Решение Самарского областного суда от 7 декабря 2022 г. N 3а-2076/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2076/2022 по административному исковому заявлению ООО "С." к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
ООО "С." (далее административный истец, Общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него под пунктом N 4801 нежилого здания с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1300,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит административному истцу на праве собственности. Включение нежилого здания в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просило заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование "Административное здание", что позволяет его отнести к объектам административного назначения, министерство правомерно включило его в оспариваемый Перечень на основании п. 3 ст. 378.2 НК РФ.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей, административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719, Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий министерством издан вышеуказанный приказ, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
Факт включения нежилого здания в данный Перечень подтверждается текстом нормативного правового акта и сторонами по существу не оспаривается.
Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 издан в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован на официальном сайте министерства и в газете "Волжская коммуна" N 171 (30955) от 21.10.2020.
По мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень - на 2021 (под пунктом N 4801) включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1300,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, здание имеет наименование: административное здание, назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 8 652 кв. м., имеет категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с техническим паспортом, здание включает в себя: подвал: коридоры, лестничная клетка, склады, 1 этаж: коридоры, подсобное, санузлы, кабинеты, производственное, лестничная клетка, 2 этаж: коридоры, душевые, санузлы, помещение, кабинеты, подсобное, 3 этаж: лестничная клетка, коридоры, санузлы, кабинеты.
Суд полагает, что наименование здания "административное здание" не тождественно терминам "административно-деловой центр" и "офисное здание", назначение помещений "кабинеты" не является равным по значению с термином "офисы", а соответственно не свидетельствует об их предназначении для размещения сопутствующей офисной инфраструктуры.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
Из позиции административного ответчика следует, что основанием для включения здания в Перечень на 2021 год явилось его наименование: "Административное здание", что, по мнению административного ответчика, позволяет отнести его к зданию, предназначенному для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения (пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Между тем, из анализа пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Согласно технической документации - материалам инвентаризации Филиала ФГУП "Р.", нежилое здание имеет 3 этажа, подвал, включающих помещения с назначением: кабинеты, подсобные помещения, лестничные клетки, сан. узлы, коридоры, котельная, которые не являются тождественными понятию "офис" и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, сведения технического паспорта, сведения Единого государственного реестра недвижимости о нежилом здании, о земельном участке, на котором расположено здание, нежилых помещениях факт использования здания как объекта делового, административного или коммерческого назначения, а так же торгового назначения, объекта бытового облуживания или общественного питания не подтверждают.
Поскольку наименование и назначение нежилого здания не могло быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания в целях установления его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2021 год до начала налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ) административным ответчиком не проводилось.
Согласно договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между административным истцом (арендодатель) и ООО "Л." (арендатор), арендатору передано во временное владение и пользование нежилое помещение под офис площадью 11 кв. м., по адресу: <адрес>, 106
Согласно договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между административным истцом (арендодатель) и ООО "Т." (арендатор), арендатору передано во временное владение и пользование нежилое помещение под офис площадью 11 кв. м., по адресу: <адрес>, 106, офис 28/1.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом (арендодатель) и ООО "С." (арендатор) заключены договоры аренды недвижимости N, согласно которым арендатору передано во временное владение и пользование нежилое помещение под офис площадью 11 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, 106, офис 25.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом (арендодатель) и ИП ФИО6 (арендатор) заключена договора аренды недвижимости N, N (соответственно), согласно которым арендатору передано во временное владение и пользование нежилое помещение под склад площадью 98 кв. м., ФИО7 1 и офис N площадью 30 кв. м. Литер К2, расположенные по адресу: <адрес>, 106.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом (арендодатель) и ООО "Э." (арендатор) заключены договора аренды недвижимости N, N соответственно, согласно которым арендатору передано во временное владение и пользование нежилое помещение под склад площадью 98 кв. м., ФИО7 1 и офис N площадью 51,7 кв. м. Литер К2, расположенные по адресу: <адрес>, 106.
В соответствии с заключением по результатам осмотра объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, составленным рабочей комиссией ООО СМСУ "Э.", на основании осмотра по факту фактического использования нежилого здания, рабочей комиссией установлено, что под офисными помещениями используется 233,9 кв. м. - 17.99% от общей площади здания, под прочими помещениями (складами, подсобными помещениями, пустующими помещениями, лестничными клетками, коридорами и санузлами и т.д.) используется 1066,6 кв. м. - 82,01% от общей площади здания.
Судом также исследовалось заключение рабочей комиссии по результатам осмотра объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, представленное в ходе рассмотрения административного дела N а-697/2021 по административному исковому заявлению ООО "С." к Министерству имущественных отношений <адрес> об оспаривании в части нормативных правовых актов.
В соответствии с заключением по результатам осмотра объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, составленным рабочей комиссией ООО СМСУ "Э.", на основании осмотра по факту фактического использования нежилого здания, рабочей комиссией установлено, что под офисными помещениями используется 169,5 кв. м. - 13,03% от общей площади здания, под прочими помещениями (складами, подсобными помещениями, пустующими помещениями, лестничными клетками, коридорами и санузлами и т.д.) используется 1 131 кв. м. - 86,97% от общей площади здания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, у Министерства имущественных отношений <адрес> не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечень объектов недвижимого имущества находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативно правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание его отдельных положений не действующим с момента принятия, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск ООО "С." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 7 декабря 2022 г. N 3а-2076/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании