Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Назаренко И.П. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1022300528700) - Петренко Н.А. (доверенность от 22.06.2012), от заинтересованного лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Сметаниной Г.П. (доверенность от 27.04.2012), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства обороны Российской Федерации - Калинина К.А. (доверенность от 16.06.2012), Федеральной налоговой службы - Назаровой Е.П. (доверенность от 13.02.2012), Суховеева Е.М. (доверенность 13.02.2012), федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы" - Селихова М.Ю. (доверенность от 17.09.2012), рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2012 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-15853/2011, установил следующее.
Федеральное бюджетное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации (наименование изменено на федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации, далее - комплекс "Анапский") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества) от 09.06.2011 N 234-р "О закреплении федерального имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, за федеральным государственным лечебно-профилактическим учреждением "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы" на праве оперативного управления".
Определением суда от 22.06.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство обороны), федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы" (далее - санаторий "Эллада"), Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы непредставлением комплексом "Анапский" доказательств несоответствия оспариваемого распоряжения закону и нарушения этим актом его прав и законных интересов.
В кассационной жалобе министерство обороны просит отменить решение от 10.05.2012 и постановление от 31.07.2012, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению министерства обороны, суды не учли, что оно является полномочным представителем собственника спорного имущества; управление Росимущества не имело законных оснований для издания распоряжения от 09.06.2011 N 234-р без согласия собственника.
Санаторий "Эллада" представил письменный отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы и ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие его представителя.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции, состоявшемся 31 октября 2012 года, представители министерства обороны и комплекса "Анапский" настаивали на удовлетворении кассационной жалобы, представители управления Росимущества и ФНС России просили принятые по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
31.10.2012 рассмотрение кассационной жалобы министерства обороны отложено судом кассационной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
В судебном заседании, состоявшемся 20 ноября 2012 года, представители ФНС России и санатория "Эллада" возразили против удовлетворения кассационной жалобы, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.01.2010 по делу N А32-46328/2009 признано право собственности Российской Федерации на ряд объектов недвижимости, расположенных по адресу: город-курорт Анапа, Пионерский проспект, 23.
14 июля 2010 года распоряжением управления Росимущества N 739-р четыре спальных корпуса и летний кинотеатр (далее - спорные объекты недвижимости) закреплены за федеральным государственным учреждением "Военный санаторий "Десантник" Воздушно-десантных войск (в настоящее время комплекс "Анапский") на праве оперативного управления (т. 1, л. д. 16 - 18).
Записи о праве оперативного управления заявителя внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.07.2010, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю выданы свидетельства о государственной регистрации права (т. 1, л. д. 19 - 23).
27 июля 2010 года управление Росимущества в порядке самоконтроля издало распоряжение N 805-р об отмене своего распоряжения от 14.07.2010 N 739-р о передаче имущества в оперативное управление федеральному государственному учреждению "Военный санаторий "Десантник" Воздушно-десантных войск.
09 июня 2011 года распоряжением управления Росимущества N 234-р спорные объекты недвижимости закреплены на праве оперативного управления за санаторием "Эллада" (т. 1, л. д. 13 - 15).
Указывая, что издание распоряжения от 09.06.2011 N 234-р создает правовую неопределенность в отношении федерального имущества (до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А32-36243/2010), осуществлено управлением Росимущества с превышением полномочий, в отношении не изъятого в установленном законом порядке у правообладателя спорного имущества, комплекс "Анапский" обратился с заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса организации вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительным ненормативного акта является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов юридического лица.
По смыслу статей 209, 296 Гражданского кодекса решение о передаче имущества в оперативное управление учреждения (казенного предприятия) принимает собственник имущества после возникновения у него права собственности в порядке и по основаниям, установленным законом. От имени собственника может действовать надлежаще уполномоченный представитель.
В силу пунктов 1, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество наделено полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, закреплению находящегося в федеральной собственности имущества в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, изъятию у названных учреждений в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-36243/2010, на момент издания распоряжения от 14.07.2010 N 739-р о закреплении спорного имущества за комплексом "Анапский" право федеральной собственности на имущество не было зарегистрировано, его принятием нарушены права санатория "Эллада", законно владеющего на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположены спорные объекты, в связи с чем, указанное распоряжение правомерно отменено управлением Росимущества в порядке самоконтроля.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса заявитель не представил доказательства несоответствия распоряжения управления Росимущества от 09.06.2011 N 234-р закону и нарушения этим актом прав и законных интересов комплекса "Анапский", что исключает возможность признания его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали материалы дела, установили фактические обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дали правовую оценку, верно применили нормы материального права. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены.
Основания для отмены или изменения решения от 10.05.2012 и постановления апелляционной инстанции от 31.07.2012 по доводам кассационной жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают правильности выводов судов и по существу, сводятся к несогласию с ними. В силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция полномочиями по переоценке доказательств не наделена.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А32-15853/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
И.П. Назаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статей 209, 296 Гражданского кодекса решение о передаче имущества в оперативное управление учреждения (казенного предприятия) принимает собственник имущества после возникновения у него права собственности в порядке и по основаниям, установленным законом. От имени собственника может действовать надлежаще уполномоченный представитель.
В силу пунктов 1, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество наделено полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, закреплению находящегося в федеральной собственности имущества в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, изъятию у названных учреждений в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
...
Основания для отмены или изменения решения от 10.05.2012 и постановления апелляционной инстанции от 31.07.2012 по доводам кассационной жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают правильности выводов судов и по существу, сводятся к несогласию с ними. В силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция полномочиями по переоценке доказательств не наделена."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2012 г. N Ф08-6145/12 по делу N А32-15853/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18303/12
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18303/12
23.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6145/12
31.07.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8348/12
10.05.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15853/11
18.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8948/11