Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 285553-8 "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения медицинских изделий и лекарственных средств на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 30 января 2023 года (протокол N 80, пункт 5) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 285553-8 "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения медицинских изделий и лекарственных средств на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект определяет особенности правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения медицинских изделий и лекарственных средств на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Проектом федерального закона правовое регулирование отдельных вопросов в сфере здравоохранения, действующего на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области соотносится с регулированием этих вопросов законодательством Российской Федерации.
В законопроект включены положения, касающиеся особенностей осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, обращения лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий, информационного обеспечения в сфере здравоохранения, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств, государственного контроля за обращением медицинских изделий и лицензирования медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, особенностей финансового обеспечения оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - новые субъекты).
Законопроектом предлагается ввести норму, согласно которой государственный контроль (надзор) в сферах охраны здоровья, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в течение переходного периода до 1 января 2026 года в новых субъектах определяется особенностями организации и осуществления в 2023 - 2026 годах видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливаемыми в порядке, определенном Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" (далее - федеральные конституционные законы).
Указанная норма позволит осуществлять государственный контроль (надзор) в сферах охраны здоровья, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в условиях особенностей правовых режимов, установленных федеральными конституционными законами, что обусловлено необходимостью переходного периода.
В части правового регулирования допуска лиц к медицинской и фармацевтической деятельности, Комитет отмечает, что изменения позволят обеспечить последовательную интеграцию законодательства новых субъектов в правовое поле Российской Федерации.
Устанавливается, что до 31 декабря 2025 года документы об образовании (сертификат специалиста; и (или) свидетельство об аккредитации специалиста; и (или) документ, подтверждающий присвоение квалификационной категории, по специальностям, которые соответствуют номенклатуре специальностей медицинских и фармацевтических работников согласно законодательству Российской Федерации), выданные гражданам в новых субъектах до дня принятия их в состав Российской Федерации, а также на территории Украины, соотносятся с документами об образовании, действующими в Российской Федерации.
Кроме того, устанавливается перечень лиц, допущенных к осуществлению медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.
Переходный период срока действия документов об образовании, выданных в новых субъектах до дня принятия их в состав Российской Федерации, а также на территории Украины, установлен до 1 января 2026 года.
Вместе с тем сроки действия документов об образовании продлеваются автоматически по 31 декабря 2025 года.
С 1 января 2026 года вышеуказанные лица подлежат аккредитации специалиста в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья, однако также вправе пройти аккредитацию специалиста и до 1 января 2026 года.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее - Минздрав России) по 31 декабря 2025 года будет вправе принять решение об установлении: случаев (условий), когда профессиональная деятельность может осуществляться без получения необходимого решения, особенностей проведения аккредитации специалистов, особенностей проведения медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы).
Законопроектом устанавливается, что период работы на должностях медицинских и фармацевтических работников в новых субъектах до дня их принятия в состав Российской Федерации, а также на территории Украины, будет засчитан в стаж работы по специальности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также законопроектом на переходный период по 31 декабря 2025 года определены следующие особенности оказания медицинской помощи населению в новых субъектах:
- медицинская помощь организуется и осуществляется без учета клинических рекомендаций;
- по согласованию с Минздравом России в новых субъектах могут быть установлены особенности организации и оказания медицинской помощи;
- по согласованию с Федеральным медико-биологическим агентством в новых субъектах могут быть установлены особенности организации и оказания медицинской помощи на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами;
- психиатрическая помощь (принудительное лечение в стационаре) организуется и оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 4 законопроекта устанавливаются особенности обращения медицинских изделий и лекарственных средств.
Так, к обращению в новых субъектах будут допущены следующие лекарственные средства:
- сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
- лекарственные препараты для медицинского применения, не подлежащие регистрации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
- незарегистрированные лекарственные средства, допущенные к ввозу в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
- лекарственные средства, в том числе лекарственные препараты для медицинского применения, произведенные в новых субъектах до 1 января 2025 года.
Аналогичным образом в законопроекте регулируются вопросы обращения медицинских изделий в новых субъектах.
Комитет отмечает, что нормами законопроекта установлены особенности финансового обеспечения оказания медицинской помощи гражданам в новых субъектах, предусматривая постепенную интеграцию в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Нормами законопроекта также устанавливается, что в новых субъектах по 31 декабря 2025 года Правительством Российской Федерации могут устанавливаться особенности создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций и информационных систем фармацевтических организаций государственной и муниципальной форм собственности.
Принимая во внимание, что принятие законопроекта позволит последовательно интегрировать Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область в правовое поле Российской Федерации, а также обеспечить защиту прав граждан на оказание медицинской помощи, обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию законопроекта.
Вместе с тем имеются следующие замечания и предложения по его доработке ко второму чтению.
Следует уточнить положения части 2 статьи 5 в части медицинских организаций, которые будут оказывать медицинскую помощь гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в новых субъектах, до получения ими полиса обязательного медицинского страхования.
По мнению Комитета, дополнительного обсуждения требует вопрос получения гражданами, проживающими в новых субъектах, высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, после того, как они будут застрахованы по обязательному медицинскому страхованию.
Часть 3 статьи 5 регулирует вопрос финансового обеспечения оказания в федеральных медицинских организациях только высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. При этом из положений части 4 статьи 5 следует, что граждане, проживающие в новых субъектах, до конца 2023 года не смогут получать высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, в медицинских организациях федерального уровня, после того, как будут застрахованы по обязательному медицинскому страхованию. В то же время до получения полиса обязательного медицинского страхования они могут получать ее в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (часть 2 статьи 5).
Законопроект нуждается в комплексной редакционной, лингвостилистической и юридической доработке, единообразном изложении используемых терминов и приведении их в соответствие с терминологией, применяемой в законодательстве Российской Федерации, уточнении сроков, устанавливаемых законопроектом.
В целях реализации норм законопроекта потребуется принятие 3 нормативных правовых актов.
Комитет Государственной Думы по высшему образованию и науке поддерживает законопроект.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 285553-8 "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения медицинских изделий и лекарственных средств на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 2 февраля 2023 года, протокол N 49/1.
Председатель Комитета |
Д.А. Хубезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.