Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков - членов АРБ по вопросу о круге лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 377-ФЗ), и о порядке получения кредитными организациями подтверждающей информации о находящихся на военной службе заемщиках и лицах, члены семей которых являются заемщиками.
I. Как следует из статьи 1 Закона N 377-ФЗ, для его целей под заемщиком понимаются:
- лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), призванное на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и заключившее с кредитором, указанным в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ), до дня мобилизации кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой (далее - кредитный договор);
- лицо, проходящее военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, или лицо, находящееся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", при условии его участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей, заключившие с кредитором, указанным в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона N 353-ФЗ, до дня участия лица в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей (далее - специальная военная операция) кредитный договор;
- лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), заключившее контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и заключившее с кредитором, указанным в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона N 353-ФЗ, до дня подписания контракта кредитный договор;
- члены семьи лиц, вышеуказанных лиц (далее - военнослужащие), определенные в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", заключившие кредитный договор в установленный Законом N 377-ФЗ период.
Как следует из части 6 статьи 8 Закона N 377-ФЗ, положения данной статьи, статей 1 - 3 Закона N 377-ФЗ и законодательных актов, измененных Законом N 377-ФЗ, распространяются на лиц, проходящих службу в управлениях (отделах, службах, отрядах) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (в пограничных органах) на территории Российской Федерации, обеспечивающих проведение специальной военной операции, и членов их семей, определенных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона N 377-ФЗ.
В связи с этим возникает вопрос: распространяется ли действие Закона N 377-ФЗ на лиц, принимающих участие в специальной военной операции на стороне Российской Федерации и заключивших соответствующие контракты/ договоры с так называемыми частными военными компаниями, в т.ч. ЧВК "Вагнер", и членов их семей (рассматриваются ли в качестве заемщиков, как они определены для целей Закона N 377-ФЗ, указанные лица)?
II. Как следует из изменений, внесенных Федеральным законом от 18 ноября 2022 года N 438-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 21 и 22 статьи 1 Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", кредитор вправе запросить у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - ФНС России), подтверждение сведений о факте мобилизации в отношении заемщика, указанного в пункте 1 части 1 указанной статьи (далее - мобилизованный заемщик).
ФНС России должна подтвердить в пятидневный срок со дня получения запроса кредитора сведения о факте мобилизации в отношении мобилизованного заемщика на основании данных, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Направление кредитором запроса и подтверждение ФНС России сведений о факте мобилизации в отношении мобилизованного заемщика осуществляются с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
В связи с этим, а также принимая во внимание важность правильного определения льготного периода кредитования, возникают следующие вопросы, требующие оперативного разрешения.
1. Будет ли ФНС России предоставлять кредитным организациям подтверждение сведений о факте прохождения военной службы в отношении заемщиков, являющихся военнослужащими согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 1 и части 6 статьи 8 Закона N 377-ФЗ, и лиц, являющихся военнослужащими согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 1 и части 6 статьи 8 Закона N 377-ФЗ, члены семей которых являются заемщиками? Или соответствующая информация будет предоставляться только в отношении мобилизованных заемщиков/ мобилизованных лиц, члены семей которых являются заемщиками? Если указанные сведения будут предоставляться только в отношении мобилизованных заемщиков/ мобилизованных лиц, члены семей которых являются заемщиками, то каким уполномоченным органом и в каком порядке соответствующая информация должна предоставляться кредитным организациям в отношении заемщиков, являющихся военнослужащими согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 1 и части 6 статьи 8 Закона N 377-ФЗ, и лиц, являющихся военнослужащими согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 1 и части 6 статьи 8 Закона N 377-ФЗ, члены семей которых являются заемщиками?
2. Будет ли ФНС России предоставлять кредитным организациям сведения, подтверждающие прекращение участия заемщика-военнослужащего либо военнослужащего, членом семьи которого является заемщик, в соответствующих военных действиях? Если нет, то каким уполномоченным органом и в каком порядке данные сведения должны предоставляться кредитным организациям?
III. Также банки отмечают факт возникновения следующей проблемы.
Представитель военнослужащего/ член его семьи, в целях подтверждения факта мобилизации заемщика предоставляет в банк копию справки из военкомата, подтверждающей мобилизацию заемщика. Однако при проверке данной информации путем обращения в ФНС России кредитная организация получает информацию о том, что соответствующий заемщик не является мобилизованным.
В связи с этим требует оперативного разрешения следующий вопрос: является ли полученная от ФНС России информация об отсутствии сведений о мобилизации заемщика основанием для отказа заемщику в предоставлении льготного периода кредитования?
Нужно ли банку при возникновении ситуации выявления противоречия между предоставленными заемщиком (его представителем/ членом его семьи) соответствующими документами и сведениями, полученными от ФНС России, обращаться в какой-либо уполномоченный орган (или повторно в ФНС России)? Если да, то в какой орган государственной власти необходимо обратиться банку за получением достоверных сведений в рассматриваемой ситуации?
С учетом изложенного просим высказать позицию Министерства обороны Российской Федерации по требующим оперативного разрешения вопросам о круге лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и о порядке получения кредитными организациями подтверждающей информации о находящихся на военной службе заемщиках и лицах, члены семей которых являются заемщиками.
Ассоциация выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Министерством обороны Российской Федерации по вопросам применения действующего законодательства.
Первый вице-президент |
Ю. И. Кормош |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 8 февраля 2023 г. N А23-01/5-56 "О применении Федерального закона от 07.10. 2022 г. N 377-ФЗ"
Опубликование:
-