Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 286248-8 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 286248-8 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях" и отмечает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона разработан в соответствии с конституционными законами от 4 октября 2022 года N 5-ФКС "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", от 4 октября 2022 года N 7-ФКС "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 года N 8-ФКС "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".
Законопроект направлен на установление особенностей правого регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - указанных территориях).
Проектом федерального закона устанавливается, что реализация права на получение мер социальной защиты (поддержки) будет осуществляется гражданами с 1 марта 2023 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих статус гражданина, дающий право на получение мер социальной защиты (поддержки), выданных до 28 февраля 2023 года включительно уполномоченными органами в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также законодательством Украины или законодательством Союза ССР, за исключением мер социальной защиты (поддержки), в отношении которых данным проектом федерального закона предусмотрен иной порядок предоставления.
В целях сохранения уровня социальной защиты (поддержки), предоставлявшейся гражданам на указанных территориях до 30 сентября 2022 года, законопроектом предусматривается, что меры социальной защиты (поддержки) в размере и объеме (включая условия их предоставления) превышающие размер и объем таких мер, установленных законодательством Российской Федерации, должны быть установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами новых субъектов Российской Федерации и реализовываться за счет средств региональных бюджетов.
В законопроекте установлено, что документы (сведения), необходимые для предоставления мер социальной защиты (поддержки), до 1 января 2025 года предоставляются гражданами лично, так как в информационных системах, оператором которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, сведения о них пока не содержатся.
Согласно положениям законопроекта гражданам, которые приобретут с 1 марта 2023 года право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), одновременно с ней будет предоставляться государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" с удержанием из состава начисленной ежемесячной денежной выплаты суммы средств, направляемых на оплату предоставления набора социальных услуг. Указанные граждане вправе обратиться до 1 октября 2023 года с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) (НСУ) начиная с 1 января 2024 года.
Для отдельных категорий граждан законопроектом предусмотрен иной порядок установления ЕДВ и предоставления НСУ. Так, гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий или ядерных испытаний, в соответствии с их заявлением НСУ будет предоставляться начиная с 1 января 2024 года; гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза, и членам их семей, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей, гражданам, удостоенным звания Героя Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы ЕДВ устанавливается начиная с 1 января 2024 года при условии подачи заявления об установлении указанной выплаты до 31 декабря 2023 года включительно.
Законопроектом устанавливается, что меры социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, при предоставлении которых оценивается среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина), будут предоставляться гражданам в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с 1 марта 2023 года, за исключением государственной социальной помощи на основании социального контракта, который предлагается реализовывать с 1 января 2024 года.
Законопроектом устанавливается положение, согласно которому до 1 января 2025 года решения об отказе в назначении мер социальной защиты (поддержки) по основаниям, связанным с отсутствием у заявителя доходов от трудовой или предпринимательской деятельности, не принимаются.
Проектом федерального закона предусматривается, что предоставление социальных услуг в рамках социального обслуживания в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, будет осуществляться с 1 января 2024 года. До этого периода предоставление социальных услуг в рамках социального обслуживания будет осуществляться в порядке и на условиях, установленных на территориях новых субъектов Российской Федерации по состоянию на день принятия их в Российскую Федерацию.
Законопроектом определено, что документы об установлении инвалидности без указания срока их действия, выданные гражданину до 28 февраля 2023 года включительно на территориях Украины, Донецкой Народной республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, действуют до 1 января 2026 года.
До указанного периода при предоставлении мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II или III группу инвалидности либо категорию "ребенок-инвалид", которые установлены им до 28 февраля 2023 года включительно в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Украины и новых территориях Российской Федерации, указанные группы и категории считаются эквивалентными соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории "ребенок-инвалид", установленным законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, до проведения очередного освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Замена документов об установлении инвалидности на документы, выдаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, будет осуществляться до 1 января 2026 года на всей территории Российской Федерации в рамках проведения медико-социальной экспертизы.
Законопроектом также установливается порядок предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданам из числа репрессированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, донорам крови и ее компонентов.
Законопроектом предлагается меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, членов семей военнослужащих, погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими, распространить на граждан из числи лиц, приравненных к военнослужащим в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на день принятия их в Российскую Федерацию, ставших инвалидами вследствие военной травмы, членов семей граждан из числа лиц, приравненных к военнослужащим в соответствии с указанным законодательством, погибших (умерших), объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими.
При этом статус инвалида боевых действий, ветерана боевых действий, военнослужащего, лица, приравненного к военнослужащему, ставшего инвалидом вследствие военной травмы, а также члена семьи погибшего (умершего) инвалида или ветерана боевых действий, члена семьи погибшего (умершего), признанного безвестно отсутствующим военнослужащего, дающий право на меры социальной защиты (поддержки), установленный до 28 февраля 2023 года включительно в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, подлежит подтверждению межведомственной комиссией, создаваемой решением высшего должностного лица вышеуказанных субъектов Российской Федерации. Данные комиссии будут создаваться и осуществлять свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
В полномочия указанной комиссии будет входить проверка фактов, событий, обстоятельств, необходимых для установления указанного статуса гражданина, проводимая на основании документов (сведений), подтверждающих факты, события и обстоятельства, представленных гражданином либо полученных комиссией в рамках межведомственного взаимодействия. Указанные документы не могут служить подтверждением статуса гражданина, если в них будут содержаться факты, события и обстоятельства, свидетельствующие об участии или содействии в совершении действий против Российской Федерации и ее населения.
Решение комиссии о подтверждении соответствующего статуса будет являться обязательным для предоставления мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проектом федерального закона также предусматривается особый порядок установления величины прожиточного минимума (далее - ПМ) на душу населения на 2023 год на территориях новых субъектов Российской Федерации.
При расчете величины ПМ на душу населения на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики предлагается использовать коэффициент региональной дифференциации (соотношение величины ПМ на душу населения в целом по Российской Федерации и ПМ на душу населения в субъекте Российской Федерации) в размере 0,78, на территориях Запорожской области и Херсонской области - в размере 0,81. Таким образом, величина ПМ на душу населения в указанных субъектах составит соответственно 11 213 рублей и 11 644 рубля.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация потребует дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета.
Общая сумма расходов бюджетов всех уровней на 2023 год составит 118,4 млрд. рублей; на 2024 год - 151,5 млрд. рублей; на 2025 год - 149,4 млрд. рублей.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний к законопроекту не имеет.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 286248-8 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях" в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.