См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 февраля 2012 г. N Ф08-7952/11 по делу N А15-2267/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Бабаевой О.В. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (г. Пятигорск, ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Агужева М.С. и Мочалова С.И. (доверенности от 01.01.2012), в отсутствие истца - Министерства финансов Республики Дагестан (г. Махачкала, ИНН 0562043732, ОГРН 10205502523535), третьих лиц: Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, общества с ограниченной ответственностью "Дагестангазсервис", Министерства финансов Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.05.2012 (судья Магомедов Т.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 (судьи Марченко О.В., Джамбулатов С.И., Казакова Г.В.) по делу N А15-2267/2010, установил следующее.
Министерство финансов Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) о взыскании 34 489 627 рублей неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Республики Дагестан и ООО "Дагестангазсервис".
Решением от 23.08.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.10.2011, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы доказанностью материалами дела необоснованного завышения обществом расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, и, соответственно, неправомерного получения спорной денежной суммы. Завышение допущено в связи с включением в отчетные данные фиктивного абонента Бугаева с лицевым счетом N 0000000106 и начислением суммы льгот в размере 34 489 627 рублей. Наличие на стороне общества неосновательного обогащения является основанием для удовлетворения иска министерства.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.02.2012 судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан. Кассационный суд признал правильными выводы судов о наличие на стороне общества неосновательного обогащения в размере взысканной суммы, при этом отмену судебных актов обосновал ссылкой на неисследованность вопросов, к каким уровням бюджета (федеральному или республиканскому) относятся предоставленные льготы и вправе ли министерство взыскивать средства по федеральным льготникам.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением от 22.05.2012 (с учетом определения от 09.06.2012 об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.09.2012, с общества в доход республиканского бюджета Республики Дагестан взыскано 9 052 295 рублей неосновательного обогащения, в остальной части в удовлетворении иска отказано. Судебные инстанции сочли доказанным факт неосновательного получения компанией от министерства в составе средств, перечисленных в возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки, спорной суммы.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, счета-фактуры и сводный список возмещенных сумм (платежные поручения министерства) не позволяют установить факт и размер неосновательного обогащения ответчика без подробного расчета, подтвержденного соответствующими доказательствами; безосновательность получения обществом денежных средств не доказана. Суды сослались на акт проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан от 13.11.2009 (далее - акт от 13.11.2009), однако не приняли в качестве доказательств сводные отчеты за 12 месяцев 2007 года о фактических расходах ответчика, в которых отсутствует неправомерно введенный объем газа на сумму 34 489 627 рублей. Суды не приняли в качестве доказательств сведения о начисленных в спорный период льготах, указав, что эти сведения формировались из базы данных 1С, в которую вносились корректировки, однако учли выводы заключения финансово-экономической экспертизы, которая проводилась на основании той же базы данных 1С. Неправомерное внесение спорной суммы льгот в базу данных по лицевому счету N 0000000106 абонента Бугаева не повлияло на данные бухгалтерского учета и отчетности компании за 2007 год. Принятые судом в качестве доказательств акт проверки от 13.11.2009 и заключение финансово-экономической экспертизы имеют противоречия. В частности, в мотивировочной части акта проверки от 13.11.2009 (в котором указано о представлении в министерство сведений за 2007 год на возмещение расходов без учета данных лицевого счета N 0000000106) не соответствует резолютивной части (о завышении суммы возмещения на 34 489 627 рублей). В упомянутом акте проверки показатели по лицевому счету N 0000000106 отражены со знаком минус, однако не указано, к какой задолженности это привело: дебиторской или кредиторской. Заявитель полагает, что поскольку средства перечислялись министерством в период с 01.06.2007 по 01.12.2007, спорная сумма с учетом материалов уголовного дела не могла входить в состав полученных средств. Суды безосновательно не приняли во внимание акт Управления финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Дагестан от 29.10.2009 (далее - акт от 29.10.2009), которым установлено, что введение оборотов по указанному лицевому счету не повлияло на представленные в министерство данные о расходах.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, министерство, ООО "Кавказская региональная компания по реализации газа" (прежнее наименование ответчика) и ООО "Дагестангазсервис" заключили договор от 02.04.2007 о возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за потребленный газ. По условиям договора общество в качестве поставщика осуществляет поставку газа отдельным категориям граждан, которым в соответствии с федеральным и республиканским законодательством предоставляются меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг (пункт 1.1), а министерство возмещает обществу понесенные расходы за счет средств, предусмотренных бюджетом на очередной финансовый год на компенсацию расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, с учетом НДС (пункт 1.2). В соответствии с разделом 3 договора расчеты производятся непосредственно между министерством и поставщиком. Денежные средства, предусмотренные в республиканском бюджете на компенсацию мер социальной поддержки, перечисляются на счет поставщика ежемесячно, а средства, выделенные газораспределительной организации (ООО "Дагестангазсервис") в счет возмещения выпадающих расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при оплате газа в размере 51 752 тыс. рублей 01 копейка, подлежат перечислению также на расчетный счет поставщика (пункты 3.2 и 3.3 договора). В пункте 4.4 договора указано, что при выявлении в ходе проверок уполномоченными органами фактов завышения поставщиком отчета о фактически произведенных расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, сумма излишне выделенных министерством на эти цели средств подлежит возврату поставщиком в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Срок действия договора установлен с 02.04.2007 по 31.12.2007 (пункт 5.1).
В 2007 году министерство возместило обществу понесенные расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в сумме 632 529 659 рублей 05 копеек.
Ссылаясь на завышение обществом отчета о фактически произведенных расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на сумму 34 489 627 рублей, и, как следствие, необоснованность выплаты данной суммы, министерство обратилось в суд.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу указанных норм при предъявлении иска о взыскании неосновательного обогащения в предмет доказывания входит установление факта неосновательного обогащения, то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом или сделкой оснований; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица (потерпевшего) тем лицом, к которому предъявлен иск; размер неосновательного обогащения.
В результате проведенной сотрудниками общества и ООО "Дагестангазсервис" проверки финансово-хозяйственной деятельности выявлены факты совершения их должностными лицами незаконных действий по фиктивному начислению абонентам г. Махачкалы задолженности на сумму более 34 млн рублей за фактически не потребленный газ. В связи с этим постановлением следователя Управления ФСБ России по Республике Дагестан от 20.02.2009 возбуждено уголовное дело N 9902 по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление полномочиями).
Согласно акту от 13.11.2009, составленному по результатам документальной проверки обоснованности получения средств федерального бюджета филиалом общества, проведенной на основании письма Управления ФСБ по Республике Дагестан, установлено перечисление министерством непосредственно обществу 295 277 760 рублей, в том числе 69 705 900 рублей на компенсацию расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в г. Махачкале. В соответствии с представленными филиалом общества в министерство данными фактически произведены расходы по предоставлению льгот при поставке на сумму 69 705 900 рублей. Объем отпущенного льготной категории граждан г. Махачкалы газа в 2007 году составляет 44 382 052,398 куб. м и сумма льгот - 35 034 881 рубль. При сличении сведений, представленных обществом в министерство, с данными выборки из электронной базы компании установлено расхождение. В сведениях, представленных в министерство, завышены объемы отпущенного льготной категории граждан г. Махачкалы газа на 14 342 132 куб. м. и подлежащая возмещению сумма льгот на 34 671 019 рублей. В электронной базе программного комплекса абонентской службы на гражданина Бугаева Р.М., проживающего в г. Махачкале, открыт лицевой счет N 0000000106, по которому за март 2007 объем потребленного газа составляет 102 744 599,131 куб. м и сумма предоставленных льгот - 34 489 627 рублей. Филиалом общества без наличия первичных учетных документов (учетных данных) совершена хозяйственная операция по введению в электронную базу программного комплекса абонентского счета N 0000000106 и вводом на указанный счет данных (оборотов) по объему потребленного газа в количестве 102 744 599,131 куб. м и на предоставленные льготы по оплате газа на 34 489 627 рублей. Таким образом, филиалом общества представлены сведения за 2007 на возмещение расходов при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан г. Махачкалы за потребленный газ без учета данных лицевого счета N 0000000106 и, соответственно, получены бюджетные средства больше на общую сумму 34 489 627 рублей по категориям граждан, льготы которым предоставляются федеральным (25 437 332 рубля) и республиканским (9 052 295 рублей) законодательством.
В материалы дело представлено заключение эксперта ГУ "Дагестанская лаборатория судебной экспертизы" от 24.10.2010. В заключении указано, что в соответствии с электронной базой данных абонентской службы филиала общества и ООО "Дагестангазсервис", а также карточек начислений и оплат по лицевому счету N 0000000106 абоненту Бугаеву Р.М. в марте 2007 произведено доначисление, в соответствии с которым объем потребленного газа составляет 102 745 353,426 куб. м на общую сумму 34 671 109 рублей. Общий объем газа, отпущенный льготной категории граждан (56 924 абонента) г. Махачкалы за 2007 составляет 44 382 052,3976 куб. м и сумма предоставленных льгот при оплате газа - 35 034 881,86 рубля. Фактически для возмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки при оплате сетевого газа за 2007 по г. Махачкале, в министерство представлены отчеты и счета-фактуры на сумму 69 705 900 рублей. Разница в сторону завышения составляет 34 671 019 рублей. При этом завышение допущено, в том числе в связи с включением в отчетные данные фиктивного абонента Бугаева с лицевым счетом N 000000106 и начисленной суммой льгот в размере 34 489 627 рублей. Экспертом также отмечено, что филиалом общества представлены в министерство отчеты и счета-фактуры за 2007 на возмещение расходов при предоставлении мер социальной поддержки за потребленный газ на общую сумму 655 375 202 рубля, из них начисленная сумма льгот по г. Махачкале составляет 69 705 900 рублей, в том числе сумма льгот на 34 489 627 рублей, включенная в отчетные данные безосновательно (без оправдательных документов) по фиктивному абоненту Бугаеву Р.М. с лицевым счетом N 0000000106. Министерством возмещены филиалу общества все расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки за 2007 год, по представленным отчетам и выставленным счетам-фактурам в размере 69 705 900 рублей, в том числе сумма - 34 489 627 рублей, включенная в отчетные данные безосновательно (без каких-либо оправдательных документов) по фиктивному абоненту Бугаеву Р.М.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно удовлетворили иск в части взыскания 9 052 295 рублей, признав доказанным получение обществом денежных средств в отсутствие правовых оснований. При этом, отказывая министерству в части взыскания 25 437 332 рублей, суды правомерно исходили из того, что министерство не доказало наличие у него права по истребованию средств федерального бюджета.
Общество выводы судов о неосновательности получение спорной денежной суммы доказательствами не опровергло.
Ссылка заявителя на акт от 29.10.2009, в котором отмечено, что введение оборотов по лицевому счету Бугаева не повлияло на представленные в министерство данные о расходах, не принимается, поскольку выводы суда основаны не только на акте от 13.11.2009, но и на выводах экспертизы, которая проведена, в том числе и в связи с наличием противоречий между указанными актами.
Иные доводы заявителя, изложенные в жалобе, также не опровергают установленные в результате оценки доказательств выводы судов и по существу направлены на переоценку доказательств, что не является прерогативой суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Учитывая, что производство в кассационной инстанции окончено, заявителю следует возвратить встречное обеспечение в размере 9 052 295 рублей, перечисленное на депозитный счет Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа и предоставленное банком в порядке статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подаче ходатайства о приостановлении исполнения оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.05.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 по делу N А15-2267/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Приостановление исполнения названных судебных актов отменить.
Возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" с депозитного счета Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа 9 052 295 рублей, перечисленных платежным поручением от 09.10.2012 N 18803.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.