Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Концепция социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на период до 2024 года
1. Введение
Муниципальное образование "Город Саратов" - административный центр Саратовской области, входящей в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2022 года общая численность постоянного населения, проживающего в муниципалитете, по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2020 года составила 913035 человек.
Общая площадь территории муниципального образования "Город Саратов" составляет 2265,1 кв. км.
Программа социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2022-2024 годы (далее - Программа) направлена на достижение национальных целей развития на основании:
- Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474);
- Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;
- Программы социально-экономического развития Саратовской области на 2022-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 19 июля 2022 года N 624-П;
- решения Саратовской городской Думы от 16.02.2017 N 13-102 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года".
На основании Указа N 474 Программа определяет пять целей развития:
- сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
- возможности для самореализации и развития талантов;
- комфортная и безопасная среда для жизни;
- достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
- цифровая трансформация.
На основании Программы социально-экономического развития Саратовской области на 2022-2024 годы Программа дополнена шестым направлением - "Инвестиции".
Реализация Программы обеспечивает траекторию устойчивого экономического роста и роста доходов населения, а также достижение национальных целей социально-экономического развития.
Главным результатом исполнения Программы должно стать последовательное повышение качества жизни населения и его благосостояния.
2. Текущая ситуация
В период коронавирусной инфекции и ограничительных мероприятий наблюдалось снижение уровня экономических показателей муниципального образования "Город Саратов". В целях стабилизации ситуации и восстановления допандемийного уровня экономического развития были приняты антикризисные меры.
Принятые на различных уровнях власти меры поддержки по восстановлению экономики были направлены, прежде всего, на поддержку доходов населения, а также снижение текущих издержек бизнеса для высвобождения средств на выплату заработной платы. Был задействован широкий спектр инструментов:
- прямые выплаты гражданам и субъектам малого и среднего предпринимательства;
- отсрочки по налоговым и страховым взносам, арендной плате;
- льготные кредитные программы.
В результате удалось сохранить здоровье граждан и эпидемиологическое благополучие, восстановить ритм экономической и социальной жизни.
В 2021 году индекс промышленного производства составил 102,6%, объем отгруженной продукции в натуральном выражении составил 260,7 млрд. руб., что на 34% больше по сравнению с 2018 годом и на 39% больше чем в 2020 году.
Индекс промышленного производства за 2021 год по основным видам экономической деятельности составил:
- добыча полезных ископаемых - 102,8%;
- обрабатывающие производства - 101,4%;
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 107,3%;
- водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 145,8%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году составил 58,4 млрд. руб. Наибольший объем инвестиций отмечается в сферах транспортировки и хранения (28,1%), строительства (24,6%) и обрабатывающих производств (7,8%). При расчете на одного жителя размер инвестиций составил 63,9 тыс. руб.
В 2020-2021 годах на территории муниципалитета создается инфраструктура развития промышленных производств. Действует особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Алмаз" и технопарк "Морион Диджитал".
На территории муниципального образования "Город Саратов" расположено 7541 предприятие потребительского рынка. Оборот розничной торговли в 2021 году вырос на 3,5 млрд. руб. и составил 187 млрд. руб. Оборот общественного питания составил более 7 млрд. руб.
За 2021 год количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 1,3% по сравнению с 2020 годом и составило 36,4 тыс. субъектов.
По итогам 2021 года среднемесячный доход на душу населения составил 35,1 тыс. руб., средняя заработная плата по полному кругу организаций - 40,2 тыс. руб., при этом средняя заработная плата по крупным и средним организациям составила 46,8 тыс. руб., при темпе роста 9,9%. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составила 10,6 тыс. руб., что на 2,0% больше по сравнению с IV кварталом 2020 года.
В 2021 году введено в эксплуатацию 590,4 тыс. кв.м жилья, что на 22,3% меньше уровня 2020 года и составляет 50,0% от общего объема введенного жилья в Саратовской области. Населением за счет собственных и заемных средств построено 1116 жилых домов общей площадью 180,7 тыс. кв.м, что на 43,5% меньше, чем в 2020 году. Доля жилищного строительства, осуществляемого населением, в общем объеме введенного в городе жилья в 2021 году составила 30,6%.
В рамках Программы по Переселению граждан из аварийного жилищного фонда введено в эксплуатацию пять многоквартирных домов (1043 жилых помещения). В этих целях также приобретено 1046 жилых помещений площадью 53,8 тыс. кв.м, выплачены возмещения 335 собственникам за 205 изымаемых жилых помещений.
