Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 286249-8 "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области",
внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен в соответствии с положениями Федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".
Законопроект устанавливает особый порядок назначения и выплаты российских пенсий и дополнительных социальных выплат гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области (далее - территории новых субъектов Российской Федерации) или постоянно проживавшим на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года включительно, на территории Херсонской области, Запорожской области в период с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года включительно и выехавшим из указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств.
В частности, в целях пенсионного и дополнительного социального обеспечения для граждан Российской Федерации предусматривается приравнивание периодов работы, иной деятельности и иных "нестраховых" периодов, имевших место на территориях Украины и новых субъектов Российской Федерации, к соответствующим российским периодам.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2002 до 31 декабря 2022 года гражданам Российской Федерации, работавшим по трудовому договору на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, будет определяться исходя из среднемесячного заработка в размере 40 183 рубля, на территории Запорожской и Херсонской областей в размере 37 315 рублей, а для самозанятых граждан - исходя из фиксированного размера взносов, установленного налоговым законодательством на 1 января 2022 года.
Что касается среднемесячного заработка за периоды работы до 1 января 2022 года, необходимого для осуществления оценки пенсионных прав граждан Российской Федерации, то в случае, если заработок указан в гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Необходимые для целей пенсионного и дополнительного социального обеспечения документы, выданные на украинском языке, будут приниматься без перевода на русский язык. При этом для граждан Российской Федерации документы, подтверждающие льготный статус, в том числе об установлении инвалидности, выданные до 28 февраля 2023 года, принимаются без их легализации.
Следует отметить предусмотренную законопроектом особенность доставки пенсии. Так, помимо порядка доставки пенсии, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", закрепляется возможность получать суммы пенсии в кассе органа, осуществляющего пенсионное обеспечение на территориях новых субъектов Российской Федерации.
В целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в сельском хозяйстве, законопроектом предлагается учитывать сельские населенные пункты, являвшиеся административно-территориальными единицами новых субъектов Российской Федерации по состоянию на день их принятия в Российскую Федерацию.
Кроме того, предусмотрен льготный порядок обращения за назначением и перерасчетом пенсий и иных, установленных к пенсии выплат.
Гражданам Российской Федерации назначение пенсий по законодательству Российской Федерации будет осуществляться с 1 марта 2023 года, в случае их обращения до 29 февраля 2024 года включительно, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права.
Для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являвшихся получателями пенсионных выплат по законодательству, действовавшему ранее на территориях новых субъектов Российской Федерации, законопроектом предусмотрен перерасчет указанных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии права на российские пенсии. Такой перерасчет будет осуществляться в заявительном порядке с 1 марта 2023 года с применением льготного порядка обращения.
С целью недопущения снижения уровня материального обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства законопроектом устанавливается механизм сохранения прежнего объема указанного обеспечения. Так, в случае, если в результате перерасчета размер российской пенсии не достигнет размера ранее получаемых пенсионных выплат, к такой пенсии устанавливается доплата в размере разницы между прежним и новым размером. Указанная доплата устанавливается как к страховой пенсии, назначенной по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, так и к пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Размер доплаты подлежит ежегодной индексации на коэффициент, установленный для индексации соответствующих пенсий.
Для граждан Российской Федерации, выехавших с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в Российскую Федерацию, которым до вступления в силу положений законопроекта уже назначены российские пенсии, также предусмотрен перерасчет пенсий с применением особенностей, установленных законопроектом.
Учитывая различия российского пенсионного законодательства и законодательства о пенсиях новых субъектов Российской Федерации в части пенсионного возраста, за теми гражданами и лицами, которые в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2027 года достигнут пенсионного возраста, дающего право на пенсию по законодательству новых субъектов Российской Федерации, предусматривается возможность установления пенсии по старости по субъектовому законодательству.
Также, положениями законопроекта регулируются порядок и сроки установления дополнительного социального обеспечения, предусмотренного федеральными законами от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" с применением особенностей установленных законопроектом. При этом размеры социальных доплат, установленных гражданам Российской Федерации ранее вступления в силу проектируемых норм, подлежат перерасчету.
Законопроектом устанавливаются особенности подтверждения периодов работы и заработка граждан Российской Федерации межведомственными комиссиями по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав граждан, создаваемыми на основании решений высших должностных лиц новых субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения учета пенсионных прав граждан законопроектом предусмотрены порядок регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета и особенности его ведения, в том числе в части представления работодателями сведений о работающих у них лицах в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Также определен порядок финансового обеспечения субъектовых пенсионных выплат за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, а также бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Вступление в силу положений законопроекта планируется с 1 марта 2023 года.
Понимая направленность и актуальность рассматриваемого законопроекта, и, безусловно, поддерживая его концепцию, комитет обращает внимание на наличие ряда замечаний к законопроекту.
Требуют уточнения положения статьи 2 законопроекта в части, касающейся подтверждения факта проживания граждан Российской Федерации по состоянию на конкретную дату территориальными органами МВД, в случаях выезда таких граждан за пределы новых субъектов Российской Федерации, например в 2015 году.
Положения части 6 статьи 3 законопроекта в отношении документов, подтверждающих льготный статус и документов об установлении инвалидности, выданных на соответствующих территориях в соответствующие периоды времени, требуют соотнесения с соответствующими положениями проекта федерального закона N 286248-8 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях".
Часть 8 статьи 2 законопроекта требует уточнения в части правомочности доставки сумм пенсий через кассы органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, поскольку действующим в настоящее время законодательством, регулирующим деятельность Фонда, полномочия по созданию таких касс отсутствуют.
Полагаем необходимым уточнить термин "перерасчет", используемый в статье 3 законопроекта, поскольку процедурные действия, предусмотренные данной статьей (пересмотр права на пенсию, отсутствие возможности использования документов выплатного дела), носят признаки нового назначения пенсий.
Кроме того, из содержания статьи 3 законопроекта неясно, каким образом будет осуществляться пенсионное обеспечение граждан и лиц, являвшихся по состоянию на 1 марта 2023 года получателями пенсий по законодательству новых субъектов Российской Федерации, не приобретших на указанную дату право на российскую пенсию.
Из содержания части 8 статьи 3 законопроекта неясно, в каком случае получателям одновременно двух пенсий по российскому законодательству доплата будет устанавливаться к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ.
Представляется, что положения части 11 статьи 3 законопроекта, целесообразнее предусмотреть в отдельной статье, устанавливающей переходные положения, поскольку вопросы назначения пенсий в соответствии законодательством новых субъектов Российской Федерации не являются предметом данной статьи.
Также, комитет полагает, что данная норма нуждается в уточнении в отношении срока выплаты субъектовой пенсии и перевода ее получателей на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации при возникновении права на ее назначение.
Представляется целесообразным установление срока для подачи заявления о перерасчете размера пенсии, предусмотренного частью 2 статьи 4 законопроекта.
Следует отметить, что частью 1 статьи 5 законопроекта устанавливается порядок исчисления страхового (трудового) стажа исключительно для назначения пенсии, в связи с чем полагаем необходимым уточнить, что такой порядок применяется и при перерасчете пенсии.
Кроме того, требует корректировки срок вступления в силу законопроекта.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по законопроекту не имеет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе поддержать законопроект в первом чтении с учетом изложенных замечаний.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.