Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу комитета социальной защиты
населения Волгоградской области
от 07.02.2023 N 216
Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области
1. Основные положения
1.1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области (далее - Модель), разработана с учетом Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" (далее - Типовая модель Минтруда), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 821 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
1.2. Реализация Модели осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Волгоградской области.
1.3. В Модели используются следующие понятия:
1) система долговременного ухода - система организации и предоставления социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, в Волгоградской области, основанная на межведомственном взаимодействии;
2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, входящие в социальный пакет долговременного ухода;
4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в социальных услугах по уходу, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, которым установлен уровень нуждаемости в уходе;
6) граждане, нуждающиеся в социальных услугах по уходу, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, которым установлен третий уровень нуждаемости в уходе, и которые относятся к категориям граждан, имеющим право на предоставление социального пакета долговременного ухода в соответствии с приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 декабря 2020 г. N 2953 "О пилотном внедрении социального пакета долговременного ухода, в рамках предоставления услуг по уходу сиделками (помощниками по уходу) гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в паллиативной медицинской помощи, одиноким и одиноко проживающим участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в уходе" (далее - приказ комитета N 2953);
7) социальные услуги, аналогичные социальным услугам по уходу - социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому и в стационарной форме, в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ, описание, периодичность предоставления, объем которых согласно порядкам предоставления социальных услуг, утвержденным приказами комитета социальной защиты населения Волгоградской области (далее также - комитет, Облкомсоцзащиты), аналогичны описанию, периодичности предоставления, объему социальных услуг по уходу согласно стандарту социальных услуг по уходу, установленному приказом комитета N 2953;
8) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
Иные понятия, используемые в Модели, применяются в значениях, определенных Федеральным законом N 442-ФЗ.
1.4. В систему долговременного ухода включаются граждане старше трудоспособного возраста и инвалиды, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, в том числе граждане с психическими расстройствами, которым установлен уровень нуждаемости в уходе и предоставляются социальные услуги по уходу или социальные услуги, аналогичные социальным услугам по уходу в форме социального обслуживания на дому, а также в стационарной форме в отделениях интенсивного ухода, граждане которым установлен 3 уровень нуждаемости в уходе.
2. Организация внедрения системы долговременного ухода
2.1. В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в соответствии с целями и задачами, предусмотренными Типовой моделью системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Волгоградской области в 2023 году, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 23 декабря 2022 г. N 782 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в соответствии с целями и задачами, предусмотренными Типовой моделью системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Волгоградской области в 2023 году "реализация Модели осуществляется следующими участниками:
1) комитетом социальной защиты населения Волгоградской области;
2) комитетом здравоохранения Волгоградской области (далее - Облздрав);
3) центрами социальной защиты населения, подведомственными Облкомсоцзащиты (далее - центры социальной защиты населения);
4) организациями социального обслуживания, подведомственными Облкомсоцзащиты;
5) некоммерческими организациями социального обслуживания Волгоградской области, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг Волгоградской области;
6) медицинскими организациями, подведомственными Облздраву;
7) региональным координационным центром, созданным на базе учреждения, подведомственного Облкомсоцзащиты, и не являющегося поставщиком социальных услуг;
8) территориальными координационными центрами, созданными на базе центров социальной защиты населения;
9) гражданами, осуществляющими уход;
10) гражданами, нуждающимися в уходе.
2.2. Координатором внедрения системы долговременного ухода является областная рабочая группа по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Волгоградской области, созданная, согласно протоколу от 21 июня 2018 г. N 2, решением межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей и инвалидов Волгоградской области, образованной постановлением Губернатора Волгоградской области от 19 июня 2015 г. N 552 "Об образовании областной межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей и инвалидов Волгоградской области".
3. Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода
3.1. Цели внедрения системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
3.2. Задачи внедрения системы долговременного ухода:
1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, социальных услуг аналогичных социальным услугам по уходу;
4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу;
5) организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
6) создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода;
7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности участников межведомственного взаимодействия;
9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
4. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, включение их в систему долговременного ухода
4.1. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, - процесс обработки информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей в комитет или в региональный или территориальные координационные центры, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с приказом Облкомсоцзащиты N 1446, Облздрава N 2178 от 30 июля 2019 г. "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и центров социальной защиты населения в рамках создания и функционирования системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Волгоградской области, включая организацию их медико-социального сопровождения" (далее - совместный приказ Облкомсоцзащиты N 1446, Облздрава N 2178), посредством:
1) ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках информационного обмена сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, выявленных:
при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при посещении гражданином участкового врача или иного врача, проведении диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях;
при взаимодействии с федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области", отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области и иными органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления;
2) обращения граждан, их законных представителей или иных лиц, действующих в их интересах:
на горячую линию "Call центра СДУ" (8 800 201 38 36);
на единый портал государственных и муниципальных услуг;
3) проведения опросов (анкетирования), поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых поставщиками социальных услуг, общественными организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами).