В целях развития инфраструктуры в новых застраиваемых микрорайонах города в 2021 году утверждено 23 документа по планировке территорий, предусматривающих размещение социально значимых объектов (школы, детские сады, спортивные объекты, дороги и т.д.); благоустроено 16 дворовых территорий 33 многоквартирных домов.
Формирование инфраструктуры инновационного развития г. Саратова предусматривает задачи по организации комфортного городского пространства, улучшение транспортной доступности всех районов города Саратова, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и повышение ее энергоэффективности и энергосбережения, развитие системы управления многоквартирными домами.
Для содержания и благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" проводится пополнение и обновление автотранспортной и специализированной техники. Городской общественный транспорт на 100% оснащен электронной системой оплаты проезда.
Осуществляется транспортировка поверхностных и дренажных вод, поступающих в систему водоотведения города, на сетях ливневой канализации и дренажа общегородского назначения.
В рамках заключенных концессионных соглашений филиалом "Саратовский" ПАО "Т Плюс" и ООО "Концессии водоснабжения - Саратов" ведутся работы по строительству и ремонту сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации. Выполняются работы по реконструкции помещений котельных, замене изношенных сетей и т.п.
В рамках реализации федерального проекта "Дорожная сеть" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в 2021 году на данные цели было выделено 1 млрд. 114 млн. руб.
В рамках федерального проекта "Жилье" национального проекта "Жилье и городская среда" также осуществляется строительство новых автомобильных дорог.
На территории муниципального образования "Город Саратов" находится 11 потенциально опасных объектов, из которых химически опасных три объекта. Мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Саратова, выполняются в полном объеме.
Развитие человеческого потенциала города включает свободный доступ к высококачественным образовательным, медицинским, культурным, информационным, спортивным, досуговым ресурсам. Важным является создание комфортных условий для проживания. Разработаны концепции благоустройства и ревитализации 21 территории муниципального образования "Город Саратов".
Все дети в возрасте от 3 до 7 лет, находившиеся в очереди на получение дошкольного образования, получили его в полном объеме. Доля детей, получающих дошкольную образовательную услугу, в общей численности детей этого возраста составила 91%, доля детей от 1,5 до 3 лет, находившихся в очереди на получение дошкольного образования и получающих данную услугу, составила 76%.
В 2021 году были выполнены задачи по обеспечению качества и доступности услуг в сфере образования и культуры:
- построено пять объектов дошкольного образования на 740 мест;
- начато строительство трех муниципальных общеобразовательных учреждений на 1925 дополнительных мест и двух спортивных объектов;
- усовершенствована материально-техническая база и инфраструктура в 174 муниципальных учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования (из 327);
- удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительно образования детей - 98%.
Обеспеченность педагогическими кадрами - 99,8%. Доля работников образования, соответствующих квалификационным требованиям, - 99,5%.
Для обеспечения высокого уровня в сфере культуры на территории города осуществляли свою деятельность 47 учреждений культуры различной направленности. Количество посещений учреждений культуры за 2021 год - около 2 миллионов.
Ведется работа по стимулированию жителей города вести здоровый образ жизни. По итогам 2021 года доля жителей города, систематически занимающихся физической культурой и спортом, достигла 42% от общей численности населения. Это на 3,9% больше чем по итогам 2020 года.
Реализованы проекты по строительству Дворца водных видов спорта, бадминтонного комплекса, ФОКа, завершен этап работ по восстановлению стадиона "Торпедо", "Авангард", "Сокол", выполнен капитальный ремонт инженерных коммуникаций и помещений бассейна "Саратов" и Дворца спорта.
За 2021 год подготовлен 1731 спортсмен, в том числе пять мастеров спорта Российской Федерации.
В рамках муниципальной программы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан города Саратова" на 2021-2023 годы общий объем расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" в 2021 году составил 429,7 млн. руб. В рамках данной программы была оказана поддержка путем предоставления материальной помощи и санаторно-курортных и оздоровительных путевок, социальных выплат на приобретение или строительство жилья, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В рамках реализации муниципальной программы "Участие в организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время" на 2019-2021 годы муниципальным учреждениям предоставлена субсидия на возмещение части затрат, связанных с выплатой заработной платы трудоустроенным подросткам.
Осуществлялась реализация муниципальной программы "Улучшение условий и охраны труда в муниципальных учреждениях города Саратова" на 2020-2022 годы.
