Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к административному регламенту
Департамента надзорной и контрольной
деятельности Орловской области предоставления
государственной услуги по согласованию
мероприятий по уменьшению выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды
неблагоприятных метеорологических условий
от 3 февраля 2023 г. N 57
Требования
к пояснительной записке и плану мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий
1. Общие положения
1.1. План мероприятий, обосновывающие материалы, необходимые расчеты разрабатываются для каждого ОНВ в отдельности.
1.2. Страницы пояснительной записки должны иметь сквозную нумерацию. Номер страницы на титульном листе не ставится.
1.3. Таблицы, приводимые в пояснительной записке, должны иметь название и сквозную нумерацию. Название таблицы должно размещаться вместе с таблицей (началом таблицы) на одной странице пояснительной записки.
1.4. В таблицах пояснительной записки у загрязняющих веществ указываются коды (номера), установленные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды", актуальной редакцией методического документа "Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух" (АО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2015). Загрязняющие вещества указываются в порядке возрастания кодов (номеров) методического документа АО "НИИ Атмосфера".
1.5. Перечень параметров, учитывающихся при проведении расчетов рассеивания, обоснование учета фона следует оформлять в виде отдельных разделов пояснительной записки.
1.6. Периодичность контроля (проведения наблюдений) при наступлении НМУ устанавливается не менее одного раза.
1.7. Планы мероприятий и обосновывающие материалы к ним, разрабатываемые для ОНВ, подлежащих централизованному оперативно-диспетчерскому управлению и входящих в Единую энергетическую систему и системы теплоснабжения, перед подачей на согласование в Департамент должны получить согласование в организации (системном операторе), осуществляющей централизованное оперативно-диспетчерское управление технологическим режимом Единой энергетической системы России и системами теплоснабжения.
1.8. В пояснительную записку включаются разделы (сведения) в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 ноября 2019 года N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий". Пояснительная записка к плану мероприятий может включать дополнительную обосновывающую информацию.
1.9. Факт неполучения прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях по электронной почте, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не освобождает заявителя от исполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей по проведению соответствующих мероприятий, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий. С заявителя не снимается обязанность, получать такие прогнозы из имеющихся источников, в том числе на основе заключенных с этой целью договоров.
1.10. При разработке мероприятий учитываются все источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
2. Пояснительная записка должна содержать следующие разделы (сведения)
2.1. Титульный лист.
2.2. Содержание (с указанием номеров страниц).
2.3. Сведения и контактные данные о разработчике и исполнителях, наименование программы для электронных вычислительных машин, используемой для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
2.4. Полное и сокращенное наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, юридический адрес, код объекта негативного воздействия на окружающую среду (ОНВ), присвоенный при включении в государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, категория ОНВ, фактический адрес ОНВ.
2.5. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферного воздуха, описание технологических процессов, технологии, эксплуатируемого оборудования, применяемого топлива, сырья и материалах применительно к возможностям сокращения выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ; перечень, количество, характеристики газопылеулавливающих сооружений (установок очистки газа); сведения об автотранспорте ОНВ (имеющемся на балансе, арендуемом, транспорт сотрудников, клиентов, контрагентов и т.п.), его количество, типы, характеристики.
2.6. Сведения об осуществлении промышленного производства на ОНВ, сведения об осуществлении на ОНВ деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с указанием кодов в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Сведения об отнесении ОНВ к организациям, подлежащим централизованному оперативно-диспетчерскому управлению в Единой энергетической системе и системах теплоснабжения. Сведения о применяющихся на ОНВ наилучших доступных технологиях, перечень маркерных веществ с указанием использующихся информационно-технических справочников и технологических показателей наилучших доступных технологий. Сведения о включении ОНВ в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, установленный территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Сведения по данному разделу представляются в виде справок от заявителя (лица, осуществляющего хозяйственную деятельность на ОНВ).
