го. Серпухов |
|
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - Администрация),
Координационного Совета профсоюзов городского округа Серпухов Московской области (далее - профсоюзы), объединения работодателей (далее - работодатели), именуемые в дальнейшем "Стороны", руководствуясь законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, заключили Серпуховское трехстороннее территориальное соглашение между Администрацией городского округа Серпухов Московской области, Координационным Советом профсоюзов городского округа Серпухов Московской области и объединением работодателей городского округа Серпухов Московской области на 2023 - 2025 годы (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на территории городского округа Серпухов Московской области.
Стороны рассматривают обязательства данного Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены, дополнены и развиты в рамках заключения и реализации коллективных договоров.
Для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны на принципах равноправного взаимодействия разрабатывают документы, организуют и проводят мероприятия, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.
Стороны признают необходимым заключение коллективных договоров и обязуются оказывать трудовым коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых вопросов.
Присоединение к Соглашению Работодателей и Профсоюзов, действующих на территории городского округа Серпухов Московской области, осуществляется в соответствии с Законом Московской области от 31.03.1999 N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области".
1. Социально-экономическая политика
Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение активной политики по созданию условий для формирования динамичной и эффективной экономики, позволяющей обеспечить устойчивое экономическое развитие городского округа Серпухов Московской области и на этой основе создание условий для повышения уровня и качества жизни населения в городском округе Серпухов Московской области. В целях реализации данной задачи:
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Разрабатывают предложения по стимулированию сектора экономики, сбалансированному развитию промышленности и сектора услуг с использованием рыночных механизмов.
1.1.2. Проводят мониторинг социально-трудовой сферы в городском округе Серпухов Московской области по основным социально-экономическим показателям, принимают меры по их улучшению и информируют трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в городском округе Серпухов (далее - Комиссия) о его результатах. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной и налоговой политики, при разработке прогнозов социально-экономического развития городского округа Серпухов Московской области и реализации муниципальных программ.
1.1.3. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий.
1.1.4. Участвуют в соответствии с законодательством Российской Федерации в процессе формирования мнения по принятию решения о продаже, ликвидации или банкротстве организации.
1.1.5. Создают условия для обеспечения ежегодного роста производительности труда.
1.1.6. Содействуют развитию потребительского рынка, максимальному удовлетворению потребности населения в товарах и услугах широкого ассортимента в пределах ценовой и территориальной доступности. Содействуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, продвижению продукции местных товаропроизводителей на региональный и межрегиональный рынки.
1.2. Администрация:
1.2.1. Проводит целенаправленную инвестиционную политику в городском округе Серпухов Московской области. Содействует формированию благоприятной среды для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику и социальную сферу городского округа Серпухов Московской области. Содействует внедрению современных методов управления в экономику городского округа Серпухов Московской области на основе новых информационных технологий.
1.2.2. Оказывает необходимую поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Серпухов Московской области, не имеющим задолженности по выплате заработной платы, соблюдающим обязательства территориального соглашения, коллективных договоров, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.2.3. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики и созданию благоприятных условий для их хозяйственной деятельности. Проводит информационно-аналитический мониторинг состояния предпринимательства на территории городского округа Серпухов Московской области.
1.2.4. Осуществляет меры по реализации муниципальных программ на территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области".
1.2.5. Проводит работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей правовое положение муниципальных учреждений (казенных, бюджетных, автономных), системы и механизмов бюджетного обеспечения оказания услуг (выполнения работ) в рамках муниципального задания.
1.3. Профсоюзы:
1.3.1. Способствуют устойчивой социально-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников. Участвуют в организации трудового соревнования в организациях. Распространяют передовой опыт.
1.3.2. Способствуют участию работников в управлении производством.
1.3.3. Оказывают практическую помощь организациям в проведении коллективных переговоров по разработке и заключению коллективных договоров, контролируют их выполнение.
1.3.4. Через своих представителей в установленном законодательством Российской Федерации порядке участвуют в работе комиссий при Администрации городского округа Серпухов по вопросам социально-трудовых отношений.
1.4. Работодатели:
1.4.1. Принимают меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, по внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
1.4.2. Участвуют в подготовке бизнес-планов инвестиционных проектов и проводимых в городском округе Серпухов мероприятий по вопросам защиты интересов предпринимателей.
1.4.3. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет Московской области, бюджет городского округа Серпухов и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
1.4.4. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) на российский и зарубежный рынки сбыта в соответствии с международными нормами.
1.4.5. Ежеквартально информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства. Предоставляют Сторонам информацию о предстоящих реорганизации, реформировании, ликвидации организаций.
1.4.6. Обеспечивают профкомам, профорганизаторам беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам.
2. Заработная плата, доходы, социальная защищенность
Стороны считают основной задачей в предстоящий период обеспечение повышения уровня заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, совершенствование политики доходов, активизации покупательной способности граждан как залога роста экономики, ее инновационной направленности. В целях реализации данной задачи:
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Соблюдают Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом "Московское областное объединение организаций профсоюзов" и объединениями работодателей Московской области (далее - Соглашение о минимальной заработной плате).
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате.
2.1.2. Проводят работу по включению в территориальные отраслевые соглашения обязательств по повышению уровня минимальной заработной платы и средней заработной платы, обеспечивающих реализацию обязательств в части оплаты труда, установленных настоящим Соглашением.
2.1.3. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях, применяющих тарифные системы оплаты труда. При заключении коллективных договоров предусматривают установление оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы работников, долю фонда оплаты труда в объеме полученного дохода (прибыли), долю фонда оплаты труда в себестоимости продукции (услуг).
2.1.4. Осуществляют контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в организациях всех форм собственности.
2.1.5. Не допускают снижения установленных показателей оздоровления детей и подростков. Предоставляют частичную компенсацию в размере не более 90 процентов величины стоимости путевки, установленной постановлением Правительства Московской области от 12.03.2012 N 269/8, в зависимости от среднедушевого дохода семьи.
2.1.6. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов.
2.1.7. Принимают меры по недопущению занижения заработной платы с использованием скрытых форм оплаты труда в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2.1.8. Принимают меры по соблюдению законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании работников в организациях, находящихся в стадии банкротства.
2.1.9. Принимают необходимые меры для проведения диспансеризации и вакцинации работников организаций и учреждений городского округа Серпухов Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
2.2. Администрация:
2.2.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области при составлении проекта бюджета городского округа Серпухов на очередной финансовый год и плановый период предусматривает средства на обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей работников бюджетной сферы.
2.2.2. Проводит разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, используя средства массовой информации.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюза в сфере социально-трудовых отношений, в области коллективных прав и интересов - всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению.
2.3.2. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
2.3.3. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты работникам организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3.4. Осуществляют в пределах своих полномочий общественный контроль за исчислением работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
2.3.5. Добиваются включения в коллективные договоры положений:
а) об индексации заработной платы в размере не ниже темпов роста потребительских цен;
б) о минимальной заработной плате работника, не ниже установленной действующим Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области;
в) об установлении доли тарифной части в заработной плате работника (кроме бюджетной сферы) в размере не менее 70 процентов;
г) об установлении соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате основного персонала организации в кратности от 1 до 6;
д) порядка компенсации потерь в заработной плате в случае ее задержки;
е) вопросов, связанных с защитой пенсионных прав работников;
ж) о предоставлении вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться социальными услугами и объектами социально-культурного назначения организации.
2.3.6. Участвуют в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению детей и подростков, по безопасности нахождения детей в детских оздоровительных учреждениях, находящихся на балансе организаций, а также иных оздоровительных учреждений в рамках общественного контроля.
2.3.7. Организуют обсуждение проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам и осуществляют в пределах своих полномочий контроль за их реализацией.
2.3.8. Информируют работников организаций о результатах мониторинга социально-трудовой сферы.
2.3.9. Осуществляют контроль за выполнением обязательств территориального соглашения, коллективных договоров. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет повышения ее уровня в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
2.3.10. Посредством участия в работе общественных комиссий по жилищным вопросам при муниципальном образовании "Городской округ Серпухов Московской области" осуществляют контроль за постановкой на учет работников, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением им жилья.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области.
2.4.2. Принимают меры по обеспечению ежегодного роста средней заработной платы во внебюджетном секторе экономики не ниже уровня инфляции в Московской области в соответствующем году и доведению средней заработной платы до уровня не ниже 4,3 от величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для трудоспособного населения.
2.4.3. Не допускают появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций.
2.4.4. В рамках социальной (нефинансовой) отчетности информируют Профсоюзы и Администрацию о размерах минимальной и средней заработной платы в организациях. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов информацию об оплате труда различных категорий работников.
2.4.5. Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования санаториев-профилакториев, баз отдыха, домов культуры, спортивных сооружений, детских оздоровительных и образовательных организаций дополнительного образования детей, находящихся на балансе организаций на территории городского округа Серпухов Московской области.
2.4.6. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или в рабочее время с согласия работодателя.
2.4.7. Обеспечивают своевременное и в полном объеме перечисление страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии и информируют застрахованных лиц об их уплате.
3. Содействие занятости и кадровое обеспечение организаций
Стороны считают основной задачей на предстоящий период формирование конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего социально-экономическое развитие городского округа Серпухов Московской области, обеспечение гарантий в сфере занятости населения и учет интересов работников и работодателей. В целях реализации данной задачи:
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. В целях привлечения и закрепления в экономике высококвалифицированных специалистов и сокращения объемов трудовой миграции жителей городского округа Серпухов Московской области реализуют мероприятия, содействующие повышению престижа рабочих профессий, уровня квалификации персонала организаций, привлечению молодежи на производство, проводимые в рамках Праздника труда Подмосковья (Подмосковный субботник), Дня молодежи, в том числе по проведению информационно-пропагандистских кампаний с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий. Организуют проведение конкурсов в социально-трудовой сфере.
3.1.2. Участвуют в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан, в том числе для обучающихся в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей, а также состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.1.3. Разрабатывают комплекс мер по содействию трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций с участием работодателей.
3.1.4. Проводят работу по текущему и перспективному прогнозированию потребности в рабочих кадрах и специалистах в разрезе профессионально-квалификационной структуры в целях организации их подготовки.
3.1.5. Осуществляют реализацию мероприятий по подготовке высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов, и передовых технологий. Содействуют активному участию работодателей при общественной оценке качества образования.
3.1.6. Осуществляют мероприятия по совершенствованию и развитию системы подготовки и переподготовки работников организаций, в том числе малого и среднего предпринимательства, в соответствии с потребностями рынка труда.
3.1.7. Не допускают превышения уровня общей безработицы от числа экономически активного населения городского округа Серпухов Московской области.
В случае возникновения критической ситуации на рынке труда принимают экстренные меры, направленные на снижение социальной напряженности, поддержку увольняемых работников.
3.1.8. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.9. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.
3.1.10. Руководствуются следующими критериями для определения случаев массового увольнения работников:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 10 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
20 и более человек в течение 30 календарных дней;
100 и более человек в течение 60 календарных дней;
300 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.1.11. Разрабатывают и реализуют меры, предусматривающие создание условий для продолжения трудовой деятельности работников предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе привлечение их в качестве наставников для молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности.
3.1.12. Содействуют распространению положительного опыта организаций по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
3.1.13. Оказывают консультационную помощь по вопросам социально-трудовых отношений и занятости жителям городского округа Серпухов Московской области и организациям, осуществляющим деятельность на территории городского округа Серпухов.
3.1.14. Содействуют расширению возможностей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов и молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе через механизм квотирования рабочих мест в организациях городского округа Серпухов Московской области.
3.2. Администрация:
3.2.1. Содействует созданию новых рабочих мест, в том числе в организациях малого предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития. Оказывает поддержку малому предпринимательству.
3.2.2. Содействует развитию системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда. Содействует занятости молодежи.