Увеличено количество этнографических туристических маршрутов. Проводились фестивали, конкурсы, форумы.
В части развития территориального общественного самоуправления в городе действовало 25 территориальных общественных советов. Жители города приняли активное участие в обсуждении вопросов по благоустройству города.
Проводятся мероприятия с привлечением общественности, организаций и жителей города для сохранения и расширения зеленого фонда Саратова.
В рамках мероприятий по развитию межмуниципального сотрудничества с городами мира в 2021 году было заключено соглашение о международном сотрудничестве с городом Самаркандом (Узбекистан) и подписан Меморандум о дружбе и всестороннем сотрудничестве с Чичжоу (Китай).
В целях повышения качества муниципальных и государственных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг предусмотрена возможность получения 45 муниципальных и трех государственных услуг.
Общий объем доходов бюджета составил 24,9 млрд. руб., при этом к бюджетным назначениям 2021 года доходная часть бюджета составила 97,4%. По налоговым и неналоговым доходам получено 9,1 млрд. руб., что на 1.7 млрд. руб. больше чем в 2020 году. Доходы от безвозмездного поступления превысили значение за 2020 год на 1,3 млрд. руб. и составили 15.8 млрд. руб.
В 2021 году погашена задолженность налогоплательщиков перед бюджетом на сумму 397,5 млн. руб. Продолжалась работа по легализации трудовых отношений и доведению уровня заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевого.
В бюджет города в 2021 году поступило от использования имущества 511.7 млн. руб., от реализации имущества - 74,0 млн. руб.
Доходы бюджета от арендной платы за земельные участки составили 391,4 млн. руб., от продажи земельных участков - 55,4 млн. руб.
В целях повышения результативности бюджетных расходов в 2021 году программно-целевым методом израсходовано 23,9 млрд. руб. (91,8% от общего объема расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов"), в том числе:
- в рамках реализации 14 муниципальных программ израсходовано 21,1 млрд. руб.;
- в рамках реализации 15 ведомственных целевых программ 2.8 млрд. руб.
Большую долю в расходах занимает социальная сфера, на финансирование которой в 2021 году было направлено 13,2 млрд. руб., что составило 50,9% от общей суммы расходов.
Объем муниципальных заимствований за 2021 год в коммерческих банках составил 3,6 млрд. руб., из них 897,6 млн. руб. направлено на финансирование дефицита бюджета. Погашено кредитов на сумму 7,6 млрд. руб., в том числе за счет кредитов банков - 2,8 млрд. руб.
Средняя процентная ставка по сравнению с началом года снизилась на 0,29 процентных пункта и на 1 января 2022 года составила 6,29%.
Из бюджета Саратовской области привлечены бюджетные кредиты в сумме 5,0 млрд. руб. под 0,1% годовых в основном для погашения долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, в сумме 4.9 млрд. руб. и покрытия кассового разрыва в сумме 0,1 млрд. руб., который погашен в полном объеме в течение финансового года.
Муниципальный долг по состоянию на 1 января 2022 года вырос по сравнению с показателем на 1 января 2021 года на 897,6 млн. руб. и составил 7 млрд.650 млн. руб.
Расходы по обслуживанию муниципального долга за 2021 год составили 361,9 млн. руб.
В 2021 году проходили процессы преобразования муниципальных образований Саратовского муниципального района Саратовской области путем их объединения с муниципальным образованием "Город Саратов".
С 1 января 2021 года в состав муниципального образования "Город Саратов" вошли населенные пункты Багаевского муниципального образования, муниципального образования Красный Текстильщик, с 15 апреля 2021 года - Рыбушанского и Синеньского муниципальных образований, с 1 января 2022 года - населенные пункты Соколовского, Михайловского, Краснооктябрьского, Вольновского, Дубковского, Расковского, Усть-Курдюмского, Александровского муниципальных образований.
В результате присоединения территорий с 1 января 2022 года муниципальное образование "Город Саратов" включает три городских и 77 сельских населенных пунктов общей площадью 2265,1 кв. км. Общая численность постоянного населения, проживающего на территории муниципального образования "Город Саратов", с учетом присоединенных территорий по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2020 года составляет 952069 человек.
Необходимо предусмотреть мероприятия по социально-экономическому развитию муниципального образования "Город Саратов" с учетом присоединенных территорий на краткосрочный период 2022-2024 годов.