4.2. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 442-ФЗ в письменной или электронной форме заявление данного гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в комитет или в центры социальной защиты населения, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
4.3. Заявление о предоставлении социального обслуживания подается по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".
4.4. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина старше трудоспособного возраста и инвалида, в том числе гражданина с психическими расстройствами, нуждающимся в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, установление ему уровня нуждаемости в уходе и подбор социальных услуг по уходу или социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу.
4.5. Для включения гражданина в систему долговременного ухода центрами социальной защиты населения и созданными на их базе территориальными координационными центрами проводятся следующие мероприятия:
1) определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений;
2) установление при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, уровня нуждаемости в уходе;
3) определение у гражданина, нуждающегося в уходе, статуса гражданина, нуждающегося в социальных услугах по уходу;
4) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, за исключением относящихся к категории граждан, нуждающихся в социальных услугах по уходу, социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденным приказом комитета от 19 февраля 2015 г. N 345 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому" (далее - Порядок предоставления социальных услуг на дому, утвержденный приказом комитета N 345) и Порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в организациях социального обслуживания Волгоградской области, утвержденным приказом Облкомсоцзащиты от 15 сентября 2021 г. N 1930 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в организациях социального обслуживания Волгоградской области" (далее - Порядок N 1930);
5) подбор гражданину, нуждающемуся в социальных услугах по уходу, социальных услуг по уходу в соответствии с Типовым положением о пилотном внедрении социального пакета долговременного ухода, в рамках предоставления услуг по уходу сиделками (помощниками по уходу) гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в паллиативной медицинской помощи, одиноким и одиноко проживающим участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в уходе, утвержденным приказом комитета N 2953;
6) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, иных социальных услуг и социального сопровождения (с его согласия);
7) принятие в отношении граждан нуждающихся в уходе, за исключением относящихся к категории граждан, нуждающихся в социальных услугах по уходу, решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании по форме, установленной приказом Министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 15 января 2015 г. N 8 "Об утверждении некоторых форм" (далее - приказ N 8);
8) принятие в отношении граждан, нуждающихся в социальных услугах по уходу, решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу по форме, установленной приказом N 8.
9) составление и утверждение индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа) в отношении граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании;
10) составление и утверждение индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе в отношении граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.
4.6. Основаниями для исключения гражданина из системы долговременного ухода являются утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг по уходу или от социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу.
4.7. Решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, или об отказе в социальном обслуживании принимаются центрами социальной защиты населения в соответствии с Порядком признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Волгоградской области, утвержденным приказом комитета от 26 октября 2015 г. N 1527 "О порядке признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Волгоградской области".
5. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
5.1. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется работниками территориального координационного центра, в чьи должностные обязанности включается указанное полномочие (далее - эксперт по оценке нуждаемости), с учетом сведений, полученных в том числе в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода.
5.2. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в соответствии с правилами определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, утвержденными нормативным правовым актом комитета, а также рекомендуемым алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, предусмотренным приложением N 2 к Типовой модели Минтруда.
5.3. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, используется анкета-опросник по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник), образец формы которой установлен нормативным правовым актом комитета.
5.4. Анкета-опросник - документ, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, либо об отказе в социальном обслуживании. Правила заполнения анкеты-опросника предусмотрены приложением N 4 к Типовой модели Минтруда.
5.5. Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, или признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг по уходу или социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, и иных социальных услуг.
Исходя из индивидуальной потребности гражданину устанавливается первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
5.6. В случае возникновения обстоятельств, которые улучшили либо ухудшили или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в социальных услугах по уходу, индивидуальная потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, пересматривается с последующим подбором социальных услуг по уходу не реже одного раза в год.
6. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услуг по уходу
6.1. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услуг по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и уровнем его нуждаемости в уходе.
