Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 августа 2002 г. N КА-А40/5602-02
Решением от 27.09.02 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 28.12.02 апелляционной инстанции, отказано в иске ООО "Альфа-Эко М" к МИМНС РФ N 41 о признании недействительным требования N 227/195 от 18.06.01 в части уплаты налога на прибыль, дополнительных платежей и пени.
Постановлением от 28 февраля 2002 г. Федерального арбитражного суда Московского округа судебные акты отменены как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим значение для дела. Дело передано на новое рассмотрение.
Решением от 24.04.02, оставленным без изменения постановлением от 19.06.02 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы исковые требования ООО "Альфа-Эко М" удовлетворены со ссылкой на статьи 78 и 176 НК РФ по тем основаниям, что материалами дела и данными самого налогового органа подтверждается наличие у истца переплаты по НДС в тот же бюджет.
В кассационной жалобе МИМНС РФ N 41 просит решение 24.04.02 и постановление от 19.06.02 Арбитражного суда г. Москвы отменить как принятое с неправильным применением ст.ст. 78 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с нарушением Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", в иске ООО "Альфа-Эко М" отказать.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы. Указывает на то, что в соответствии с Федеральным законом от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" в 2001 году отчисления НДС в бюджеты субъектов РФ не предусмотрены, лицевые счета налогоплательщика в 2001 г. по НДС в городской бюджет закрыты, а суммы переплаты по НДС переведены на лицевые счета по расчетам с консолидированным бюджетом, в связи с чем зачет недоимки по налогу на прибыль в городской бюджет в 2001 г. был не возможен.
Представитель истца возражает против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах. Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права.
Судом установлено, что суммы налога на прибыль, дополнительных платежей и пени, указанные в оспариваемом требования N 227/195 от 18.06.01, образовались в результате представления истцом уточненных расчетов по налогу на прибыль в городской бюджет за IV квартал 1999 г., IV квартал 2000 г. и I квартал 2001 г.
Как следует из материалов дела и подтверждается представителями сторон, вышеназванные дополнительные декларации представлены истцом в МИМНС РФ N 41 по г. Москве в 2001 году.
При этом истец, подавая дополнительные декларации, не уплатил недостающие суммы налога на прибыль, полагая, что имеющаяся у него сумма переплаты по НДС в городской бюджет, возникшая в 2000 г., подлежит зачету в счет уплаты недоимки и пени.
На этом ООО "Альфа-Эко М" строит и свои возражения на кассационную жалобу ответчика.
Вместе с тем, налогоплательщик не учел следующего. В соответствии с п. 5 ст. 78 части I НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Согласно п. 4 ст. 176 части II НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету.
Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" в 2001 году возврат налога на добавленную стоимость производился только из федерального бюджета, независимо от того, куда зачислялись суммы НДС в 2000 г.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорные правоотношения по уплате доначисленных сумм налога на прибыль, дополнительных платежей и пени и вопрос о зачете возникли в 2001 г., у налогового органа отсутствовали основания для зачета недоимки по налогу, подлежащему уплате в городской бюджет, из федерального бюджета.
Ссылка истца на пункт 3 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не принимается, поскольку в соответствии с данной нормой он был вправе требовать зачет сумм НДС, уплаченных поставщикам, только в счет предстоящих платежей НДС в бюджет, но не в счет других видов налогов.
Вывод суда о подтверждении факта переплаты по НДС в городской бюджет актом сверки от 22.04.02 и карточкой лицевого счета от 27.02.02 является ошибочным, поскольку акт сверки от 22.04.02 является расчетом только сумм недоимок по налогам и пени, указанных в Требовании N 227/195, и не содержит данных о суммах переплат по другим налогам, а карточка лицевого счета на 27.02.02 отражает сведения только по налогу на прибыль.
С учетом вышеизложенного, судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм Налогового кодекса Российской Федерации с отказом ООО "Альфа-Эко М" в иске.
Руководствуясь ст. ст. 171, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 24.04.2002 и постановление от 19.06.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-23385/01-107-253 отменить.
В иске Обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Эко М" к Межрайонной инспекции МНС РФ N 41 по г. Москве о признании недействительным требования N 227/195 от 18.08.2001 в части уплаты налога на прибыль в размере 1.963.531,61 руб., суммы пени начисленных на эту сумму в размере 2.445.722,88 руб., а также суммы дополнительных платежей в размере 1.091.884 руб. отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2002 г. N КА-А40/5602-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании