В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года N 779-п "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Пермском крае" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Пермском крае за 2022 год.
2. Начальнику отдела аналитической работы Сальниковой С.А. разместить Доклад, указанный в пункте 1 настоящего приказа, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края.
3. Начальнику отдела административного делопроизводства Юферовой Т.А. направить Доклад, указанный в пункте 1 настоящего приказа, в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте Инспекции в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставить за начальником Инспекции.
И.о. начальника Инспекции |
А.Е. Левашов |
Утвержден
приказом
Инспекции государственного
жилищного надзора
Пермского края
от 31 января 2023 г. N 45-15-13-17
Доклад
по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Пермском крае за 2022 год
I. Общие положения
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Пермском крае за 2022 год подготовлен Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция) на основании статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года N 779-п, и в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на 2022 год, утвержденной приказом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 20 декабря 2021 года N СЭД-45-15-13-220.
Целями проведения обобщения и анализа правоприменительной практики Инспекции при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Пермском крае являются:
обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
Инспекция является органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, лицензионный контроль, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, в пределах компетенции, определенной Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 1 сентября 2014 года N 913-п.
Настоящим документом проанализирована и обобщена деятельность Инспекции в рассматриваемой сфере, исходя из задач, установленных жилищным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, об организации контроля и защиты прав юридических лиц, которые включают в себя:
- предупреждение, выявление, пресечение нарушений требований законодательства;
- предотвращение ущерба правам и законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением управления многоквартирными домами.
Контроль за соблюдением обязательных (лицензионных) требований осуществляется в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в пределах полномочий, установленных статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом N 248-ФЗ.
В своей деятельности Инспекция руководствуется следующими нормативными правовыми актами:
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
- постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами";
- постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и др.
II. Результаты контрольно-надзорных и профилактических мероприятий
Всего на территории Пермского края 18014 многоквартирных домов, из них:
- под управлением управляющих организаций находится 10163;
- под управлением ТСЖ, ЖСК, ТСН - 2355;
- дома, управление которыми осуществляется в рамках статьи 200 ЖК РФ, - 761;
- непосредственный способ управления - 4618;
- не выбран способ управления - 117.
Характеризуя сложившуюся ситуацию за 2022 год, отмечаем, что в Инспекцию поступило 9588 обращений, что на 20,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - 12078 обращений. Обращения поступали как непосредственно от граждан, так и перенаправлялись органами прокуратуры, депутатами различных уровней, другими государственными органами и организациями для рассмотрения.
В целях рассмотрения поступивших сведений должностными лицами Инспекции в рамках лицензионного контроля проведено 1690 проверок.
Так, за аналогичный период 2021 года в рамках регионального государственного лицензионного контроля проведено 4524 проверки, что на 62,7% больше, чем в 2022 году.
Снижение по проведению проверок обусловлено тем, что в 2022 году постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" введены ограничения на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - Постановление N 336).
В 2022 году в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Инспекцией проведено 622 Инспекционных визита.
Инспекцией в 2022 году объявлено 419 предостережений, проведены профилактические визиты - 19.
По результатам обобщения и анализа применения мер административного характера Инспекцией за 2022 год возбуждено 361 административное дело, из них 304 дела, рассмотрение которых подведомственно мировым судьям, 57 дел - подведомственно рассмотрению должностными лицами Инспекции.
Инспекцией в 2022 году вынесено 79 постановлений по делам об административных правонарушениях в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в сравнении с аналогичным периодом 2021 года - 218 постановлений. Таким образом, количество рассмотренных дел Инспекцией уменьшилось на 36,2%. Уменьшение количества рассмотренных дел обусловлено тем, что Постановлением N 336 введены ограничения на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
По административным делам, рассмотренным судами и Инспекцией, в 2022 году поднадзорным субъектам предъявлено штрафных санкций на сумму 19542,05 тыс. руб., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, сумма наложенных штрафов составила 37775,1 тыс. руб. Сумма штрафных санкций в текущем году уменьшилась в связи с внесенными изменениями в КоАП РФ Федеральным законом N 70-ФЗ от 26 марта 2022 года, а также введенными ограничениями на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Постановлением N 336.
III. Правоприменительная практика по рассмотренным делам Инспекцией, мировыми судами и их результаты
В результате обобщения и анализа правоприменительной практики за 2022 год Инспекцией рассмотрены дела об административных правонарушениях, которые закреплены статьей 23.55 КоАП РФ:
Часть 4 статьи 9.16 КоАП РФ "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам", рассмотрено 12 дел, из которых 1 постановление по делу об административном правонарушении вынесено с назначением наказания в виде штрафа на сумму 5000 руб., 10 постановлений с назначением наказания в виде предупреждения, в 1 случае объявлено устное замечание.
Часть 3 статьи 9.23 КоАП РФ "Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", рассмотрено 16 дел в отношении физических лиц, юридических и должностных лиц управляющих организаций, из которых 12 постановлений по делам об административных правонарушениях вынесено с назначением наказания в виде штрафа на сумму 237450 руб., в 1 случае объявлено устное замечание, в остальных случаях дела прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Часть 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований" рассмотрено 1 административное дело с назначением наказания в виде штрафа в размере 102300 руб.
В 2022 году привлечение к административной ответственности по части 4 статьи 9.16, части 2 статьи 9.23, части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ не изменилось, позиция Инспекции соотносится со сложившейся судебной практикой за предыдущие годы.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований", рассмотрено 48 дел, из них 27 постановлений по делам об административных правонарушениях вынесены с назначением наказания в виде штрафа на сумму 1187600 руб., 18 постановлений с назначением наказания в виде предупреждения, по 2 делам объявлено устное замечание, в 1 случае дело прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Стоит указать в качестве примера судебной практики решения Свердловского районного суда города Перми (дела N 12-304/2022, N 12-349/2022, N 12-400/2022), вынесенные по результатам рассмотрения жалоб директора нескольких управляющих компаний на постановления Инспекции о привлечении должностного лица к административной ответственности за нарушение лицензионного требования при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными дома без наличия квалификационного аттестата.
В обоснование заявленных требований должностное лицо указывает, что на период, когда его аттестат был аннулирован, временно отстранен от исполнения обязанностей руководителя управляющих компаний.
При проведении проверки Инспекцией установлено, что данное лицо продолжало осуществлять деятельность в нескольких управляющих компаниях (данные из Единого государственного реестра юридических лиц).
Суд поддержал позицию Инспекции о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, ведь аннулирование квалификационного аттестата является основанием для расторжения трудового договора между юридическим и должностным лицом, с последующим внесением соответствующих данных в Единый государственный реестр юридических лиц.
Инспекцией проведен анализ правоприменительной практики за 2022 год по административным делам, рассмотренным мировыми судьями в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ:
Часть 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ "Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", рассмотрено 1 дело с назначением наказания в виде предупреждения.
Часть 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ "Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка", рассмотрено 19 дел, из них 2 постановления по делам об административных правонарушениях вынесено с назначением наказания в виде штрафа на сумму 10000 руб., 16 постановлений вынесено с назначением наказания в виде предупреждения, в остальных случаях дела прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Статья 19.7 КоАП РФ "Непредставление сведений (информации)", рассмотрено 4 дела, из них вынесено 3 постановления по делам об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения, 1 дело с назначением наказания в виде штрафа.
В 2022 году порядок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.3, части 2 статьи 13.19.2, статьи 19.7 КоАП РФ не изменился, позиция Инспекции соотносится со сложившейся практикой за предыдущие годы.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований", рассмотрено 122 дела, из них вынесено 86 постановлений с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму 4547000 руб., 16 постановлений вынесено с назначением наказания в виде предупреждения, 3 постановления вынесено с назначением наказания в виде дисквалификации, в остальных случаях дела прекращены в связи с малозначительностью, истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо отсутствием состава административного правонарушения.
Так, например, постановлениями мирового судьи судебного участка N 2 Нытвенского судебного района Пермского края (дело N 5-442/2022), мирового судьи судебного участка N 1 Чердынского судебного района Пермского края (дело N 5-434/2022) за нарушение лицензионных требований в части установления размера платы за содержание жилого помещения, к административной ответственности привлечены должностные лица управляющих компаний с назначением наказания в виде дисквалификации. Также, за ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Дзержинского судебного района города Перми привлечено должностное лицо управляющей компании к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации (дело N 5-308/2022).
Часть 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований" рассмотрено 9 административных дел, из них вынесено 7 постановлений с назначением наказания в виде штрафа на сумму 775000 руб., 1 постановление вынесено с назначением наказания в виде предупреждения, по 1 делу производство прекращено в связи с малозначительностью.
Мировыми судьями рассмотрены административные дела по следующим правонарушениям:
- за уклонение или отказ от передачи технической документации на многоквартирные дома. Например, постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Свердловского судебного района города Перми (дело N 5-191/4-2022) за нарушение сроков и порядка передачи технической документации на многоквартирный дом, к административной ответственности в виде штрафа привлечено должностное лицо управляющей организации;
- за задолженность перед ресурсоснабжающими организациями с назначением наказания в виде штрафа постановлениями мировых судей судебных участков N 4 и N 5 Свердловского судебного района города Перми, судебного участка N 1 Кировского судебного района города Перми, судебного участка N 5 Мотовилихинского судебного района города Перми и судебного участка N 6 Индустриального судебного района города Перми, к административной ответственности привлечены должностные лица управляющих компаний (дела N 5-200/2022, N 5-396/5-2022, N 5-480/5-2022, N 5-327/2022).
Таким образом, руководителям и специалистам управляющих организаций необходимо осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований. Так, если лицензиатом или должностным лицом лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению Инспекции из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 24 статьи 19.5 КоАП РФ "Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", рассмотрено 31 дело, из них вынесено 25 постановлений по делам об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму 1321000 руб., 3 постановления с назначением наказания в виде дисквалификации, в остальных случаях дела прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Стоит указать в качестве примера судебной практики постановление мирового судьи судебного участка N 8 Дзержинского судебного района города Перми по делу N 5-231/2022, которым за несвоевременное исполнение предписания административного органа в части содержания общего имущества многоквартирного дома к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации привлечено должностное лицо управляющей компании.
Необходимо отметить, что данное должностное лицо неоднократно привлекалось к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа и предупреждения постановлениями мировыми судьями судебных участков N 1 и N 2 Кировского судебного района города Перми по делам N 5-200/2022, N 5-225/2022, N 5-226/2022, N 5-221/2022, N 5-217/2022, N 5-299/2022, N 5-628/2022, N 5-672/2022, N 5-671/2022, N 5-745/2022, N 5-919/2022 и постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Дзержинского судебного района города Перми вынесено постановление о дисквалификации данного руководителя управляющей компании (дело N 5-231/2021).
Части 1, 2, 3 статьи 19.4.1 КоАП РФ "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)", рассмотрено 52 дела, из них 39 постановлений по делам об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму 381000 руб., 4 постановления с назначением наказания в виде дисквалификации, 5 постановлений с назначением наказания в виде предупреждения, по 1 постановлению объявлено устное замечание, в остальных случаях дела прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Стоит отметить, что за непредоставление документов по требованиям Инспекции, необходимых для проведения проверок по обращениям граждан, постановлениями мировых судей судебных участков N 3 и N 5 Мотовилихинского судебного района города Перми по делам N 5-188/2022, N 5-439/2022, N 5-495/2022, а также постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Индустриального судебного района города Перми должностные лица управляющих компаний привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации (часть 3 статьи 19.4.1 КоАП РФ).
Судами установлен факт административных правонарушений, степень вины, наличие обстоятельств, отягчающих вину должностных лиц, повторное привлечение к ответственности за неоднократное совершение однородного правонарушения.
Часть 6 статьи 9.23 КоАП РФ "Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", рассмотрено 4 дела об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафов на общую сумму 300000 руб.
В текущем году Инспекцией впервые возбуждались дела данной категории дел. Так, например, за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке, постановлениями мирового судьи судебного участка N 5 и Дзержинского районного суда г. Перми привлечены должностное и юридическое лицо с назначением наказания в виде штрафа (дела N 5-236/2022, N 5-231/2022, N 5-852/2022, 5-406/2022).
Часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ "Уклонение от исполнения административного наказания, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом", рассмотрено 59 дел, из них 57 постановлений по делам об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму 4177800 руб., 2 постановления с назначением наказания в виде 20 часов обязательных работ.
Стоит отметить, что в связи с неуплатой административного штрафа в установленный 60-дневный срок, наложенного постановлением Инспекции, должностным лицам управляющих компаний судами назначены наказания в виде 20 часов обязательных работ (постановление мирового судьи судебного участка N 2 Чайковского судебного района Пермского края по делу N 5-148-2022, постановление мирового судьи судебного участка N 2 Краснокамского судебного района Пермского края по делу N 5-872/2022).
При назначении наказаний в виде обязательных работ суды учли характер совершенного правонарушения, данные о личности лиц, привлекаемых к ответственности, их имущественное положение, состояние здоровья, смягчающие и отягчающие обстоятельства, в целях исправления правонарушителей и предупреждения совершения новых противоправных деяний пришли к выводу, что указанные меры государственного принуждения с наибольшим эффектом достигнут целей восстановления социальной справедливости, а также будут соразмерны в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производств по делам об административных правонарушениях.
IV. Предложения об актуализации обязательных требований и необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
1. В соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в срок документарной проверки не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
На практике возникают случаи намеренного непредставления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения проверки. Отсутствие указания на срок окончания проведения проверки затруднит в дальнейшем привлечение виновного лица к административной ответственности, не позволит контрольным (надзорным) органам принимать дальнейшие меры для получения документов и такие проверки по факту останутся незавершенными, что может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Предлагается конкретизировать положения части 7 статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ, определив более четко порядок и срок завершения проверки в случае непредставления документов.
2. Федеральным законом N 248-ФЗ установлен порядок объявления предостережения и порядок подачи и рассмотрения возражений. При этом действующим законодательством не закреплена обязанность проверяемых лиц по направлению в контрольный орган уведомления об исполнении предостережений. Отсутствие такой обязанности приводит к отсутствию информированности контрольного органа об исполнении обязательных требований, что может привести к необоснованному увеличению административного давления.
Предлагается внести изменения в статью 49 Федерального закона N 248-ФЗ в части закрепления порядка направления уведомления в контрольные органы об исполнении предостережений.
В соответствии с частью 8 статьи 20 ЖК РФ при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности). При этом такое полномочие не установлено при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Отсутствие такого полномочия приведет к увеличению административного давления на проверяемых лиц, поскольку в случае выявления нарушений после проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований орган государственного жилищного надзора будет обязан инициировать внеплановую проверку.
В целях единообразия применения норм предлагается закрепить в статье 196 ЖК РФ право органов государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля выдавать предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
3. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона N 248-ФЗ порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом согласно части 1 статьи 196 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, возникает правовая неопределенность относительно нормативного акта, устанавливающего порядок осуществления лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с чем предлагается изложить часть 1 статьи 196 ЖК РФ по аналогии с частью 3 статьи 20 ЖК РФ, закрепив, что Правительством Российской Федерации устанавливаются общие требования к организации и осуществлению лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
4. Федеральным законом N 248-ФЗ, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение N 1110), введен новый перечень контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых органами государственного жилищного надзора. В связи с чем требуется корректировка информации, подлежащей размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного жилищного надзора.
Предлагается привести приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в соответствие с положениями Федерального закона N 248-ФЗ и Положением N 1110.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 31 января 2023 г. N 45-15-13-17 "Об утверждении Доклада по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Пермском крае за 2022 год"
Вступает в силу с 31 января 2023 г.
Текст приказа опубликован не был