С учетом данных факторов Программа социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" на 2022-2024 годы нацелена на благополучие населения муниципалитета, комфортную безопасную среду для жизни, успешное предпринимательство и инвестиционную привлекательность территории.
3. Ключевые вызовы развития муниципального образования "Город Саратов"
3.1. Снижение численности населения.
Демографический вызов является основным сдерживающим фактором для развития муниципального образования. В силу объективных демографических трендов в ближайшие несколько лет население муниципалитета будет сокращаться. Необходимо переломить эту тенденцию и обеспечить увеличение численности населения за счет повышения уровня рождаемости, снижения смертности и обеспечения качественного миграционного прироста.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики численность населения в 2021 году сократилась.
Ситуация в 2021 году в целом по городу характеризовалась следующим образом: рождаемость осталась на уровне 2020 года и составила 7,0 тыс. человек, смертность увеличилась, в сравнении с аналогичным периодом 2020 года в 1,3 раза и составила 21,3 человека на 1000 человек (выше чем в среднем по области на 0,7). Число умерших в 2,5 раза превысило число родившихся. Естественная убыль населения города за 2021 год увеличилась в 1,6 раза и составила 12,8 человека на 1000 жителей.
В 2021 году миграционная убыль населения составила 1264 человека. Число прибывших составило 1379 человек, число выбывших - 15055 человек. Анализ миграционных потоков за 2021 год показал, что прирост мигрантов в город Саратов сложился за счет потоков из муниципальных районов Саратовской области (прирост 1030 человек) и из зарубежных стран и стран СНГ (прирост 599 человек). Миграционная убыль населения сложилась за счет числа выбывших в другие регионы России (убыль 2893 человека).
Вопросы стабилизации численности и роста населения связаны в первую очередь с уровнем жизни населения, наличием высокодоходных рабочих мест, доступного жилья, качественного образования, медицинской помощи и иных причин.
По данным ГКУ СО "Центра занятости населения г. Саратова", на конец декабря 2021 года численность граждан, состоящих на регистрационном учете в службе занятости в целях поиска подходящей работы, составила 3802 человека, из них имеют статус безработного 2749 человек при потребности организаций в работниках 17345 человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,57% (к населению в трудоспособном возрасте).
В апреле 2022 года уровень официально зарегистрированной безработицы снизился и достиг 0,53%. Численность граждан, состоящих на регистрационном учете в службе занятости в целях поиска подходящей работы, снизилась на 11%, составила 3391 человек, что на 44,4% меньше аналогичного периода 2021 года (апрель 2021 года - 7626 человек). Статус безработного имеют 2683 человека при потребности организаций в работниках 13848 человек.
Динамика приема и выбытия работников списочного состава в 1-м квартале 2022 года характеризуется к предыдущему кварталу следующим образом:
- принято 15262 человека (84%);
- выбыло 15123 (85,8%), в том числе по собственному желанию - 12397 человек (89%).
В общей численности принятых работников доля приема на дополнительно введенные рабочие места составила 11,2%.
Каждый 15-й житель г. Саратова - студент, в 21-й образовательной организации высшего образования ежегодно проходят обучение около 70 тыс. студентов. Реализация мероприятий по закреплению студентов и молодых ученых в регионе, в том числе предоставление максимальной комфортной среды путем создания "кампуса будущего", также будет позитивно влиять на демографическую ситуацию.
3.2. Рост демографической нагрузки на трудоспособное население.
Важным фактором, влияющим на демографическую ситуацию, является активный процесс старения населения. Численность граждан старше трудоспособного возраста (пенсионеров) составляет 247 тыс. человек или 29,8% (против 25,9 процента по Российской Федерации и 26,8 процента по Приволжскому федеральному округу). В структуре населения доля пожилых граждан (старше 65 лет) на 3,9% процента выше, чем по Российской Федерации и на 3% выше чем по Приволжскому округу.
Средняя продолжительность жизни населения муниципалитета по итогам 2021 года составила 72 года. Ожидаемая продолжительность жизни городского населения составит 71,67 лет: мужского - 66,50 лет, женского - 76,25 лет. Более высокая доля населения в нетрудоспособном возрасте предопределяет и высокую долю расходов бюджета на меры социальной поддержки.
3.3. Комфорт и безопасность среды для жизни.
Технологическое развитие, создающее возможности для гибкой и удаленной занятости, общий рост благосостояния формируют новые требования к качеству и комфортности жилья, качеству городской среды, развитию культурной и досуговой сфер.
