В целях исполнения статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области в 2023 году.
2. Отделу финансового и организационного обеспечения (Т.В. Горюнова) разместить электронную версию Программы профилактики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области в 2023 году на сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о начальника Департамента |
О.В. Лаврикова |
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Департамента
Смоленской области по
природным ресурсам
и экологии
от 16.12.2022 г. N 0488/0103
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области в 2023 году
Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Программа профилактики) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области в 2023 году направлена на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами и иными областными нормативными правовыми актами в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:
1) режима особо охраняемой природной территории (далее также - ООПТ);
2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ;
3) режима охранных зон ООПТ.
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется:
1) Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - Департамент) - на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением областных государственных бюджетных учреждений. Департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в соответствии с перечнем действующих особо охраняемых природных территорий Смоленской области, подведомственных Департаменту, утверждаемая ежегодно до 20 января текущего года приказом начальника Департамента;
2) областными государственными бюджетными учреждениями (далее - ОГБУ) - в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон.
К объектам регионального государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля) относятся:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемыми лицами, осуществляющими деятельность, действия (бездействие);
2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
При организации регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход.
Департамент и ОГБУ при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска)
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
1) категория среднего риска - деятельность контролируемых лиц в границах природных парков;
2) категория умеренного риска - деятельность контролируемых лиц в границах государственных природных заказников;
3) категория низкого риска - деятельность контролируемых лиц в границах памятников природы, охранных зон памятников природы.
Перечень и копии нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по контрольно-надзорной деятельности, оценка соблюдения которых является предметом, в том числе, регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области утверждены приказом Департамента от 04.02.2022 N 00031/0103 и размещены на сайте Департамента в сети "Интернет".
В 2022 году Департаментом не проводились контрольно-надзорные мероприятия в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В 2022 году было проведено 2 профилактических мероприятия с объявлением предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в отношении 2-х физических лиц по факту охоты на уток на оз. Кривое, Красный бор, г. Смоленск и Смоленский район Смоленской области.
Описание текущего развития профилактической деятельности
В 2022 году осуществлено 30 обследований ООПТ с целью определения их экологического состояния и соблюдения природоохранного законодательства, в том числе на предмет придания новым территориям правового статуса ООПТ.
В целях сохранности ценного природного объекта и расширения сети особо охраняемых природных территорий Смоленской области проведена корректировка материалов по созданию в г. Смоленске и Смоленском районе новой особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения "Вязовенька".
На территории памятника природы "Красный Бор" в г. Смоленске высажены деревья на территории объекта "Сад Памяти" и проведены мероприятия "Вода России" и "Зеленая Россия.
Определены границы охранной зоны памятников природы оз. Акатовское и оз. Диво.
Ответственность за организацию и проведение профилактических мероприятий, в том числе и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при проведении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области возлагается на отдел регионального экологического надзора.
Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
Основные нарушения законодательства в области охраны и использования ООПТ связаны с:
- нарушением режима ООПТ;
- вырубкой деревьев;
- незаконным строительством временных и капитальных строений и сооружений;
- несанкционированным размещением отходов;
- нарушением использования водных объектов в границах ООПТ.
Цели и задачи реализации Программы профилактики
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Основными задачами профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
формирование единого понимания обязательных требований в подконтрольной сфере и порядка их исполнения;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов).
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N п/п |
Мероприятие/структура мероприятия |
Сроки (периодичность) их проведения |
Ответственные за реализацию |
1 |
Размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов |
В течение 2-х недель после официального опубликования |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора, должностные лица ОГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области" |
2 |
Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством: |
Поддержка в актуальном состоянии руководств по соблюдению обязательных требований |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора, должностные лица ОГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области" |
- разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, |
В течение года |
||
- подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (в случае изменения обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля) |
В течение 2-х недель после официального опубликования |
||
3 |
Обобщение практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области на официальном сайте в сети "Интернет" в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений |
1 раз/год |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
4 |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
Незамедлительно при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред окружающей среде |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
5 |
Рассмотрение обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов, обеспечение их анализа и при необходимости актуализацию перечней нормативных правовых актов. |
В течение 30 дней со дня поступления в Департамент |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора, должностные лица ОГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области" |
6 |
Размещение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на следующий календарный год |
До 30 декабря текущего года |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
7 |
Внесение информации о проводимых плановых и внеплановых проверках и их результатах в ФГИС "Единый реестр проверок" |
В течение 10 дней после окончания проверки |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
8 |
Профилактический визит |
I - IV кварталы 2023 года |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
9 |
Консультирование: по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио-, видеозапись. |
В сроки, установленные начальником Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии. |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора, должностные лица ОГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области" |
Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий определяются Департаментом самостоятельно и должны учитываться при определении ключевых показателей эффективности и результативности осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Смоленской области.
Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.