6.2. При предоставлении социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услуг по уходу, и определении условий их предоставления учитываются следующие параметры:
1) характер ухода - потребность в замещающих действиях (действия за гражданина, нуждающегося в уходе, неспособного полностью или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности) или ассистирующих действиях (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования), или в их сочетании;
2) периодичность ухода - потребность в социальных услугах, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услугах по уходу, в течение недели (от одного раза до нескольких раз);
3) интенсивность ухода - потребность в социальных услугах, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услугах по уходу в течение дня (от одного раза до нескольких раз);
4) продолжительность ухода - объем часов, требуемый для предоставления социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услуг по уходу в неделю и в день;
5) время предоставления ухода - потребность в социальных услугах, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услугах по уходу в течение суток (в дневное время, в ночное время);
6) график предоставления социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услуг по уходу (с учетом возможностей граждан, осуществляющих уход, из числа ближайшего окружения).
6.3. Предоставление социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услуг по уходу осуществляется по месту жительства или месту пребывания гражданина, нуждающегося в уходе.
6.4. В зависимости от установленного уровня нуждаемости в уходе и категории получателя социальных услуг применяются следующие условия предоставления социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услуг по уходу в форме социального обслуживания на дому:
1) при установлении гражданину, нуждающемуся в уходе, первого уровня нуждаемости в уходе предоставляются социальные услуги, аналогичные социальным услугам по уходу, в объеме до 14 часов в неделю (840 минут) по технологии "Персональный помощник" в соответствии с приказом комитета от 28 мая 2018 г. N 816 "Об утверждении Положения о технологии "Персональный помощник" (далее - приказ N 816) и Порядком предоставления социальных услуг на дому, утвержденным приказом комитета N 345;
2) при установлении гражданину, нуждающемуся в уходе, второго уровня нуждаемости в уходе предоставляются социальные услуги, аналогичные социальным услугам по уходу, в объеме до 21 часа в неделю (1260 минут) по технологии "Персональный помощник" в соответствии с приказом N 816 и Порядком предоставления социальных услуг на дому, утвержденным приказом комитета N 345;
3) при установлении гражданину, нуждающемуся в уходе, третьего уровня нуждаемости в уходе (за исключением граждан, относящихся к категории граждан, нуждающихся в социальных услугах по уходу) предоставляются социальные услуги, аналогичные социальным услугам по уходу в объеме до 28 часов в неделю (1680 минут) по технологии "Персональный помощник" в соответствии с приказом N 816 и Порядком предоставления социальных услуг на дому, утвержденным приказом комитета N 345;
4) гражданину, нуждающемуся в социальных услугах по уходу, предоставляются социальные услуги по уходу в объеме до 28 часов в неделю (1680 минут) в соответствии с приказом комитета N 2953.
6.5. График предоставления социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, или социальных услуг по уходу определяется по согласованию с гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем, а также с гражданином, осуществляющим уход (при наличии), и может составлять:
до 2 раз в день 3-7 дней в неделю при наличии у гражданина первого или второго уровня нуждаемости в уходе;
до 3 раз в день 5-7 дней в неделю при наличии у гражданина второго или третьего уровня нуждаемости в уходе.
6.6. В случае, если при предоставлении (подборе) социальных услуг по уходу в форме социального обслуживания на дому не достигаются цели социального обслуживания, поскольку потребность гражданина, нуждающегося в социальных услугах по уходу, превышает максимальный объем социальных услуг по уходу (28 часов в неделю), и при этом гражданин отказывается от иных социальных услуг, предоставление которых будет способствовать его дальнейшему проживанию дома, рекомендуется предлагать гражданину социальные услуги по уходу в стационарной форме социального обслуживания.
6.7. Срок предоставления гражданину, нуждающемуся в социальных услугах по уходу, социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания при временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании рекомендуется ограничивать временем, необходимым для достижения целей социального обслуживания.
6.8. В стационарной форме предоставление социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, осуществляется в соответствии с Порядком N 1930.
7. Социальный пакет долговременного ухода
7.1. Социальный пакет долговременного ухода, в который входят социальные услуги по уходу, предоставляется бесплатно в форме социального обслуживания на дому гражданам, нуждающимся в социальных услугах по уходу.
Перечень социальных услуг по уходу предусмотрен приказом комитета N 2953.
7.2. К социальным услугам по уходу, направленным на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в социальных услугах по уходу, на сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, относятся:
1) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку питания, включая приготовление или помощь при приготовлении и приеме пищи, кормление, соблюдение диеты, питьевого режима и так далее;
2) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку личной гигиены, включая утренний и вечерний туалет, купание, переодевание, смену абсорбирующего белья и другие гигиенические процедуры по уходу за телом и так далее;
3) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку мобильности, включая позиционирование, вертикализацию, передвижение и так далее;
4) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку состояния здоровья, включая наблюдение за общим состоянием здоровья, выполнение медицинских рекомендаций, помощь при подготовке лекарственных препаратов и их приеме, ведение дневника ухода;
5) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку социального функционирования гражданина, включая поддержку потребности в движении и общении, а также навыков, способствующих сохранению памяти, внимания, мышления и так далее.
