Ассоциация российских банков обращается в связи с внесением 16.11.2022 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 236508-8 "О внесении изменения в статью 138 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Законопроект N 236508-8).
Законопроект N 236508-8 имеет целью упорядочить распределение сумм, вырученных от реализации предмета залога, путем определения закрытого перечня налогов, которые непосредственно связаны с проданным заложенным имуществом - налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог.
Ассоциация российских банков полностью поддерживает Законопроект N 236508-8, поскольку его принятие позволит упрочить право залогодержателя получить удовлетворение за счет стоимости предмета залога преимущественно перед другими кредиторами, в то время как в практике судебных и налоговых органов наблюдается отход от такого права.
Вместе с тем полагаем, что Законопроект N 236508-8 не в полной мере решает другие, не менее актуальные проблемы, возникающие в практике применения кредитными организациями Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
При введении какой-либо процедуры банкротства, а также при банкротстве отдельных категорий должников Законом о банкротстве предусматривается мораторий на удовлетворение требований кредиторов. В этом случае начисление предусмотренных законом или договором процентов, неустоек и других имущественных санкций должно быть приостановлено. Вместо этого на сумму задолженности должника подлежат начислению специальные проценты, которые в судебной практике получили название "мораторные проценты", поскольку они вводятся на период действия соответствующего моратория. Такие мораторные проценты предусмотрены, например, пунктом 4 статьи 63, пунктом 2 статьи 95, пунктом 2.1 статьи 126, пунктом 3 статьи 184.3-2, пунктом 3 статьи 186.1-4, пунктом 3 статьи 189.38 Закона о банкротстве.
Рассматриваемые проценты, как правило, подлежат уплате после окончания соответствующего моратория (см., например, пункт 3 статьи 189.38 Закона о банкротстве). Однако по разным причинам эти мораторные проценты своевременно не выплачиваются, в связи с чем возникает вопрос об очередности уплаты мораторных процентов по отношению к другим требованиям конкурсных кредиторов. Этот вопрос действующим законодательством четко не определен.
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, мораторные проценты должны уплачиваться после требований реестровых кредиторов (см., например, Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 23 августа 2021 N 303-ЭС20-10154(2) по делу N А51-25767/2015). Ранее судебная практика придерживалась иного мнения (см. пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 года N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве").
Поскольку мораторные проценты фактически являются заменой приостановленных финансовых санкций, полагаем, что они должны уплачиваться в том же порядке, что и традиционные санкции. Иными словами, мораторные проценты должны включаться в реестр требований кредиторов и уплачиваться одновременно с иными финансовыми санкциями.
С целью отнесения мораторных процентов к реестровым платежам третьей очереди предлагаются соответствующие изменения в статьи 134 и 137 Закона о банкротстве (проект поправок в Законопроект N 236508-8 прилагается).
В связи с изложенным просим учесть предложения банковского сообщества при доработке проекта федерального закона N 236508-8 "О внесении изменения в статью 138 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Приложение: на 2 л.
Президент, Академик РАН |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 8 февраля 2023 г. N А23-01/5-53 "О поправках к Законопроекту N 236508-8"
Опубликование:
-