3.2.3. Содействует расширению возможностей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов и молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе через механизм квотирования рабочих мест в организациях городского округа Серпухов Московской области.
3.3. Профсоюзы:
3.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства при заключении трудовых договоров, изменении определенных сторонами условий трудового договора, в том числе по сокращению численности или штата работников, предоставлении льгот, гарантий и компенсаций в процессе трудовой деятельности, а также при реорганизации и ликвидации организаций.
3.3.2. Добиваются через соглашения, коллективные договоры сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций, сверх установленных законодательством Российской Федерации.
3.3.3. Информируют работников организаций в городском округе Серпухов Московской области об изменениях законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области в социально-трудовой сфере.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Проводят работу по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
3.4.2. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению. Предоставляют в государственное казенное учреждение Московской области "Центр занятости населения" территориальный отдел N 16 г. Серпухов, профсоюзные органы информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
3.4.3. Взаимодействуют с профессиональными образовательными организациями городского округа Серпухов Московской области в вопросах качества подготовки кадров, включая участие в разработке содержания профессиональных образовательных программ и общественную оценку качества образования, развития государственно-частного партнерства, совершенствования их материально-технической базы.
3.4.4. Обеспечивают приоритетное предоставление рабочих мест, создаваемых в рамках реализации на территории городского округа Серпухов Московской области, инвестиционных проектов, жителям городского округа Серпухов Московской области.
3.4.5. Обеспечивают выпускникам профессиональных образовательных организаций гарантии от увольнения в связи с сокращением штата работников в первые два года после обучения.
3.4.6. Формируют заявки на подготовку кадров в профессиональных образовательных организациях на договорной основе, предоставляют рабочие места для прохождения производственной практики, используют формы стимулирования обучающихся в целях их закрепления в организации. Способствуют адаптации молодых работников на производстве, развитию системы наставничества в организациях.
3.4.7. Осуществляют практику долгосрочных соглашений с профессиональными образовательными организациями городского округа Серпухов Московской области, предусматривающих софинансирование образовательного процесса.
3.4.8. Организуют в производственных подразделениях организаций трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда работников.
3.4.9. Оказывают, исходя из возможностей организации, материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штата организации. Не допускают в связи с сокращением численности или штата работников увольнения работников, члены семьи которых находятся на их иждивении и не имеют самостоятельного заработка, а также одновременного увольнения работников - членов одной семьи.
3.4.10. Обеспечивают выполнение установленной им в соответствии с нормативными правовыми актами Московской области квоты для приема на работу граждан, особо испытывающих трудности в поиске работы.
3.4.11. Содействуют организации рабочих мест для проведения общественных работ и реализации мероприятий по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3.4.12. Принимают меры по обеспечению увольняемых работников организаций-банкротов преимущественным правом трудоустройства на не менее чем 70 процентов рабочих мест в организациях, создаваемых на базе их имущества.
3.4.13. Не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.
3.4.14. Проводят обучение руководителей и специалистов организаций городского округа Серпухов Московской области по вопросам, регулируемым международными нормами и правилами, внедрению систем качества.
3.4.15. Осуществляют привлечение и использование иностранных работников с учетом приоритетного права жителей городского округа Серпухов Московской области на трудоустройство и мнения профсоюзов.
4. Охрана труда и экологическая безопасность
В целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшения условий труда, а также соблюдения требований и норм экологической безопасности в качестве приоритетных направлений сотрудничества на предстоящий период:
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Обеспечивают разработку и реализацию на всех уровнях социального партнерства программ улучшения условий и охраны труда, соглашений по охране труда работодателей и уполномоченных работниками представительных органов, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда работников.
4.1.2. Организуют проведение семинаров, конкурсов, конференций, выставок и иных мероприятий по вопросам охраны труда.
4.1.3. Содействуют повышению квалификации специалистов по экологической безопасности.
4.1.4. Организуют и осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в организациях, осуществляющих деятельность на территории городского округа Серпухов Московской области.
4.1.5. Содействуют организации и проведению мероприятий, осуществляемых на территории городского округа Серпухов Московской области в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности.
4.1.6. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного контроля и надзора по вопросам реализации ими на территории городского округа Серпухов Московской области надзорных и контрольных функций в сфере охраны труда.
4.1.7. Способствуют установлению гарантий и компенсаций для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Размер, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам закрепляются в локальных нормативных актах работодателя, принятых с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
4.1.9. Обеспечивают функционирование координационного совета по охране труда с участием в его составе сторон социального партнерства и представителей Государственной инспекции труда в Московской области.
4.2. Администрация:
4.2.1. Обеспечивает на территории городского округа Серпухов Московской области реализацию государственной политики в области охраны труда.
4.2.2. Оказывает информационное содействие по вопросам проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах организаций.
4.2.3. Координирует проведение на территории городского округа Серпухов Московской области обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей.
4.2.4. Организует участие представителей органа местного самоуправления, центрального исполнительного органа государственной власти по реализации государственной политики в области охраны труда Московской области в расследовании несчастного случая на производстве, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая на производстве со смертельным исходом.
4.2.5. Организует работу информационно-справочной службы "Горячая линия" по вопросам охраны труда.
4.3. Профсоюзы:
4.3.1. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях городского округа Серпухов Московской области.
4.3.2. Организуют проведение выборов в первичных профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц профкомов по охране труда и их обучение в аккредитованных образовательных организациях.
4.3.3. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также контроль за выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда.
4.3.4. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, инициируют проведение государственной экспертизы условий труда.
4.3.5. Содействуют направлению на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.3.6. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом.
4.3.7. Обеспечивают участие своих представителей в работе координационного совета по охране труда городского округа Серпухов Московской области, комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, комиссий по проведению специальной оценки условий труда.
4.3.8. Осуществляют общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и требований норм экологической безопасности в организациях.
4.4. Работодатели:
4.4.1. Принимают меры по недопущению сокрытия групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, направляя в установленные сроки извещение по установленной законодательством Российской Федерации форме:
а) в территориальный отдел надзора Государственной инспекции труда в Московской области по месту происшествия несчастного случая;
б) в городскую прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
в) в Администрацию городского округа Серпухов Московской области;
г) в филиал Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации работодателя в качестве страхователя;
д) в территориальное объединение организаций профсоюзов;
е) в Министерство социального развития Московской области.
4.4.2. Организуют работу по учету и предупреждению микротравм и повреждений здоровья.
4.4.3. Обеспечивают приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, только прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
4.4.4. Принимают меры по сокращению численности работников, занятых на рабочих местах, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.4.5. Представляют безвозмездно в орган, осуществляющий государственную экспертизу условий труда, запрашиваемые документы и материалы.
4.4.6. Обеспечивают оценку качества проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах организаций, в спорных случаях организуют проведение государственной экспертизы условий труда.
4.4.7. Создают за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.4.8. Обеспечивают беспрепятственный допуск на территорию организации должностных лиц Министерства социального развития Московской области, представителей технической инспекции труда Московского областного объединения профсоюзов в целях оценки условий труда работников при условии соблюдения требований законодательства о защите государственной тайны.
4.4.9. Содействуют деятельности уполномоченных (доверенных) лиц профкомов по охране труда в организациях по проведению общественного контроля условий труда работников.
4.4.10. Обеспечивают проведение обучения по охране труда специалистов всех уровней и представителей профсоюзов, представителей уполномоченного работниками представительного органа.
4.4.11. Информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ.
4.4.12. Обеспечивают финансирование проведения специальной оценки условий труда в организациях.
4.4.13. Обеспечивают прохождение работниками организаций предварительных и периодических медицинских осмотров. Не допускают к исполнению трудовых обязанностей работников без прохождения обязательных медицинских осмотров.
4.4.14. Привлекают средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
5. Социальная и правовая защита молодежи, укрепление семьи, забота о материнстве и детстве
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодых граждан, женщин, детей. Участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства.
5.1.2. Взаимодействуют с общественными организациями и объединениями, зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по проблемам молодежи, женщин, семьи и детей, оказывают содействие в создании и деятельности их объединений.
5.1.3. Содействуют улучшению положения женщин, их адаптации на рынке труда, в том числе:
а) профессиональной переподготовке, обучению и переобучению, повышению квалификации женщин после перерыва трудовой деятельности, связанного с уходом за детьми;
б) установлению женщинам, имеющим малолетних детей, по их желанию гибкого графика работы либо неполного режима рабочего времени. Разрабатывают и реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
5.1.4. Распространяют и используют положительный опыт работы с молодежью в Московской области.
Содействуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных спортивных соревнованиях, а также организуют региональные спортивные соревнования среди молодежи по массовым видам спорта.
Создают условия для развития молодежного туризма.
5.1.5. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни (борьба против наркомании, табакокурения, профилактика ВИЧ-инфекции) и способствуют с этой целью проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и иных мероприятий).
5.1.6. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей.
5.1.7. Способствуют увеличению представительства женщин и молодежи в органах исполнительной власти всех уровней, в объединениях профсоюзов и работодателей.
5.1.8. Содействуют сохранению и развитию инфраструктуры и материально-технической базы организаций, используемой для отдыха и оздоровления детей, семейного отдыха, осуществляют мониторинг использования организациями инфраструктуры и материально-технической базы, предназначенной для отдыха и оздоровления детей.
5.1.9. Разрабатывают и реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для молодежи по следующим направлениям:
а) развитие практики стажировки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций;
б) проведение консультаций по вопросу совершенствования нормативной правовой базы в части предоставления рабочих мест для молодежи, впервые вышедшей на рынок труда;
в) организация профориентационных экскурсий на предприятия, в организации и учреждения различных форм собственности.
5.2. Администрация:
5.2.1. Принимает меры по поддержке молодежи в области охраны труда и здоровья, профилактики опасных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
5.2.2. Реализует меры социальной поддержки молодежи, семьи и детей, в том числе студенческих семей, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
5.2.3. Проводит мониторинг по проблемам молодежи, семьи, материнства и детства.
5.3. Профсоюзы:
5.3.1. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, женщин.
5.3.2. Способствуют организации трудового соперничества, конкурсов профессионального мастерства среди молодежи, в том числе чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkillsRussia.
5.3.3. Инициируют создание в организациях советов (комиссий, комитетов) по работе с молодежью.
5.3.4. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, в организации досуга и отдыха.
5.3.5. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюза, содействуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
5.3.6. Вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюза, добившихся высоких показателей в труде и учебе, в работе профсоюзных организаций.
5.3.7. Содействуют возрождению шефства организаций над учебными заведениями, оказывают организационную помощь в проведении профориентационной работы в учебных заведениях.
5.3.8. В целях повышения правовых и экономических знаний проводят обучение молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства и других социально-экономических вопросов.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Разрабатывают в организациях целевые комплексные программы по работе с молодежью, обеспечивают их финансирование и реализацию.
5.4.2. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы молодежных трудовых отрядов.
5.4.3. Проводят дни открытых дверей, профориентационные экскурсии в организациях с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
5.4.4. Совместно с Профсоюзами проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист" и др.
5.4.5. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда, назначении на руководящие должности, при приеме на работу.
5.4.6. Принимают меры по профессиональному росту работающих женщин, а также профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности.
5.4.7. Оказывают помощь в работе комиссий по охране материнства и детства, созданных в организациях.
6. Развитие социального партнерства
В целях обеспечения дальнейшего развития социального партнерства, эффективного использования его возможностей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений:
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение, после ознакомления с ними Сторон и консультаций на уровне Комиссии. Обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес. Организуют проведение совещаний, научно-практических конференций, "круглых столов".
Стороны обязуются по решению Комиссии разрабатывать планы мероприятий, для реализации отдельных обязательств Соглашения, и формировать совместные рабочие группы.
6.1.2. Совершенствуют формы контроля за выполнением заключенных территориальных соглашений, коллективных договоров, в том числе формы взаимодействия с контрольно-надзорными органами, обеспечивают информационный обмен по указанным вопросам.
6.1.3. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях с участием инвестиционных компаний, в том числе на стадии подготовки инвестиционных соглашений.
6.1.4. Проводят согласованную политику по вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению территориальных соглашений, коллективных договоров, созданию профсоюзных организаций на предприятиях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
6.1.5. Организуют ежегодные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие социального партнерства, совершенствование форм и методов регулирования социально-трудовых отношений.
6.1.6. Организуют освещение вопросов социального партнерства, ход реализации Соглашения, работу Комиссии в средствах массовой информации и на официальных сайтах Сторон Соглашения.
6.1.7. Рекомендуют образовательным организациям городского округа Серпухов Московской области включать в образовательные программы уроки профориентации, основ трудового законодательства, социального партнерства, охраны труда и экологии.
6.1.8. Содействуют развитию социального партнерства в городском округе Серпухов.
6.1.9. Включают в состав общественных комиссий при Администрации городского округа Серпухов Московской области представителей координационных советов профсоюзов и территориальных объединений работодателей.
6.1.10. Оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений профсоюзов и работодателей, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в городском округе Серпухов Московской области.
6.1.11. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.1.12. Совершенствуют правовую базу коллективно-договорного регулирования в сфере труда, содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого и среднего предпринимательства и обеспечивают проведение коллективно-договорной кАмпании в текущем году.
6.1.13. Профсоюзы совместно с Работодателями не позднее I квартала обеспечивают заключение коллективных договоров, предусматривая в них:
а) размер минимальной заработной платы работника, не ниже установленной действующим Соглашением о минимальной заработной плате;
б) размер доли тарифной части в заработной плате работника в размере не менее 65 процентов;
в) размер индексации заработной платы не ниже темпов роста потребительских цен;
г) порядок установления соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате работников организации в кратности от 1 до 6;
д) размеры тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленных в отраслевых соглашениях (минимальной заработной платы в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате);
е) сроки выплаты заработной платы;
ж) размер денежной компенсации работнику за задержку выплаты заработной платы из расчета не ниже одной сотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты заработной платы по день фактического расчета включительно;
з) положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы с возмещением среднего заработка за весь период ее задержки;
и) графики погашения задолженности по выплате заработной платы;
й) оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые три дня нетрудоспособности;
к) оплату выходного пособия при сокращении численности или штата работников из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя;
л) размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации;
м) размер средств на социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на проезд, жилищно-коммунальные услуги, питание, приобретение (строительство) жилья, оздоровление;
н) размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций для работников, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда;
о) доплаты до среднего утраченного заработка при переводе по медицинским показаниям работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на другую работу до момента установления им профессиональной заболеваемости или выздоровления;
п) переподготовку работников, увольняемых до наступления срока расторжения трудового договора в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации;
р) повышение квалификации и профессионального уровня работников, в том числе в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
с) повышение квалификации и профессионального уровня специалистов кадровых служб;
т) разработку и реализацию программ наставничества и адаптации молодых работников на производстве, а также формирования кадрового резерва организации;
у) профессиональную подготовку и переподготовку работников предпенсионного и пенсионного возраста с целью продолжения ими трудовой деятельности в соответствии с потребностью работодателя;
ф) укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций городского округа Серпухов;
х) обязательства по проведению специальной оценки условий труда и выполнению разработанных планов мероприятий по улучшению условий труда работников;
ц) соответствующий размер, порядок и условия предоставления оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля;
ч) мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
ш) гарантии и возможность расширения прав молодежи и женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых;
щ) положения по работе с молодежью, в том числе направленные на предоставление мер социальной защиты молодежи (предоставление рабочих мест, ее адаптация в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получение льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежных компенсаций за наем жилого помещения, содержание детей в детских дошкольных образовательных организациях);
ы) меры социальной защиты женщин, беременных женщин, в том числе снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы, предоставление полного рабочего дня для прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях с сохранением среднего заработка;
э) выплату единовременных пособий молодым работникам из категории детей-сирот, впервые принятым на работу, а также работникам, вернувшимся на предприятие после прохождения срочной военной службы;
ю) положение о предоставлении вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться социальными услугами и объектами социально-культурного назначения организации;
я) при приеме на работу обязательное направление работника в выборный орган первичной профсоюзной организации.
6.2. Администрация:
6.2.1. При привлечении организаций к участию в государственных программах Московской области, аккредитации хозяйствующих субъектов, представлении руководителей организаций к государственным наградам Московской области учитывает их участие в системе социального партнерства, соблюдение трудового законодательства, выполнение обязательств Соглашения о минимальной заработной плате, условий настоящего Соглашения. Рассматривает ходатайства объединений профсоюзов и объединений работодателей по награждению государственными наградами Российской Федерации и наградами Московской области работников и работодателей.
6.2.2. Обеспечивает участие Профсоюзов и Работодателей в формируемых на уровне городского округа Серпухов Московской области постоянно действующих комиссиях, рассматривающих социально-трудовые вопросы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
6.2.3. Учитывает мнение Профсоюзов и Работодателей при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социально-трудовой сферы.
6.2.4. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей городского округа Серпухов Московской области в повышении их роли в обществе через проведение организационных мероприятий с использованием административных и информационных ресурсов.
6.3. Профсоюзы:
6.3.1. Инициируют заключение коллективных договоров, территориальных соглашений. Содействуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, организуют членов профсоюза на выполнение коллективных договоров и соглашений. Проводят правовую экспертизу проектов коллективных договоров.
6.3.2. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением региональных и территориальных соглашений, коллективных договоров.
6.3.3. Проводят работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях.
6.3.4. Инициируют создание в организациях комиссий по трудовым спорам, выявляют причины возникновения трудовых конфликтов и в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимают необходимые меры по их урегулированию.
6.4. Работодатели:
6.4.1. Принимают меры по расширению числа участников региональных объединений работодателей, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области об объединениях работодателей. Регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Стороны и Комиссию.
6.4.2. Проводят консультации с выборным органом профсоюзов по вопросам принятия локальных нормативных актов организации, затрагивающих интересы работников, планов социально-экономического развития организации.
6.4.3. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
6.4.4. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
6.4.5. Перечисляют профсоюзам средства на проведение социально-культурной и иной массовой работы в размерах, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях.
6.4.6. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, вынесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают соответствующие меры.
6.4.7. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах выделение средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных комитетов, доплату (ежемесячное вознаграждение) не освобожденным председателям первичных профсоюзных организаций, а также обеспечивают не освобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
7. Действие Соглашения, обеспечение контроля за его выполнением, ответственность Сторон за реализацию обязательств Соглашения
7.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2023 года и действует по 31 декабря 2025 года.
7.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется Комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон. Итоги по выполнению Соглашения подводятся не менее двух раз в год на заседаниях Комиссии.
7.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению или решений Комиссии, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.4. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
7.5. В течение срока действия Соглашения и при выполнении его условий Профсоюзы не выступают организаторами забастовок, а Работодатели воздерживаются от проведения массовых увольнений работников и приостановки деятельности организаций.
7.6. Администрация обеспечивает в двухнедельный срок с момента заключения Сторонами Соглашения опубликование его в средствах массовой информации.
7.7. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
от Администрации городского округа Серпухов Московской области |
А.В. Курбатова |
от Координационного Совета Председатель Координационного |
ГП. Улитина |
от объединения работодателей Президент Серпуховской |
А.В. Якушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Серпуховское трехстороннее территориальное соглашение от 30 декабря 2022 г. между Администрацией городского округа Серпухов Московской области, Координационным Советом профсоюзов городского округа Серпухов Московской области и объединением работодателей городского округа Серпухов Московской области на 2023 - 2025 годы
Вступает в силу с 1 января 2023 г. и действует по 31 декабря 2025 г.
Опубликование:
Серпуховские вести, 13 января 2023 г. N 1/1