятельствах Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 017/01/10-22/2021 пришла к выводу о наличии в действиях МУП "Енисей" нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части направления в адрес ООО УК "Восток сервис" уведомления о расторжении договора от 01.02.2019 года N 3 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в жилых домах, находящихся на обслуживании ООО УК "Восток сервис", что привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей - жильцов многоквартирных домов на получение указанных выше услуг.
Тывинским УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 27.05.2021 года было принято Заключение об обстоятельствах дела N 017/01/10-22/2021, направленное по юридическому адресу МУП "Енисей".
МУП "Енисей", ООО УК "Восток сервис" в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции возражения на заключение об обстоятельствах дела N 017/01/10-22/2021 в адрес Комиссии Тывинского УФАС России не представили.
Решением Тывинского УФАС России от 05.07.2021 года по делу N 017/01/10-22/2021 МУП "Енисей" признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части направления в адрес ООО УК "Восток сервис" уведомления о расторжении договора от 01.02.2019 года N 3 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в жилых домах, находящихся на обслуживании ООО УК "Восток сервис", что привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей - жильцов многоквартирных домов на получение указанных выше услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, которые регулируются посредством законодательно установленного запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в действиях МУП "Енисей", выразившихся в направлении в адрес ООО УК "Восток сервис" уведомления о расторжении договора от 01.02.2019 года N 3 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в жилых домах, находящихся на обслуживании ООО УК "Восток сервис", что привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей - жильцов многоквартирных домов на получение указанных выше услуг.
Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется следующим:
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У МУП "Енисей" имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства. Однако, МУП "Енисей" не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него объективных препятствий для их соблюдения и свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, а равно принятие МУП "Енисей" каких-либо мер по устранению нарушения.
Следовательно, субъективная сторона правонарушения характеризуется виной и выражается в том, что МУП "Енисей", не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, юридического лицо - МУП "Енисей", как субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в географических границах города Кызыла Республики Тыва, совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В ходе рассмотрения дела N 017/01/10-22/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, МУП "Енисей" представлен бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах за январь - декабрь 2020 года, в соответствии с которыми чистый убыток МУП "Енисей" за 2020 год составил 34 281 000,00 рублей, что подтверждает тяжелое материальное положение юридического лица.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность МУП "Енисей", предусмотренные статьей 4.2 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность МУП "Енисей", предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.
Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.
Обстоятельства, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Таким образом, сумма штрафа, налагаемая на МУП "Енисей" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, составит: 150 000,00 (сто пятьдесят тысяч) рублей, то есть в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождение Муниципального унитарного предприятия г. Кызыла "Енисей", то есть: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Горная, д. 28.
Временем совершения административного правонарушения является дата уведомления МУП г. Кызыла "Енисей" N 25 о расторжении договора N 3 от 01.02.2019 года, то есть 27.01.2021 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.7, 3.5, 4.1, 4.5, частью 2 статьи 14.31, 23.48, частью 1.2 статьи 28.1, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать юридическое лицо - Муниципальное унитарное предприятие г. Кызыла "Енисей", виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
2. Наложить на юридическое лицо - Муниципальное унитарное предприятие г. Кызыла "Енисей", административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.2, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ - постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу административном правонарушении, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано.
Примечание:
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Штраф должен быть перечислен в бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (для Тывинское УФАС России, л/с 04121873000).
ИНН 1701044223; КПП 170101001.
Код бюджетной классификации: 161 116 01141 01 0031 140.
Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России)/ ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА ТЫВА БАНКА РОССИИ
Кор/счет: 40102810945370000080
Банковский счет: 03100643000000011200
БИК: 019304100.
ОКТМО: 93701000.
УИН: 16100500000001077513.
Назначение платежа: Штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Согласно части 1, 2 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 20 августа 2021 г. N 017/04/14.31-228/2021
Опубликование:
-