7.3. Социальные услуги по уходу предоставляются в соответствии со стандартами социальных услуг по уходу (далее - стандарты), предусмотренными приказом комитета N 2953.
7.4. Стандарты устанавливают для каждой социальной услуги по уходу алгоритм, объем, периодичность и условия ее предоставления, а также оценку результатов и показатели качества социальной услуги по уходу. Объем и периодичность предоставления социальных услуг по уходу могут быть изменены в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина, нуждающегося в социальных услугах по уходу.
7.5. Суммарное время, требуемое для предоставления всех социальных услуг по уходу (далее - суммарное время), не может превышать предельный объем социального пакета долговременного ухода (28 часов в неделю).
7.6. Социальные услуги по уходу гражданину, нуждающемуся в социальных услугах по уходу, предоставляются помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг.
7.7. Помощник по уходу заполняет отчет о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому (далее - отчет), образец формы которого утвержден приказом комитета N 2953.
7.8. Отчет составляется по каждому гражданину, получающему социальный пакет долговременного ухода, один раз в месяц, его заполнение осуществляют все помощники по уходу, обеспечивающие предоставление социальных услуг по уходу.
7.9. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого поставщиком социальных услуг, не может быть меньше объема, предусмотренного дополнением к индивидуальной программе.
7.10. Поставщик социальных услуг не может предоставлять иные социальные услуги взамен социальных услуг по уходу предусмотренных дополнением к индивидуальной программе.
8. Предоставление гражданам, нуждающимся в уходе, иных социальных услуг и социального сопровождения
8.1. Гражданам, нуждающимся в уходе, иные социальные услуги и социальное сопровождение предоставляются в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме социального обслуживания или в их сочетании в соответствии с индивидуальной потребностью граждан в соответствии со статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ, порядками предоставления социальных услуг, утвержденными приказами комитета.
8.2. Содействие гражданам, нуждающимся в уходе, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), осуществляется в соответствии с их индивидуальной потребностью в социальном обслуживании в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ.
8.3. К социальному сопровождению граждан, нуждающихся в уходе, относится деятельность по осуществлению содействия:
1) в предоставлении бесплатной медицинской помощи всех видов на дому или в медицинских организациях, включая:
специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также паллиативную медицинскую помощь;
проведение диспансеризации, медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические), оздоровления;
диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;
проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации;
2) в бесплатном предоставлении необходимых лекарственных средств (для граждан, имеющих право на их получение);
3) в получении психологической, педагогической, юридической помощи;
4) в получении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, включая меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на их получение;
5) в получении услуг реабилитации и абилитации (для граждан, имеющих право на их получение).
9. Составление индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе
9.1. Индивидуальная программа составляется гражданину, нуждающемуся в уходе, по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
9.2. В индивидуальной программе указываются форма (формы) социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
9.3. Дополнение к индивидуальной программе составляется гражданину, нуждающемуся в социальных услугах по уходу, по форме, утвержденной нормативным правовым актом комитета.
9.4. В дополнении к индивидуальной программе указываются уровень нуждаемости гражданина в уходе, объем социального пакета долговременного ухода, условия его предоставления и перечень включенных в него социальных услуг по уходу.
9.5. Дополнение к индивидуальной программе составляется экспертом по оценке нуждаемости и подписывается работником центра социальной защиты населения, уполномоченным на подписание индивидуальных программ и дополнений к индивидуальным программам, в сроки, установленные приказом комитета N 1527.
9.6. Граждане, нуждающиеся в уходе, их законные представители имеют право на участие в составлении индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
9.7. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе для гражданина или его законного представителя имеют рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
9.8. Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги по уходу, социальные услуги, аналогичные социальным услугам по уходу, иные социальные услуги их получателю в соответствии с индивидуальной программой, дополнением к индивидуальной программе и условиями договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, на основании требований Федерального закона N 442-ФЗ.
9.9. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе граждан, нуждающихся в уходе, пересматриваются в зависимости от изменения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, но не реже одного раза в год.
9.10. Данные об индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика (наименования поставщиков) социальных услуг, реализующего (реализующих) индивидуальную программу), вносятся в Регистр получателей социальных услуг Волгоградской области.