В 2021 году сдано 9010 квартир общей площадью 590 тыс. кв.м, что составило 50% от общего объема введенного в области жилья. Населением построено 1116 индивидуальных жилых домов общей площадью 180 тыс. кв.м или 56,5% к 2020 году.
Необходимо продолжать снижение доли аварийного жилищного фонда, находящегося на территории муниципалитета, обеспечить доступность для населения инфраструктурных коммунальных коммуникаций (газофикация, водоотведение, электрофикация и пр.). Поддерживать заданный темп повышения уровня обустройства дворовых и общественных территорий.
3.4. Экология.
Одна из наиболее значимых и серьезных экологических проблем - изменение климата, загрязнение реки Волги и близлежащих рек, эрозия почвы, проблема загрязнения атмосферного воздуха промышленными и автомобильными выбросами.
Предприятия муниципалитета выбрасывают в атмосферу свыше 19,3 тыс. тонн (по области - 126,7 тыс. тонн) вредных веществ.
Требуют решения вопросы утилизации твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Загрязнение атмосферного воздуха, водоемов, почв в результате хозяйственной и иной деятельности отрицательным образом сказывается на состоянии здоровья жителей области.
Экологически эффективное и чистое производство сейчас является одним из приоритетов для предприятий региона и города.
Для достижения углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики предприятиям предстоит внедрить более щадящие с экологической точки зрения решения с учетом принципов экологического, социального и корпоративного (ESG) управления.
3.5. Необходимость модернизации промышленности.
Одной из проблем развития промышленного комплекса является низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств.
Зачастую это связано со сложившейся воспроизводственной и технологической структурой инвестиций в промышленном производстве (недостаточная доля средств, направляемых на техническое перевооружение, расширение и реконструкцию производства). Инвестиционный потенциал увеличивается, но все еще не достигает уровня ведущих регионов страны.
Инвестиции в основной капитал на душу населения на 1 января 2022 года составили 63,9 тыс. руб., по Саратовской области - 72,8 тыс. руб.
3.6. Санкционное давление и импортозамещение.
Среди основных проблем, с которыми столкнулись промышленные предприятия в условиях введения экономических санкций и ограничений, - острый дефицит оборотных средств, прекращение импортных поставок материалов и комплектующих, необходимость поиска альтернативных поставщиков, нарушение логистических цепочек. Эти проблемы являются в той или иной степени общими для всех основных отраслей экономики.
Предприятия, расположенные на территории муниципального образования "Город Саратов", активно пользуются принятыми на федеральном и региональном уровне мерами поддержки экономики. Данные меры позволяют производственным компаниям постепенно занимать освободившиеся ниши на отечественном рынке и налаживать новые кооперационные связи. Разработанные мероприятия включают в том числе предоставление субсидий промышленным предприятиям обрабатывающих производств, оказание содействия в реализации инвестиционных проектов, развитие особой экономической зоны и другие.
В условиях глобальной трансформации экономического климата необходимо провести отраслевой анализ, выявить критические отрасли и предприятия, на которых имеется существенная зависимость от импортных комплектующих, материалов, станков, оборудования, и реализовать мероприятия, нивелирующие данные риски.
4. Цели и направления действий
Цели Программы отражают национальные цели развития, обозначенные Президентом Российской Федерации. Программа направлена на достижение результатов региональной составляющей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года с учетом противодействия санкционному давлению на российскую экономику.
Главным результатом исполнения Программы должно стать последовательное повышение качества жизни населения и его благосостояния.
4.1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
Направления действий:
- стимулирование рождаемости, в первую очередь за счет создания условий для рождения, в семьях второго и последующих детей;
- обеспечение качества и доступности государственных социальных услуг;
- снижение смертности населения;
- снижение доли населения с доходами ниже границы бедности;
- создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных категорий населения в социальной сфере;
- снижение оттока граждан трудоспособного возраста;
- создание условий для ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
- развитие инфраструктуры объектов физической культуры и спорта, увеличение количества уличных спортивных объектов, расположенных в шаговой доступности, а также популяризация здорового образа жизни.
4.2. Возможности для самореализации и развития талантов.
Направления действий:
- создание современной образовательной среды;
- обеспечение доступности общего дошкольного образования;
- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций;
- сохранение и актуализация культурного наследия области.
4.3. Комфортная и безопасная среда для жизни.
Направления действий:
- обеспечение комплексного освоения и развития территорий для строительства жилья, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности;
- модернизация и реконструкция тепловых сетей;
- формирование единой транспортной системы высокого качества;
- капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования;
- обновление наземного электрического транспорта и улучшение качества перевозок пассажиров;
- обеспечение строительства объектов водоотведения поверхностных и дренажных вод, очистных сооружений;
- проведение мероприятий по берегоукреплению и ремонту гидротехнических сооружений;
проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- проведение благоустройства общественных и дворовых территорий;
- озеленение, обустройство зеленых зон и территорий общего пользования;
- улучшение технического состояния электрических сетей уличного освещения;
- осуществление мероприятий по расселению населения из аварийного жилья;
- формирование комплексной системы обращения с ТКО, ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены.
4.4. Достойный и эффективный труд и успешное предпринимательство.
Направления действий:
поддержка и развитие ключевых отраслей экономики, импортозамещение;
- переход в новые нишевые специализации (электротранспорт по стандартам ESG, агробиотехнологии, интернет вещей, малотоннажная и зеленая химия, креативная индустрия и иные перспективные направления деятельности);
- развитие экспортного потенциала экономики;
- сохранение и развитие кадрового потенциала муниципалитета, в том числе путем повышения заработной платы;
- развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей полноценную структуру коммерциализации технологий и продуктов в реальном секторе экономики, с использованием всех возможных инструментов развития (ОЭЗ "Алмаз", индустриальные парки и технопарки);
- развитие системы поддержки предпринимательства;
- эффективное использование муниципального имущества;
- повышение привлекательности муниципалитета за счет создания новых туристических маршрутов, развития туристской инфраструктуры.
4.5. Цифровая трансформация.
Направления действий:
- создание конкурентоспособной, устойчивой и безопасной инфраструктуры высокоскоростной передачи данных, подключение социально значимых объектов к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- цифровая трансформация системы муниципального управления, которая обеспечивает новый уровень предоставления услуг, необходимых для повышения качества жизни граждан и развития бизнеса;
- создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий.
4.6. Инвестиции.
Направления действий:
- реализация государственных механизмов поддержки инвестиционных проектов на территории области и муниципального образования;
- внедрение в деятельность и использование регионального (муниципального) инвестиционного стандарта;
- стимулирование инвестиционной активности посредством эффективного взаимодействия с институтами развития области (корпорация развития Саратовской области, центр поддержки экспорта Саратовской области, фонд развития промышленности Саратовской области и другие) и территорий с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности (ОЭЗ "Алмаз", индустриальные (промышленные) парки и технопарки);
- вовлечение в активный экономический оборот простаивающих территорий и объектов капитального строительства.
5. Механизмы реализации Программы
Программа является документом, агрегирующим отраслевые проекты и мероприятия по развитию муниципалитета. Мероприятия Программы включают принятые муниципальные и ведомственные целевые программы и новые инициативы, определяют стратегические приоритеты по достижению национальных целей развития и целевых показателей, характеризующих их достижение.
Все мероприятия с конкретными целями закреплены за ответственными структурными подразделениями муниципалитета, установлены сроки исполнения, прогнозные объемы финансирования и результаты для населения и бизнеса.
6. Перечень муниципальных и ведомственных программ администрации муниципального образования "Город Саратов", учтенных при создании Программы:
N п/п |
Наименование программы |
Реквизиты постановления администрации муниципального образования "Город Саратов", утверждающего программу |
|||
1. |
2 |
3 |
|||
Муниципальные программы | |||||
1. |
"Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2021-2024 годы |
||||
2. |
|||||
3. |
"Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2021-2023 годы |
||||
4. |
|||||
5. |
|||||
6. |
|||||
7. |
|||||
8. |
|||||
9. |
|||||
10. |
|||||
11. |
|||||
12. |
"Благоустройство территории муниципального образования "Город Саратов" на 2021-2023 годы |
||||
13. |
|||||
14. |
|||||
Ведомственные целевые программы | |||||
1. |
|||||
2. |
"Приобретение жилых помещений для исполнения решений судов" на 2021-2023 годы |
||||
3. |
|||||
4. |
|||||
5. |
|||||
6. |
|||||
7. |
|||||
8. |
|||||
9. |
"Изъятие объектов нежилого фонда в расселяемых аварийных домах для муниципальных нужд" на 2022 год |
||||
10. |
|||||
11. |
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах" |
||||
12. |
"Развитие туризма на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2022-2024 годы |
||||
13. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.