Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 г. N 66а-98/2023 настоящее решение оставлено без изменения
Данное решение оставлено без изменения (Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.01.2023 N 66а-98/2023).
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.,
с участием прокурора Сосковец И.В.
при секретаре Курдюмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 августа 2022 года в Омске административное дело по административному исковому заявлению В., К., К. к Совету Называевского муниципального района Омской области о признании недействующим со дня принятия решения Совета Называевского муниципального района Омской области от 3 декабря 2021 года N 105 "О внесении изменений в Положение об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе, утвержденное решением Совета Называевского муниципального района от 1 марта 2021 года N 52" установил:
1 марта 2021 года Советом Называевского муниципального района Омской области принято решение N 52 "Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе" (далее также - Положение) (том 1 л. д. 102-103).
3 декабря 2021 года Советом Называевского муниципального района Омской области принято решение N 105 "О внесение изменений в Положение об установлении, выплате и перерасчета пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе" (далее также - Решение N 105) (том 1 л.д. 21).
Решение N 105 опубликовано в периодическом печатном издании Называевского района - газете "Наша Искра" N 49 от 17 декабря 2021 года (том 1 л.д. 261).
В., К., К. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения N 105. В обоснование заявленных требований указали, что замещали высшие должности муниципальной службы в Называевском муниципальном районе Омской области и при увольнении им назначена пенсия за выслугу лет. Оспариваемым решением изменен порядок расчета пенсии за выслугу лет, в результате чего ухудшается их положение. Полагают решение противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункту 5 статьи 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, утвержденного Законом Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-ОЗ. При внесении изменений в Решение N 52 органом местного самоуправления не приведено обоснований невозможности сохранения выплат указанным лицам в прежнем размере. Также считают, что оспариваемое решение не может распространять свое действие на правоотношения, возникшие до его принятия (том 1 л.д. 3-9, 82-83, 85-89).
Административный истец В. участия в судебном заседании не принимал, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, в котором также указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме (том 2 л.д. 22,23).
Административные истцы К. и К. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и письменных возражениях на доводы административного ответчика (том 1 л.д.85-89, 194-195).
Представитель административных истцов Бутиков В.В., действующий на основании доверенности от В., и допущенный к участию в судебном заседании по ходатайству К. и К., требования административного иска с учетом уточнений поддержал в полном объёме.
Представитель Совета Называевского муниципального района Омской области и Администрации Называевского муниципального района Омской области Жирнова Т.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта в пределах компетенции представительного органа муниципального образования, с соблюдением процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта. Указала, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. При этом федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих по своим основным параметрам являются сходными, но не тождественными с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и определяются с учетом возможностей местного бюджета. Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение бывших муниципальных служащих и нарушающее их право на пенсионное обеспечение. Также указала, что основанием для принятия оспариваемого решения послужила ограниченность бюджетных возможностей и доходных источников районного бюджета и необходимость экономии средств (том л.д. 90-96, 184-186, том 2 л.д. 12-14).
Представитель Администрации Называевского муниципального района Омской области Долгих А.В. также возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что ввиду дефицита бюджета Администрацией муниципального района предпринимаются меры по сокращению расходных обязательств.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Сосковец И.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 1 статьи 7, части 1, 2 статьи 39).
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти, а также социальной защиты относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, который до настоящего времени не принят, в связи с чем, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Совет Называевского муниципального района Омской области является представительным органом Называевского муниципального района, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Называевского муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, Уставом Называевского муниципального района Омской области (статья 17, 20 Устава) (том 1 л.д. 213-259).
Из протокола N 30 тридцатого внеочередного заседания Совета Называевского муниципального района Омской области от 3 декабря 2021 года следует, что на заседании присутствовали 10 депутатов, и решение о внесении изменений в решение Совета Называевского муниципального района от 1 марта 2021 года N 52 "Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе" принято единогласно (том 1 л.д. 97-100).
Таким образом, оспариваемое решение Совета Называевского муниципального района Омской области принято в пределах компетенции указанного органа, процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушена.
Судом установлено, что К. замещала должность <...>, стаж муниципальной службы составляет <...>. К. замещала должность <...>, стаж муниципальной службы составляет <...>. В. замещал должность <...>, стаж муниципальной службы составляет <...>.
При увольнении административных истцов с муниципальной службы им была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Положением об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе, утвержденным решением Совета Называевского муниципального района N 52 от 1 марта 2021 года.
Согласно пункту 30 раздела IV "Перерасчет пенсии за выслугу лет" названного Положения в случае увеличения (индексации) должностных окладов в соответствии с решением Совета муниципального района об увеличении должностного оклада по младшей должности муниципальной службы "специалист", пенсия за выслугу лет пересчитывается со дня увеличения должностного оклада по младшей должности муниципальной службы "специалист" с учетом размера пенсии, назначаемой в соответствии с федеральным законодательством, выплачиваемой на день установления пенсии за выслугу лет.
Пунктом 34 раздела IV "Перерасчет пенсии за выслугу лет" Положения предусмотрено, что в случае если перерасчет повлечет уменьшение размера пенсии за выслугу лет, пенсия за выслугу лет выплачивается в прежнем размере лицам, замещавших высшие должности муниципальной службы.
Распоряжениями Администрации Называевского муниципального района Омской области от 19 марта 2021 года В., К., К. с 1 марта 2021 года установлена пенсия за выслугу лет, расчетная величина которой определена с учетом применения пунктов 30 и 34 раздела IV (л.д. 32-33, 31, 30).
Решением Совета Называевского муниципального района Омской области от 3 декабря 2021 года N 105 "О внесении изменений в Положение об установлении, выплате и перерасчета пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе" в указанное выше Положение внесены изменения, в раздел IV "Перерасчет пенсии за выслугу лет" в пункте 30 слова "выплачиваемой на день установления пенсии за выслугу лет" заменены словами "выплачиваемой на день наступления обстоятельств, указанных в подпункте 1 пункта 28 указанного Положения", пункт 34 исключен.
Распоряжениями Администрации Называевского муниципального района Омской области от 20 января 2022 года В., К., К. с 1 января 2022 года установлена пенсия за выслугу лет, расчетная величина которой определена с учетом внесения изменений в Положение (л.д. 34-35, 38-39, 36-37).
Из письменного отзыва председателя Совета сельского поселения Ивановой Л.Н. следует, что единственной причиной принятия оспариваемого нормативного правового акта послужил дефицит бюджета поселения. Иных обстоятельств, повлекших принятие указанного решения, из материалов дела не усматривается, административным ответчиков каких-либо доводов в этой части не приведено.
Проверяя доводы административных истцов о соответствии оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Правовой статус лиц, замещающих должности муниципальной службы, установлен Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которому муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 названного закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности) назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к этому Федеральному закону.
Согласно части 6 статьи 2 федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций и являются дополнительной, помимо назначенной на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.
Абзацем вторым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 данного Федерального закона.
Закон Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-ОЗ "Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" предусматривает, что лица, замещающие должности государственной гражданской службы, при наличии на день увольнения с государственной гражданской службы стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и при замещении должности государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если увольнение с замещаемой должности государственной гражданской службы имело место не ранее 1 января 2017 года по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, (за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи), 3, 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37, пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 1 статьи 47.1).
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, указал, что такого рода доплаты к пенсии являются дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 15 января 2008 года N 107-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 3 февраля 2010 года N 150-О-О, от 16 января 2018 года N 6-О и др.).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации вправе не только изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчета таких доплат, но и самостоятельно решать вопрос о сохранении ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения - с учетом его правовой природы и предназначения - для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до вступления в силу нового правового регулирования, поскольку решение этого вопроса относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 29 января 2004 года N 2-П, определение от 16 января 2018 года N 6-О).
Таким образом, органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения и расчета пенсии за выслугу лет. Критерии установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, установленные оспариваемым решением Совета Называевского муниципального района Омской области, согласуются с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений, которые не ставятся в том числе, в зависимость от группы занимаемой должности муниципальной службы.
С учетом изложенного, доводы административных истцов о невозможности распространения оспариваемого решения на отношения, возникшие до его принятия, являются необоснованными.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, внесение изменений в оспариваемое решение Совета Называевского муниципального района Омской области обусловлено бюджетными возможностями, необходимостью решения в Называевском муниципальном районе Омской области различных социально значимых задач, в связи с чем, принимались меры по сокращению расходов местного бюджета.
Судом установлено, что при принятии оспариваемого решения, пояснительная записка и соответствующие расчеты, обуславливающие необходимость принятия мер по сокращению расходов бюджетных средств, на рассмотрение Совета представлены не были.
Согласно доводам административного ответчика, на момент принятия оспариваемого решения в Называевском муниципальном районе возникла необходимость уменьшения расходных обязательств. Указанные доводы подтверждаются представленной информацией, из которой следует, что как в настоящее время, так и по состоянию на 2021 год, у муниципального района имелись сложности с исполнением обязательств, дефицит бюджета составляет <...> рублей, (т.1 л.д.186-187, 198-205, 260).
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что именно указанные обстоятельства послужили основанием для принятия оспариваемого решения. Из протокола заседания Совета от 03 декабря 2021 года следует, что вопросы экономии средств бюджета при разрешении вопроса, по которому принято оспариваемое решение, являлись предметом обсуждения (т.1 л.д.97-100). С учетом изложенного, учитывая законодательно закрепленное право Совета Называевского муниципального района Омской области изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности муниципальной службы, дополнительного материального обеспечения за счет средств местного бюджета, факт отсутствия пояснительной записки к проекту оспариваемого решения, не может служить основанием для признания нормативно-правового акта недействующим. Необходимо также отметить, что целесообразность принятия оспариваемого нормативного акта, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Поскольку судом установлено, что после принятия оспариваемого решения выплата пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета Называевского муниципального района Омской области административным истцам не прекращена, а изменены правила ее предоставления, право административных истцов на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Совета Называевского муниципального района Омской области от 3 декабря 2021 N 105 "О внесение изменений в Положение об установлении, выплате и перерасчета пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе" законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и прав административных истцов не нарушает.
В этой связи правовые основания для удовлетворения заявленных административными истцами требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление В., К., К. к Совету Называевского муниципального района Омской области о признании недействующим со дня принятия решения Совета Называевского муниципального района Омской области от 3 декабря 2021 года N 105 "О внесении изменений в Положение об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе, утвержденное решением Совета Называевского муниципального района от 1 марта 2021 года N 52", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Омского областного суда |
Е.В. Кондратенко |
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 18 августа 2022 г. N 3а-367/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Совета Называевского муниципального района Омской области от 03.12.2021 N 105 "О внесении изменений в Положение об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе, утвержденное решением Совета Называевского муниципального района от 1 марта 2021 года N 52"
Опубликование:
-
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 г. N 66а-98/2023 настоящее решение оставлено без изменения