9.11. Данные о дополнении к индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика социальных услуг, реализующего дополнение к индивидуальной программе) вносятся в государственную информационную систему "Единая информационная система органов социальной защиты населения Волгоградской области".
10. Заключение договора о предоставлении социальных услуг
10.1. Социальное обслуживание предоставляется гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ (далее - договор).
10.2. Форма договора утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
В договоре в обязательном порядке указываются объем и перечень социальных услуг, определенных индивидуальной программой, предоставляемых в соответствии со статьями 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ. Индивидуальная программа является приложением к договору.
10.3 Социальные услуги по уходу предоставляются гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании договора о предоставлении услуг по уходу сиделкой, форма которого утверждена приказом комитета N 2953.
В договоре о предоставлении услуг по уходу сиделкой в обязательном порядке указываются объем и перечень социальных услуг по уходу, определенных дополнением к индивидуальной программе, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому в соответствии с приказом комитета N 2953.
Дополнение к индивидуальной программе является приложением к договору о предоставлении услуг по уходу сиделкой.
10.5. Отношения, связанные с исполнением договоров, указанных в подпунктах 10.1 и 10.3 настоящего пункта, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Обеспечение функционирования системы долговременного ухода
11.1. Комитет формирует инфраструктуру организаций, обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода, включая создание:
1) на базе подведомственных комитету учреждений, не являющихся поставщиками социальных услуг:
регионального координационного центра, основной целью которого является информационно-аналитическое обеспечение системы долговременного ухода. Положение о региональном координационном центре утверждается нормативным правовым актом комитета;
территориальных координационных центров, основной целью которых является обеспечение функционирования системы долговременного ухода на территории всех муниципальных образований Волгоградской области. Положение о территориальном координационном центре утверждается нормативным правовым актом комитета;
2) на базе организаций социального обслуживания, подведомственных комитету:
пунктов выдачи технических средств реабилитации (далее - пункт проката), основной целью которых является обеспечение предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, во временное пользование технических средств реабилитации. Примерное положение о пунктах выдачи во временное пользование специального оборудования и средств технической реабилитации, созданных государственными организациями социального обслуживания в рамках внедрения системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, утверждено приказом комитета от 31 марта 2021 г. N 590 "Об утверждении Примерного положения о пунктах выдачи во временное пользование специального оборудования и средств технической реабилитации, созданных государственными организациями социального обслуживания в рамках внедрения системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами";
школ ухода, основной целью которых является обучение граждан, осуществляющих уход, практическим навыкам ухода. Примерное положение об организации "Школы ухода" на базе государственных организаций социального обслуживания Волгоградской области утверждено приказом комитета от 09 января 2020 г. N 1 "Об организации деятельности "Школы ухода" на базе государственных организаций социального обслуживания Волгоградской области";
центров дневного пребывания, основной целью которых является поддержка граждан, нуждающихся в уходе, при этом в центрах дневного пребывания социальные услуги по уходу не предоставляются. Примерное Положение об отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов утверждено приказом комитета от 22 февраля 2019 г. N 253 "Об утверждении некоторых документов для организации работы в отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов".
12. Межведомственное взаимодействие в системе долговременного ухода
12.1. Организация межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода осуществляется на основании совместного приказа Облкомсоцзащиты N 1446, Облздрава N 2178.
12.2. Совместный приказ Облкомсоцзащиты N 1446, Облздрава N 2178 устанавливает порядок взаимодействия участников внедрения системы долговременного ухода по выявлению граждан, нуждающихся в уходе, включению их в систему долговременного ухода, а также порядок и формы взаимодействия, включая информационное взаимодействие между Облкомсоцзащиты, Облздравом, их подведомственными организациями и поставщиками социальных услуг:
1) при организация оперативного обмена информацией между участниками межведомственного взаимодействия о гражданах, нуждающихся в уходе и медико-социальном сопровождении;
2) при осуществлении совместной деятельности в рамках реализации индивидуальной программы и мероприятий по медико-социальному сопровождению;
3) при совершенствовании механизма межведомственного взаимодействия с целью обеспечения преемственности и непрерывности предоставления социальных и медицинских услуг.
