Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 19.12.2022 г. N 283
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2023 год
I. Общие положения
1. Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2023 год (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 284-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ)# и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, в целях организации проведения в 2023 году мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Программа определяет цели и задачи проведения профилактических мероприятий, содержит анализ текущего состояния федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, описание текущего уровня развития профилактической деятельности, характеристику проблем, на решение которых направлена Программа, определяет перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения, а также показатели результативности и эффективности профилактических мероприятий.
II. Цели и задачи реализации Программы
3. Реализация Программы преследует достижение следующих целей:
- предупреждение нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, путем создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения;
- предотвращение или снижение риска причинения вреда и уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, формирование модели социально ответственного, добросовестного правового поведения работодателей, минимизация потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований;
- повышение прозрачности системы контрольной (надзорной) деятельности при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.
4. Задачами реализации Программы являются:
- оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;
- выявление факторов угрозы причинения либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики, повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности.
III. Анализ текущего состояния федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
5. В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230 (далее - Положение о контроле) предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами (далее - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, гострудинспекции) в рамках возложенных на них полномочий.
Согласно пункту 8 Положения о контроле объектом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются:
а) деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
б) деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.
В рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в 2021 году государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации было проведено 86545 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что на 18,3% больше, чем в 2020 году.
Основаниями для проведения проверок являлись:
- контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, - 7 748, что составляет 8,9% от общего количества проведенных проверок;
- заявления (обращения) граждан (на них приходится наибольшее количество проверок) - 66 327, что составляет 76,6% от общего количества проведенных проверок;
- приказы (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, - 2 272, что составляет 2,6% от общего количества проведенных проверок;
- приказы (распоряжения) руководителя гострудинспекции, изданные в соответствии с требованием органов прокуратуры, - 1 350, что составляет 1,6% от общего количества проведенных проверок.
В 2021 году наибольший удельный вес в общем количестве проведенных проверок приходился на организации, осуществляющие деятельность в сфере:
- оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 13,4%;
- строительства - 11,1%;
- здравоохранения и предоставления социальных услуг - 7,9%;
- обрабатывающего производства - 9,1%;
- образования - 6,8%;
- транспорта - 5,5%;
- предоставления прочих коммунальных, социальных услуг - 4,7%;
- сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 3,8%;
- добычи полезных ископаемых - 2,1%;
- других видов экономической деятельности - 35,2%.
Из общего количества проведенных проверок в плановом порядке в 2021 году было проведено 6 745 проверок или 7,8% от общего количества проведенных проверок, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составили 92,2% от общего количества проведенных проверок.
В ходе проведенных в 2021 году в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, надзорных мероприятий, в том числе расследования несчастных случаев на производстве, было выявлено свыше 172,1 тысяч нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Общее количество выявленных в 2021 году нарушений осталось практически на уровне 2020 года. В среднем в ходе одной проверки в 2021 году было выявлено 1,9 нарушений.
Относительное количество нарушений, выявленных в среднем одним госинспектором труда в 2021 году, составило 94,3, что на 6,4% больше показателя 2020 года (88,2).
Анализ результатов надзорной деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации свидетельствует, что причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на протяжении последних лет являются:
- износ и старение на ряде предприятий основных производственных фондов;
- финансирование работодателями не в полном объеме мероприятий по охране труда (в т.ч. проведения необходимых обучений и проверок знаний в учебных центрах руководителей и работников по обучению безопасным методам и приемам работ на высоте);
- нестабильное финансовое состояние организаций (отсутствие заказов и прекращение работы предприятий, применение процедур банкротства);
- непринятие работодателями действенных мер воздействия к нарушителям требований трудового законодательства.
В целях устранения нарушений трудового законодательства, выявленных государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в ходе проведённых в 2021 году проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в ходе проводимых в установленном порядке расследований обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, работодателям было выдано более 46,4 тысяч обязательных для исполнения предписаний, что на 19.2% больше чем за 2020 год.
В 2021 году по сравнению с 2020 годом произошло увеличение на 22,1% количества случаев привлечения к административной ответственности в виде штрафа лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства.
В 2021 году сохранялась тенденция приоритетности привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства в виде предупреждения.
Так в 2021 году государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок были приняты решения о наложении административных наказаний в виде предупреждений на 85 141 виновное лицо (увеличение составило 59% относительно показателя 2020 года).
За 2021 год государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве были приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафа на 128 тыс. виновных лиц.
6. В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2021 году Рострудом осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой:
информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований при обращении представителей контролируемых лиц в Роструд и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации;
объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
проведение профилактических визитов в отношении контролируемых лиц в соответствии с утвержденным графиком.
IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
7. В рамках профилактической деятельности Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в 2023 году планируется проведение следующих профилактических мероприятий:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
8. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
В рамках профилактики рисков причинения вреда Роструд и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством размещения соответствующих сведений:
- на официальном сайте Роструда;
- через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии);
- в средствах массовой информации.
Профилактическое мероприятие в виде информирования предполагает размещение большого количества информационных материалов, что позволяет достичь такого эффекта, как повышение правовой грамотности контролируемых лиц, формирование одинакового понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как у контрольного (надзорного) органа, так и у контролируемого лица.
В связи с тем, что размещаемая на официальном сайте Роструда информация является общедоступной, у всех контролируемых лиц появляется единый источник достоверной и полной информации, использование которого позволит выявлять риски, предотвратить возможные нарушения обязательных требований.
9. В соответствии с пунктом 18 Положения о контроле обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии с положениями статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
При осуществлении данного профилактического мероприятия Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации проводится анализ и обобщение следующей информации:
- результаты контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых как с взаимодействием с контролируемыми лицами, так и без такого взаимодействия, включая случаи объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, данные Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, других учетных регистров и систем;
- результаты рассмотрения поступивших в Роструд и государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации обращений граждан, организаций, информации от иных органов власти, содержащих сведения о нарушении обязательных требований;
- результаты обжалования в административном и судебном порядке решений, действий (бездействия) Роструда и его должностных лиц, связанных с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;
- результаты аналитической работы, осуществляемой в рамках актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- иные источники, содержащие информацию о нарушении обязательных требований и (или) проведении мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Полученная информация проверяется на логичность и непротиворечивость, группируется соответственно структурным единицам будущего доклада о правоприменительной практике, обрабатывается статистическими методами в сравнении с плановыми показателями и аналогичными показателями прошлого года.
По итогам обобщения правоприменительной практики подготавливается доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по соблюдению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом практики территориальных органов.
Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, за предыдущий год.
Утвержденный доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Роструда.
Профилактическое мероприятие в виде обобщения правоприменительной практики является эффективным, так как позволяет контролируемым лицам получить доступную и сводную информацию о сложившейся практике применения обязательных требований, выявляемых нарушениях, возможные результаты обжалования решений контрольных (надзорных) органов.
10. В соответствии с пунктом 21 Положения о контроле предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, указанных в пункте 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, должностными лицами Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, выявившими данные основания, формируется мотивированное представление (служебная записка) с описанием обстоятельств и предложением об объявлении предостережения, на основании которого контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявление предостережения как профилактическое мероприятие является достаточно эффективным, так как контролируемое лицо может получить информацию (не в рамках контрольного (надзорного) мероприятия) об имеющихся и возможных у него нарушениях, а самое главное, устранить нарушения или причины, которые могут привести к таким нарушениям.
Проведение данного профилактического мероприятия позволяет контролируемым лицам предупредить или прекратить совершение нарушений обязательных требований, получить информацию о наличии признаков возможных нарушений, которые ими могут быть совершены, и исключить их. При этом контрольный (надзорный) орган при проведении данного вида профилактических мероприятий может достичь эффекта в виде снижения количества выявляемых нарушений по причине их предотвращения контролируемыми лицами на основании полученной информации, а также снижения нагрузки на контрольные (надзорные) органы и расходов на контрольную (надзорную) деятельность.
11. В соответствии с пунктом 25 Положения о контроле должностные лица Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии с положениями статьи 50 Закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляться# должностными лицами Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации по обращениям контролируемых лиц, их представителей:
1) в устной форме:
- по телефону,
- посредством видео-конференц-связи,
- на личном приеме,
- в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия;
2) в письменной форме.
Должностные лица Роструда и государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации осуществляют консультирование по следующим вопросам:
а) организация и осуществление государственного контроля (надзора);
б) порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) гарантии и защита прав контролируемых лиц;
г) эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;
д) исполнение решений контрольных (надзорных) органов.
Использование консультирования, как вида профилактического мероприятия, имеет ряд преимуществ, среди которых удобство получения информации в связи с возможностью использования различных способов: телефон, видео-конференц-связь, личный прием, возможность получения информации в любое время, а также экономия времени.
12. В соответствии с пунктом 31 Положения о контроле профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Роструда или государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
а) объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.
Порядок отнесения деятельности к сферам, имеющим высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом, определяется Федеральной службы по труду и занятости.