2.7. Перечень, количество, характеристики источников выбросов, включая геометрические размеры (длина, ширина, высота, при наличии устья - вид и размеры устья источника), значения суммарных годовых (валовых) выбросов загрязняющих веществ (т/год), отражающие суммарную массу выбросов конкретного загрязняющего вещества с учетом времени работы оборудования, сезонности нагрузки, расхода топлива, сырья и материалов в течение года, в табличном виде, использующиеся для расчета рассеивания загрязняющих веществ; параметры газовоздушной смеси (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса), определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в табличном виде, использующиеся для расчета рассеивания загрязняющих веществ.
2.8. Перечень параметров, использующихся при расчете рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: особенности рельефа с учетом отдельно выраженных форм рельефа, оказывающих влияние на рассеивание (гряда, гребень, ложбина, уступ, плато, отдельный холм, впадина и т.п.) на основании анализа топографических карт, содержащих изогипсы, визуального обследования местности, проводимого заявителем или разработчиком природоохранной документации, и расположения источника выброса по отношению к ним; обоснование выбора сезона (сезонов) времени года в соответствии с документацией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; трансформация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; влияние застройки и ветровых теней с приведением таблиц с учитываемыми параметрами; залповые и аварийные выбросы; обоснование учета непрерывности, сезонности, изменений показателей выбросов во времени, обусловленные неодновременной, неравномерной работой оборудования, изменениями режимов работы оборудования и стадийностью процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества в технологических процессах и деятельности на ОНВ и его отдельных структурных подразделениях с приведением таблицы режимов работы источников загрязнения атмосферного воздуха и их временные характеристики.
2.9. Сведения, характерные для района размещения объекта ОНВ - климатические параметры (в т.ч. необходимые для расчета долгопериодных средних концентраций функции распределения метеорологических параметров, информация о прочих характеристиках режима, определяющих среднегодовые концентрации метеопараметров), а также особенности НМУ (в т.ч. приподнятые и приземные инверсии, штилевые условия, туманы), параметры рельефа, повторяемость направлений ветра и штилей (роза ветров), данные о скорости ветра (расчетные скорости, средняя месячная и годовая скорость и т.д.), фоновые концентрации (в т.ч. долгопериодные) для загрязняющих веществ, выбрасываемых ОНВ, предоставляемые на имя заявителя Орловским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Центрально - Черноземное УГМС".
2.10. Дополнительные географические, климатологические, метеорологические параметры, а также параметры источников и выбросов загрязняющих веществ, необходимые в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 июня 2017 года N 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе" (далее - методы).
2.11. Сведения о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха, сведения о результатах санитарно-гигиенического мониторинга; сведения о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на территории населенного пункта, его части или территории индустриального (промышленного) парка, предоставляемые на имя заявителя органами государственной власти Орловской области.
2.12. Сведения о превышении установленных значений гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений (предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, ориентировочно безопасных уровней воздействия) (далее - ПДК, гигиенические нормативы) на границе санитарно-защитной зоны ОНВ, полученные в результате осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора; заявитель самостоятельно проводит сбор указанных сведений на основании информации, представляемой органами, осуществляющими федеральный и региональный государственный экологический надзор; уровень государственного надзора ОНВ при сборе указанных сведений не учитывается; сведения о превышении ПДК загрязняющих веществ (нормируемых, маркерных) на границе санитарно-защитной зоны ОНВ по результатам расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферный воздух в технологических нормативах в части выбросов, временно разрешенных (согласованных) выбросах.
2.13. Полный перечень (в порядке возрастания кодов) загрязняющих веществ, выбрасываемых ОНВ, с указанием по каждому загрязняющему веществу видов установленных гигиенических нормативов (указываются в отдельных столбцах таблицы); агрегатного состояния (твердое, жидкое, газообразное), класса опасности, суммарного годового (валового) выброса (г/с, т/год), сведений о включении в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды; суммарное количество источников выбросов (стационарных и передвижных по отдельности), имеющихся на ОНВ, значение общего суммарного годового (валового) выброса загрязняющих веществ ОНВ (г/с, т/год).
2.14. Сводная таблица с полными перечнями (в порядке возрастания кодов) загрязняющих веществ и образующихся групп веществ комбинированного вредного действия (полной суммации, неполной суммации, потенцирования) (далее - группы веществ комбинированного вредного действия) выбрасываемых ОНВ, по которым проводится расчет рассеивания при разработке мероприятий, сгруппированные по видам расчетов (максимально разовый, среднесуточный) с указанием для каждого загрязняющего вещества видов и установленных значений гигиенических нормативов, фоновых концентраций (абсолютные значения и доли значений гигиенического норматива); в указанные перечни подлежат включению загрязняющие вещества, в отношении которых имеются сведения о превышении ПДК на границе санитарно-защитной зоны ОНВ; в случае проведения расчета рассеивания по всем загрязняющим веществам, выбрасываемым ОНВ, сбор сведений о превышении ПДК загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны, информации о маркерных веществах, применяющихся наилучших доступных технологиях не требуется.
2.15. Определение размера суммарной зоны влияния источников выбросов ОНВ (расчетной области). В целях гарантированного соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду при определении размера суммарной зоны влияния источников выбросов ОНВ следует применять алгоритм для совокупности источников выбросов, определяемый методами, максимальное значение "10Х м" исчислять от границ ОНВ. В описательной части пояснительной записки, наименованиях таблиц со значениями концентраций загрязняющих веществ, результатах расчета рассеивания загрязняющих веществ (в т.ч. на титульных листах машиноформируемых результатов расчетов рассеивания), картах рассеивания в обязательном порядке следует указывать размер расчетной области, по которой производился расчет рассеивания. Размер расчетной области указывается в метрах в виде "расчетная область ХХХХХ х ХХХХХ метров".
2.16. Таблицы значений опасных расстояний и максимальных концентраций от источников выбросов "С м" и "Х м", определенные в расчетной области.
2.17. Общая карта-схема района расположения ОНВ, на которой полностью обозначена суммарная зона влияния источников выбросов ОНВ и схематически указаны границы территории ОНВ, земельного участка ОНВ, имеющиеся жилые и особые зоны, в которых предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях (далее - особые зоны).
2.18. Карта-схема с указанием границ ОНВ, земельного участка ОНВ, санитарно-защитной зоны ОНВ (при необходимости), ближайших жилых и особых зон (при необходимости с обозначением объектов).
2.19. Результаты расчетов (суммарных и характеристических, максимально разовых, среднесуточных, среднегодовых) рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе при штатном режиме работы предприятия, проведенные в расчетной области; наименование программы, ее версии и модулей, использовавшихся при расчете рассеивания; рассмотрение значений расчетных концентраций загрязняющих веществ и групп веществ комбинированного вредного действия в атмосферном воздухе должно проводиться на всей территории суммарной зоны влияния источников выбросов ОНВ за пределами границ ОНВ (земельного участка ОНВ) с учетом всех параметров, предусмотренных методами; указание о том, что рассмотрение значений концентраций проведено именно на вышеуказанной территории должно быть в однозначном виде приведено в соответствующем разделе пояснительной записки; критерий учета фоновых концентраций "0,1 ПДК" при расчете рассеивания отдельного загрязняющего вещества применяется к результату расчета рассматриваемого загрязняющего вещества, при расчете рассеивания группы веществ комбинированного вредного действия применяется к результату расчета группы; критерий целесообразности расчета рассеивания при разработке мероприятий не предусмотрен; обоснование количество узлов и шаги расчетной сетки (приводится в соответствии с методами); значения расчетных концентраций загрязняющих веществ и групп веществ комбинированного вредного действия в атмосферном воздухе должны соответствовать тому временному интервалу осреднения, что и установленные значения гигиенических нормативов, с которыми они сопоставляются; необходимым и достаточным условием проведения максимально разовых и среднесуточных расчетов (применения расчетных формул) является наличие установленного значения максимально разового и среднесуточного гигиенического норматива для рассматриваемого загрязняющего вещества и загрязняющих веществ, образующих группу веществ комбинированного вредного действия; упрощенные методы расчета, возможно применять для оценки сверху результатов расчета рассеивания, если по результатам суммарных упрощенных расчетов концентрации загрязняющих веществ и групп веществ комбинированного вредного действия не превысят уровня "0,5 ПДК" по всей суммарной зоне влияния источников выбросов ОНВ за границей ОНВ, земельного участка ОНВ; карты рассеивания следует приводить по каждому загрязняющему веществу и группам веществ комбинированного вредного действия с обозначением всех территорий, на которых по результатам расчетов установлены превышения гигиенических нормативов для жилых и особых зон для трех режимов НМУ, путем нанесения соответствующих градиентных изолиний с шагом 0,1 ПДК, изолиний с критическими долями ПДК, обозначением точек максимумов расчетной приземной концентрации за границами ОНВ, земельного участка ОНВ, контрольных точек; на картах рассеивания должно быть указано, к какому типу расчета они относятся; сведения о наличии/отсутствии всех указанных территорий должны быть приведены в тексте пояснительной записки в разделе, содержащим результаты расчетов рассеивания; на картах рассеивания в обязательном порядке должен быть вывод о наличии/отсутствии других множеств расчетных точек с концентрацией загрязняющих веществ, превышающей гигиенические нормативы в случае наступления НМУ, помимо имеющихся над промплощадкой ОНВ; в случае рассеивания сложной формы представление результатов расчета рассеивания осуществляется несколькими картами с обязательным приведением общей карты рассеивания, на которой полностью изображена граница ОНВ, граница земельного участка ОНВ и все множество расчетных точек, концентрация в которых превысит гигиенические нормативы при наступлении НМУ III степени опасности для особых зон; графическое оформление и масштаб для каждой карты рассеивания должны позволять без затруднений идентифицировать границы всех рассматриваемых зон и территорий, контрольные точки, изолинии, пересечения изолиний и границ зон, прочесть названия объектов и численные значения долей ПДК на нанесенных изолиниях; карты рассеивания должны быть включены в описательную часть пояснительной записки, цветное исполнение карт рассеивания и использование топоосновы предпочтительно; при оформлении карт рассеивания следует избегать указания данных об источниках выбросов, расчетных точках и значениях приземных концентраций загрязняющих веществ в них, не имеющих принципиального значения в рамках разработки мероприятий, поскольку это перегружает обосновывающие материалы и затрудняют их проверку.
2.20. Таблица значений максимальных расчетных концентраций "С мах" загрязняющих веществ и групп веществ комбинированного вредного действия, сгруппированная по каждому типу расчетов (максимально разовые, среднесуточные), определенных на всей территории суммарной зоны влияния источников выбросов ОНВ за пределами границ ОНВ, земельного участка ОНВ.
2.21. Исследование наличия жилых и особых зон на территориях, на которых по результатам расчетов рассеивания, установлено превышение гигиенических нормативов при наступлении НМУ. Исследование является основной частью разработки мероприятий НМУ, определяет алгоритм проведения дальнейших расчетов рассеивания и должно включать в себя информацию о жилых и особых зонах, полученную в т.ч. при проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух, установлении предельно допустимых выбросов (нормативов допустимых выбросов), временно согласованных (разрешенных) выбросов и технологических нормативов в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработке проекта и установлении санитарно-защитной зоны. Заявитель самостоятельно проводит сбор и анализ актуальной, полной и всесторонней информации о наличии жилых и особых зон на основании информации, представляемой государственными органами, органами местного самоуправления и юридическими лицами, в чьей компетенции находится установление границ указанных зон и объекты которых, либо чьи подведомственные учреждения, входят в понятие особая зона. При установлении наличия жилых и особых зон в обязательном порядке подлежит рассмотрению информация, представляемая государственными органами, органами местного самоуправления и юридическими лицами, в чьей компетенции находится установление границ указанных зон и объекты которых, либо чьи подведомственные учреждения, входят в понятие особая зона.
Индивидуально по каждому ОНВ в зависимости и на основании результатов расчетов рассеивания при штатном режиме работы ОНВ при нормальных метеорологических условиях заявитель формирует письма о представлении информации и направляет их в указанные организации. По инициативе заявителя, а также по указанию Департамента, в т.ч. по результатам рассмотрения представленных материалов, указанная информация может быть дополнительно запрошена заявителем у других государственных органов и юридических лиц, обладающих необходимой информацией, а также могут быть дополнительно использованы другие источники информации; исходные письма-запросы заявителя о наличии жилых и особых зон и ответы на них должны быть включены в приложения к пояснительной записке.