12.3. Межведомственное взаимодействие участников внедрения системы долговременного ухода обеспечивается посредством ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
13. Кадровое обеспечение системы долговременного ухода
13.1. Обеспечение функционирования системы долговременного ухода, организацию и оказание социальных услуг по уходу осуществляют следующие работники центров социальной защиты населения и организаций социального обслуживания:
1) социальные координаторы, являющиеся работниками регионального или территориальных координационных центров, которые обеспечивают взаимодействие работников медицинских и иных организаций, поставщиков социальных услуг с гражданином, нуждающимся в уходе, его ближайшим окружением, в том числе при разрешение проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу или социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу;
2) организаторы ухода, являющиеся руководителями структурных подразделений поставщика социальных услуг, которые организуют деятельность помощников по уходу и осуществляют контроль за предоставлением гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу или социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу;
3) эксперты по оценке нуждаемости в соответствии с пунктом 5.1 Модели;
4) помощники по уходу в соответствии с пунктом 7.6 Модели.
13.2. Социальный координатор обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере", утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 N 351н и от 18 ноября 2013 г. N 682н соответственно;
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построения эффективного общения, разрешения конфликтных ситуаций, психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, утвержденные нормативным правовым актом комитета.
13.3. Организатор ухода обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Руководитель организации социального обслуживания", "Специалист по социальной работе", утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 N 353н и от 18 июня 2020 N 351н соответственно;
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построению эффективного общения, разрешению конфликтных ситуаций, изучения психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, утвержденные нормативным правовым актом комитета.
13.4. Эксперт по оценке нуждаемости обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере",утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 N 351н и от 18 ноября 2013 г. N 682н соответственно;
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления экспертной деятельности по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, утвержденные нормативным правовым актом комитета.
13.5. Помощник по уходу обязан:
1) соответствовать требованиям профессионального стандарта "Сиделка (помощник по уходу)", утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2018 N 507н;
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, утвержденные нормативным правовым актом комитета.
13.6. Комитет организуют обучение работников, перечисленных в пункте 13.1 Модели, по программам профессиональной подготовки, дополнительной профессиональной подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации в учебном центре, созданном на базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Центральный центр социального обслуживания населения" (лицензия на осуществление образовательной деятельности от 22 октября 2021 г. N 34-22102021-00020) и ресурсно-кадрового центра, созданного на базе государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский областной геронтологический центр" (лицензия на осуществление образовательной деятельности от 28 сентября 2021 г. N 34-28092021-00017).
13.7. Обучение работников по вопросам внедрения системы долговременного ухода осуществляется посредством организации и проведения региональных конференций, обучающих семинаров, тематических мастер-классов, межрегиональных мероприятий по обмену опытом, ознакомлению с лучшими международными практиками.
14. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода
14.1. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода осуществляется за счет:
1) средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов";
2) средств областного бюджета в соответствии с Законом Волгоградской области от 05 декабря 2022 г. N 122-ОД "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов";
3) средств системы обязательного медицинского страхования, предусмотренных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи всех видов, включая специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь) в соответствии с Законом Волгоградской области от 25 ноября 2022 г. N 118-ОД "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов";
4) средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг в соответствии со статьями 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ.
15. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в социальных услугах по уходу, социальных услуг по уходу и мониторинг функционирования системы долговременного ухода
15.1. Контроль качества предоставления социальных услуг по уходу гражданам, нуждающимся в социальных услугах по уходу, - система мероприятий, проводимых на постоянной основе в целях проверки результативности исполнения договора и дополнения к индивидуальной, осуществляемых комитетом, территориальными координационными центрами, поставщиками социальных услуг.
Порядок осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу гражданам, нуждающимся в социальных услугах по уходу, утверждается нормативным правовым актом комитета.
15.2. Мониторинг функционирования системы долговременного ухода (далее - мониторинг) - система наблюдений, осуществляемых региональным и территориальными координационными центрами на постоянной основе посредством сбора, обобщения, анализа и систематизации информации:
1) по выявлению потенциальных получателей социальных услуг;
2) по определению экспертом по оценке нуждаемости территориального координационного центра индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) по исполнению поставщиком социальных услуг дополнения к индивидуальной программе;
4) по получению территориальным координационном центром и исполнению помощником по уходу медицинских рекомендаций при организации ухода за гражданином, нуждающимся в социальных услугах по уходу;
5) по обеспеченности техническими средствами реабилитации пунктов проката;
6) по организации в школах ухода обучения граждан, осуществляющих уход (из числа ближайшего окружения).
15.3. Мониторинг осуществляется с использованием ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Порядок мониторинга функционирования системы долговременного ухода утверждается правовым актом комитета.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 7 февраля 2023 г. N 216 "Об утверждении Модели системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.