Обязательные профилактические визиты в течение 2023 года планируются Федеральной службой по труду и занятости ежемесячно в отношении: контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере, имеющей высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом; объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска по состоянию на 29 июня 2022 года, размещен на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресам: https://rostrud.gov.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=15962; https://rostrud.gov.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=15961.
В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется по следующим вопросам:
- об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска;
- об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска;
- о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Профилактический визит является эффективным способом выявления факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определения способов устранения или снижения рисков и их реализации.
13. Информация об основаниях для проведения каждого вида профилактического мероприятия, а также эффективность проведения каждого вида профилактического мероприятия, ожидаемый результат от его проведения представлены в Таблице N 1.
План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2023 год представлен в приложении N 1 к Программе.
Таблица N 1
Вид профилактического мероприятия (далее - ПМ) |
Основания для проведения ПМ (примеры проблем, которые позволит решить проведение ПМ) |
Эффективность проведения ПМ, ожидаемый результат проведения ПМ |
Информирование |
1) правовая неграмотность контролируемых лиц; 2) отсутствие единообразной и актуальной информации у контролируемых лиц, приводящей к нарушению обязательных требований (далее - ОТ); 3) недостаточная информированность контролируемых лиц |
1) формирование одинакового понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как у контрольного (надзорного) органа, так и у контролируемого лица; 2) у контролируемого лица появляется единый источник достоверной и полной информации, использование которого позволит выявлять риски, предотвращать возможные нарушения обязательных требований; 3) повышение правовой грамотности контролируемого лица |
Обобщение правоприменительной практики |
1) правовая неграмотность контролируемых лиц; 2) отсутствие единообразной и актуальной информации у контролируемых лиц, приводящее к нарушению обязательных требований (далее - ОТ); 3) недостаточная информированность контролируемых лиц; 4) отсутствие единообразных подходов к применению контрольными (надзорными) органами обязательных требований; 5) наличие пробелов в законодательстве о федеральном государственном контроле (надзоре); 6) обязательные требования теряют актуальность в связи с изменением законодательства |
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом обязательных требований законодательства о федеральном государственном контроле (надзоре); 2) выявление типовых нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений; 3) подготовка предложений об актуализации обязательных требований; 4) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о федеральном государственном контроле (надзоре) |
Объявление предостережения |
1) наличие сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований; 2) наличие сведений о признаках нарушений обязательных требований; 3) наличие сведений об отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
1) предупреждение совершения контролируемыми лицами нарушений обязательных требований; 2) информирование контролируемых лиц о возможных нарушениях, которые ими могут быть совершены; 3) снижение количества выявляемых нарушений по причине их предотвращения контролируемыми лицами на основании полученной информации; 4) снижение нагрузки на контрольные (надзорные) органы, а также расходов на контрольную (надзорную) деятельность; 5) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований |
Консультирование |
Наличие у контролируемых лиц вопросов, связанных с: 1) организацией и осуществлением государственного контроля (надзора); б) порядком организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий; в) гарантиями и защитой прав контролируемых лиц; г) эффективными средствами и методами соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям; д) исполнением решений контрольных (надзорных) органов |
1) оперативное получение контролируемыми лицами информации об осуществлении государственного контроля (надзора); 2) экономия времени на поиск информации; 3) исключение нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) со стороны контролируемых лиц; 4) повышение прозрачности системы контрольной (надзорной) деятельности |
Профилактический визит |
Обязательные профилактические визиты проводятся, если: а) объекты контроля отнесены к категориям высокого и значительного риска; б) контролируемые лица приступают к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом |
1) информирование контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска; 2) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований; 3) снижение количества выявляемых нарушений по причине их предотвращения контролируемыми лицами на основании полученной информации; 4) снижение нагрузки на контрольные (надзорные) органы, а также расходов на контрольную (надзорную) деятельность; 5) контрольный (надзорный) орган может получать информацию о явной непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или о причинении такого вреда (ущерба), а также оперативно принимать решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия |
V. Показатели результативности и эффективности Программы
14. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий включает оценку удовлетворенности контролируемых лиц качеством мероприятий, которая осуществляется посредством социологического исследования, опросов, изучения мнения работодателей.
Оценка результативности и эффективности профилактических мероприятий осуществляется Рострудом посредством проведения опроса представителей контролируемых лиц по следующим направлениям:
- информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах контролируемых лиц при проведении Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации контрольно-надзорных мероприятий;
- понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование всеми участниками контрольно-надзорной деятельности;
- снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
- четкое дифференцирование случаев, в которых целесообразно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки;
- вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации;
- повышение уровня доверия контролируемых лиц к Роструду и государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации.
Показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда представлены в приложении N 2 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.