2.22. Определение контрольных точек в соответствии с положениями требований; контрольной точкой будет являться расчетная точка, одновременно удовлетворяющая следующим условиям:
нахождение в суммарной зоне влияния источников выбросов ОНВ за пределами территории ОНВ,
значение расчетной приземной концентрации по результатам суммарного расчета рассеивания в случае наступления НМУ превысит значение гигиенического норматива,
нахождение на территории жилой или особой зоны,
имеет максимальное значение расчетной приземной концентрации в границах рассматриваемой жилой и особой зоны по результатам характеристического расчета рассеивания,
- вклад выбросов ОНВ в значение расчетной приземной концентрации превышает "0,1 ПДК" по результатам суммарного расчета рассеивания.
Контрольные точки определяются по отдельности для каждой жилой и особой зоны, по каждому типу расчетов рассеивания (максимально разовый, среднесуточный), по каждому загрязняющему веществу и группе веществ комбинированного вредного действия.
Таблица с найденными контрольными точками, их описание и местоположение.
2.23. Перечень источников выбросов с указанием структурных подразделений ОНВ (при необходимости) с учетом долей вкладов выбросов таких источников в приземные концентрации (в процентах) в контрольных точках и ранжирование источников по значениям таких долей вкладов от большего к меньшему (ранжированный перечень).
2.24. Разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ для трех режимов НМУ. В случае наличия значений фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, оказывающих критическое влияние на выполнение условий п. 12 требований, заявителю следует принять все возможные меры по уменьшению уровня негативного воздействия рассматриваемого ОНВ на атмосферный воздух при наступлении НМУ с целью обеспечения соблюдения гигиенических нормативов с учетом фоновых концентраций в контрольных точках или доведения вклада выбросов ОНВ в значение расчетных приземных концентраций в контрольных точках до уровня менее "0,1 ПДК". В планы мероприятий в обязательном порядке включаются общие (организационно-технические) мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий, указанные в пунктах 9, 17 требований, проведение которых направлено на снижение общего загрязнения атмосферного воздуха. Общие (организационно-технические) мероприятия разрабатываются с учетом имеющегося на предприятии технологического оборудования. В перечень таких мероприятий в т.ч. должны быть включены: контроль за соблюдением технологических регламентов работы всех производств, оборудования и установок; запрет остановки газопылеулавливающих сооружений для выполнения профилактических работ; запрет залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (кроме случаев, когда уже проводятся технологические операции, по подготовке к проведению залповых выбросов); запрет проведения пусконаладочных работ и испытаний оборудования. В перечень организационно-технических мероприятий возможно включать организационно-технические мероприятия, указанные в РД 52.04.52-85 "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях". В перечне организационно-технических мероприятий в обязательном порядке следует предусматривать мероприятия, направленные на запрет сжигания отходов и материалов на территории ОНВ, уменьшение выбросов от передвижных источников загрязнения постоянно или временно действующих на территории ОНВ, а также относящихся к рассматриваемому ОНВ (транспорт сотрудников, клиентов, контрагентов, и т.д.).
2.25. Перечень источников выбросов загрязняющих веществ, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ с обоснованием включения в него источников выбросов.
2.26. Результаты расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, проведенные в расчетной области для трех режимов НМУ, при применении мероприятий, разработанных для трех режимов НМУ; карты рассеивания, значения концентраций загрязняющих веществ в контрольных точках.
2.27. Характеристика мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ, обоснование выбора и описание технологии проведения каждого из мероприятий.
2.28. Оценка мероприятий, проведенных на ОНВ в периоды НМУ, включающая в себя: оценку эффективности каждого мероприятия, оценка эффективности мероприятий в целом по предприятию, оценку эффективности мероприятий по расчетным концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
2.29. План-график контроля стационарных источников выбросов при наступлении НМУ, разработанный на основании планов-графиков, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
2.30. План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны при наступлении НМУ (инструментальные измерения или автоматический контроль выбросов) с указанием точек контроля, разработанный на основании планов-графиков, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.