Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 августа 2002 г. N КА-А40/5623-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к региональному благотворительному общественному фонду содействия охране материнства и детства "Здоровое поколение" (далее РБОФСОМиД "Здоровое поколение") о взыскании не уплаченного в добровольном порядке штрафа в размере 5000 рублей, наложенного на основании ч. 1 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанцией того же суда от 08.07.02, в иске отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, МРО ФСС РФ в кассационной жалобе просит об их отмене как принятых при неправильном применении ст.ст. 34.1, 116 НК РФ, ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год". Заявитель жалобы считает, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются налоговыми платежами, а право органов ФСС РФ применять к плательщикам страховых взносов в 2001 г. налоговые санкции закреплено в ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год".
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представители сторон в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в том числе и по доводам кассационной жалобы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании находящиеся в деле доказательства, арбитражный суд разрешил спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения и постановления.
Как следует из материалов дела, истец обратился в суд за взысканием штрафа, наложенного на РБОФСОМиД "Здоровое поколение" на основании ч. 1 ст. 116 НК РФ решением МРО ФСС РФ от 29.10.01 N 229 за нарушение ответчиком срока регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имевшее место в 2001 г.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что с 01.01.01 исполнительные органы ФСС РФ не вправе налагать на юридические лица взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 116 НК РФ, так как после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 г." органы ФСС РФ не осуществляют права и обязанности налоговых органов.
Выводы судов являются правильными.
Согласно ст. 34.1 НК РФ органы внебюджетных фондов несут права и обязанности налоговых органов по налоговому контролю только в случае, прямо предусмотренном законом.
Вместе с тем, законодательство о налогах и сборах не предусматривало наделение органов ФСС РФ в 2001 г. функциями налогового контроля за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль уплаты таких взносов должен был осуществляться органами ФСС РФ в 2001 г. на основании Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях", который не устанавливает, что контроль уплаты страховых взносов, а также соблюдения порядка регистрации плательщиков таких взносов осуществляется органами ФСС РФ в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не относит такие взносы к налоговым платежам.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что на момент вынесения решения о привлечении РБОФСОМиД "Здоровое поколение" к налоговой ответственности, на основании которого производится взыскание, МРО ФСС РФ не обладало полномочиями по осуществлению налогового контроля и не вправе было привлекать РВОФСОМиД "Здоровое поколение" к налоговой ответственности.
Довод кассационной жалобы о том, что МРО ФСС РФ было вправе привлечь РБОФСОМиД "Здоровое поколение" к налоговой ответственности на основании ст. 10 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" несостоятелен. Поскольку ежегодно принимаемые законы о бюджете фонда социального страхования носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты. Действовавший в 2001 г. Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 13.05.02 и постановление от 08.07.02 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-13153/02-118-113 оставить без изменения, а кассационную жалобу МРО ФСС РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2002 г. N КА-А40/5623-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании